Пачка сигарет

Надежда Бойер
                «Нет больше радости,
                чем видеть друзей,
                Нет горше горя, чем
                разлука с друзьями».
                (Рудаки)
            
(Из сборника «Девочка-фея»)
               

Уже опали осенние жёлтые листья, парк опустел. Лишь кое-где на одиноких скамейках сидели те, кто любил не только лето, но и эту благодарную мягкую красоту.

На одной из таких скамеек сидел грустный молодой человек и чертил прутиком на земле какие-то каракули. Он так увлёкся своим «художеством», что не заметил, как к нему подсела маленькая почти прозрачная девочка. Молодой человек удивился:

— Не замёрзла, малышка? Что-то ты совсем легко одета! Возьми мою куртку, теплее будет!

— Спасибо, Глеб Юрьевич, не надо.

Парень выпрямился и откинулся на спинку скамейки.

— Мы разве знакомы? Ты чья-то дочь? Что-то не припомню…

— Не напрягайтесь, Глеб, не надо. Вы меня не знаете. Я здесь, чтобы помочь вашей беде. Я — девочка-фея.

— Ты, девочка, знаешь о моём несчастье? Ты готова мне помочь? Я не сплю?

В доказательство своих слов парень так сильно ущипнул себя за руку, что, не выдержав боли, вскрикнул:

— И, правда, не сплю. Надо же! Поистине, не знаешь, откуда ждать беду, а откуда радость. Во, дела!

Парень снова натянул куртку и со страхом посмотрел на девочку. Верить ей или нет, он не знал, но у него не было выхода, и он кивнул.

— Я слушаю тебя, девочка. Что мне надо сделать, чтобы снова ко мне вернулось спокойствие и радость бытия? Признаюсь, я совершил… не подлость, нет… забывчивость, но я не виноват, девочка! Меня так закрутили, завертели какие-то дела, что я даже забыл тогда, как меня зовут. В чём моя вина, в чём?

Девочка немного поёжилась, и парень снова стал снимать куртку, чтобы отдать её девочке.

— Ты говоришь, что не замёрзла, а сама постоянно дрожишь. Я так не могу…

— Я буду звать вас на «ты»… Ты не понял, Глеб, я не мёрзну никогда, я вздрагиваю только тогда, когда мне что-то не нравится. Вот и сейчас ты говоришь, что не виноват, но ведь это неправда? Это тебе так хочется, чтобы ты был невиноват, а на самом-то деле… Расскажи мне, Глеб, всё с самого начала. Я ведь всё равно знаю правду!

— А зачем же тогда надо что-то рассказывать, если ты всё, как говоришь, знаешь. Смысла в этом не вижу…

— А это надо не мне, Глеб, а тебе. Расскажи, легче станет. Увидишь…

Глеб глубоко и шумно вздохнул, и, отбросив в сторону сломавшийся прутик, начал рассказ:

— Ладно, девочка, слушай. Был у меня друг, Иван Лукин. Мы с ним дружили с самого первого класса. Короче, были, не разлей вода. Школу вместе закончили, в армию пошли. Родители радовались нашей дружбе, как дети малые. Да что там говорить, ни его родители не отпускали Ивана без меня, ни мои — без него. Мы даже могли не разговаривать, а просто мыслить «вслух», и понимать друг друга. Мы из армии вернулись и решили с Иваном наладить небольшой бизнес и тут у нас всё получилось. Как в народе говорят, вдвоём и «батька» легче бить. Так, прошло три года. Мы уже более-менее устойчиво стояли на ногах, решили жениться. Представляешь, малышка, у нас и жёны оказались под стать нам: подружки были с детства закадычные! Короче, женились мы и стали, как в той сказке жить-поживать да добра наживать. Ходили, друг к другу в гости, радовались всему вокруг. Звёзд с неба не хватали, но и не ругали судьбу. Всё было нормально, но тут случилось горе — заболел Иван. Мы все кинулись по врачам. Те руками разводят, мол, странная какая-то болезнь, науке неизвестная, ничем помочь не можем, готовьтесь к худшему…

