Письма старой учительницы. Письмо 2

Виталий Голышев
(Предыдущая:http://www.proza.ru/2014/09/02/903)




                ПИСЬМО № 2.


                Добрый день, Виталий Юрьевич!



        Привет из морозного, заснеженного Кишинёва такому же Хабаровску. Доходило до – 35, а сейчас ночью – 15 – 17, а днём – 6 – 7, холоднее, чем в Москве. Правда, перед Новым годом разморозило, растаяло и ещё в течение месяца то подтает, то замёрзнет. Гололедица. Я перед Новым годом «удачно приземлилась», а недавно прямо во дворе. Сразу не почувствовала, а теперь болит ключица и в локте. Очень скользко, боюсь далеко ходить. Периодически болею.

        В октябре терапевт начал лечить почки, потом направил к урологу, но, к чести уролога, он не стал лечить, а направил к неврологу. Тот прописал серию уколов, и получилось удачно. Но в ноябре стала кашлять. С кашля часто начинается пневмония. Сама лечила кашель, а когда появилась температура, то попала в больницу. С 8 по 16 декабря. Подлечили бронхит. В это время начались метели и морозы, и так до сих пор. Иной день через каждые 2 – 3 часа выхожу на снегоборьбу.
 
        Вот такой своеобразный эпиграф к моей жизни (*).

        Всё это время читаю В.Пикуля и о нём. Такие книги нельзя читать спокойно. Переживаю, восхищаюсь, негодую, плачу. Хочется, чтобы все люди читали такие книги. Иногда пытаюсь поделиться впечатлениями с коллегами по нашему «цеху». Не получается! Не воспринимают или же делают вид, что ничего нет особенного, что меня так волнует. Одни завидуют, а другие не подготовлены к восприятию таких книг. Тогда думаю: а ведь они тоже вроде бы учились и учили других, и моложе меня, и больше имели возможностей получать знания.

        Ведь я – самоучка. В.Пикуля я тоже практически не читала. Он уже печатался, когда вы, то есть я с вами, были где-то в 10 – 11 классах. Обсуждали разные книги, но не В.Пикуля. На него тогда уже началось гонение. Но и то малое, что мне доставалось читать, поражало. Прежде всего, жажда автора показать читателю глыбу исторических фактов. Теперь, прочитав ещё кое-что В.Пикуля, убеждена, что так и есть. Он будто боится упустить что-то важное, не додать чего-то читателю. И за всем этим стоит титанический труд – самопожертвование.

        Он просто сгорел на работе. Как много он сделал, и как мало ценили и ценят сейчас его. Планируют открыть портретную галерею Великих людей. Разные есть предложения: великих полководцев, учёных, писателей и т.д. Есть уже и конкретные высказывания. Хотелось бы, чтобы в этой галерее был портрет В.Пикуля.

        По примеру твоего отца я стала больше слушать радио, так как многие передачи по телевидению просто нервируют, тем более, что у меня только две программы, а реклама раздражает. Больше конечно слушаю Голос России (совсем нет рекламы), Радио России, кое-что из радио Свободы, Немецкой волны, Би-би-си и тому подобное. Часто думаю, что и вы слушаете не меньше, даже заходите в Интернет, общаетесь с людьми, интересующимися событиями нашей жизни.

        Новое поколение! И у вас по многим вопросам другие суждения, другое мировосприятие. Возможно, смешными кажутся мои высказывания, моё «политиканство» в письмах. Разве сравнить моё воспитание или образование, полученное в Тираспольском и Кишинёвском вузах?! ..

        Учительская жизнь на виду. Но я давно пенсионерка, тем более с «задворок Империи», поэтому даже как-то боюсь и «рассуждать» на равных, чтобы не получилось невпопад. Прошу прощения, если что-то напишу, выскажу, так сказать, «с моей колокольни».

        Прочитав книгу о В.Пикуле с карандашом в руках, сделала вывод, что книга эта очень нужная: в ней объективно высказано и об историзме, и о стиле, и о художественном достоинстве произведений Пикуля.

