Глава 7. Многоточие

Юрий Герасименко
Что же необходимо делать для того, чтобы стать христианином – последователем учения Иисуса Христа и в каком же собрании веру-ющих можно почувствовать душевную теплоту и искренность? По-стараюсь коротко изложить свою точку зрения на эти, как мне кажет-ся, жизненно важные вопросы для тех, кто желает исповедовать Три-единство Бога и Христа, как своего Спасителя.
 «Затем Иисус стал говорить тем людям, которые в Него повери-ли: Если вы останетесь верны Моим словам, тогда вы воистину Мои ученики и узнаете истину – и истина вас освободит» (Ин. 8:31-32).
 Эти слова Иисуса Христа я воспринимаю не только, как возмож-ность обретения свободы от греха, предоставленной человеку Богом. С познанием истины человек обретает и свободу выбора в других сферах своей жизнедеятельности. Например, членом какой церкви или христианского собрания верующих ему быть и какой храм посе-щать. Такое право выбора предоставляется Богом. Каждый из нас в праве остановить свой выбор на той церкви или собрании, внимание которых сосредоточено на образе Иисуса Христа – это является отли-чительным признаком истинного христианства. К сожалению, имеются такие собрания христиан, где значимость Христа как Спасителя занижается, размыта ритуальностью, обрядовостью и различными мероприятиями настолько, что это препятствует духовной крепости прихожан и даже служителей. Многие верующие считают, что свою любовь и преданность Богу можно доказать регулярным посещением своей церкви и видят в этом проявление жертвенности Богу. Апостол Павел призывал к другой жертвенности: «Давайте же через Иисуса всегда приносить Богу в жертву хвалу, то есть дар наших уст, которые возвещают Его имя. Не забывайте также делать добро и делиться с другими – именно такие жертвы приятны Богу» (Евр. 13:15-16).
 «Приносить Богу в жертву хвалу», «возвещать Его имя», «де-литься с другими» дарами, данными нам Богом, мы можем не только в стенах храма или в христианском собрании, но и в процессе всей своей жизни, прославляя Бога своими помыслами и поступками.
 В послании апостола Павла к евреям, есть такие наставления:  «Будем внимательны друг к другу, давайте побуждать друг друга к любви и добрым делам. Не будем оставлять наших собраний, а то у некоторых есть такая привычка» (Евр. 10:24-25).
 Христианам свойственно испытывать жажду духовного насыще-ния, которую можно утолить через общение с Богом – в молитве, чте-нии Слова Божьего (Библии) и в общении с христианами в собраниях. Призыв апостола Павла не покидать своего собрания – христианского общения, может подразумевать и такое собрание, о котором говорит Иисус Христос: «Ибо, где двое или трое собраны во имя Моё, там и Я посреди них» (Мф. 18:20)
 Это утверждение свидетельствует о том, что христианским со-бранием могут являться даже два или три человека, собранные для прославления Иисуса Христа, и тогда там пребывает Он Сам. Такие общения Бог может нам послать: в храме, на улице, дома, в транспор-те, с членами семьи, друзьями, с незнакомцами, с соотечественниками и иностранцами. Даже ваше чтение этих строк я воспринимаю как наше с вами общение в Его присутствии.
 Христос не разделяет, собравшихся во имя Его, по национальным признакам, цвету кожи и исповедуемой религии. Он призывает услышать то, что нас освободит от греха. В свободе выбора проявляется Божья любовь к нам. Мы можем остановить свой выбор на любом православном храме, ощутив там особый духовный подъём, чувствуя особую духовную атмосферу и получая радость от общения с его служителями и прихожанами. Таким же собранием могут быть католический костёл, протестантская церковь. Даже регулярное собрание верующих христиан на дому апостол Павел называет домашней церковью. «Приветствуют вас церкви Асийские; приветствуют вас усердно в Господе Акила и Прискилла с домашнею их церковью» (1 Кор. 16:19).
 «Передавайте мой привет и церкви, которая собирается у них дома» (Рим. 16:5).
 Во всех этих собраниях люди славили Иисуса Христа, Триедино-го Бога и молились во имя Отца, Сына и Святого Духа.
 Моё толкование понятий христианского собрания и церкви мо-жет возмутить некоторых служителей различных конфессий. Они мо-гут назвать это вольнодумством, вызывающим брожение в умах при-хожан их церкви. Любой из служителей церкви может утверждать и приводить много доводов в пользу того, что только его церковь явля-ется истинной, сохранившей христианские апостольские традиции. Но судьёй праведным и неподкупным является Бог.
