Письма старой учительницы. Уход. Письмо 4

Виталий Голышев
(предыдущая:http://www.proza.ru/2014/09/02/1271)




                УХОД.



        Моя переписка с Евгенией Макаровной оборвалась неожиданно и трагично. Всё возраставшие перерывы между её письмами в течение последних полутора лет нашего семилетнего эпистолярного общения вызывали у меня тревогу в отношении её нравственного и физического самочувствия, подорванного трудностями бытового устройства, возникавшими одно за другим заболеваниями и травмами, качеством жизни в нищей республике и таким же удручающе низким качеством лечения, собственным одиночеством в густонаселённом городе, где живут поколения её учеников…

        Даже тот положительный заряд заложенной в генах силы духа, воспитанных годами нелёгкого и напряжённого педагогического труда положительных эмоций, наличие природного трезвого ума, женской объективной мудрости и житейской обстоятельности – всё это на глазах утрачивало свою живительную силу. «Потеряла казацкую кровь, а чужая плохо действует!», - это прозвучало из её уст, словно приговор качеству жизни и уровню молдавской медицины…

        11 августа 2013 года тревожным набатом прозвучал звонок из Кишинёва. Слабеньким, словно извиняющимся, голосом, Евгения Макаровна сообщила о том, что получила серьёзную травму, перенесла тяжёлую операцию, лежит дома. Трубку взяла её соседка, сообщив, что состояние соседки крайне тяжёлое. Это был наш последний диалог. Спустя четыре дня она ушла из жизни…

        В последний путь её проводили её добрые соседи, которые всё это время помогали ей в её больших и малых бедах. А через год они же поставили памятник и собрали за траурным поминальным столом её знакомых, коллег и учеников, среди которых были и мои одноклассники…

        А спустя две недели после прощального звонка Евгении Макаровны, после тех пятнадцати дней, в течение которых я не находил себе места от собственного бессилия, отсутствия возможности узнать подробности случившегося, тяжёлого чувства собственной вины, - я получил от своего Учителя письмо. Прощальное письмо…

                *     *     *     *     *




                ПИСЬМО № 4.



                Добрый день, Виталий Юрьевич!



        Я в полном смятении чувств уже почти год… Большая благодарность за… внимание ко мне… Прошу прощения - подводит возраст… Наша почта работает, сообразуясь с… порядками в высших эшелонах власти, особенно в Молдавии.
И не только почта. Всё настолько безалаберно, что «ни в сказке не сказать, ни пером описать». И плавают  такие «щепки», как я, в безбрежном океане бюрократов, взяточников, бездельников и подлецов.

        Чтобы написать это письмо, я перечитала твои письма за полгода. И хотя в них говорится о нашей современной жизни, но память наводит на воспоминания о лучших временах, когда я общалась с людьми, которые мыслили, говорили и поступали, жили (в большинстве своём), как описано в них.

        Сейчас меня окружают люди с другим мышлением… Такова реальность: одни уже ушли из жизни, другие «перекрасились», а люди моего возраста просто «списали» себя – их ничто не интересует. Живут по принципу «моя хата с краю». Так, пожалуй, должна жить и я, и когда ты чем-то интересуешься, рассуждаешь, вникаешь, то и люди удивляются, списывают на возраст, а некоторые в душе наверно даже думают, что это старческая «причуда».

        Прочитать бы им «Приветствие-поздравление» твоего отца (*), написанное девяностолетним патриотом, глашатаем Правды и Добра. Как оно созвучно мыслям и высказываниям Дмитрия Быстролётова (**)! Это жизнеописание человека, сохранившего в себе «своё советское содержание», «его величие и стойкость».

        «Приветствие-поздравление» - это трактат о причинах долголетия, то есть о рецептах долголетия. Это и сельская баня, и детские игры у водяной мельницы, и  пятнадцатилетний Дядя Веня в роли сопровождающего. Это и умение поделиться с родными нелишним куском и тёплым углом своей квартиры. Как хорошо знакомо мне всё это!..

        …Люди не стыдились фразы, что нужно строить светлое будущее, что живут ради будущих поколений. Поэтому и умирали голодными в бою за Родину и верили, что их дело правое. И больно читать, слышать, видеть, как попирается всё святое. Как надругаются даже над памятью героев.

