Что такое хорошо...

Екатерина Щетинина
        "Пусть ваше да будет да, а нет - нет", а что сверх того, то от лукавого"

                (Евангелие от Мф.)
      
Всё-таки правильные книжки писали наши корифеи - начиная с самой пеленочной литературы!

Вчера читала полуторагодовалому внуку "Что такое хорошо..." незабвенного Владимира Владимировича (не путать с... ). Читала-читала, сначала механически (что там нового-то?), а потом дочиталась - стала думать. Ну когда внучок-то уснул. И вот о чем.

А так ли уж мы, просвещенное поколение, знающее массу новейших теорий, И-нет, слово "нанотехнология",  точно знаем ответ на этот сакраментальный, детский вопрос: что такое хорошо, а что такое плохо?
Нам самонадеянно кажется, что, безусловно, да. Кажется... Во всяком случае, по главным сторонам жизни. Как в этой книжице - "Если бьёт дрянной драчун...", "Если ты порвал подряд..." И так далее.

Увы. На самом деле уже давно, не менее столетия (хотя не поручусь за точность этого периода) мы стали терять четкие критерии отнесения события, факта, поступка к "хорошему" или "плохому". И постепенно размывалась граница между этими полюсами. И появилось оправдание такому нашему эклектизму, оно прикрылось философскими масками, позицией "толерантности", неосуждения ближнего, то есть, вполне благопристойными причинами.
В итоге наши ценности оказались уродливо-кривыми, как известное зеркало злого тролля.

Вот как эту кривизну объясняет И.Т.Фролов, талантливейший - от Бога - русский-советский философ ХХ века, создавший Энциклопедию Развития Человека: "Бездуховность - это смертельно опасная болезнь общества, порождающая смещение всех ценностей, так как истинное положение потребностей, их иерархия может быть верной только при условии приоритета духовных нужд человека".

Но! Что самое интересное и обидное -  происходило это размывание "хорошего" и "плохого" отнюдь не само собой и не потому что нам так захотелось. Ничего подобного! И тут свободы у нас давно уже нет, да и не было. Этот процесс смешения Добра и Зла управляемый и более того, жестко контролируемый.
 
Да, размывание происходило поначалу незаметно, тихой сапой, в неких отдельных случаях, вроде бы в виде исключений:
ну, случилась, к примеру, уникальная поздняя любовь, вот и ушел из семьи, от детей своих, ведь настоящее чувство так редко в нашей жизни! Об этом и поется, и пишется, и в кино показывают...
Но потом всё шире, шире становился отчего-то этот мутный поток, охватывая уже сердцевинные вопросы - жизни и смерти населяющих землю существ. Подбираясь к ним... И уже совсем не редкость, что мы не считаем злом убийство, например, зайца, белки, кошки или собаки, мы говорим, что это санация. Необходимая обществу. Или еще какое-то словцо употребим - богат наш язык, слава Богу. Убийство людей называем нормальными "операциями" - анти-чего-то там... А уж взятки - это вообще норма. Неприлично их не брать, ведь можно обидеть человека...
Да и гражданские браки - норма уже, а что, можно и всю жизнь жить такими браками - то одним, то другим, то третьим... Ни тебе ответственности, ни ограничений, гибкость!

И так, с такими "нормами" мы "живём" до поры до времени. Закавычиваемся... В перевёрнутом с ног на голову мире вещей. "Живём"... Пока ракетой по голове не стукнет этот самый вопрос "Так что же такое по-настоящему ХОРОШО? И что есть по-настоящему ПЛОХО? И не просто плохо, а СКВЕРНО?