        «Реквием каравану PQ-17” – крик души автора вселенская боль. И истинное лицо англичан, не только политиков, но и нации. Конечно и английские «парни» воевали и погибали, но англичане говорят, что за них всегда воюют другие, и тому много есть доказательств. Перелистываю книгу, перечитываю пометки и не могу оторваться, хочется высказаться.

        «Запоем» прочитала «Мальчиков с бантиками» (**).  Очень близкая и понятная мне книга. Думаю, что твоего внука (***)  она заинтересовала. Считаю, что она должна быть ближе и понятнее подросткам, чем «Белеет парус одинокий». Эта книга убедила меня, что В.Пикуль – художник, а значит – талант, для истории один стиль, а для повести, автобиографической повести – другой.

        Очень понравился мне вывод о характерах норвежцев, американцев, англичан. Правдивая фраза: «Жить с ними я бы не хотел». Это лучше всего характеризует англичан.

        Да, наше поколение и поколения, описанные в исторических романах В.Пикуля – «реалисты». Не одно столетие реалисты расширяли страну, грудью, штыком и шпагой защищали её. А «оптимисты» активно разрушают её, вернее, разбазаривают. А если находятся люди, патриоты, пытающиеся навести порядок, то – «караул!», «посягательство на демократию!». Нет порядка в головах – нет порядка и в стране.

        Ярким примером этому Украина и Молдова. Попутно замечу, что бесплатный проезд на общественном транспорте нам вернули. Возможно, подумали о грядущих выборах?! А сколько волокиты было! Элементарная глупость!

        Сейчас усилились нападки на Приднестровье. Вы, конечно, знаете намерение Румынии наложить «лапу» и на Молдову, и на Приднестровье. Я слушаю Радио Приднестровья, общаюсь с людьми, живущими там и уезжающими из Молдовы в Приднестровье. Живут они лучше нас: больше порядка, больше льгот, тепло зимой в квартирах. У них был Референдум, и почти сто процентов за присоединение к России. Конечно, Россия им помогает, они об этом заявляют с благодарностью, и никогда к Молдове не присоединятся, зная, как вели себя румыны.

        Больно мне говорить об Украине. Слушаю по радио беседы политологов. Возмущаюсь, как именно российские политологи не знают Украину, то есть берутся не за своё дело и очень часто неправильно толкуют события на Украине. Не считая «западнян», все украинцы всем сердцем с Россией.

        Ещё в те времена, благополучные, я на своём опыте общения с «западнянами» убедилась – не знаю, как более культурно их назвать. И не простые люди, они как раз более покладистые. Интеллигенция («паны» – на польский манер) - заядлые «националисты».

        Были у меня с ними контакты в Москве (посольство Англии) и по дороге из Лондона в Союз. В Москве мне было сказано: «Вы – зрадныця, - зрадылы своий нации, выкладалы российську мову», то есть изменница, так как преподавала русский язык, изменила своей нации.

        Отвратительно вели себя мать и дочь, обе преподаватели Львовского университета, когда из-за неисправности теплохода пришлось  сутки сидеть в Голландии, ожидая своего поезда. А ведь они получили образование при Советской власти и работали на идеологическом фронте. Были и другие случаи общения именно с «западнянской» интеллигенцией, даже с участниками войны. Мне люди говорили, что, по-видимому, это люди, корнями уходящие к бандеровцам, в родословную. Их уже, в последнее время, при Горбачёве, стали пускать в Англию, там их родственники, бывшие бандеровцы.

        И в Англии «западнян»-бандеровцев не любили эмигранты: бывшие пленные Советской Армии; такие, как моя сестра, поляки, прибалтийцы. Даже те, кто был депортирован в Сибирь, а через Африку (по договорённости) попали в Англию, очень хорошо отзывались о русских людях, о сибиряках. С благодарностью вспоминали, как их поили кипятком, делились с ними последним куском хлеба и одеждой.

        Вспоминая прошлое, анализируя настоящее, начинаешь думать: «А, может, действительно это эпоха Сатаны?!» Не должно быть такого, что мы наблюдаем… У  меня реальное отношение к религии, никогда не ценю людей по религиозной принадлежности, так как среди них масса лжерелигиозных.

