Глава 4. Беслан упрёк всему человечеству

Юрий Герасименко
Глава IV
БЕСЛАН – УПРЁК ВСЕМУ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ


«А народ Мой забыл Меня…»
(Иер.2:32)

 В 1847 году в целях укрепления Кавказской оборонной линии, утверждённой генералом А.П. Ермоловым, владикавказское поселение Тулатово было перенесено на новое место, в 20 верстах от Владикавказа. Изначально оно состояло из 17 дворов. Новое селение получило название Беслан в честь имени инициатора переселения Беслана Тулатова, об этом напоминает памятник у железнодорожного вокзала.
 Сейчас упоминание города Беслана, к сожалению, у многих ассоциируется с понятием «страшная трагедия». Когда слышишь название этого города, то невольно переживаешь внутреннее состояние, испытуемое при упоминании печально известных для человечества мест: Освенцим, Бухенвальд, Маутхаузен, ГУЛаг, Бабий Яр и т. д.
 Эти печально известные названия напоминают людям о проявлении самых низменных пороков человека, один из которых – жажда власти, когда один или несколько человек ставят себя выше остальных, на место Бога, считая, что от их воли зависят судьбы других людей. Из их самовозвеличивания произрастают садизм, жестокость, боль, страдания, смерть. Так проявляется безбожие и власть сатаны.
 Через трагедии Бог напоминает человечеству, что тот, кто забудет о Нём, поставив себя и свои желания выше воли Бога, тот становится инструментом в руках сатаны. Исполняющий волю того, «кто был человекоубийца от начала» (Ин. 8:44), имеет клеймо в народе, о таких говорят: «Это не человек, а дьявол во плоти». Он только внешне напоминает человека, но исполняет волю того, кто над ним властвует и побуждает уничтожать тех, кто сотворён Богом. Таким неведомо, что говорит Бог страдающим от их безумия: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу, и тело погубить в геенне!» (Мф. 10:28).
 «Геенна огненная» – это как раз то место, где по Божьему пред-начертанию предстоит гореть всем тем, кто оказывал Богу открытое неповиновение, кто сознательно грешил. Её прообразом была долина Гинном под Иерусалимом, там в ветхозаветные времена была мусорная свалка, где огонь горел постоянно. Во времена иудейских царей Ахаза и Манассии, не желавших ходить путями Господними и приведших Иудею к отступничеству от Бога, там производились человеческие жертвоприношения. Пророк Иеремия, возвышавший голос о том, что народ Божий забыл своего Создателя, пророчествовал, что эта долина станет символом суда Господня.
В учебнике «Религиозные воззрения осетин» имеется «мусульманский ономастикон (именник)», где мужское имя Беслан, с тюркского языка означает – «князь-лев» (40, с. 337). Производное от тюркского имени Бей, «бай» – обильный, богатый; господин, предводитель; и тюркского имени Аслан, «арслан» – лев.
 Учитывая, что название города Беслан принадлежит к мусульманскому именнику, а в центре его имеется старинная, ныне не действующая и частично разрушенная мечеть, можно предположить, что населяли его изначально в основном осетины, исповедовавшие ислам. Об этом же говорится в историко-этнографическом исследовании Б. А. Калоева «Осетины»: «В 40-х годах ХIХ в. даже возник вопрос о выделении осетин-мусульман из осетин-христиан и создании для них отдельных сёл. …
В результате этого на равнине образовались следующие мусульманские селения: Хазныдон, Дур-Дур, Кора … Беслан … Эльхотово» (18, с. 402).
 Думаю, не ошибусь в своём предположении, что в г. Беслане сейчас проживает больше тех, которые считают себя христианами. Многие сделали этот выбор после трагедии в 1-й школе. Они приняли крещение сами и крестили своих детей, именно после трагических событий в этой школе. Есть примеры того, когда родители – мусульмане крестили своих детей!
