Критика документальной гипотезы. Часть 1

Северовосток 1
     Документальная гипотеза или теория источников (XVIII-XX вв.) является главным событием в научном изучении Библии.
     Де Обиньяк и Ф. А. Вольф, исследуя поэмы Гомера, пришли к выводу, что пласты текста, которые существовали в устной форме, были соединены вместе. Также, по их мнению, создано Пятикнижие.
     Документальную гипотезу разрабатывали Ж. Астрюк, В.М.Л. де Ветте, Х. Б. Виттер, К.Г Граф, Г. Гупфельд, Й.С. Землер, К. Д. Ильген, Й.Д. Михаэлис, Э.В. Рейсс, Й.Г. Эйхгорн. Подвёл итог её развития Ю. Велльгаузен.
     В соответствии с документальной гипотезой, Пятикнижие состоит из четырёх письменных источников: Яхвист (J), Элохист (Е), Второзаконие (D), Священнический кодекс (Р). Источники имеют идеологические, стилистические, лексические, жанровые особенности. В них по-разному названы народы, страны, местности.   
     В J и Е отношение народа древнего Израиля и Бога не регламентируется культом жёстко, религиозные праздники связаны с сельскохозяйственным циклом.
     В J Тетраграмматон (YHWH, наименование Бога, Иахве) употребляется с самого начала (Быт. 4:26). История Израиля является частью мировой истории, начиная с Адама и Евы.
     Гора Божественного откровения в J - Синай, Иаков именуется Израилем. В J присутствуют антропоморфизмы, Бог является в облике человека.
     Источник освещает национально-религиозные и национально-государственные вопросы. Повышенное внимание уделяется Иудее.
     Авраам связан с Южным Ханааном. В источнике устанавливается традиция 12 сыновей Иакова - эпонимов 12 колен Израилевых. Время создания J, примерно, 870 г. до н. э.
     Е сформировался в северном - Израильском царстве (повышенный интерес к центральным и северным племенам, к культовым центрам в Бейт-Эле и Сихеме).
     В Е - имя Господа открывается через Моисея (Исх. 3:14), гора откровения - Хорев. В источнике утверждается трансцендентность Бога. Он говорит с людьми с небес, через ангелов, пророков или является во сне.
     Конкретные события в Е плохо связаны хронологически: «после этих событий было слово Господа к Аврааму» (Быт. 15). Моисей действует вместе с братом Аароном и сестрой Мириам. Бог выделяет израильтян среди других народов. Источник уделяет повышенное внимание этике. Время создания Е, примерно, 770 г. до н.э.
     В законодательной части Е (Книга Завета. Исх. 20:22-23:33) говорится: «Земляной жертвенник сделай Мне и приноси в жертву на нём свои жертвы возношения и свои искупительные жертвы, свой мелкий и крупный скот; во всяком месте, в котором Я оставил память о Своём имени, Я приду к тебе и благословлю тебя. И если каменный жертвенник ты сделаешь Мне, не строй его из отёсанных камней, ибо, когда своим орудием ты будешь водить по нему, то ты осквернишь его» (Исх. 20:24-25).
     Это не жертвенник Скинии (там материал - дерево и медь) и не жертвенник I Храма времени царя Соломона (965-926 гг. до н.э.).
     В Е нет централизации культа. Сооружать жертвенники и приносить жертвы можно в разных местах.
     Законодательной части Е соответствует повествовательная часть J и Е.
     Патриархи делают жертвенники, колодцы, каменные столбы, сажают деревья, в местах, освящённых религиозной традицией (Сихем (Быт. 12:6-7), Бейт-Эль (Быт. 28:18-19) территория племени Ефрем); Хеврон (Быт. 13:18), Бер-Шева (Быт. 21:30-34) (племя Иуды); Массиф, Манаим, Пенуэль (Быт. 32:23-33), в Галааде.
     Велльгаузен считал, что это не «заметки антиквара» о далёком прошлом. Жертвенник в Сихеме, колодец в Бер-Шеве, камень Иакова в Бейт-Эле хорошо известны повествователю.
     Значит Е следует датировать первыми веками после разделения иудейско-израильского царства. То, что осуждалось в дальнейшем (богослужение на высотах, священные камни, столбы, деревья и рощи), в Е поддерживается авторитетом Бога. Е сформировался в допророческий период.
     D интересует чистота и централизация культа (Иерусалимский Храм). События ограничиваются в пространстве и во времени. Большое внимание уделяется государственной власти, «договору» («завету»). Время создания D - 621 г. до н.э. (реформа Иосии).
     Р уделяет повышенное внимание родословиям, ритуальной чистоте, святости. Здесь нет антропоморфизмов.
     Законы излагаются в рамках исторического повествования и связаны с историческими событиями. В Р выражена чёткая теократическая концепция и принцип - «один Бог - одно Святилище»
     В D единство культа требуется, в Р - оно очевидно. Р опирается на результат D. Во Второзаконии присутствует борьба за централизацию и чистоту культа, в Р этой борьбы нет. Ко времени формирования Р эти цели уже достигнуты.
     Р начал составляться в эпоху «вавилонского плена» (с 586 г. до н.э.) или чуть раньше. Завершилось его оформление ко времени религиозной реформы Эзры  (444 г. до н. э.).
     Так документальная гипотеза представляет оформление Пятикнижия. 

