Письма старой учительницы. Под колесом истории

Виталий Голышев
(Предыдущая:http://www.proza.ru/2014/09/02/1187)



                ПОД «КОЛЕСОМ ИСТОРИИ».
 


                Когда меня спрашивают, как я живу,
                ответ такой: «Как живут люди,
                попавшие под колесо, да ещё «колесо
                истории».



        …Этот год – роковой (В ноябре 2007 г. Евгении Макаровне исполнилось 80 лет. В.Г.). Уже месяц я в черной полосе. Не могла поворачиваться… от радикулита… Вдобавок -  быт. Сначала электричество подвело: не могли найти, почему везде горит, а в одной комнате не горит. Еле нашли коробку. Потом забастовал газовый котёл – не горит. Вызвать аварийную – не работает телефон. От соседей вызвать и тех и других, а вдруг приедут одновременно. Они же меня загоняют: нужна лестница, какие-то шурупы и т.д. Два дня ремонтировали телефон. Сделали новую проводку. Потом отремонтировали котёл. Но в телевизоре бегают кадры. И бегают уже давно. И здесь надо искать мастера. Нашла. Остановил кадры.

        А вот болячки меня не бросают…
        …Пишу в постели не потому, что больная, а потому, что там, где стол, холодно. Экономлю газ. Он у нас очень дорогой, в четыре раза дороже, чем на Украине, а пенсии у нас в два раза меньше, чем на Украине…
        (Из письма от 5 ноября 2007 г.).


        …Почему я хочу на этаж? Устала от бесконечных хлопот о заборе, о водопроводе, о газовом котле и т.д. Раньше на такую работу (по их ремонту) охотно шли люди и брали недорого, а сейчас идут на большие стройки – за евро и доллары…
        (Из письма от 16 августа 2008 г.).


        …Мои коллеги, моложе меня на пять – десять лет «записывают» себя в старики, а попросту ленятся, а мой интерес по многим вопросам считают вредным для здоровья. А, может, завидуют?..
        (Из письма от 25 апреля 2008 г.).


        …Всю жизнь против долгов, так как их всё равно надо отдавать. Сейчас решила: будут холода, буду чаще включать газ, позволю себе жить по-американски, с долгами. Попробую!..
        (Из письма от 21 ноября 2009 г.).


        ...Недалеко от меня, в почти новом доме зимой температура плюс 10 – 13 градусов. Некоторые сделали автономное отопление. Хоть и дорого, но тепло. Но городские власти ограничивают такую практику (3–4 квартиры в огромном 9–10-этажном доме. «Термокому» (комитету по теплу) не выгодно. У  меня автономное отопление, но «не по зубам» плата. Газ опять подорожал. А, значит, холодно, сыро, всё приходит в негодность, нужен ремонт.
 
        Летом, конечно, много зелени, в доме толстенные стены, а значит прохладно. А ещё очень важно и зимой, и летом – безопасно. Богатые за высоченными заборами, а такие, как я, мало интересуют воров…
        (Из письма от 22 августа 2011 г.).


        Спасибо моим соседям - хорошим людям, что помогали и помогают мне, так как ко всем болячкам добавилось следующее: вышли из строя водопровод и канализация. Конец апреля! Не действуют ноги и руки, нет воды. И соседи стали мне помогать…

        …Николай Антонович и Галя были всегда внимательны и отзывчивы… Они соседи по огороду-саду, у нас общий забор, а дом у них на другой улице…, но у нас давно была калитка от них ко мне…
 
        Они мне очень помогли и помогают сейчас. Провели новый водопровод и канализацию, помогают в ремонте квартиры, и я в этот период нахожусь у них…
        (Из письма от 18 сентября 2012 г.).


        …Тепло от кирпича лечебное, чем и пользуюсь я (1). Ведь болячки мои отсюда произошли. «Европейские ценности» учат нас дорожить советскими ценностями, российскими, когда тепло стоило копейки.

        Я, как и журналист-международник Всеволод Овчинников (2), видела в тёплой Англии в феврале джентльмена в одной рубашке, гуляющего по Лондону, и детей с голыми ножками в коляске. А в квартирах от переохлаждения умирают люди.

        В «Идиоте» Достоевского генеральша Лизавета Прокофьевна, будучи в Швейцарии, желчно и пристрастно критиковала всё заграничное: «Хлеба нигде испечь хорошо не умеют, зиму как мыши в подвале мёрзнут. Довольно увлекаться-то, пора и рассудку послужить…». На Украине говорят: «Хата тэпла – люды добри». Так оно и есть. Поэтому я читаю классику…
        (Из письма от 06 февраля 2013 г.).

_______________________________________________________

(1)- В процессе ремонта дома была собрана печь, отапливаемая как дровами,  так и  углём
(2)- Книга «Корни дуба» и «Ветка сакуры» (М., «Аст», 2007).

Продолжение:http://www.proza.ru/2014/09/02/1240