 Мадина Дзагоева – мама восьмилетнего мальчика, которому при первых же выстрелах прострелили ухо, а осколки бомбы раздробили лоб и всю левую половину его лица, рассказала: «Все бесланские пациенты девятой больницы г. Москвы крестили своих детей».
 Христианское крещение, как уже упоминалось, является Божьим повелением: «И приблизившись, Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28:18-20).
 Осетинский народ – наследник великой культуры, имеющей свои корни в глубине веков. Культурной особенностью осетин является их родной язык, не схожий с языками соседних горских народов и принадлежащий к индоиранской группе языков, но при этом содержащий большое количество слов из иврита – еврейского языка, о чем более подробно будет говорится в следующих главах. Как известно, язык и разговорная речь народа являются свидетельством его исторического происхождения. Боевой дух и одарённость осетин в военном деле, унаследованы от древних скифов, сармат, алан и даже хазар, этот исторический факт более детально тоже будет рассмотрен в одной из следующих глав.
 Стройность и красота горянок, доблесть и мужество горцев воспевались многими поэтами. Национальные песни осетин наполнены мелодичностью и любовью, а танцы ярко выражают все их достоинства и особенности национального характера.
 Еще одной отличительной чертой осетин является их непреодолимая воля к победе в спортивных состязаниях и в боевых сражениях. Об этом качестве осетин знали и боевики, напавшие на детей, женщин и стариков в первой школе г. Беслана. Среди заложников были и безоружные осетинские мужчины, но их боевики поспешили расстрелять в первые часы теракта. Судя по рассказам заложников, боевики причисляли себя к мусульманам. Со слов заложников мне известно, что некоторые террористы лицемерно говорили им: «Молитесь своему Богу!».
 «Ислам – религия умеренности и терпимости, и не имеет ничего общего с терроризмом», – такое заявление прозвучало на всемирном форуме мусульман, проходившем в Саудовской Аравии в декабре 2005 года. Его участники осудили всё произошедшее в сентябре 2004 г в г. Беслане. Значит все террористы своими действиями ставят себя вне ислама, как бы они ни ссылались на Коран. Автор поэтического перевода Корана с арабского на русский язык В. М. Порохова, исповедующая ислам и возглавляющая Международный фонд конфессиональной стабильности Иман В. Пороховой, так отзывается о салафитах и ваххабитах: «Это не коранические учения. Попытки распространения принципов ваххабизма и салафизма за пределами Саудовской Аравии – вина заезжих священнослужителей, которые, обучаясь в институте Медины, вместо того чтобы сосредоточиться на изучении коранического писания, впитывают особенности национального менталитета» (55. С.18).
 Хотя среди некоторых учёных-теологов имеется иная точка зрения. Они утверждают, что, к сожалению, именно террористы исповедуют истинный ислам, а так называемые мирные умеренные мусульмане не знают того, что в Коране суры расположены не в хронологическом порядке, а от самой длинной к самой короткой. Они говорят, что по правилам написания Корана, суры, написанные в более позднее время, отменяют те, которые входят в противоречие с последними. Якобы миролюбивые суры были написаны пророком Мохамедом в начале его деятельности в Мекке, а в Медине – последние суры, но находятся они не на последних страницах Корана. Что последней в Коране является девятая сура и в ней имеется стих «аят меча» – призыв к джихаду. А джихад – это обязанность мусульман сойтись в схватке с «неверными», чтобы склонить их к принятию ислама, либо к принятию статуса «зимми» – людей второго сорта.
 Кто такие «неверные» и «верные», дала определение В. Порохова (Иман Валерия) в своём интервью газете «Северный Кавказ» №12 (826) за март 2007 г.  Она пояснила, что кораническое писание под определением «неверные» не подразумевает христиан и иудеев: «…Важным моментом является и то, что мужчине-мусульманину не запрещается Кораном, а, наоборот, разрешается – по примеру пророка Мохаммеда – брать в жёны «любую верную», а к «верным» Коран относит и христиан, и иудеев, то есть верующих. «Неверные» -это только атеисты и язычники» (55, с. 18).