        Повесть Бориса Балтера «До свидания, мальчики» перекликается с повестями Бориса Васильева. Мы тогда не обращали внимания на еврейские фамилии автора и одного из героев. Мы были советскими гражданами. А книгу эту я помню и даже докажу сейчас, что у меня ещё неплохая память.

        Ведь по этой повести ваш класс проводил читательскую конференцию. Вспомни!!! Ещё до конференции наши ученики обсуждали, делились мнениями.   Они (я уверена) впервые прочитали в книге о том, что считалось запретным. Не все поверили (не все поняли), что «это» могло случиться с такими, как они. Осуждали девочку, осуждали мальчика и т.д., потом спросили у меня, кто прав. Я ответила словами песни: «Если я тебе невеста, ты меня побереги». «Вот теперь и рассуждайте, кто прав». Кто-то из девочек даже не понял, что там произошло. И Рая М. своим грассирующим «дура!» ответила ей.

        Это не то, что героини Л.Улицкой. которые предлагают себя у фонарного столба.

        Роман В.Пикуля «Честь имею» прочитала дважды. Почему? Книга сложная, как и судьба героя. Я же привыкла читать внимательно, перечитывать отдельные места, отмечать важное, подчёркивать. Так читала и эту книгу, но почувствовала, что не всё охватила умом, не всё уяснила. А материал очень сложный, ведь я многого из того, что происходило на Балканах, не знаю.  Византийская империя, турецкие владения, охватывающие большую часть Европы, Египет и другие страны Африканского континента. Какой же это горячий котёл!? И не одно столетие!

        А я перед этим прочитала «Роксолану» (П.Загребельного) и пять томов из шеститомника Шолом-Алейхема. Как много из тех времён и до Первой и Второй мировых войн. Сопоставляю, сравниваю ту Европу и современную. Сколько нам нужно времени, чтобы хотя бы в бытовом отношении всё же достичь этого, хотя бы избавиться от хамства, быть внимательнее, вежливее в наших учреждениях, министерствах и т.д. Для меня всегда было стыдно и страшно слушать об «оборотнях» в погонах. Погоны – это же и есть честь.

        Мне было каких-то 14 – 15 лет, когда в замечательной песне была фраза «И лежит у меня на погоне незнакомая ваша рука». Песня, берущая за сердце, очень краткая, но о многом говорящая. А ведь заменили эту фразу, и стало: «…лежит у  меня на ладони…». Я уже тогда смутно догадывалась, почему? И вот недавно об этом и о других изменениях в песнях было сказано. О какой чести думали сердюковские «выкормыши»?

        …Когда-то, наверно, я ещё в школу не ходила, мой дед, заядлый книголюб, читал толстую книгу «Блуждающие звёзды». Я думала – как это звёзды на небе блуждают? А бабушка вырывала у него из рук эту книгу, говоря: «Нашёл, на что тратить время – читать какого-то жида». Потом были о Шолом-Алейхеме разговоры, как о польском еврее и т.д. и вот попала мне на глаза увесистая книга Шолом-Алейхема (Рабинович) «Блуждающие звёзды». Купила, прочитала с интересом о еврейских самородках – артистах. Написана хорошо, с юмором. По-видимому, это произведение в первых двух томах (одном из них), а я прочитала четыре тома последние. В каждом томе более семисот страниц.

        Он болел туберкулёзом лёгких и рано умер, в 1916 году, не дожив до 60 лет. Писал на древнееврейском языке, немного и на русском. Вёл переписку с Горьким, Толстым. Родился в простой еврейской семье, в одном из местечек Полтавской губернии. Он прекрасно знал обычаи украинцев и русских. Над переводами работали прекрасные переводчики. Живо, образно, бескомпромиссно, очень правдиво и честно он описывал жизнь евреев. Вторая половина XIX века и начало XX. Неряшливость, необразованность, даже дикость, беспросветная нужда.

        Вспомним погромы во многих местах, то есть городах и местечках Российской империи. Но он как раз об этом и не пишет, хотя понимал, переживал. Помогал страдающим и обращался к общественности, например, лично к Л.Толстому.

        За описанием жизни евреев просматривается понимание величия России. Польские евреи в Германии, Италии и других странах воспринимались как русские, и он об этом пишет с большой симпатией, т.к. и русских, то есть россиян там, в Европе, принимали с симпатией. Немец на расстоянии снимал шляпу перед русским рублём (он был очень дорогим и весомым). Итальянская валюта была во много раз дешевле рубля.

