Флотское эссе. Купель адмирала II

Садовский
               
                Флотское Эссе. Купель адмирала –II


Продолжение. Начало: «Флотское Эссе. Купель адмирала–I». http://www.proza.ru/2014/08/12/1608


               
     Один мой хороший знакомый, особо не мудрствуя , делит  людей  на «звёзды»  и  «остальных». «Звёзды» это те, кто благодаря незаурядным способностям, сумасшедшему  трудолюбию и упорству,  добиваются  впечатляющих успехов. (здесь не имеется в виду только карьерный рост)  Такие  люди редки и, собственно говоря, они, звёзды и двигают нашу жизнь вперёд. За   немалый жизненный  путь мне посчастливилось  встретить лишь  двоих, которых можно отнести к «звёздной расе». Первый, ставший позже  известным писателем  Григорий Медведев.  С другим работаю  по сей день, и в  тандеме   с которым  с нуля(!) создали современное  эффективное  машиностроительное производство. 


      А вот  пересечься с восходящей звездой  флота, к сожалению, было не судьба. Не свёл господь… Хотя и родились мы без малого чуть ли не в один день, он 14, я 19 августа, но разница в два года   не позволила    встретиться  на  малом противолодочном корабле. Ушёл я с МПК-85  летом 1970 года, он пришёл летом 1972.  Разминулись   на два года, а жаль,  было бы интересно и, думается, полезно послужить с таким офицером. По крайней мере, узнал бы, каковы они, адмиралы в молодости, но не довелось. Тем не менее, приятно сознавать, что  на моём корабле начал службу будущий адмирал, командующий флотом. И пусть не имею возможности изложить здесь   личные впечатления от общения с этим человеком, но попытаюсь   на основе  сведений, почерпнутых из сети, эскизно показать восхождение молодого лейтенанта на флотский Олимп. 
Но прежде,  ещё одно  загадочное  повторение   случая  с моим, теперь буду говорить, с нашим кораблём.

       Южная  Балтика. Июньский погожий денёк 1970г.   Позади промозглая балтийская   зима и затяжная весна,  пора непрерывных походов, боевых дежурств,  отработка задач боевой подготовки. Живы в памяти и разговорах  перипетии   грандиозных  учений советского ВМФ «Океан».  В канун долгожданного лета, когда накал  боевой подготовки   спадает и вожделенный сезон  отпусков не за горами, на корабле  царит приподнятое настроение.

     Суббота.  Закончена  большая  приборка. На верхней палубе ни пылинки, палубная бронза отливает  цыганским золотом.  Корабельная рында, ни дать  ни взять  ёлочная игрушка,  магнитом  притягивает взор.     Команда отобедала  и предалась обыденной субботней суете – стирка, стрижка,  наведение порядка  в рундуках. Корабельный котёл  набирает пары, вот-вот   по кораблю объявят   "помывку" личного состава. А завтра – воскресенье. В городе местные красавицы истосковались по матросскому  неутомимому теплу.   Фанаты  футбола ждут, не дождутся  воскресенья, чтобы вволю наиграться  на крошечной площадке, расположенной неподалёку и приспособленной для игры в пресловутый «дыр-дыр». 

     Корабль наш дремлет напротив штаба дивизиона    правым бортом к причальной стенке. К левому борту   причален  другой  противолодочник  дивизиона.   За нашей кормой    правым бортом  на обычном расстоянии  около пятнадцати метров   на швартовых  стоит  ещё один корабль, на  котором,  не смотря  на субботний день,  проводятся  экстренные работы по ремонту   пневматической муфты   главного дизеля.   Дизель  то запускается, то  останавливается. Похоже, что-то там  не клеится   и работы затягиваются.

     «Мы в цвете лет, мы бодры духом».   Эта римская  цитатка почти  про меня, но, к сожалению, не   сегодняшнего. Cудите  сами,  человеку нет и двадцати двух, заканчивается  последний год  службы на флоте.  Как – никак, старшина первой статьи, специалист первого класса,  довольно известная и уважаемая в дивизионе фигура. Только что окончил  курсы  офицеров запаса и представлен к  званию младшего лейтенанта. Ну что ему тужить? А,  через неделю-другую  под звуки  «Прощания славянки» с чувством  исполненного долга, последний раз пройдёт он  по трапу  родного корабля.  Впереди встреча с родными - друзьями и, наконец, заветная  мечта -  Московский энергетический институт (звучит то как!).