 В ветхозаветные времена иерусалимский Храм Соломона содер-жался на пожертвования народа Израильского. В основном от числа прихожан зависело его процветание и материальное благополучие священнослужителей. Первосвященниками являлись левиты – проис-ходившие из колена Левия, одного из двенадцати сыновей Иакова и принадлежавшие к потомкам Аарона. Таковым было повеление Бога Моисею. Согласно закону Моисееву, лишь левиты имели право со-вершать жертвоприношения и другие священнодействия. Для них, как и для всех верующих, имелось Божье Постановление: «И сказал Господь Моисею, говоря: Объяви левитам и скажи им: когда вы будете брать от сынов Израилевых десятину, которую Я дал вам от них в удел, то возносите из неё возношение Господу, десятину из десятины» (Числ. 18:25-26).
 По этому примеру и сейчас в христианских конфессиях придер-живаются таких взаимоотношений между паствой и священнослужи-телями. Процветание храмов и материальное благополучие их служи-телей во многом зависит от количества прихожан. Например, в православных храмах, кроме ящиков для добровольных пожертвований, имеется ещё одна форма добровольного пожертвования прихожан – продажа свечей. В книге «Православный храм и иконы; Азы православия» имеется такое пояснение:  «Свечи, которые верующие покупают в храме, чтобы поставить в подсвечники возле икон, также имеют несколько духовных значений: поскольку свеча покупается, она есть знак добровольной жертвы человека Богу и храму Его, выражение готовности человека к послушанию Богу…» (36).
 К сожалению, среди настоятелей храмов и служителей не все по-лагаются на Волю Бога в своём стремлении достичь процветания храмов и личного материального благополучия. Имеются среди них и такие, которые используют имя Бога как ширму для достижения сво-их корыстных целей. К счастью, Бог позволяет прихожанам это чув-ствовать и искать те собрания верующих, где имеется духовное един-ство и истинные духовные наставники. Если же кто-то веру в Бога превратил в обрядоверие, а служение Ему подменил служением хра-му или себе, тому Господь не даст истинного процветания и благополучия.
 «Бог, сотворивший мир и всё, что в нём, Он будучи Господом неба и земли, не в рукотворённых храмах живёт и не требует служе-ния рук человеческих, как бы имеющий в чём-либо нужду, Сам давая всему жизнь и дыхание и всё» (Деян. 17:24-25).
 Храмовое сооружение может утопать в роскоши, но духовная пустота его прихожан является обличением Божьим для его служите-лей в их напрасных усилиях. Для Бога важнее то, чем наполнен храм Бога Живого – верующий человек: «Неужели вы не знаете, что вы – храм Бога, и в вас живёт Божий Дух? И кто разрушит храм Бога, того разрушит Бог. Потому что храм Бога свят, а вы и есть тот храм» (1 Кор. 3:16-17).
 Наличие духа разделения среди христиан угодно тёмным злым силам. Иисус же не делал ни для кого исключения и не говорил о чьём либо превосходстве. Потому-то имеется Церковь, которую сози-дает Сам Христос – Вселенская Христианская Церковь, рассеянная Им по всему Миру, но при этом единая. Апостол Павел предостере-гал христиан от разделений между собой: «По праву апостольства, дарованного мне, я говорю каждому из вас: не ставьте себя выше, чем следует. Будьте скромны и судите о себе здраво, по мере той веры, которую Бог дал каждому из вас. Вот, к примеру, наше тело: ведь оно одно, но в нём много органов, и у каждого свое назначение. Так и мы: хотя нас много, но в единении с Христом мы – одно тело, а в отноше-нии друг друга – разные органы его» (Рим. 12:3-5).
 Такие понятия сущности Церкви унаследовали и первые христи-анские богословы. В книге протоиерея Александра Шмемана «Исто-рический путь Православия» имеются ссылки на предания старцев, писания святых отцов и учителей Церкви, знаменитых подвижников первых веков христианства: «..На что может каждый верующий опе-реться для различения истины от лжи? На эти вопросы и отвечает первое поколение христианских богословов, из которых особенно вы-делить следует Св. Иринея Лионского, главного борца против гнози-са. Он первый определяет «норму» Церкви – то есть из самого опыта её жизни выводит те принципы, которыми в свою очередь эта жизнь регулируется. Ириней родился около 140-г. в Малой Азии и в детстве знал епископа Поликарпа Смирнского и других «пресвитеров», кото-рые в свою очередь видели в молодости Иоанна Богослова и Апосто-лов… Двадцать лет своего епископского служения он отдаёт не толь-ко своей пастве, но и всей Церкви: защищает её от гностиков, от раз-делений, от слабостей. Он первый из больших «отцов Церкви»: так назовут христиане выразителей вселенского предания, «свидетелей» кафолического опыта…
 Для Иринея же на первом месте стоит то единство веры и жизни, которое передано от начала Самим Христом. «Апостольское преем-ство» и есть, прежде всего, единство Церкви и её жизни во времени и в пространстве. …«Церковь приняла эту проповедь, эту веру, – пишет Ириней, – и хотя она рассеяна во всём мире, она сохраняет её, как ес-ли бы она жила в одном доме, единодушно верит в неё, как если бы она имела одну душу и одно сердце; и в совершенном согласии она её проповедует, ей учит и её передает, как если бы она имела одни уста. Языки на земле различны, но сила Предания одна и та же…» (37, с. 76-77).
