Смех сквозь слезы

Фёдор Урал Морозов
Вечер воскресенья. Я стою на трамвайной остановке около Театра Музыкальной комедии. На улице прохладно, я одет в куртку, перчатки, вязаную шапочку. Но все равно немного зябко. На остановку заходят  разгоряченные, веселые, довольные жизнью артисты, дамы с роскошными букетам роз. Стало немного праздничнее и светлее. Чувствуется: спектакль удался! А вот удалась ли жизнь? Этого никто не гарантирует.
Подъезжает одинокий, тихий, задумчивый трамвай № 15. Конечно, уже почти конец смены. Мы дружной компанией заходим  внутрь. Я достаю деньги, отсчитываю, отдаю кондуктору. И вдруг резкий скрежет рельсов, словно зубная резкая боль. Толчки. И по инерции, как карточный домик, мы все летим в разные стороны. Может мы предпочли бы остаться на своих законно оплаченных местах, но какая-то неведомая сила, которую юристы красиво называют Форс-мажор, бросает нас друг на друга. И как в замедленном кино я помню, что меня неожиданно повело налево, я пытался удержаться рукой за ручку сиденья, но рука слабеет, и я лечу, задевая кого-то и кто-то задевает меня. Куча мала, так любимая в беспечном, проказливом детстве, кажется нарушением неприкосновенных прав личности, свободы и безопасности гражданина. Но по счастливой случайности все целы и все цело.
Кто-то процеживает сквозь зубы, и надо заметить справедливо: надо было идти на таран, поддать им маленько..
Или за такие номера платить, вообще, не стоит. Верните наши деньги!
Это что такое здесь происходит?. Я вас спрашиваю!?
Непечатное выражение. Одни эмоции. Но зато емко и выразительно.
Без слов. Зловещее молчание. Искры гнева в глазах. Страшно представить, чтобы эти молчуны сделали с этим «лихачем». Бойтесь гнева тихого человека..
Но в жизни, как и в театре, есть взлеты и падения, смех и слезы. Сегодня этот прославленный артист блистал, сверкал на сцене, срывая волны оваций. Он опять ощущал весь мир у своих ног. Мечта детства, утолить свои амбиции, как говорится «писать» на мир. И это нормально. Но есть и другая сторона медали. Маятник может качнуться и в другую сторону..
И внезапно какой-то трамвай, полный улет. И главное, не прописано, как в театральном анонсе, где чего ждать, на что надеяться. Полная свобода действий. Неограниченное воображения. Виртуозная импровизация в руках у могущественной силы, которая тасует наш мир как хочет.
Судьба, наверное, ты решила встряхнуть нас, напомнить о чем-то важном. Возможно, о благодарности? Как давно, последний раз, мы благодарили за изумрудную зелень весны, за набухающие почки деревьев, которые раскрываются, взрываются, и наш мир становится праздничным, цветущим, желанным? А за звезды в ночи? Это твое несметное богатство, твое сокровище. Алмазы, которые ты можешь пересчитывать, восхищаться ими, копить, вдохновляться безграничностью Тайны, которая окружает тебя повсюду. А глаза ребенка, который устремляет свой невинный взгляд прямо в глубину твоей души? Он что-то ищет, что-то высматривает, пытается вспомнить, зачем он пришел в этот странный мир.  И дитя будет обмануто, отравлено ядом цивилизации. Он будет стыдиться своего удивительного тела, творения божия, забудет, закопает свою чудесную, драгоценную душу, научится прожигать жизнь, сидя целый день у телевизора. А бесценное сокровище будет камнем лежать в глубине его души. Правда, как парадоксально мы живем!? И у каждого порядочного человека в первую очередь должен быть не статус и тугой кошелек, счет в банке. А золотая Книга Благодарностей. И чем толще, полнее она будет, тем счастливее будет жизнь человека и тех, кто рядом с ним.
Провидение, а может ты решило взять с нас плату за наши ошибки, грехи, таким высокосрежессированным способом?
Небесная канцелярия, ты хотела нам показать, что даже в свободном почти падении ты контролируешь каждый волосок, нерв, миллиметр пространства? Ты управляешь движением планет и солнц, не зная ни усталости, ни сна.
Или Всевышний, может быть, ты намеревался немного «поджазить», прошу прошения за этот слог? Тебе захотелось гениальной комедии, безудержного смеха, попробовать ощутить драйв, который стряхивает с нас суету и обыденность, как мы выбиваем из ковра пыль?
Ты решил научить нас смеяться и радоваться жизни, несмотря ни на что?
Я не знаю…Это Тайна…Пока нет ответа.
Но есть хорошая японская поговорка: «семь раз упади – восемь поднимись».
Это неправда, что сильные и талантливые люди не болеют, не ошибаются, не падают. Падают, да еще как! В зависимости от взятой ими с боя высоты. Набивают шишки, но они встают и в миллионный раз протягивают руку Судьбе. Глаза полны слез, в горле стоит ком, поджилки трясутся, в сердце неразбериха, в голове царит паника и страх. А они по-прежнему верят и молятся, что Бог пощадил их, дал им еще один Шанс.
Помните, как у Булата Окуджавы:
«Наша жизнь – ромашка в поле,
Пока ветер не сорвет.
Дай Бог воли, Дай бог воли,
Остальное заживет.»
Обидно. Грустно. Неожиданно.
