Письма старой учительницы. За Державу обидно!

Виталий Голышев
(Предыдущая:http://www.proza.ru/2014/09/02/1001)



                «ЗА ДЕРЖАВУ ОБИДНО!»



                «А самое тяжёлое, что «за державу обидно!».




        …Почему попрано всё хорошее? Ведь была дружба народов, было преимущество коренной нации при поступлении в учебные заведения.

        Вот пример. На вечере 45-летия школы (2006 год) присутствовал Министр просвещения Молдовы Н.Цвиркун. Он выпускник нашей школы, как и заместитель Министра здравоохранения М.Дарий. Конечно, они молдаване, иначе не были бы на этих должностях, как говорят при приёме на работу: предпочтение титульной нации. Я не преподавала в классе, где учился Цвиркун, а Дария Мишу учила.

        Помню ещё с пятого класса стеснительного, ласкового и даже робкого мальчика. Так я ему и сказала до начала вечера, в скверике, возле школы, где все собирались. Через несколько минут он пришёл с букетом цветов. Я была тронута его вниманием, а когда из доклада узнала, что он «большой человек», устыдилась своей фамильярности, но поняла, что ему очень понравилась моя характеристика его детства…
        (Из письма от 09.11.2006г.).


        …Очень интригующе и символично звучит заголовок статьи «Болгарские черешни» (1). Большой смысл в этих ветках черешни. Я читала и перечитывала эту статью, в ней каждая фраза полна глубокого смысла, но, вместе с тем, и противоречиво отзывается в моём сердце, в моём сознании. С одной стороны, зарождение славянской письменности  и дружбы, добрые отношения между «братушками», а с другой – события последних лет. И это не только с болгарами!

        Не буду перечислять, но хочу отметить, что ещё в те, благополучные времена, будучи в Польше, я наблюдала неискренность, а подчас и плохо скрытую враждебность. Бывали у нас перебои с продуктами. Так вот, поляки мне задавали вопрос: «А правда, что у вас нечего кушать?». Я отвечала: «Смотрите на меня, похожа я на голодающую?» - «То правда. А почему приезжающие из Союза говорят, что прилавки пустые?». Я откровенно говорю: «Потому что мы вам и другим странам посылаем свои продукты».

        Правду говорит А.Солженицын, что русский народ легковерный (у него есть такие слова), верит всем и любил всех… У меня, как и у многих болью отдаётся развал Союза… В этой статье («Как нам обустроить Россию», «Комсомольская правда», июль 1990 г.) он много об этом пишет. Но одну фразу я процитирую: «А если верно, что Россия эти десятилетия отдавала свои жизненные соки республикам, - так и хозяйственных потерь мы от этого не понесём, только экономия физических сил». И опять мы себя надеждой тешим, что «лёд в наших отношениях с болгарскими «братушками» начнёт таять после недавно состоявшейся договорённости трёх президентов…» (цитата из статьи «…черешни»).

        Уже тогда он (Солженицын) сказал: «Пожили «социалистическим лагерем» – и хватит. За страны Восточной Европы – радуемся, и пусть живут и цветут свободно, - а платят за всё по мировым ценам». Как экономику отделить от политики? И в этой же статье он пишет: «Чем размашистей идёт в стране политическая жизнь – тем больше утрачивается душевная. Политика не должна поглощать духовные силы и творческий досуг народа». Вот на какие рассуждения подвигла меня статья «Болгарские черешни»…
        (Из письма от 5 августа 2007 г.).


        …Больно и обидно за развал страны… Но этому способствовали разные силы. Во время моего пребывания в Англии туда приехала украинская капелла имени Верёвки. Мы поехали в Лондон на концерт. Успех был огромный. Но дело в другом. Перед началом даются программы концерта…, одни платные, другие бесплатные. И платные недешёвые. Я как сувениры брала все. Потом попросила сестру перевести бесплатную… Сестра бегло взглянула и сказала, что там пишут об Украине, о населении, географические данные. До конца не стала читать.

        Потом это стало причиной ссоры…, так как эта «программка» - антисоветская прокламация… В ней… после описания ландшафта Украины пишется о еврейских погромах, о голоде и раскулачивании и предлагается адрес, куда следует обратиться, если хотите эмигрировать. Меня же могли посадить за такую «программку»…

        …Так что подрывная работа велась по-разному. Мне при оформлении визы английское посольство писало: «Возможно, вы желаете остаться в Королевстве?». Тогда они очень хотели этого подрыва престижа страны.