       С таким светлым чувством, с удовольствием щурясь на  солнышке,  сошёл я с корабля на причал для осмотра   силового кабеля   берегового электропитания. Ведь заступающая на дежурство  дивизионная служба   первым делом  пробавляется  состоянием береговых коммуникаций кораблей -  кабелей  берегового электропитания  и рукавов  водоснабжения.  Проложенные на специальных деревянных «козликах», они должны и смотреться культурно, и не препятствовать проезду - проходу  на причальной стенке. И не приведи  боже, если  у кого-то  «козлик» скопытился  невзначай, или что другое не в масть  дежурному придётся…

     Не успел я, спустившись  по трапу,     приблизиться не спеша к    полуюту, где   расположен  щит  берегового электропитания, как  МПК, стоящий  за нашим кораблём,  вдруг истошно взревел дизелем.   Дальнейшие события  приняли оборот крутого экшен  по какому-то безумному мультяшному сценарию.   Необъезженным конём, которого  безжалостно хлестанули по крупу нагайкой,  корабль,  подпрыгнув из  воды, сорвал швартовы и ринулся  на мой, ни в чём не повинный   корвет, впавший  в сладкую дрёму  субботней идиллии.  Коварный удар, нанесённый  острым форштевнем  взбесившегося  корабля в транец , оказался настолько   мощным,  что наш корабль  резко пошёл вперёд. Швартовы натянулись  в струну, готовые вот-вот  разорваться,  кабель берегового питания, выбрав слабину, также стал  угрожающе  прямолинейным.  Из кубриков, как по "большому сбору",  высыпал  народ  с   испуганными лицами, не понимая, в чём дело,   не представляя,  что делать и куда бежать. Некоторые, от греха подальше,  сбежали  на земную твердь, другие кинулись на боевые посты, проявляя должную выучку в непонятной ситуации, остальные пребывали в растерянности на палубе.


      На ходовых мостиках обоих кораблей  появились офицеры. Колокола громкого боя  сыграли  аврал.  На причал  из штаба дивизиона выбежал обескураженный  дежурный офицер  дивизиона, ведь оставалось ему до смены  каких-то пару часов, и на тебе – ЧП. 

      Из люка  Поста  энергетики и живучести показался старшина первой статьи Валерий Коробко. На рукаве  голландки    бело-синяя повязка  «рцы»  - дежурный  электромеханик.  Понятно, почему его появление  на палубе задержалось почти на минуту. Из железного чрева  машинного отделения  доносились  звуки работающего дизеля  носовой корабельной электростанции.  Который уж раз  поразился  находчивости  и самообладанию  этого спокойного, толкового  парня, с которым   служил  почти три года. Возможно, он был единственным  в царившей  на корабле  суматохе, кто действовал хладнокровно и  последовательно.  Ведь в случае потери берегового электропитания, корабль остался бы без энергоснабжения, а, значит, все системы, обеспечивающие живучесть корабля, были бы мертвы. Теперь Коробко, отвечающий за живучесть корабля, как дежурный  по электромеханической  боевой части,  должен установить суть происшедшего. Он бросился  на полуют по правому борту, но  угрожающе натянутый  электрокабель заставил его  отпрянуть и подняться на полуют  по левому  трапу (Опыт!).  Ему хватило секунды, чтобы охватить взглядом невероятную картину    тарана и оценить ситуацию.