 Стремление Церкви Христовой к единству веры – в этом заключается «апостольское преемство». Нынешняя разобщённость христианского мира наводит на размышления о влиянии «отца лжи» – дьявола на помыслы и поступки тех, кто призван напоминать об идее единства христианского мира. Для каждого христианина важно осознавать себя прежде представителем высшего «целого» – Вселенской Церкви Христовой, а уже потом православным, католиком, протестантом.
 Господь позволил мне иметь множество свидетельств того, что в любой христианской конфессии имеются те, кто искренне верит в единство Церкви Христовой. Живя в разных частях света, эти христи-ане не сомневаются в том, что у всех у них один пастырь – Иисус Христос.
 Поэтому не вижу необходимости призывать вас идти в какой-либо конкретный храм или христианское собрание. Любой человек, испытующий потребность в духовном общении с христианами, сво-боден в своём выборе храма или собрания и изъявит желание пребы-вать там, где почувствует такое духовное насыщение, которое позво-лит расти и укрепляться духовно. Если же и в своём выборе церкви просить Господа открыть Его волю на это, то Он в любом христиан-ском собрании укажет истинно верующих в Триединство Бога и в Иисуса Христа как своего Спасителя. Ежедневное чтение Библии, усердные молитвы и общение с христианами помогают ощутить своё единство с вечным, Божественным, пробуждая желание служить Бо-гу, прославлять Имя Его среди тех, кто нуждается в Нём.
 Апостол Павел, призывая всех христиан к духовному единству, напоминал, что церковь Иисуса Христа состоит из тех, кто призван быть Его святым народом, независимо от места проживания, кто вез-де и всюду славит Его: «Церкви Бога в Коринфе, тем, кто посвящён Богу через Христа Иисуса, кто призван стать Его святым народом, вместе со всеми, кто везде и всюду призывает имя Господа нашего Иисуса Христа. Милость вам и мир от Бога, Отца нашего и Господа Иисуса Христа! ... Именем Господа нашего Иисуса Христа умоляю вас, братья, будьте все согласны друг с другом. Пусть разногласия не разделяют вас! Пусть сплотит вас единая мысль, единая цель!» (1 Ко-р. 1:2-3).
 «Один Господь, одна вера, одно крещение. Один Бог и Отец всех, Он над всем, через всё и во всём» (Еф. 4:5-6).
 В настоящее время влияние власти тьмы выражается в том, что дьяволу удалось поколебать в людях веру в наличие Бога – своего Творца. Так дьяволу проще манипулировать умами людей. Рассорив многие народы, посеяв в них ненависть и религиозную нетерпимость, он порождает различные войны. Наличие раскола и неприязни среди христиан различных конфессий позволяет дьяволу подавлять в людях желание искать Бога, быть христианами. Богоугодными и действен-ными являются молитвенные просьбы о наделении людей веротерпи-мостью и миролюбием. В этом проявляется любовь к Богу и к своему ближнему.
 В своём единоборстве с дьяволом многие полагаются только на свою силу воли, высокое самосознание и моральные принципы, не осознавая, что сатана ещё со времён Адама и Евы имеет богатый опыт с лёгкостью сокрушать все эти человеческие усилия в проявлении их силы воли. Через поражения, приводящие человека к моральным потрясениям, депрессии, к напрасным физическим и материальным затратам, Бог нам напоминает, что победа в этой духовной войне возможна только под Его руководством: «Итак, покоритесь Богу; противостаньте дьяволу и убежит он от вас» (Иак. 4:7).
 «Тем более что вы знаете, какое сейчас время: настал час вам пробудиться от сна, наше спасение теперь ближе к нам, чем тогда, когда мы только обрели веру. Ночь проходит, близится день. Так отбросим дела тьмы и вооружимся оружием света. Давайте жить так, как подобает при свете дня: без оргий и пьянства, без разврата и безобразий, без раздоров и зависти. Пусть одеянием вашим станет Господь Иисус Христос! Так не поддавайтесь своей греховной природе и её вожделениям» (Рим. 13:11-14).