        Там я прочитала обе книги Аллилуевой. Владек говорил о Светлане: «Плоха та птица, что в своё гнездо гадит». А она подробно описала, как убегала. Потом, позже, выступая по телевидению, она переиначила, не всё рассказала и не так, как в книге «Только один год».

        А Горбачёв просто предал. У нас не все его «похождения» тогда показывали. А в Англии я видела, как будучи в Норвегии, они с Раисой вели себя. Какое подобострастие, угодничество! Чувствовалось предательство, и стыдно было за такого руководителя.

        И ещё! В раздумьях прихожу к выводу, что народ наш молодой. Европа давно бушует, но и развивается, а мы закрыли её от нашествия монголо-татар и варились в этом иге.

        Конечно, много плохого было сделано (как сейчас говорят) большевиками. Меня обижает это выражение. Настоящими большевиками было много сделано хорошего. Ни один из пострадавших от Советской власти не будет отрицать этого. Я знала и знаю много таких людей.

        Я не была членом партии. Год носила анкету, а потом призналась, что у меня сестра в Англии. «Ну и что же?» - сказала секретарь парторганизации, - «Мы вас знаем и примем». «А в райкоме?». Коллектив не знал, а руководство школы знало, что до этого меня исключили в последнюю минуту уже из утверждённого  в Министерстве наградного списка. Из трёх представленных в школе утверждена была я одна.

        Сказали, куда явиться, где будут награждать. Но, увы! Потом меня вызвал к себе председатель Горкома профсоюза и спросил: «Как у вас с мужем, какие отношения?» - «Нормальные». – «Он заявил, что у вас сестра в Англии, поэтому вас вычеркнули из списка». Выйдя из Горкома, я чуть не попала под троллейбус. Я не видела, куда иду. Я напомнила секретарю парторганизации это. Собственно, с этого всё началось.

        Я могу простить даже мужскую измену: ну, увлечение, бес попутал и т.д., хотя это гадко, и такого никогда не было ни с чьей стороны. Но предательство! Это уже другое дело.

        Я же письма от сестры получала через Запорожье. Она писала двоюродному брату, а он пересылал их «до востребования». До этого она нас долго разыскивала, писала в Запорожье двоюродному брату.  А он, в свою очередь, знал, что мы в Молдавии, но не знал где и обратился в МВД. Меня вызвали и сказали, что разыскивает брат по чьей-то просьбе из-за  границы. Я знала, что через сестру мамы отец пытался нас разыскивать, но она ему не сказала, где мы. Поэтому я думала, что это отец.

        Мне сказали: «Мы можем сообщить, что вас нет в Молдавии, если вы этого желаете». Я согласилась, поблагодарила. Но они поступили иначе и написали, что я ни с кем не хочу ни переписываться, ни встречаться. А брат знал, что я училась в Тирасполе, и, будучи в отпуске, он поехал по моим следам, которые и привели его в Кишинёв. Так я узнала, где моя сестра, и мы договорились, что письма будут идти на Запорожье.

        В КГБ, конечно, знали и не раз приходили ко мне и спрашивали о сестре и об отце. Я знала только о сестре, так как у отца была другая семья, и мы с ним не общались.

        Много чего можно рассказать о нашей жизни, всё равно я на Советскую власть не обижаюсь, люблю Украину, читаю и учу стихи Т.Шевченко, но больше люблю и страдаю за Россию и немного злорадствую за Украину.
        (Из письма от 20 марта 2008 г.).


        В Молдавии было просто страшное время, время М.Снегура и П. Лучинского (2). Так что мы адаптировались, «акклиматизировались», а за последние восемь лет сделано много хорошего (3). Надо было видеть наши немноголюдные, тихие в обычное время улицы, но в день выборов, хромые, с палочкой, больные, поддерживаемые кем-либо, шли на участки для голосования. Один старый  молдаванин сказал мне: «Иду голосовать за хороших хозяев, за коммунистов!». Из пригорода пожилая женщина сказала: «Я думала, думала – не знаю, как будет при «новых», лучше пусть будет так, как есть, то есть при коммунистах»...

        …Думала я и об Украине. Они дошли уже почти до уровня Молдовы. Ещё недавно гривна стоила 2,5 лея, и пенсии были гораздо выше, и газ гораздо дешевле (в несколько раз), и компенсации больше. А теперь Украина – «ридна маты – газ украдэшэ – будэшь маты». Целые города отключаются.