Один мой хороший знакомый, честный еврей из штата Огайо, с нормальными, в меру буржуазными ценностями, со времени эмиграции  ратовавший за терпимость в ее разных аспектах, решил свозить двух своих любимых внучков 8 и 10 лет, на уик-енд в Торонто, благо это недалече. Порадовать их решил, развлечь, пообщаться с ними заодно. На свою беду повёз... Дело в том, что двое суток дедушке с внуками пришлось просидеть в отеле с задраенными окнами, отключенным телевизором, не выходя из номера. Вот уж где наобщался дед вволю! А дело в том, что аккурат в эти выходные в Торонто проходил широкомасштабный гей-парад. По всем центральным улицам города практически 48 часов двигались полуобнаженные живописно изукрашенные товарищи, в оргазме единства и взаимной поддержки. Их было очень, очень много. И шумели они сильно - от счастья, очевидно. Заглушить дедушке их вопли не представлялось возможным. И объяснить мальчикам, кто эти страшноватые люди (?) неопределённого пола тоже... Вернулся назад он в полном шоке. Теперь лечит сердце и пересматривает свои некоторые убеждения... Но это лишь один практический пример.

А если о теории вопроса...
Мы, цивилизация (опять надо брать в кавычки!), гордимся сегодня научным прогрессом, и наука почитается самой важной стороной жизни общества. Всё бы хорошо, но... Мы "подзабыли", что наша наука - это одно, а вторая "нога" нашей умственной деятельности называется ОЦЕНОЧНОЙ. И вот тут налицо наша увечная хромота. Эту оценочную деятельность в нас сегодня либо убивают в зародыше, либо ведут ее за нас "умные дяди". И никак иначе. Но уж точно нас не учат правильно вести эту саму оценочную деятельность. А она обнимает собой практически всё - все виды сравнений, характеристик и идентификаций - от песен, эссе и романов, личностей, происходящих событий, включая войны, а также нашу собственную самооценку.

И происходит вот что. Главным виновником наших коллективных оценок всегда выступает идеология. Если определенным политическо-экономическим силам выгодно, чтобы миллионы людей видели смысл жизни в потреблении, неважно чего - кино, развлечений, еды, включая устрицы, или одежды, наркотиков или пива, то такая идеология будет непременно создана профессионалами-идеологами. И будет успешно внедрена с помощью самых гениальных, глобальных и дорогостоящих массовых технологий! Самое страшное, что уже...

А из неверных оценок всегда вытекает трагедия. Личная и коллективная... Таков закон мироздания. Поскольку неверные оценки вынуждают нас заниматься не тем, для чего нас создали, превращают любовь в "любофф", патриотизм в "ура-патриотизм", родину - в "эту страну", а жизнь - в мертвечину.  И обязательно примешивают к этому деньги. Они - закваска этой будущей раковой опухоли. Деньги, особенно большие, закавычивают, переворачивают буквально всё в нашем мире, ибо это выгодно вышеуказанным "умным дядям", делающим оценки за нас.

Тогда логично заняться следующим вопросом: а кто или что способно научить нас делать верные оценки? Или кто должен был научить? Ответ прост и давно известен: философия, религия, искусство. Слово писателя, известного человека, популярного актера, священника... Но!
Если только эти слова - философия, религия, искусство тоже не взяты в кавычки  предварительной проплатой...

И холодной струйкой изнутри вопрос:
"А вдруг я тоже добавляю свои двадцать копеек в процесс закавычивания"??! Хоть и бесплатно?
И увеличиваю своими опусами зеркало тролля?
Не дай Боже! Ведь гореть тогда заживо...

А тут и внучок Глеб проснулся...

Вечером как продолжение возникли эти строчки:

Круг от света заставляет литься,
Истекать слезами и мольбой:
Как давно не пахана землица!
Недосуг нам - все за счастьем в бой:
Всё нам мало бренных накоплений
Для души, не потной, а сырой,
А планета от духовной лени
Мёртвой покрывается корой.

Боже, дай мне эти пять-шесть соток
На земле заброшенной Твоей,
Чтобы отмолить и отработать
Всё, что задолжала, и в золе
От сгоревших мусорных побегов
Ужин из картофеля испечь
И найти в своих минувших бедах
Соль и масло -
для нетленных свеч...