Письма старой учительницы. Коллеге-воспитателю

Виталий Голышев
(Предыдущая:http://www.proza.ru/2014/08/31/1289)


                КОЛЛЕГЕ-ВОСПИТАТЕЛЮ.


                «Пишу тебе как коллеге. Офицеры тоже воспитатели».


        …Очень хорошо, что ты последовал примеру отца (1). Поэтому и не зачерствел душой, а стремишься к друзьям-товарищам, разыскиваешь их, чтишь прошлое. А прошлое славно не только памятью молодости, а и тем, что было достигнуто большим трудом… И хорошо, что состоялась встреча одноклассников, заставившая задуматься над этим. Хотя, мне кажется, не все это понимают. Отсюда формальные отписки, краткие телефонные общения…
        (Из письма от 09.11.2006г.).

        …Действительно, военная жизнь, её трудности вырабатывают в людях хорошие качества. Я в этом убедилась многократно и в доверительных беседах с выпускниками советовала выбирать этот нелёгкий, но благородный путь настоящего мужчины. И немало было потом благодарных воспоминаний. Но одно воспоминание очень трагическое.

        Было два мальчика – Костя и Сергей. Костя – блондин, Сергей – брюнет. Друзья! Костю я называла Сергеем, так как он – копия Есенина. Очень хорошо рисовал, и за это я ему многое прощала, даже когда в 8 классе друзья не явились на устный экзамен – забыли и загорали на озере. А сочинения он писал на тройки. При подготовке к экзаменам в 10 классе, предугадывая темы на экзаменах, я давала домашние сочинения, рекомендовала материал, но с обязательным иллюстрированием и оформлением в виде альбома. Лучшие сочинения потом выставлялись, ученики читали их.

        Костю увлекло это, он хорошо проиллюстрировал и удачно использовал рекомендованную литературу. Получил «5».

        Как-то зимой, на остановке, из троллейбуса буквально выскочил военный, схватил меня за руку и со словами «Это моя учительница», через толпу людей увлёк меня в троллейбус. Костя Машутин (Серёжка)! Курсант Киевского лётного училища! И рассказал, что именно тема его сочинения, по которому он получил «5», была на экзамене в училище. А он это сочинение знал почти наизусть.

        Потом неожиданная встреча была, когда он стал лётчиком. Рассказал, что женился на Лене Гусевой, на которую заглядывался ещё в 7 классе, что у них растёт дочь, и что он отправляется в Афганистан. «Провалил» бы он сочинение на экзаменах в Училище, не стал бы лётчиком (может, художником), был бы жив. Очень больно! Лена – вдова. Может это – судьба?! А у меня на сердце камень, будто грех…
        (Из письма от 21 апреля 2007 г.).

        …В одном из (твоих) писем сказано о зависти обывателей к жизни военных, а в другом – о безразличии «ко всему, что касается себя». Зависть, безразличие, равнодушие – главные недуги нашего времени.

        «…Равнодушие не свойственно  каждой клетке моей,
          Презираю спокойствие закрытых дверей…» (да ещё бронированных).

        Даже мне завидуют. Когда-то даже врач сказала: «Вы больная – а выглядите лучше меня, здоровой». Или же: «А мы до ваших лет не доживём!..». Будто я чьи-то годы проживаю.
 
        В одном из рассказов Альберт Лихоносов пишет о встрече с земляками Есенина на его родине:

        «- Сколько вам лет, бабушка?
          - А восемьдесят.
          - Ну-у…

        Она засмеялась, потому, что немного убавила года.

        - Уморилась считать года, деточка. А зачем тебе мои года? Открою правду – глядишь, и помру назавтра. А так живу, и живу, и всё молодая».

        Вот так и я живу, хотя возраст не скрываю. Но мысли всякие роятся. Хорошо летом: вокруг деревья, зелень и т.д. но всё дряхлеет, рушится, а ремонт непосилен и дорог. Уйти на этаж (2), уехать в Запорожье или ещё куда-нибудь?..

        …Энергия Юрия Прохоровича, стремление зарядить молодёжь восхищают меня (3). Хотя Юрий Прохорович пишет, что мало общался со мной, а я помню, что только он из всех отцов-военнослужащих (4) посещал школу, помогал классу и довольно часто.

        Я даже немного побаивалась, чтобы не ошибиться в чём-то. В нём чувствовалась эрудиция. В Армии, особенно после войны, да и в 60-е годы мало было образованных офицеров…
        (Из письма от 6 декабря 2007 г.).
 
        …Скоротать зимние месяцы помогли книги-подарки, за что я безмерно благодарна. Читала и перечитывала и И.Ильина, и А.Дементьева, а особенно книгу о В.Пикуле... Ю.Зенков цитирует В.Пикуля о чести офицера: «… офицер в моём понимании – это образец человека и поведения человека». В моём понимании тоже. И примеров тому в моей жизни было много. Был такой случай.

        Москва. Зимний короткий день, почти вечер. В кассе «Интуриста» подтвердили мой заказ на билет в Лондон. Ищу ближайшую сберкассу, чтобы обналичить аккредитив. Нахожу кассу в каком-то закоулке. Подходит моя очередь. И вдруг кассир громко говорит: «Вы берёте всю сумму – две тысячи?» Я вздрогнула. Как в бреду выхожу из кассы, ко мне подходит женщина и говорит:

        «Вы заметили, как кассир работает на воров?» А он тут, недалеко делает вид,  что рассматривает образцы бумаг на стенде. Она мне посоветовала обратиться к кому-нибудь из мужчин, чтобы проводил меня через переход к автобусу на ВДНХ. Я дождалась, когда выйдет из кассы офицер, стоявший тоже в очереди. Сказала ему, в чём дело. И он действительно проводил меня через переход. А вор, по-видимому, следил за мной.

        В наше время офицеру, да не поверить?!

        Как-то я отправила документы в Москву, в посольство Англии. А через три дня обнаружила, что не вложила фотографии. Поехала в аэропорт, узнала, кто из офицеров летит в Москву, и в открытом виде передала ему конверт с фото. На второй день позвонила в посольство, фото были получены…
        (Из письма от 27 марта 2010 г.).

     ___________________________________________

(1) -  я, как и мой отец, посвятил себя службе кадровым военным.
(2) - чисто Кишинёвское выражение: уйти из частного дома, поменяв его на квартиру в многоквартирном доме, то есть «на этажи».
(3) - О моём отце-офицере, который в моём школьном детстве не гнушался приходить в школу не только на родительские собрания, но и многие мероприятия, проводимые в школе и классе.
(4) - а таковых у нас была добрая половина класса, так как школа находилась на окраине города, рядом с военным гарнизоном.

(Продолжение:http://www.proza.ru/2014/09/01/1305