Да, но есть поэзия Пушкина. Живопись Рембрандта. Музыка Моцарта и Бетховена. Как они украшают наш сумеречный мир, нашу серую будничную действительность. Они даются как драгоценность. Как величайшая премия. Как сокровище. Как они целительны. Какой контраст с лужой, в которую ты только что упал.
Я поднялся с пола, отряхнулся, уже почувствовал прилив негодования, возмущения, злобы, черной, страшной. Она надвигалась на меня как туча, смерч. Я испугался самого себя.
Но вдруг я пригляделся, вокруг меня были молодые девчушки-студенточки. Кого-то я задел, пихнул, толкнул. Но вот она сила молодости: они смеялись!
Они заразительно, беспечно, очаровательно смеялись. Поистине люди, которые так умеют смеяться – непобедимы! Я был благодарен им, словно я нашел выход из этой тупиковой, удушающей ситуации. Будто открылось окно, и подул свежий воздух, полный сиреневой влаги, тишины и умиротворения тихого летнего дня. Гнев не просто ушел, он трансформировался в уверенное в себе олимпийское спокойствие. В мудрое, светлое умосозерцание. Они весело щебетали о каких-то пустяках, но их молодые, ясные глаза в этот момент отражали все небо, их жесты были экспрессивны и свободны. Они поглощали жизнь огромными порциями как вкусное, клубничное мороженое. Они были богаты жизнью, событиями, будущим, легким и спокойным отношением к происходящему.
Одна молодая леди, стоящая недалеко от меня заразительно смеялась. Я увидел на ее зубах брекеты. Но она совершенно не стеснялась этого стоматологического приспособления для исправления прикуса. И вообще никакие ограничения, условности, запреты не могли сдержать этой мощной силы цветущей молодости. Она улыбалась светлой улыбкой юной кокетки, ведающей свою власть над мужчинами. Она могла запросто свести с ума, полонить, захватить сердце в плен, манипулировать. Но в тот момент она подарила мне волшебное ощущение победы над обстоятельствами жизни. Я взглянул украдкой на ее руку. Это было чудесно. Тонкая, аристократичная, нежная ручка, с голубыми прожилками вен, мягкими костяшками пальцев, с длинными пальцами, ухоженными хорошим маникюром. Рука пульсировала, в ней билась молодая, мощная, страстная Жизнь. В этой маленькой руке была сосредоточена вся музыка, вся живопись, все искусство, вся тайна бытия. Мне захотелось прикоснуться губами к этому совершенству. Я был очарован, поражен, потрясен, сбит с толку, заинтригован. Какой странный день, сколько загадок он мне преподносит. И я стал молиться. Я вспомнил необыкновенное время..
Я вернулся в свое детство, которое является краеугольным камнем всей моей жизни, залогом счастья. Солнце улыбалось мне, крепко держало за руку, строило умилительные рожицы, посыпало мою непричесанную голову золотой пыльцой. И я бесстрашно купался в солнечной реке изобилия, которая перетекала в море, а там и в космический океан, у которого не было ни конца, ни края.
А небо и облака пели мне удивительные песни, звали ввысь, в беспредельность, чтобы познать всю эту нерукотворную красоту, обещали, что моя жизнь будет необыкновенной и солнечной..
Так все и было..
И я подпирал своими плечами небосвод, смело парил над землей и видел все с высоты птичьего полета. Я бегал, прыгал, падал, но Полнота Бытия наполняла меня неизбывной творческой энергией. Для меня не было преград нигде и ни в чем. Конечно, я не имею ввиду опасность розеток. Я был творцом, исследователем, авантюристом. И только темная, теплая и нежная ночь могла чуть-чуть усмирить мой солнечный жар, безумный темперамент, свойственный всем детям, чтобы мы не сгорели заживо..
  Так все и было..
Но потом я забыл об этом. Перестал неистово верить и, значит, жить по-максимому, по-гамбургскому счету, щедро и ярко.
Все, что нужно – вспомнить, поверить, что невозможное возможно. А чудо из чудес – это любовь. И она живет в твоем сердце. Как говорит удивительный человек без рук и ног Ник Вуйчич: «загляните в себя. Внутри вас горит свет, который только и ждет, чтобы засиять в полную силу. Верьте! Ваша история только формируется. Я знаю, что она будет абсолютно невероятной. Господь делает чудеса. И я – одно из них. Вы тоже.»
А вот как об этом писал Осип Мандельштам:
«Образ Твой, мучительный и зыбкий,
Я не мог в тумане осязать.
Господи, сказал я по ошибке,
Сам того не думая сказать.
Божье имя, как большая птица,
Вылетело из моей груди.
Впереди густой туман клубится,
И пустая клетка позади.»
Наша жизнь полна парадоксов. И иногда болезнь может быть последней возможностью изменить нашу жизнь, понять себя, чтобы стать благостнее и добрее.
Чтобы быть счастливым – нужно быть бесстрашным! Нужно идти нехожеными тропами, не бояться быть самим собой.
И не нужно завидовать никому, пока не увидишь, как этот человек встретит свою старость. Хотя правильная зависть мобилизует, придает энтузиазма.
Я вышел из трамвая на остановке Кирова и со всех ног бросился бежать домой. И краем глаза увидел, как в темноте за ним бежал мальчишка, чтобы бесстрашно «оседлать колбасу».
Спалось этой ночью легко. В уставшей голове, словно был просвет, сквозь который я снова жадно смотрел на звезды..