И тут я вспомнил, что когда мы служили в Средней Азии, Ивана за ногу укусила какая-то странная болотная тварь, и он долго лежал в военном госпитале с температурой. Тогда всё обошлось, хотя Иван сильно похудел и осунулся. Дома же, на маминых пирогах и наваристых щах Иван быстро пошёл на поправку. Мы и забыли о том случае в армии. Когда Иван заболел, я об этом вспомнил и рассказал ему. Друг помотал головой. Мол, помнит всё и прекрасно понимает, что это серьёзно. И ещё он взял с меня слово, что я никому об этом не скажу — ни докторам, ни семье его. Он так и сказал тогда:

— Не смей, Глеб, говорить о том армейском случае никому! Ты же понимаешь, врачи выкачают с моей семьи деньги, а в итоге и меня не спасут и семью оставят голодной, а Нина ждёт ребёнка. Я не могу оставить их без гроша…

Глеб так тяжело и нервно вздохнул, что девочка снова поёжилась.

— Я себе не могу простить, что послушал его тогда. Мне надо было кричать на весь мир, звонить во все колокола, пытаться спасти друга. Эх, дурак я, дурак… Правда, когда уже Ивана не стало, при вскрытии выяснилась причина его смерти. Врачи все, как один, сказали, что ему уже нельзя было помочь. Никакие бы деньги не спасли друга, ни большие, ни маленькие.

Перед «уходом» Иван попросил меня об одной услуге, а я замотался, и не выполнил предсмертную просьбу друга. Вот и живу сейчас с этим, как Кощей с ненужной ступой Бабы-Яги. Что мне делать, девочка? Я не сплю уже вторую неделю, мне снится Иван, он протягивает ко мне руку и просит то, что я забыл положить в карман его пиджака.

— Пачку сигарет?

— Да, девочка, пачку сигарет. Что мне теперь делать? Я постоянно отношу ему по пачке сигарет и оставляю возле венков, но он всё равно мне снится каждую ночь. Что мне делать? Если так и дальше пойдёт, я просто-напросто сойду с ума в один распрекрасный день и останется моя Танюша вдовой.

— Хорошо, Глеб, что ты мне рассказал всё, как на духу. Я не верю вранью… Люди думают, что они очень умные, могут обманывать, изворачиваться и этого никто не видит и не слышит. Но ведь это далеко не так. Просто некоторые тактично ведут себя, не желая вводить в краску обманщиков. Так вот, Глеб, раз я оказалась рядом, помогу тебе. У тебя есть с собой новая пачка сигарет, которую ты должен отнести на могилу Ивана?

— Да, вот она, в куртке. Сейчас я пойду и отнесу…

— Поспеши, Глеб. Иди, поздоровайся с другом. У тебя есть только одна минута.

Парень во все глаза смотрел, как к нему идёт Иван. Глеб сорвался с места и кинулся к другу.

— Ваня, ты живой! Прости меня, прости за всё! Как я рад, что мы снова вместе!

Иван улыбнулся другу и протянул руку.

— Ты обещал положить в пиджак мои любимые сигареты. Давай, а то время уходит. Опять не успеешь…

Глеб лихорадочно стал рыться в карманах куртки, но его пальцы от волнения запутались, и он краем глаза увидел, как тает прямо на глазах силуэт Ивана. Обнаружив таки сигареты, Глеб прицелился и кинул пачку Ивану. Тот поймал её на лету и в ту же секунду исчез.

Глеб долго приходил в себя, затем осмотрелся, но девочки рядом уже не было. Тогда он сунул руку в карман куртки, пытаясь нащупать пачку сигарет, чтобы отнести Ивану, но не нашёл. Наконец, он всё понял. Это не было затмением, сном, он, правда, минуту назад уже отдал сигареты другу. Он выполнил своё обещание, хоть и с некоторым опозданием. И пусть его радость была грустной, Глеб понял, что он будет жить за двоих, а это, без сомнения, и есть счастье...


Автор: Надежда Бойер