Держу тебя

Вера Соболевская
...Приходит время, и то, что спасло нас, начинают работать нам во вред.

1997, декабрь.
- Девушка, ну вы сами подумайте. Ну кого вы родите? Вот давайте посмотрим спокойно.. Фрейли, пиелонефрит обеих почек... 12 недель - удаление флегмонозного аппендицита... Наркоз, антибиотики... Теперь - всего 16 недель, а надо оперироваться снова, абсцесс брюшины... Вы понимаете? Это и наркоз опять, и антибиотики. Давайте, вот я вам направление на аборт по медицинским, а ребеночка родите еще себе, вам лет-то всего ничего..
- Нет.
- Да почему нет-то?  Вы понимаете, что урода родите? И вам, и ему мука на всю жизнь.
- Нет.

... Господи, пожалуйста. Я согласна на любую цену. Любую. Позволь мне удержать его, Господи. Пусть мой малыш выживет, я буду терпеть, я ни разу не заплачу, не пожалуюсь.. Пожалуйста...

1998, февраль.
- У мальчика вашего сепсис... И отоантрит - настолько, что кости черепа за ухом гниют... Не знаю, операция сложная, лучше вы перед операцией.. ну, попрощайтесь, поплачте..
... Я не отпущу тебя, малыш, и я не боюсь. Я держу тебя, и пока я держу, ты не уйдешь в смерть..Плакать я не собираюсь, мне не о чем, у меня все живы и будут жить еще долго. Все пройдет хорошо, ты даже не беспокойся, сыночка... Просто придется потерпеть, но мы справимся...

2014, весна.
- Знаете, у меня астма, после операции по поводу отоантрита в 7 месяцев была первая пневмония, и за первые 5 лет жизни еще 9 раз пневмония. Легкие в спайках, очень быстро устаю.. Но даже не это волнует - а то, что, пытаясь с кем-то общаться - меня сдавливает что-то... Будто держит кто-то, словно обручем на ребра давит... Как будто внутри меня спрятано что-то страшное, что не перенести людям - если они это увидлят... И это нельзя выпускать. Моя мама - тоже расстановщик, сегодня на группу мы пришли вместе... Она считает, это как-то с ней связано.

Терапевт-расстановщик: - выбери заместителя себя и того, что держит.. Ты видишь?

Заместитель того, что держит: - Я его спасаю. Я хочу его спрятать, защитить.

Терапевт: - Кто это?
- ... это.. моя мама.

Терапевт - маме: дальше с тобой поработаем.. Когда была первая реальная угроза его жизни? Какая картинка перед глазами?

- Я не знаю.. Понимаю только, что я не даю ему жить.. Это ужасно... Головой я в ужасе, и понимаю - что должна отпустить. Но... Такое чувство, что - если я отпущу, я его предам, и он... умрет. И если покажу этот страх, признаю, насколько все плохо - выпущу из себя наружу свою боль, свой ужас - предам его, и испугаю близких... Но я не понимаю - ведь это бред, я хочу, чтоб он жил своей жизнью, я не хочу его ограничивать...

Терапевт: - Не торопись. Почувствуй, что за этим..

- Кажется, что-то знакомое... будто у меня внутри - боль, как гной.. все заполнено болью... И нельзя ее показать, опасно... Да. Я помню. Когда перед второй операцией во время беременности врачи настаивали на аборте... Я забыла об этом... Совсем... Я пообещала - что не выпущу из себя боль, я спрячу ее внутри, она и сейчас во мне - в солнечном сплетении, давит на легкие... Я решила, что тогда мой ребенок выживет.

- Ты видишь теперь, кто его держит? Готова признать разницу между удерживанием и возможностью жить?

- Да... Это.. счастье. Такое облегчение. Больше не надо, Господи! Спасибо. Все закончилось.

.. Я больше не держу тебя, сынок. Ты можешь просто жить, и дышать, и выпускать свою боль, а я больше не должна молчать и прятать свою боль, свой страх. Потому что все хорошо закончилось. Я могу плакать, это не убьет тебя. Я могу тебя отпустить, это не убьет тебя.

Иногда мы вибираем стратегии, которые успешно работают на наше благо в самых тяжелых ситуациях. Опыт переживания страха смерти, угроза жизни стновится для нас настолько тяжелым, что мы его отвергаем. Травма стремится быть излеченой,  для этого активирует повторение подобных, опасных для жизни ситуаций. Если шок, ужас переживаний слишком велик - мы не способны войти в сознательный контакт со своей травмой, со своей болью. Тогда опыт этот уходит глубоко, перестает воприниматься сознательно и начинает управлять нами. Чем болезненнее травма, тем больше наша душа стремится излечиться от нее, очистить рану. Чем болезненнее травма, тем больше наше сознание противится встрече с травматичными чувствами  вновь.


Я признаю, что запуталась. Теперь я вижу разницу между удерживанием от смерти и удерживанием от жизни.
Я больше не удерживаю тебя от жизни.