     Некоторые положения этой теории могут быть пересмотрены.

     Велльгаузен, указывал на несовпадение перечня праздников в разных источниках.
     В Р говорится об отдохновении, дне искупления (очищения) и дне трубного звука  (Лев. 23:23-32; Чис. 29:1-11), в  J, E, D - нет (Исх. 23:12-19; 34:18-26).
     Он сделал вывод, что в эпоху I Храма этих праздников не было. Они возникли в период «вавилонского плена» и II Храма, символизировали покаяние и заменили праздники опресноков, жатвы первых плодов, седмиц, пасху, которые невозможно было праздновать в «вавилонском плену», в связи оторванностью от страны.
     Но, то, что  в J, E, D не говорится о дне искупления, не означает, что в эпоху I Храма его не было. Просто он относился к другой сфере. Это религиозный праздник, связанный с ритуальным очищением Храма. Он не связан с земледелием, поэтому о нём и упоминается в J, E, D. Такой праздник мог быть только при наличии Храма. Его нельзя относить к периоду «вавилонского плена».
     Несовпадение перечня праздников в источниках говорит о том, что они сформировались в разной социальной среде и затрагивают разные сферы.
     Значит различия D и Р не хронологические, а типологические. Это разные литературные традиции.

     В J, E, D подробно говорится о Божественном откровении, в отличии от P. Но в P сказано, что в восьмой день построения Скинии израильтянам явилась слава Господа. Божественный огонь сжёг жертвы (Лев. 9). Это Божественное присутствие (Шхина), которое делает Скинию сакральным местом, где пребывает Бог.
     Источник Р говорит об откровении, при котором произошло освящение Скинии и о Божественном присутствии. Это регламентация деятельности Храма.   
     Снова можно сделать вывод, что различия D и Р носят не временной, а типологический характер. Р формировался в среде священников, D - в среде царских писцов.

     Р не мог быть создан в «вавилонском плену». Он составлен (отредактирован) священниками I Храма.
     В Р говорится об устройстве Скинии и порядке богослужения. Только Божественное присутствие в Храме придаёт смысл существованию народа. Если его нет, текст теряет своё значение.
     «И пусть спасёт община убийцу от руки мстителя за кровь, и пусть возвратит его община в город-убежище его, в который он убежал, и он будет жить в нём до смерти великого священника, который помазан святым маслом» (Чис. 35:25).
     Закон не может быть применён, если нет великого священника, помазанного елеем. Значит, его нельзя датировать периодом «вавилонского плена».
     «И послал их Моисей, по тысяче от племени, в войско, их и Пинхаса, сына Элеазара, священника, в войско, и святая утварь, и трубы, чтобы трубить, в его руке» (Чис. 31:6). «А когда вы пойдёте на войну в вашей стране на врага, теснящего вас, то трубите в трубы перед Господом, Богом вашим…» (Чис. 10:9).
     Закон не имеет смысла, если нет священников. Кроме того, описание войны в P соответствует древним книгам Библии (И.Нав. 6; Суд. 7).
     Наставление о ревности (Чис. 5:12-31) также невозможно выполнить без Храма и священников.
     Если человек сомневался в верности своей жены, он должен был привести её к священнику и принести жертву за неё - десятую часть эфы ячменной муки (Чис. 5:12:15). Затем перечисляются действия ордалии, которые священник должен выполнить, чтобы установить, виновна женщина или нет (Чис. 5:15:31).
     Эти законы P нельзя датировать периодом «вавилонского плена» или сразу после него. В «плену» и в эпоху II Храма они не выполнимы. Нет в эти времена и ковчега Завета, где присутствует Бог.
     P описывает действительность эпохи Судей и раннего периода существования древнееврейского государства.
     Например, «заклятие» (херем). И в источнике Р (Чис. 31), и в И.Нав. 6, «заклятие»  предусматривает полное или частичное уничтожение пленных, их имущества и скота. 
     Другой пример - принесение добычи после военных походов в Храм (источник Р (Чис. 31:50-54); ср. с И.Нав. 6:19, 24; 2 Сам. 8:11).
     И в Р и в книге Иисуса Навина часто описывается одинаковая действительность. Только в Р всё имеет религиозную основу, что естественно, поскольку источник формировался в среде священников.

     В Р есть законы о ритуальной чистоте и нечистоте (Лев. 11-15; Чис. 19). Вельгаузен считал, что это законы эпохи II Храма. Но об этом говорится и в древних частях Библии (Исх. 19:10; 1 Сам. 16:5; 2 Сам. 11:4; 2 Цар. 7:4).

     В Р вопросы уголовного и гражданского права, рассматриваются в рамках теологии. Наказание за некоторые преступления рассматриваются с точки зрения религии.
     В D и в Исходе это проблемы юридические. То же самое можно сказать о талионе и городах-убежищах.

     Источник P нельзя датировать VI в. до н.э. Он сформировался в эпоху I Храма.