 Участие в войне добра со злом и света с тьмой приносит много положительных эмоций, в отличие от рутинной жизни, наполненной мирской суетой, страхом, раболепством и заискиванием перед злом. Осознание того, что победы, одержанные даже в мелких сражениях со своими слабостями, стали возможны только благодаря Всемогу-щему Богу, услышавшему твои молитвы, укрепляет в вере, наполняет чувством благодарности и желанием ответить на Его любовь взаимностью. Эта взаимная Любовь порождает желание свидетельст-вовать о пережитом тем, кто хочет быть наполненным Божьей любовью. Наша любовь к Богу выражается в любви к ближнему своему!
 Особую радость приносят зримые плоды служения Богу. Этими плодами могут являться исцеления от духовных и плотских недугов тех, кто долгие годы имел различные формы зависимости, и с Божьей помощью преодолев испытания, исцелился, когда воссоздаются и укрепляются семьи, в которых супруги помышляли о разводе, либо уже были разведены. Приятно, когда есть повод осознавать, что Бог проявил милость и позволил тебе быть причастным к исцелению че-ловека, его целостности, или возрождению семьи. Тогда появляется ощущение, что ты живёшь не напрасно и хочется славить за это Бога. Таких исцелённых христиане имеют право называть так, как называл своих последователей апостол Павел: «Вы – наше письмо, написанное в сердцах наших, узнаваемое и читаемое всеми человеками; вы показываете собою, что вы – письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живого, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца. Такую уверенность мы имеем в Боге через Христа» (2 Кор. 3:2-4).
 Это и есть воплощение предначертаний Иисуса Христа для Сво-их учеников: «Иисус, созвав к себе двенадцать Своих учеников, дал им власть над нечистыми духами, чтобы они могли изгонять их и ис-целять всякую болезнь и всякий недуг. …Больных исцеляйте, мёрт-вых возвращайте к жизни, прокажённых очищайте, бесов изгоняйте. Даром получили – даром отдавайте. …Войдя в дом, пожелайте ему мира, и, если дом достоин того, пусть войдёт в него мир ваш, а если недостоин, пусть мир ваш вернётся к вам. А кто вас не примет и ва-ших слов слушать не станет, то, уходя из этого дома или из этого го-рода, даже пыль с ваших ног отряхните. Говорю вам, легче будет Со-дому и Гоморре в День Суда, чем тому городу. …Ведь не вы будете говорить, а Дух Отца вашего через вас» (Мф. 10:1;8;12-15;20).
 Поэтому верующий в Иисуса Христа имеет возможность прочув-ствовать, что означают Его слова: «…Я – в Отце Моём, вы – во Мне и Я – в вас».
 «Говорю вам истинную правду: тот, кто верит в Меня, будет де-лать те же дела, что и Я, и даже большие сделает, потому что Я от-правляюсь к Отцу. Всё, о чём ни попросите, призвав Моё имя, Я ис-полню, чтобы был прославлен Отец через Сына. Если Меня вы о чём-то попросите, призвав Моё имя, Я исполню… Я сиротами вас не оставлю, снова к вам возвращусь. Ещё немного – и мир Меня уже не увидит, а вы Меня будете видеть, потому что живу Я, и вы будете жить. И в тот день вы узнаете, что Я – в Отце Моём, вы – во Мне и Я – в вас. Кто хранит мои заповеди и исполняет их, он и есть тот, кто любит Меня. А того, кто любит Меня, и Отец Мой полюбит. Я тоже его полюблю и явлюсь ему» (Ин. 14:12-14; 18:21).
 Господи! Позволь всем испытать радость от ощущения своей принадлежности к Телу Христову – к Вселенской Христианской Церкви, призванной прославлять Господа нашего Иисуса Христа!
 Милость Его да пребудет с Вами!
 Мир Вам!

P. S. Написание этой книги было завершено до нападения грузин-ской армии на мирных граждан Южной Осетии в августе 2008 г. По мнению автора, проявление жестокости и вероломства является Бо-жьим обличением бездуховности тех, кто сеет зло, исполняя волю дьявола. В Библии содержатся ответы на те вопросы, которые могут возникать при подобных бедах. Все потрясения и бедствия, происхо-дящие в мире, человеку необходимо воспринимать как следствие его непокорности Богу и осуществление Библейских пророчеств!