Такая трактовка подразумевает противостояние и вражду с атеистами и язычниками. Христианское же учение призывает в любви, со смирением и с Божьей помощью, просвещать атеистов и язычников. «Всё у вас да будет с любовью» (1 Кор. 16:14).
 Надеюсь, что большинство мусульман, как и те с которыми я знаком, проявляют искреннюю веротерпимость и миролюбие.
 Слава Богу, что Он после ужаса произошедшего в 1-й школе Беслана не допустил, чтобы месть затмила разум народа Осетии. Бог как любящий Отец дал этому народу мудрости исполнить Его заповеди: «Не говори: «я отплачу за зло»; предоставь Господу, и Он сохранит тебя» (Пр. 20:22). «Никому не воздавайте злом за зло. Старайтесь делать только то, что все люди считают добром. Живите со всеми в мире, насколько это зависит от вас. Не мстите за себя, дорогие мои, оставьте место Божьему гневу. Ведь написано: «Отмщение – Моё, и Я воздам», – говорит Господь. Наоборот, «если твой враг голоден, накорми его, жаждет – напои его. Этим ты заставишь его гореть со стыда». Не дай злу победить себя, но побеждай зло добром» (Рим. 12:17-21).
 Всемирно известный осетинский поэт Коста Хетагуров, в своей поэме «Се Человек» постарался выразить в стихотворной форме слова Иисуса Христа:
 «Вас будут бить и гнать – терпите,
 За зло не воздавайте злом;
 Всех ненавидящих простите
 И не глумитесь над врагом…» (48).
А ведь замышлявшие и совершившие зло ожидали со стороны осетин неразумных ответных действий, которые могли бы повлечь за собой начало большой войны на Кавказе и за его пределами. Они делали ставку на проявление осетинами языческих обычаев, содержащих в себе кровную месть, традиционную среди горцев.
 В центре г. Владикавказа имеется красивая суннитская мечеть, в неё я зашёл во второй день своего пребывания в Осетии. Один из её служителей, осетин по имени Мурат, на мой вопрос: «В Осетии исповедуется две религии – христианство и ислам?» ответил: «Нет, здесь есть ещё третья религия, которая более многочисленна – язычество»! Он с сожалением пояснил мне, что языческое многобожие в Осетии проявляется как среди тех, кто считает себя христианами, так и среди мусульман. Они исполняют языческие обряды и поклоняются различным божествам, святым, покровителям из осетинской религии.
 В дальнейшем я сам убедился, что желание многих осетин про-явить почтение к памяти их предков проявляется в исполнении древних традиций и обычаев, унаследованных от праотцов-язычников. Многие из них поклоняются в святых рощах, святилищах мифологическим героям, кустам, камням и при этом называют себя христианами, мусульманами.
 В прежние времена многие народы прикладывали усилия, чтобы обеспечить себе мнимое благополучие с помощью созданных их собственным воображением либо унаследованных от предков – богов, святых, духов, покровителей. Такие факты описаны и в Библии: «И устроили они себе высоты и статуи и капища на всяком высоком холме и под всяким тенистым деревом» (3 Цар. 14:23).
 Это можно увидеть на примере многих царей Израиля и Иудеи, таких как царь Израиля Иеровоам, которому Бог проговорил через Своего пророка Ахию: «Ты поступал хуже всех, которые были прежде тебя, и пошёл и сделал себе иных богов и истуканов, чтобы раздражить Меня, Меня же отбросил назад; за это Я наведу беды на дом Иеровоамов …» (3 Цар. 14:9).
 И о царе иудейском Авии сказано: «Он ходил во всех грехах отца своего, которые тот делал прежде него, и сердце его не было предано Господу Богу его…» (3 Цар. 15:3).