        Нелегко сейчас в Молдове, но видим, как многое изменилось, многое делается для народа. И люди понимают. Не понимают, то есть не хотят понимать, только врачи и прорумынски настроенные учителя. Врачей не устраивают медицинские полисы и некоторые другие бесплатные услуги… А учителя не погнушались вывести детей на площадь, туда, где орудовали погромщики. Они жаждут большей свободы для поборов, им льстит обращение не по имени и отчеству, а «домнул или домна профессор» (господин-госпожа), и многое другое, думаю, в силу своей отсталости,  даже малограмотности, но большой спеси.

        Известно, что чем образованней человек, тем он проще. Сейчас у нас и врачи, и учителя из тех, кто шёл, кого принимали в институты, как национальные кадры, в своём большинстве плохие ученики. Такие они и специалисты…
        (Из письма от 20 апреля 2009 г.).


        …Я не была в партии, в своё время семья подвергалась репрессии и ссылке в Челябинск. В двухлетнем возрасте я побывала там. Но я не обижаюсь, считаю, что много плохого делали именно те, кто потом и привёл к «развалу» страны…

        …Оформляю письмо на Главпочтамте. Полно молодёжи, как мухи облепили всё, где только можно писать: оформляют послания в Румынию на получение паспорта. И это не кончается, начиная с Пасхи. Таким образом, пытаются присоединиться к Румынии. Поэтому Приднестровье никогда не присоединится…
        (Из письма от 04 мая 2009 г.).


        …Орумынылись так, что чувствуешь себя неловко, говоря по-русски, будто ты в чём-то виноват. Уже врачи заявляют, что не понимают по-русски и предлагают переводчика, платного, конечно. Все аннотации к лекарствам только – на румынском. Хорошо сказал М.Задорнов: «Молдаване сидят целыми днями, ничего не делая, гордясь тем, что они румыны».

        Да, было тяготение Молдовы к России. Кантемиры внесли большой вклад и в литературу, и в дипломатию, и в военное дело.

        К Молдавии, к Кишинёву я привыкла, и долгое время после распада Союза всё казалось чуждым, чувствовалась большая потеря. И такое чувство было у многих. Последние восемь лет как-то всё стабилизировалось, власть под руководством коммуниста Воронина  не всё сделала, что обещала (государственный язык и приоритеты России), но многое сделала, чтобы почувствовать заботу о людях; город преобразился, а селяне были больше довольны, чем горожане. Они-то в основном и голосовали за коммунистов.

        Новая власть (да её, по сути, и нет) сразу начала с угнетения. Будто в отместку старым людям и простым жителям. Повысили тарифы вдвое на всё, отняли бесплатный проезд (для пенсионеров), отменили компенсацию на отопление. А цены сами по себе на всё выросли. Несколько месяцев бурлил Кишинёв: митинги, протесты, но, увы!..

        …Россия, русский народ, из-за своей природной отзывчивости, умения сострадать и понимать, любить всех людей, из-за своей доброты страдает. Я бы ещё сказала – из-за близости к природе, из-за условий жизни, близких к Богу, из-за своей неиспорченности, бесхитростности… В этом вижу корни страдания народа.
        (Из письма от 21 ноября 2009 г.).


        …Сегодня передали, что Молдова разработала новый проект Конституции, по которому она будет полупрезидентской республикой, а возраст избирателей – с 15 лет, то есть, начиная с учеников 8 класса. Вот так будут избирать Президента – хозяйничают!

        Отменяют название «район», так как считают, что это русское слово. Российский политолог прокомментировал это, заявив, что «район» - французское слово, а вместо этого румынское название «жудец» (сказал он), которое ассоциируется в народе с другим словом. Я не совсем догадываюсь.

        Всё подгоняется под формат Румынии. А праздник День Победы заменяют названием «Последний день войны». Награды будут вручать одновременно и тем, кто воевал на стороне фашистской Германии – одинаково, какие-то кресты.

        Начинает прозревать и Украина. Сегодня они высказывают возмущение, что в Молдове нет власти, не с кем говорить.

        Я и такие, как я, переживали выборы на Украине. Многие считают, что ни Янукович, ни Тимошенко не заслуживают руководить Украиной. Я тоже так считаю. Истеричная Ю.Тимошенко и двуличный В.Янукович. Сейчас они хотят получить дешёвый газ. Я против таких уступок. Достаточно им Крыма. Благодаря Крыму Украина входит в число самых посещаемых туристами стран. А это деньги! Злорадно с моей стороны?! Возможно! Но справедливо.

