Логика ли память, память ли логика

Лидия Кашуро
   Память (греч.Mnemos) иначе называют мнимической психической функцией.
   
   Память - форма отражения психического окружающего мира, которая состоит в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта.

   Аристотель в трактате "О душе" много внимания уделяет памяти, воспоминанию, памяти животных и людей. Память позволяет человеку быть кем-то, играть роли, самосовершенствоваться, помня что или кто служит для него примером.
   
    Память накапливает информацию о внешнем мире и служит основой приобретения знаний, навыков, умений для дальнейшего использования. Именно память накапливает материал для стабильности, целостности психики, вообще для единства всей психической деятельности.

    Одна из теорий памяти  - биохимическая. Согласно ей информация запечатлевается при помощи молекул ДНК и РНК.

    С точки зрения биологии, память - функция нервных клеток. При синдроме Корсакова, рассеяном склерозе, ишимической болезни мозга, когда дегенерируют нейроны, память исчезает.
    Для способности запоминать надо иметь некоторое количество нейронов, по-видимому, немного более 100. Тогда их связей хватит, чтобы сохранить хоть что-то от произошедшего события. Следовательно, память зависит от связей в которые вступают клетки.
    Чтобы запомнить что-то, надо иметь примерно 100 компактно расположенных нейронов. Это достигается уже в нервной системе актиний. Их память краткосрочна, неустойчива, но эффективна. Актиния может использовать память и противостоять элементарному обману.
    В памяти информация хранится разное время. Есть долговременная и кратковременная память.Одни события быстро забываются, если не обновляются или не повторяются. Это говорит о динамичности памяти. Она как-то удерживается, но ненадолго, затем при невостребованности исчезает.
     Всякие самые ненужные события могут запоминаться навсегда, а нужные - лишь на несколько часов. То есть память избирательна, но эта избирательность на первый взгляд необъяснима.
     Память энергозависимый процесс. Нет потока энергии - нет памяти. Любой энергозависимый процесс невыгоден организму. Это значит, что без крайней биологической необходимости такой процесс поддерживаться не будет.
     Сохранение информации в динамической памяти приводит к ее постоянному изменению. Воспоминания о прошедших событиях фальсифицируются во времени вплоть до полной неадекватности.
     Память не имеет абсолютно четкой локализации. Она хранится в анализаторных центрах, ассоциативных полях и эмоционально-гормональных центрах, а связана со всем, что есть в нервной системе.
     Хронометраж памяти осуществляется по скорости забывания и событиям. Реального счетчика памяти нет, его заменяет скорость забывания. Память о любом событии уменьшается обратно пропорционально времени. Через 1 час забывается 1/2 от всего попавшего в память, через 1 сутки - 2/3, а через месяц 4/5. Жизнь животного и человека в воспоминаниях делится не на условные отрезки (годы, месяцы, дни), а на события, которые являются маркерами времени.
     Устройство памяти можно понять исходя из биологической целесообразности результатов ее работы.
     Физические компоненты памяти состоят из нервных путей, объединяющих одну или несколько клеток. В них входят зоны градуального и активного проведения сигналов, различные системы синапсов и тел нейронов.
       
    П.Жане рассматривал память в контексте усложняющегося и изменяющегося исторического процесса. Он образно сказал: "Память - это борьба с отсутствием". Можно утверждать, что без памяти нет человечества и нет социального прогресса. Следовательно, память рассматривается и с социологических позиций.

   Социальную природу памяти отметил Л.С.Выготский, который  отнес  её к высшим психическим функциям, наряду с мышлением, воображением, речью. Это объяснялось тем, что они все используют ЗНАК как СРЕДСТВО организации регуляции опыта, в связи с чем ещё именуются СИГНИФИКАТИВНЫМИ функциями. И, действительно, культурное развитие человечества стало возможно благодаря употреблению особых средств в качестве запоминания. Ими служат знаки, символы, в которых воплощены смыслы того, что надо запомнить. С помощью этих знаков непосредственно протекающие процессы превращаются в опосредованные.

   Память зависит от уровня развития личности в целом и познавательной системы в частности. Например, память дошкольников имеет особенности: она как бы фотографирует то, что действует на органы чувств (эйдетическая память)

    Память неразрывно связана с мышлением, особенно тогда, когда человек использует специальные (мнемонические) приемы, помогающие структурировать материал и на основе прошлого опыта находить решение.

    Таким образом, память ещё и познавательный психический процесс запоминания, сохранения и воспроизведениея  прошлого опыта.

    Подробнее о процессах памяти.

    Запоминание - процесс ввода информации в систему ассоциативных структур памяти.

    По включенности воли запоминание может быть произвольным и нет. Произвольное запоминание имеет целью запомнить именно данный аспект информации. При этом у человека есть мотивы запомнить то, что нужно ему или кому-то в совместной деятельности. При произвольном запоминании целью бывает запомнить на определенный срок, точно, с отчетом, что обычно ориентирует личность на активизацию определенных аспектов прошлого опыта.

   Непроизвольное запоминание установки и цели не имеет, оно чаще всего обусловлено эмоциями: то, что нравится, запоминается непроизвольно. В этом варианте нет специального намерения. Человек запоминает огромное количество информации раздробленной и хаотичной. В определенных случаях информация может включаться во вновь запомненную, трансформироваться и  иметь индивидуальный характер. При непроизвольном запоминании человек остаётся пассивен.

