Восточная торговля по-нашенски

Голиб Саидов
Карандаш-сувенир. Фото автора, 2014 г

 
           - Нет, папочка, никаких "европ"! Всё, решено: в этом году едем только в Бухару! - категорично отрезала младшая дочь, узнав о том, что свой очередной отпуск я собираюсь провести в странах так называемого Бенилюкса.
           И дабы, исключить любую попытку сопротивления с моей стороны, жалобно заскулила:
           - Ну, пожалуйста! Последний раз я была там в 4-летнем возрасте... и практически, почти ничего не помню. Боже мой, двадцать лет прошло! А ведь, я там родилась!
           Последний аргумент окончательно сломил мою волю.
           И вот, настал день, когда я с сыном, невесткой и младшей дочуркой оказались в Благородной Бухаре, которая встретила нас не только нещадно палящим солнцем, выцветшей растительностью, но в то же время, с её древними величественными памятниками архитектуры и яркой пестротой восточных базаров.
           Кстати, именно здесь Дебора открыла для себя первое правило: на Востоке следует торговаться!
           - Неудобно, как-то... - чистосердечно призналась она своему брату, который грубо отчитал её за то, что она при первой же покупке "выставила всех нас лохами".
           - Неужели ты не понимаешь, что это Восток?! - Алишер высоко поднял вверх указательный палец и,застыв в такой позе на пару секунд, снисходительно пояснил сестре.
           - К примеру, ты спрашиваешь "сколько это стоит?", он - "десять тысяч сумов". Ты просто обязана урезать наполовину и сказать "пять тысяч"! Он - "ну, хорошо, давай девять тысяч", ты - "шесть", он - "восемь", ты - "шесть с половиной", он - "ладно, пусть будет семь с половиной"... И в итоге, где-то в районе "семи тысяч сум" вы с продавцом сойдётесь. Ясно? - Алишер устало вытер платком выступившие капельки пота на лбу.
           - Ясно. - кивнула головой Дебора.
           Я тоже, поспешил кивнуть сыну: откровенно говоря, ну, никак не ожидал от него таких познаний и тонкостей в области человеческой психологии и премудростей восточной торговли. Особенно если учесть, что он лишь на пару раз больше посетил Бухару, нежели его сестра.
           Вскоре, нам предстоит узнать - как был усвоен первый урок.
           Очередная сделка не заставила себя долго ждать: Деборе приглянулся обычный простой карандаш, но... с необычной насадкой на конце, в виде симпатичной головки узбекской куколки, с тюбетейкой и черными косичками.
            - Чан пуль? (тадж. "Сколько стоит?") - удивила она бухарской речью не только продавца, но и своего родителя, который лишь приоткрыл рот от изумления.
            - Се хазор сум ("Три тысячи сум") - улыбнулась продавщица, мгновенно раскусив по акценту российскую туристку.
            - Не-е... ("Нет") - сдвинула брови моя доченька, памятуя недавние наставления своего братца и неожиданно для всех нас выдала - Чор хазор! ("Четыре тысячи!")
            Искаженная улыбка застыла на лице ушлой торговки, которая на целых десять секунд ушла в ступор, онемев при этом окончательно. Со многим ей доводилось сталкиваться на своём веку, но - с подобным... Чувствовалось, какие мучительные процессы происходили в её несчастной головке.
            Меж тем, Дебора искоса бросила торжествующий взгляд на братца, который также, как и все вокруг, находился в оцепенении.
            Наконец, девушке вернулся дар речи.
            - Хоп, майли... ("Ладно, хорошо...") - с трудом выдавила она, протягивая Деборе карандаш и с волнением забирая деньги. И уже по-русски добавила  - Если Вы так хотите...
            Дочь прижала вожделенный сувенир к груди и вся наша компания двинулась дальше по базарной площади. Через несколько шагов я невольно оглянулся назад: бедная продавщица стояла на том же самом месте, провожая нас взглядом. Выражение её лица красноречивее всяких слов свидетельствовало о мучительном процессе, происходящем в её мозгу: "И где же она - всё-таки - меня наказала?!"
           - И как же тебя угораздило такое отчебучить?! - поинтересовался я у дочурки чуть позже, когда мы вдоволь посмеявшись над этой историей, попытались разобраться с уникальной логикой.
           - Я конечно-же помнила, что нужно торговаться... - вытирая от смеха слезы, призналась Дебора и простодушно пояснила. - Просто, перепутала малость и стала торговаться... в обратную сторону.