        Болею за Россию, за русских людей. Обидно, что уходят из жизни молодые и талантливые люди. Думаю, что сказывается общая атмосфера жизни, что эти люди не могут заставить себя кривить душой, то есть, как сейчас говорят – «не формат». Больно, что ушли и М.Магомаев, и О.Янковский, и А.Абдулов, и В.Толкунова. Лучше бы больше уходило таких, как Е.Гайдар.
        (Из письма от 27 марта 2010 г.).


        …Я, как верующая, Церковь не посещала и не посещаю, но бывала, и много раз, в католическом и православном храме. В Польше как в экскурсии, в Англии – с сестрой. Конечно, бывала и в Кишинёве. Бог – един, и в Англии, в одной и той же церкви в разные смены идёт богослужение у католиков и лютеран (англикан). Католики после службы идут в гостевой зал и пьют кофе с бисквитами.

        В Кишинёве много разных церквей настроили. Только на Боюканах (окраинный район Кишинёва) их семь: одна католическая и одна православная, остальные разные, я считаю, что это что-то вроде сект. Часто встречают, дают разные журналы, пытаются беседовать. Получается, что на каждом шагу храмы, аптеки, бары, а люди не становятся лучше…

        …Хорошо бы было, чтобы наряду с иконой (как принято) в квартире каждого россиянина была карта страны, а у других, иноверцев, только карта, если не  икона. Чтобы люди гордились своей страной, видели, как она богата и старались бы трудиться на благо Родины.

        В России есть простор для настоящей цивилизации. По Тютчеву Европа превратила цивилизацию в фетиш, то есть бездумно, без идеи. Отсюда аварии, взрывы, землетрясения, ураганы, катаклизмы в природе и обществе.
        (Из письма от 30 апреля 2010 г.).


        …У меня не кабельное телевидение, хватает и двух программ. И на них много всякой «белиберды», поэтому слушаю в основном радио «Голос России». Чувствуется стремление по возвращению к классике. Начинают говорить об утрате певческой культуры, о примитивизме и безыдейности стиха.

        Но меня возмущает бездарность дикторов и ведущих программ. Читать «с чувством, с толком, расстановкой» - святое правило русской речи игнорируется. Читают скороговоркой, будто репортажи Озерова со стадиона, произносят начало слов, буквально «тарабанят», даже не соблюдают элементарного: повышение голова на запятых и понижение в конце предложения. Делается всё наоборот.

        Какая-то «залихватчина», спешка. И даже пытаются это объяснить американским стилем. Красиво звучит фраза, что «Голос России» - голос самой великой страны в мире, что её слушают на всей Планете. Но ведь даже русские люди не успевают справиться со скороговоркой! Возмущает самоуправство, и даже хамство, ведущих, их вседозволенность. Сколько же мы будем высмеивать сами себя, плевать на своё прошлое?..
       (Из письма от 01 сентября 2010 г.).


       Безобразие наших властей отражается на настроении людей. Все какие-то унылые, хмурые. Статистика такая: 80 % молдаван говорят по-русски, 20 % понимают, но не говорят. 55 % хотели бы вернуться в Союз или же объединения с Россией, 30 % хотят быть в независимом государстве, 15 % не определились, и только 5 % считают себя румынами и не против того, чтобы через Румынию попасть в Евросоюз.

        А в учреждениях поголовно, вызывающе слушают русскую речь, а отвечают, даже здороваются только по-румынски. А часто ещё заявляют, что не понимают по-русски, предлагая говорить по-румынски…

        …Теперь всё алогично! Вот пример. По 130 леев дают компенсацию за каждый месяц отопления тем, у кого пенсия до 900 леев (чуть более 2000 рублей). У меня 915 леев. Не положено, даже если 901 лей! Считаю: пять месяцев по 130 леев равно 650 леев, мои 15 леев сверх девятисот даже за год не набирают этой суммы. Логика? Чисто национальная!..
        (Из письма от 15 апреля 2011 г.).

________________________________________________

(1) -  Эта статья была написана моим отцом и напечатана в газете «Тихоокеанская Звезда», копия была выслана ЕМ. В ней отец поделился воспоминаниями о своем участии в военных учениях стран Варшавского договора, проходивших в 1963 году в Болгарии, когда благодарный болгарский народ тепло встречал наших воинов, бросая, в качестве угощения, в проходившие военные машины ветки поспевшей черешни. Эта статья мной была размещена отдельно в разделе "Другая" Армия:

http://proza.ru/2014/03/14/917

(2) – Первый и второй Президенты Молдовы (соответственно: 1990-1997; 1997-2001 гг.).
(3) – С 2001 по 2009 годы Президентом Молдовы был коммунист Владимир Воронин.


Продолжение:http://www.proza.ru/2014/09/02/1215