За что взять штраф с управляющей компании

Константин Деркачёв
Отношения жильцов дома с управляющей компанией в нашей стране часто напоминают военные действия. Коммунальщики не обращают внимание на жалобы граждан на холодные батареи и протекающую крышу, а те грозятся обратиться в суд. А мелкими нарушениями вроде неправильной суммы в квитанции уже никого не удивишь. Однако теперь получать качественные услуги ЖКХ россиянам станет проще: как оказалось, на управдомов распространяются требования Закона «О защите прав потребителей». А значит, граждане имеют право требовать с нерадивых коммунальщиков компенсацию за моральный ущерб. О том, за что могут оштрафовать управляющую компанию, и о других нововведениях в сфере ЖКХ, читайте далее.



За что взять штраф с управляющей компании
Недавно Верховный суд России сделал особое разъяснение: отношения владельцев жилой недвижимости и управляющих компаний попадают под действие закона о правах потребителя. Иными словами, управдомы ничем не отличаются от других производителей услуг и за свои ошибки и нарушения должны отвечать по закону. Правозащитники об этом говорили и раньше: однако на практике заставить нарушителей выплачивать пострадавшим гражданам компенсации удавалось далеко не всегда. Теперь же Фемида на стороне потребителей коммунальных услуг: в интересах управляющих компаний не доводить дело до суда, чтобы избежать лишних расходов.
Самый распространенный случай - завышенные суммы в квитанциях. Например, в доме из-за профилактических работ отключили газ или воду, а день, когда услуга фактически не оказывалась, УК включила в счет. Если коммунальщики не захотят решить дело миром, то есть произвести перерасчет, гражданин может обратиться в суд. По новым правилам, с управляющей компании должны взыскать не только переплату, но и штраф в размере 50% от суммы компенсации. Вот типичные претензии к работе ЖКХ, которые могут стать основанием для возмещения ущерба:
Холодные батареи в квартире
Коммунальные службы обязаны обеспечить в жилых помещениях температуру воздуха в соответствии с санитарными нормами - она должна быть не ниже 18 °С, а в холодных регионах - 20 °С. В ночное время (с 00:00 до 5:00) в квартире может быть слегка холоднее - допустимо снижение температуры на 3 °С. Как правило, холодные или завоздушенные батареи - явление временное, связанное с началом отопительного сезона. Однако если радиаторы остаются чуть теплыми уже не одну неделю, пора обращаться в УК.
Протекающая крыша
Проведение текущего и капитального ремонта дома - прямая обязанность УК, ведь организация регулярно собирает на это деньги с жильцов. Если работы не были проведены своевременно, и ваша квартира пострадала из-за протекающей кровли, пора требовать компенсации от коммунальщиков.
Разрушение балконной плиты
Балконы и лоджии в стандартных панельных домах из источника света и воздуха со временем превращаются в зону повышенной опасности. Основная проблема, связанная с их ремонтом, возникает из-за нестыковок в законодательстве. Жилищный кодекс не причисляет балконы к общему имуществу собственников дома, а в Постановлении Правительства РФ N491 содержится противоположная формулировка. Тем не менее, существуют судебные решения, когда закон становился на сторону жильцов и обязывал управляющую компанию привести балкон в порядок.
На практике ситуаций, дающих возможность получить компенсацию, может быть великое множество, но алгоритм защиты своих прав выглядит примерно одинаково. Обнаружив холодные батареи или протекающую крышу, сразу же сообщите об этом в управляющую компанию и потребуйте приезда специалистов, которые зафиксируют проблему документально. Велика вероятность, что представители УК просто проигнорируют ваше обращение, тогда нужно вызывать жилищную инспекцию или организацию, занимающуюся защитой прав потребителей. Главное, чтобы у вас на руках был акт, подтверждающий, что услуги ЖКХ были оказаны некачественно, а коммунальщики от ваших жалоб отмахнулись. Тогда велика вероятность взыскать через суд не только неустойку, но и штраф за моральный ущерб.
Что ждет ЖКХ - лицензирование УК и штрафы за качество услуг
Получить компенсацию за некачественно оказанные коммунальные услуги - дело вполне реальное, но требующее сил и времени. Однако в ближайшем будущем жильцам многоквартирных домов отстаивать свои права будет легче. С 1 мая 2015 года все управляющие компании смогут работать, только получив лицензию. Эта мера, по словам представителей Минстроя, позволит выявить и убрать с рынка недобросовестные организации. Чтобы получить разрешение на работу, УК должна соответствовать ряду довольно строгих требований. Кроме того, если в доме обнаружатся нарушения, за которые наложена административная ответственность, такой объект отберут у УК. Если же проблемных многоэтажек на карте обслуживаемого района наберется более 15% - организации придется распрощаться с лицензией.
Новые правила также коснуться завышенных сумм в квитанциях ЖКХ. Сейчас, обнаружив ошибку, владельцу квартиры приходится бегать по расчетно-кассовым центрам, чтобы вернуть собственные деньги. С 2015 года, доказав, что он заплатил лишнее, гражданин сможет получить компенсацию в размере 15% от суммы переплаты. Аналогичная ситуация с некачественно оказанными услугами. Если в доме несколько дней не было воды или не работал лифт, и это зафиксировано представителями УК, а счет за обслуживание все равно пришел, потребитель вправе потребовать компенсацию. Она составит 30% от стоимости некачественной услуги.