Написанное слово

Рози Гранта
Магия написанного слова  на меня подействовало  в семь лет.
Вот, как это  случилось.

Я училась в первом классе  деревенской  школы. В нашем классе было двадцать учеников: десять девочек и десять мальчиков.
Как и везде, дети были разными. Одни способные, другие ленивые, третьи – шустрые.
Кроме характеров, детей отличал  их внешний вид, т.е. их одежда.
Это потом, начиная с третьего класса, ввели школьную форму, чтобы все дети одевались одинаково.

Сейчас многие критикуют такое «нововведение» в учебных заведениях, как одинаковая форма одежды.
 Дескать, каждый ребенок имеет свою индивидуальность и она должна подтвердиться,  в том числе, и его одеждой.
Но не все задумываются о другой «стороне медали»:  не все дети, точнее – их родители имеют возможность одевать своих чад в соответствии «их  индивидуальности».
И у детей появляются комплексы, ломается характер,  что впоследствии  отрицательно сказывается на  качестве жизни.

К чему я так долго говорю о школьной форме?
К тому, что  в то время, о котором я хочу написать,  мы, дети, школьные формы пока не носили.

Я была среди тех учеников, кто одевался  во что попало. Вернее, во что  одевали родители, т.е мама.
А моя мама не могли меня одевать  так, как хотела, и, как правило, я была одета в одежду  даже не « second hand»,  a «third hand», а то и – «fourth hand».

Деревня деревней, дети детьми, но внешний вид  сразу бросался в глаза.
А дети, сколь наивные, столь и жестокие.
Они инстинктивно разбиваются по кланам: там, где наряды - там деньги, там  сладости, там игрушки. Словом,  с теми, кто хорошо и красиво  был одет –  дружили. Другими – игнорировали.
Возможно, именно это игнорирование  стало для моего характера решающим фактором.
Ну НЕ хотела я мириться с тем, что я в классе даже не средняя «по статусу», а ниже  среднего.
Это меня убивало. 
К тому же, строгие родительские правила не допускали, чтобы у меня были распущены красивые кудряшки. Их даже «в хвост» не разрешали завязывать: только в косы плели. И тянулись мои бедные волосы каждое утро со всех  маминых сил, чтобы умудриться залезть в две косы.  Непослушные кудряшки, те, которые были спереди и короче остальных, через пару минут пружинками вылезали и покрывали собой мой лобик.
Но мама знала об их хитростях, и, О, УЖАС! – отдельной резинкой, простите, от нижнего белья, крепко-накрепко привязывала эти пружинки пучком… прямо на макушке…
Представили теперь эту девочку, т.е. меня?
Добавьте к этому моё одеяние: ситцевое цветастое платье,( ОБЯЗАТЕЛЬНО ниже колен),  поверх него – какой-нибудь мешковатый жакет, (а вдруг дождь пойдет? Зонтов-то не было у нас!)  А школа находилась в трех километрах от нашего дома,  куда добирались пешком.
И! Непременный МОЙ атрибут одежды:  вязанные или байковые шаровары, чтобы ноги не замерзали, ( чулок и колготок у меня  не было).
Вот в таком виде я и ходила в школу. И попробовала бы «возникать»! Забегая вперед, скажу, что я только в десятом классе  «посмела» постричься и сделать ту прическу, которую хотела, и то, мои бедные волосы так «привыкли  к привязи», что вначале  не знали «ложиться, как положено (?) или убегать в стороны?»
И вот,  в знак «протеста» против несправедливой судьбы, я стала… блестяще учиться.
Да, да блестяще, потому что моя первая учительница спустя тридцать лет еще говорила, что у неё никогда не было такого способного ученика(цы), как я.  Она так «разрекламировала мои способности, что  жители деревни, которые в глаза меня не видели, где-то услышав мое имя говорили: ах эта та Роза…!
Чтобы читателю не показалось, что я хвастаюсь, скажу, что БЕЗ ВСЯКОГО ПРОТЕЖЕ в старших классах выигрывала республиканские олимпиады и занимала первые и вторые места.  Какое протеже могло быть у меня? У  деревенской девочки из крестьянской семьи,  родители которой, вкалывая с утра до ночи, едва успевали прокормить семью, где кроме своих троих детей  жили сестры мамы и братья  папы.
Об этой истории ( как «приданными» моих родителей-сирот были их братишки и сестрички) я рассказывала ранее в своих миниатюрах.

В те советские времена  ежегодно в школах проводилась такая акция: государство «субсидировало» неимущим семьям и раздавало детям из таких семей  бесплатную одежду.
О, как я стеснялась этих «подачек»!
Нет, одежда была новая, но так стыдно было принимать  «награды» перед надсмехающимися глазами одноклассников.
Некоторые дети радовались и с восторгом принимали лощеные пакеты, в чем были завернуты кофты, юбки, брюки, ботинки.
А я плакала и пряталась под парту, готовая сквозь землю провалиться со стыда и унижения.
Про мой случай поговорка: бедная, да - гордая…
Но моя мудрая учительница поняла мои переживания и в самом конце, после того, как выдавала «пайки» всем нуждающимся, объявляла:  «А теперь, за выдающиеся успехи – от министерства образования СССР самый лучший подарок – Розе!»
Я, конечно, понимала  её хитрость и попытку - не ранить меня, но притворялась, что верю этой чуши и с гордым видом, немного ехидно и свысока взглянув на весь класс, брала подарок.
И ничего «лучшего» в пакете не бывало – всё тот же набор дешевых одежд, но  ПРИЧИНА получения была другой!
Эх, времена…
И хорошо, что канули в лета. Правда, с осадком…

Но мой рассказ вовсе не об этом: не о бедности, не о комплексах.
Я всё еще хочу написать о значении письменного слова, если поймаю нить мыслей…

Итак, мы учились в первом классе.
Только-только выучили весь армянский алфавит.
Дети едва научились соединять буквы  в слова, а я уже читала  книжки на армянском и НА РУССКОМ(!) языках.  А русский язык мы стали изучать только со второго класса.

И однажды, на большой перемене, одна из шустрых девчонок на доске написала имена всех детей класса. И не просто написать,  а парами – имя мальчика рядом с именем девочки.
Кто-то другой, умудрился между этими именами поставить знак «плюс».
А что это значит? – Конечно «любовь». Даже мы, еще тогда, это знали!
Рядом с моим именем стояло имя самого хулиганистого двоечника, (таким образом,  решили меня наказать!)

Мне, конечно, не понравилось, что у  «Розы» плюс с «Мишей», но я сделала вид, что мне наплевать на их детские игры.
Но, Миша отреагировал совсем иначе.
 Двоечник- двоечником, но кому охота «любовь крутить» с бедно одетой, с «пучком на макушке» девочкой, пусть даже она трижды отличница?

Он подошел ко мне, когда я мирно сидела за партой, и так сильно ударил меня в лицо, что у меня в глазах помутнело и пошла кровь из носа.  Моя, и так некрасивая одежда, запачкалась в крови.
А этот придурок Миша вдобавок зашипел:  «Убью тебя, если меня будешь любить!»

Я разревелась.  Кто-то  стер с доски всё написанное.
От учительницы не смогли скрыть правду.( В то время дети не врали еще.)
 Миша был «изгнан» из класса с наказом, прийти в школу с отцом
Написавших на доске девочек «выявили и опозорили» за  «аморалку».  -  Перед всем классом.
Но, а я… влюбилась  в голубоглазого двоечника Мишу.
Тихо  влюбилась, никто не узнал.
Так и не узнал…  до сей поры…

Вот, каково воздействие написанного слова, точнее -  знака «плюс»…