     «Да, да, проверить, дошла ли пробоина  до поверхности воды»  - об этом мы с Коробко подумали одновременно.   Он  открыл люк в румпельный отсек и рухнул вниз.  Если пробоина   достигла воды, то в румпельный отсек  сейчас поступает  вода, причём, коль скоро  «дикий» МПК   решит освободить свой форштевень и даст задний     ход, то  затопление отсека  возрастёт в разы.  В принципе, затопление  небольшого   румпельного отсека не угрожает  плавучести  корабля,  но там расположены   приборы и электродвигатели   управления рулём.  При таком раскладе  корабль, как минимум,  месяц   не сможет выйти в море. А ведь это уже  моё заведование!  Я  бросился   на корабль.  На полуюте  столкнулся с Коробко, который    лаконично  сообщил:
-  Порядок!  Сухо…
      «Порядок», то же сказанул, корабль с проломленной кормой. Что  же тогда называть беспорядком? Впрочем, могло быть и  хуже…
     На «спятившем» МПК запустили дизель левого борта, ибо   дизель правого борта, виновника   «торжества»,   экстренно  заглушили, и  злополучный МПК дал задний ход.    Пред нашим взором  предстала   впечатляющая  картина  следов  таранной атаки.  Транец корабля  имел треугольный пролом, как после удара  гигантским колуном, с максимальной шириной  на палубе  более полуметра и глубиной       «въезда»      более  полутора метров. Сквозь пробоину  видны внутренности  турбинного отсека. В месте  пролома  находились стеллажи с ЗиПом. Ящики с запчастями  в беспорядке разбросаны по всему отсеку. С первого взгляда показалось, что  никакое оборудование, не считая ЗиП, не  пострадало. Однако, при детальном осмотре места аварии обнаружилось ещё кое-что.  Праздничное дотоле  настроение моё пошло на убыль при виде   повреждённых   пучков кабеля,  проходящих по  транцу на расстоянии  полуметра друг от друга.  «Повреждённых» - мягко сказано! Они были сорваны с креплений и варварски разодраны.   

     Бывалые военморы  уж верно  догадались, что дело тут не пустяшное,  и пучки эти, до полусотни кабелей в каждом, есть  не что иное, как обмотка размагничивающего устройства (РУ) корабля, которая   опутывает весь его корпус  по стрингерам и шпангоутам. Назначение этого довольно хитрого электромагнитного устройства заключается в защите корабля  от  магнитных мин  путём  компенсации собственного магнитного поля корабля.    Без исправного РУ ни один корабль  выйти в море не может. А суть всего в том,что РУ это пресловутое наряду с  рулёвым устройством   обслуживается   корабельными электриками, старшиной коих  являлся  на тот  период ваш покорный слуга.
 
     Закралось сильное подозрение, что до устранения повреждения  обмотки РУ демобилизации   не видать мне, как собственных ушей. Вот вам,  бабушка, и Юрьев день! Пробоину в транце ребята с  плавмастерской   «оформят» за  пару дней - комар носа не подточит, но без действующего  размагничивающего устройства  корабль  враз  сделался никудышным  и «де-факто» вышел из строя  боевых кораблей.

      Опасения  мои  не замедлили    материализоваться уже  на следующее утро. В штаб дивизиона  вызвали   механика корабля старшего лейтенанта Лихачёва. Не прошло и пяти минут, как дивизионный  рассыльный     явился и  по мою грешную душу.   Несмотря на изумительный воскресный день, в штабе собрался  озабоченный синклит в составе механика бригады, командира нашего  корабля капитан-лейтенанта Овчинникова и нового начальника штаба   дивизиона  МПК  капитан-лейтенанта Добышева.

      Заседали недолго, чай воскресенье на дворе, и до занудства дело не дошло.  Просто  популярно объяснили,  что на всё про всё сверху "спущена" неделя, и корабль, что твой сивка-бурка,  должен быть в строю.   А ремонт обмотки   Родина возлагает конкретно на старшину первой статьи  Садовского, то бишь, на Вашего покорного слугу. Ну и мякенько так  дали понять, что  Дону- батюшке нашему Тихому придётся погодить  со встречей   казака донского недельку – другую, (авось, водицы в нём не поубавится), пока  РУ не заработает в штатном режиме.

     Честно признаться, не верилось в успех   «заплаточного» ремонта  обмотки. Они то, начальство,  не знают, как мы с этим РУ нянчимся, как с дитяти малым, в попку дуем. Чуть сопротивление изоляции обмоток   поплыло -  сразу паника: «Обмотки на прогрев и не отходить!   Изоляция растёт?  Слава  тее…, пронесло!»  А здесь стрингерные пучки в лохмотьях, ну что с этого «роЯ» может  выйти путного?

        Мои попытки отказаться  под предлогом  сложности работы, требующей профессионального подхода,  лишь изрядно подлили масло в огонь. Ничего не оставалось,как без проволочек приняться за работу. Чем быстрее будет восстановлена обмотка,  тем скорее  грянет демобилизация. Моя, а то чья же!