   Следующий процесс памяти - сохранение. Память не механический процесс запечатления и воспроизведения. Запечатленный материал подвергается в мозгу обработке на основе потребностей, профессиональных интересов, требований деятельности и взаимодействия с людьми. Сохранение означает, что предмет остаётся неизменным, не смотря на то. что могут измениться какие-то параметры, например форма, окраска, расположение.
   
   Сохранение - важная человеческая особенность интеллекта, поскольку даёт возможность неизменности.

   Сохранение обеспечивается осмысленностью воспринимаемого и запоминаемого материала. Немалую роль играет повторение. Сохранение элементов материала зависит от места, которое занимают эти элементы в общем ряду информации. Эбенгауз установил, что первые и последние элементы ряда запоминаются лучше и удерживаются в памяти дольше. Эту особенность он назвал законом крайнего ряда.

    С сохранением неразрывно связано забывание - это два противоположных акта.

   Забывание - процесс утраты четкости и уменьшение объёма воспринятого и запомненного материала, невозможность восстановить его в сознании.

   Забывается чаще всего то, что потеряло ценность для человека и не связано с деятельностью, которую он выполняет. На забывание влияет содержание материала. Наполненное смыслом забывается медленнее, чем бессмысленное.

   Отметим, что и забывание не абсолютно. Если человек использует разные способы, помогающие вспомнить что-то, как бы утраченная информация может восстановиться.
   
   Воспроизведение - актуализация, оживление ранее образовавшихся в мозгу связей.
Может быть произвольным, непроизвольным, проходить в форме узнавания, воспоминания, припоминания, реминисценции, персеверации. Как и запоминание не является  механическим процессом. Один припоминает многое из заученного, у другого "поджилки трясутся", он не может ответить на лёгкие вопросы.
   
   Непроизвольное воспроизведение связано с интересом, апперцепцией. Восстановление  памяти того, что запомнилось, как бы накладывается на воспринимаемый предмет и актуализирует в памяти те структуры прошлого опыта, которые связаны со знанием о нем. Произвольное воспроизведение совершается с целью что-либо вспомнить, восстановить в сознании. Оно происходит в форме как узнавания так и припоминания.

   Узнавание происходит при повторном воспроизведении какого-то материала. Воспроизведение - это представление прошлого, вызванное чаще всего эмоциональным состоянием. Благодаря воспоминанию личность становится единой во всех ипостасях - в прошлом и настоящем, представленной в других людях и достигающей полной идентичности.

    Память делится на виды в зависимости от того, что человек запоминает и воспроизводит. Педагог, имея профессиональную память, запоминает и воспроизводит образы своих учеников. Эта образная память имеется у артистов.
    Но если педагог преподает математику, то у него появляется символическая память. А запоминание и воспроизведение музыкальных мелодий приводит к образованию музыкальной памяти. Если запоминаются движения, а затем повторяются, то следует говорить о двигательной памяти, она существует у спортсменов и танцоров.Память словесно-логическая: человек запоминает преимущественно словесный материал, его же достаточно легко и полно воспроизводит. Иная память - механическая, построенная на ассоциациях, а не на смысловых связях.
    Однако человек нередко имеет комбинированную память - на числа и образы, музыкальную и символическую.
   
    По времени, которое требуется на запоминание и воспроизведение, память может быть кратковременной, оперативной и долговременной.
    Кратковременная - это запоминание и воспроизведение материала на относительно короткое время. Её иногда называют первичной.К кратковременной относят буферную память. Студент, готовясь к семинарскому занятию, обращается к смежным источникам. Для этих целей необходима кратковременная буферная память.

   Оперативная память состоит в запоминании воспроизведении информации, используемой в основном при решении оперативных задач. В записной книжке находим номер телефона, помним его столько времени, сколько нужно, чтобы позвонить.

   Оперативная память - запоминание и воспроизведение информации, используемой для выполнения каких-либо действий. Измерение объёма оперативной памяти помогает определить, как человек расходует ресурсы информации в своем прошлом опыте. То есть оперативная память облегчает существование человека в его настоящей жизни.
   
    Долговременная память - сумма всех знаний человека о мире и о себе.

   Типы памяти различаются в зависимости от того какая сенсорная область является наилучшей для запоминания и воспроизведения. У большинства людей ведущий тип памяти зрительный, а вид словесно-логический. Типы памяти у людей могут проявляться одновременно, тогда говорят о комбинированном типа.

   Итак, тип памяти - то, как человек запоминает, вид памяти - что он запоминает.

  По У.Джемсу память - это знание о прежнем состоянии мысли после того, как оно уже однажды ушло из нашего сознания, вернее, она - знание о случае или факте, о котором мы в данную минуту не думали, с добавлением сознания, что мы думалиили испытывали это раньше.
    Память требует не одной только отметки факта в прошедшем. Он должен быть отмечен в прошлом человека.  Другими словами, человек должен думать, что я прямо испытал его совершение.
    Таким образом, элементы всякого объекта памяти таковы: общее чувство прошедшего направления во времени, затем особая дата, связанная с этим направлением и определяемая посредством её наименования или посредством связанной с этой датой явлением, например, с каким-нибудь происшествием, которое я воображаю, как часть моего прошедшего на этом отрезке времени опыта.