        Но с восхищением отношусь к Патриарху Кириллу. Он для меня – Светоч религии, религиозной мысли. Это умнейший человек. Я слушала его проповеди по телевизору и думала: «Вот, кто должен быть у руля Церкви». И он стал Патриархом. Он религиозные постулаты объясняет светским, научным языком, доступным каждому. Он много делает для объединения Церкви и с нею вместе разных народов. Здесь я – оптимист и верю в победу света над тенью, Бога над Сатаной. Да поможет ему и нам Господь!

        Мир широко отмечает 150-летие А.П.Чехова. А ведь он сам когда-то сказал, что его будут читать лет двадцать. Меня немало удивило отношение В.Пикуля к А.П.Чехову. Думаю, что многих покоробило. А.П.Чехов страстно мечтал о переменах, звал к ним, верил в них, но жизнь во многом мало изменилась, и мы сейчас узнаём себя в его произведениях. В.Пикуль – патриот, «реалист», так же страстно стремится помочь своему народу, своей Родине и считает, что А.П.Чехов «обгадил» русскую интеллигенцию. Бойцовский характер, бескомпромиссность привела В.Пикуля к таким высказываниям.

        Прослушивая многие передачи, посвященные Юбилею А.П.Чехова, я поняла, что не все однозначно относятся к А.П.Чехову. Очень пространная и интересная была передача о  творчестве А.П.Чехова, как я поняла, вёл её  директор Дома-музея и усадьбы в Мелехове. И на проводе больше часа был в Мадриде испанец, режиссёр, живущий в Испании. Он там создал свой театр А.П.Чехова на русском языке, сам прекрасно владеет русским языком и отлично знает творчество А.П.Чехова. Не могла понять его испанское имя и фамилию. По-видимому, он один из тех детей-испанцев, прибывших в Советский Союз в 1936 году. В Москве получил режиссёрское образование, влюблён в Россию и русскую литературу, часто бывает в России.

        Он с возмущением говорил о Марке Захарове, который в Таганроге на мероприятии отозвался о «Вишнёвом саде» и его героях, как будто из какого-то водевильчика: «кто-то кого-то то любит, то не любит…».  «Он просто не читал А.П.Чехова», - заявил испанец. Лихо! Смело!

        Многое уже делается в честь ознаменования 65-летия Великой Победы… Вижу, что новая власть не очень заботится об этом. Я это предвидела. Они по примеру Ющенко в этот знаменательный год предлагают устроить «кутерьму» украинского разлива.

        Очень понравилась передача по радио с участием Рината Ибрагимова. Он спел прекрасные песни «Хотят ли русские войны», «Три танкиста» и другие.
Коробит меня рассказ по радио и телевидению, как участники ВОВ получают квартиры. Позор! За 65 лет, за всю жизнь, люди не могут получить угол! Не найдётся ни одного умного человека сказать, что стыдно столько восхищаться таким безобразием, вместо того, чтобы осудить.

        Очень трогательное описание твоим отцом поездки в Берлин. Большой кровью оплачена победа над фашизмом. И как просто и легко произошло объединение. Каждый раз, когда я ездила в Англию, видела эту стену. Поезд там долго стоит, потом делает какие-то повороты, и мы дважды проезжаем мимо Берлинской стены. Когда еду в Англию, то это бывает ночью, и я не сплю, стараюсь не пропустить этот момент, а когда еду домой, то проезжаем днём. Я была свидетелем, как преображается, то есть «обустраивается» охрана стены, ужесточается. То просто были будки на определённом расстоянии, потом они стали чаще, потом появились вверху кронштейны и колючая проволока, потом возле будок с часовыми появились овчарки. Странно и страшно было думать, что в центре большого европейского города «китайская стена».  В душе (несмотря на пропаганду) чувствовалось неприятие этого факта.