        Только в нескольких городах России евреи имели право селиться, а в основном они селились в местечках. Не имели право жить в сёлах, заниматься сельским хозяйством. Обо всём этом он пишет легко, с юмором, не обходит слов «жид», «пархатый», «ицики», «берки», «хаймы» и т.д. Еврейская хитрость, наивность, старание приспособиться показано с юмором, очень живо, безобидно.
Великий труженик, великий мастер слова. Зная, как болезненно евреи воспринимают даже намёк на еврейство, восхищаешься умением высмеять, раскритиковать и не обидеть.

        Прошло столетие. Евреи сильно изменились, то есть как нация. Учёные.
Писатели, артисты – великие, талантливые. Труды Шолом-Алейхема не напрасны. И мне как-то неловко, что до сих пор я ничего не знала об этом писателе. А ведь этот шеститомник – юбилейное издание к шестидесятилетию начала его творчества. Это подписное издание. А у нас любое подписное издание непросто было заполучить. Уж евреи, конечно, подписались! И эти четыре оставшиеся тома принадлежали еврейской фамилии.

        Сейчас перечитываю Н.В.Гоголя. У нас ни по телевизору, ни по радио ни смотреть, ни слушать нечего. По закону в Молдавии 85 процентов передач по телевизору идут на государственном языке. По радио ретрансляция с 8 часов утра до 9 вечера – Голос России. Единственно, что ещё радует по радио – это станция «Маяк»-Одесса. Замечательные передачи. Особенно хорошо они доказывают преимущество Советского Союза. Но не всегда пропускают в эфир и, конечно, помехи на линии. А мне уже и читать трудно. Признают начало катаракты… По-видимому, что-то возрастное!

        Так как работают в архивах, министерствах, редакциях газет и журналов, так работают и врачи. Только от них гораздо больше вреда. Я это испытала на себе. Только то, что за 8 месяцев (октябрь 2011 по июнь 2012гг.) я семь раз была госпитализирована. А с августа 2012 по сей день проблема с зубами. Дважды переделывали. Обо всех этих безобразиях я написала в «Центр по защите прав человека» при Парламенте, о «хождениях по мукам».

        Зашевелились. Министерство создало комиссию по проверке всех фактов безобразия, указанных мною. Посмотрим, что будет. В другой стране я могла бы судом компенсировать моральный, материальный и физический урон. Почти нигде на территории СССР это не действует, тем более – в Молдове. Что поделаешь? Может, хотя бы к другим будут относиться внимательнее и вежливее…

        …Теперь врачи так работают… По их вине не действуют ноги, плохо работает кисть правой руки… У меня, по-видимому, чужая (не казацкая) кровь просит больше тепла в доме… После десятилетия прозябания в холодной квартире, за эту зиму (после проведённого ремонта) я отогрелась, а летом всё в буйной зелени: виноград, деревья, кусты, цветы… Дай Бог, чтобы было не хуже! Подводит здоровье…

        …«Скучно на этом свете, господа!» - говорит Н.В.Гоголь…

        …Я безмерно благодарна вашей семье за огромную поддержку. Ваши письма, фотокарточки, книги – драгоценный клад, неиссякаемый источник поддержки для меня! Все письма, фотографии, журналы я бережно храню. И всё это перейдёт потом в надежные руки… А пока всё это богатство для меня является вдохновением к жизни и гордостью за то, что я так своеобразно связана с Россией, с Дальним Востоком.

        Слежу по телевизору и радио о новостях из Хабаровска и радуюсь, что Дальнему Востоку уделяется большое внимание…

        …Да благословит вас Господь, Россию и всех россиян! Время расставит всё по местам. Я верю в это, знаю, предвижу. Всем низкий поклон!

                30 июня 2013 г.

_________________________________________________

(*) – мой отец, которому 1 января 2013 года исполнилось 90 лет, написал это «Приветствие…» с обращением ко всем родным, близким и друзьям, со словами: «Как меня угораздило дожить до 90 лет…» и кратким рассказом об основных вехах собственной жизни, один экземпляр которого был отправлен и в адрес Евгении Макаровны.
(**) – Выдержки из книги Д.А.Быстролётова (Толстого) «Пир бессмертных» были высланы Евгении Макаровне незадолго до написания этого письма.


Окончание:http://www.proza.ru/2014/09/02/1438