      После ремонта корпуса  турбинный отсек  за неделю стал роднее   кубрика, и  покидал   его  я, чтобы  поесть - поспать. Зачищал, паял, накладывал  изоляцию, формировал пучки. Каждый день в отсек являлись проверяющие,- «Как дела? Сколько осталось? Когда закончишь?»  Я же знал, что работу  мою будет принимать  не люди, а само устройство.  После включения  оно даст индикацию об исправности обмоток и готовности к работе. Ещё были сомнения о состоянии   изоляции в местах  срыва пучков  с креплений. В этом случае   следовало бы менять все повреждённые пучки. К счастью, прокатило.  Первые после ремонта замеры  показали  соответствие требованиям,  а последующий запуск устройства  показал, что ремонт выполнен качественно.  Устройство милостиво  приняло мою работу. 

     Похожая история  с МПК -85 удивительным образом  случилась  спустя четыре года. И вновь   лейтенант  Владимир Комоедов  исполнял обязанности командира корабля. В тот день  он с утра находился в штабе  64 бригады ОВР на занятиях по командирской подготовке. Там ему и сообщили о ЧП с МПК бортовой номер 151, то есть с его кораблём. В борт МПК  в районе полуюта, то есть  почти там же, куда  четыре года назад  «въехал» другой МПК, при швартовке врезался базовый тральщик, дивизион которых дислоцировался за  дивизионом МПК в сторону внутренней гавани. Владимир срочно вернулся в дивизион.
     Повреждения корпуса оказались серьёзными, и Комоедов энергично  принялся за организацию срочного ремонта. Конечно, он никоим образом не был виноват в происшедшем, но чувство вины перед командиром не проходило. Ведь ему же доверил командир корабль, который в итоге оказался повреждённым. Замечено, что талантливый человек   проявляет способности во всех делах, за которые принимается.  Владимир Комоедов  и в этом, казалось бы, не свойственном ему деле, проявил деловитость, организаторский талант, настойчивость и требовательность. В течение месяца интенсивных  работ  повреждение было устранено, и корабль вновь  мог нести боевую службу. Маленький шаг  на большом пути, но, не совершив его,  не факт, что человек   пройдёт весь путь и  достигнет цели.   

      А путь к адмиральским звёздам того энергичного, дотошного и толкового лейтенанта  оказался  тернистым. Ведь на  Олимп он поднимался  из самой непрезентабельной  и тяжёлой  флотской глубинки -  малые  противолодочные  корабли, сторожевики.  Бесконечная рутина боевых дежурств  в составе  поисково-ударных групп, дозорные походы и отработка задач  в тяжёлых погодных условиях.  Небольшие по водоизмещению  корабли кланяются каждой волне, переваливаясь с борта на борт и зарываясь носом  так, что иногда  с непривычки  кажется, что бак уже не появится  над клокочущей   балтийской волной.  Непрерывная качка, к которой невозможно привыкнуть,  сутками изматывает  человека физически и морально. Далеко не каждый  человек способен  выполнять  тяжёлую морскую работу в таких  непростых условиях.

      Офицеры, не имея  помощников, в течение всего похода сутками не покидают  боевых постов, командиры не уходят с мостика.   Густые  «шапки» густого ядовитого газовыхлопа  главных дизелей  порой накрывают палубу и  мостик, выжимая слёзы  из глаз, сворачивая судорогой  грудь и вызывая  невыносимые приступы тошноты. Это пришлось   испытать и мне- маслопупу  в составе баковой авральной   команды  во время  швартовок. Но особенно  от   газовыхлопа  дизелей  страдали  авральные  команды   на шкафуте.

     Бытовые условия  на таких кораблях  суровы для матросов, не намного лучше они  у офицеров. Тесные, крошечные каютки, включая командирскую, в которых приходилось  жить неделями даже тогда, когда корабль стоит у причальной стенки и   находится в получасовой боевой  готовности, которая реально воплощается в экстренные выходы в море. И так год за годом…

    Далеко не каждому дано  пройти всё это ,преодолеть, и всегда быть лучшим и успешным без пресловутой родственной поддержки. Не взирая на "принцип Питера", стать адмиралом, командующим флотом, начав лейтенантом на   малом  противолодочном корабле. Ведь говорил же один остроумный адмирал северного флота, что со своего адмиральского мостика  может одним махом обоссать целый дивизион  МПК. Знать, ему повезло по жизни, и службу он  начал  на БПК с  дружеского  визита  в одну из западноевропейских стран.  На МПК о визитах в  зарубежные порты не мечтали, но корабли свои уважали.

 Продолжение следует.