        Я, по приезде домой, и при расспросах коллег о моих впечатлениях, высказывалась прямо: «Берлинской стены не должно быть и не будет, придёт время». По-разному отнеслись к этому коллеги, а историк. Довольно опытный педагог, категорически был против и доказал, что Австрия тоже была когда-то Германией, так что два государства будут тоже всегда. По-моему вышло. Только, возможно, мысля примитивно, я всегда считала, что надо было дойти до границы и закончить. Надо было пощадить своих людей и войну прекратить на старой границе. Господство американцев и англичан! Они и так всегда господствуют своими капиталами. Зато многие были бы живы. В Японию же мы не пошли. Примитивно, но человечно.

        Не могу не написать о поэте Николае Туроверове. Жизнь его – жизнь большинства эмигрантов первой волны. Это были люди Правды, которой мы не знаем или мало знаем. То, что его стихи написаны «кровью», проникнуты болью – мало сказать. Их надо читать, как когда-то читали: в узком кругу людей – единомышленников, умеющих думать, сопереживать. А не слушать попсу на кассетах.

        Каждое из этих стихотворений – материал для большого полотна – поэмы или романа. В памяти возникают кадры фильма «Бег», с М.Ульяновым, Е.Евстигнеевым и другими.

        Из Крыма отходит теплоход с эмигрантами, и вдогонку плывёт конь. Это фильм «Служили два товарища…». В период штурма Перекопского перешейка два товарища то ездят на лошадях, то летают на самолётике и делают снимки вражеских позиций. Один из них всё время напевает: «Вот пуля пролетела и товарищ…» Так это? Или я ошибаюсь?

        Я писала, что на мусорку выносят книги на русском языке. А ведь раньше их продавали и недёшево. Из одного аккуратного столбика я взяла книгу Алексея Ремизова, человека с такой же судьбой, что и Туроверов. А Ремизов – очень своеобразный мастер русской прозы, борец за самобытность и чистоту русского языка.

         Запало в душу стихотворение Н.Гумилёва о языке.

          «…Но забыли мы, что осиянно
            Только слово средь земных тревог,
            И в Евангелии от Иоанна
            Сказано, что Слово это — Бог».

        Сегодня узнала, что в России повысили тариф на почтовые перевозки. У нас часто их повышают, но это не так ощутимо, как тарифы на коммунальные услуги. В октябре новая власть ознаменовала своё становление повышением и вот после Нового года опять. Терпимо ещё на воду и свет. В холодное время можно отключить холодильник, светить только в одной комнате. Но тепло?! да ещё в такую холодную зиму! Молдавия, кажется, по холоду боится уступить место Хабаровску.

        Звонила одна коллега с этажа (****) . В квартире +11 – 12 градусов. Завидует автономному отоплению. А чем платить за него? Я включаю на два часа, потом через 6 - 8 часов ещё на два часа. В укромной комнате довожу до 18 градусов, не больше, а в остальных – лишь бы не замёрзла система. У соседей замёрз бачок на чердаке, а это авария – он треснул.

        За час сгорает минимум 1 куб. А если 24 часа топить, то и трёх пенсий не хватит. В декабре до 16 числа была плюсовая температура. Я включала мало. И девять дней была в больнице, не топилось. Получается, что за 21 день у меня нагорело на 618 леев. За 30 кубов – одна цена, а после каждых 10 кубов повышается. В среднем до Нового года было 4 лея 50 бани за 1 куб. А сейчас повысят. Не знаю, сколько будет (*****).

        Берегите своё здоровье. Я всегда говорю: «Врачей слушай, а имей свою голову». Не один раз было так, что не вникни я в суть дела врача, отправили бы на тот свет. А сейчас особенно: все инструкции к лекарствам переведены на государственный язык.

                Евгения Макаровна Бересток.
                23 февраля 2010 года.

________________________________________________________

 (*) – Евгении Макаровне на период написания письма было 82 года.
(**) – все эти книги в своё время были присланы ей в подарок.
(***) – ему на тот период было одиннадцать лет.
(****) – в Кишинёве люди чётко разделены по условиям проживания на тех, кто живёт в собственных домах, и тех, кто проживает в многоквартирных или «на этажах».
(*****) – В 2010 году 1 молдавский лей обменивался по курсу на 2,4 рубля.

Продолжение: http://www.proza.ru/2014/09/02/1187