 Многобожие накладывает особую печать на жизнь многих осетин. Отголоски язычества мешают им найти Истину, понять содержание Библии и замысел Бога на жертву Иисуса Христа. А это необходимо знать тому, кто желает являться христианином, а не только называться им, иначе теряется смысл его причастности к христианству.
 Тот, кто является христианином, будет испытывать нежелание исполнять языческие обряды, потому что это противоречит основополагающим принципам христианства и может иметь нежелательные последствия, для тех, кто их искажает.
 Христианство – это монотеистическая религия, где проповедуется один Бог. Хотя в настоящее время можно заметить, что оно перестаёт быть тем, чем ему надлежит быть от самого начала – верой, выраженной в личном общении человека с Богом. В основе догматики и богослужения христианства, как уже упоминалось, лежит Библия (Священное Писание) – Богом вдохновенная книга. Иначе говоря, её писали люди по велению Бога, можно сказать, под Его диктовку, жившие в разные века и занимавшие различные социальные положения. Порою они сами не могли понять смысла написанных ими пророчеств, но верили, что Бог позволит это понять грядущим поколениям.
 Тому, кто желает являться истинно верующим христианином, необходимо знать содержание Библии, чтобы понимать замысел Бога на жизнь каждого из нас и на смерть Христа во имя спасения человечества. Тогда может пробудиться и желание исполнять заповеди Бога, которые даны всему человечеству на благо, а не на зло. Иначе он будет только называться христианином, но не являться им.
 Библия – это голос Бога: «Если ты будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, тщательно исполнять все заповеди Его, которые заповедую тебе сегодня, то Господь, Бог твой поставит тебя выше всех народов земли; И придут на тебя все благословения сии и исполнятся на тебе, если будешь слушать гласа Господа, Бога твоего…. И не от-ступишь от всех слов, которые заповедую вам сегодня, ни направо, ни налево, чтобы пойти вслед других богов и служить им.
 Если же не будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, и не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановления Его, которые я заповедую тебе сегодня, то придут на тебя все проклятия сии и постигнут тебя. … Пошлёт на тебя Господь народ издалека, от края земли: как орёл налетит народ, которого языка ты не разумеешь, народ наглый, который не уважит старца и не пощадит юноши. … И наведёт на тебя все язвы Египетские, которых ты боялся, и они при-липнут к тебе; И всякую болезнь, и всякую язву, не написанную в книге закона сего, Господь наведёт на тебя, доколе не будешь истреблён; » (Втор. гл. 28).
С такими суровыми словами Бог обращается к своему избранному народу Израильскому, но подразумевается всё человечество и каждый из нас. Ведь под словами «всякую болезнь, и всякую язву, не написанную в книге закона сего…» можно понимать наркоманию, алкоголизм, СПИД, истребляющие человечество, которое не кается в своём упорстве перед Богом.
 Вероятно, что и боевики в Беслане находились в наркотическом опьянении. Об этом свидетельствовали использованные шприцы, которые находили в классных помещениях сразу после штурма. В любом случае, они были во власти сатаны, и разум их был помутнён. Этому много свидетельств, об одном из них мне поведала старше-классница Надя Бадоева – заложницы из 1-й школы г. Беслана и её родители. Во время штурма школы, один из боевиков бросил к ногам их дочери гранату с криком «Аллах Акбар!». Запрыгнувший в этот момент в окно офицер отряда особого назначения ФСБ РФ «Вымпел» двадцатидевятилетний Андрей Туркин накрыл гранату собой. Он погиб. Его жена Наташа стала вдовой, их сыновья Владислав и Андрей лишились отца, а мама Валентина Ивановна - единственного сына, но девушка и те, кто был рядом с нею, остались живы. Андрей родился в станице Динской Краснодарского края и по словам его близких был очень набожным православным христианином. Венчался с женой Наташей в церкви и дети их крещены. Пожертвовав своей жизнью Андрей явил свою христианскую любовь к людям. Семья спасённой им Нади хоронила своих родственников, погибших во время теракта, по мусульманскому обычаю и намерена до конца своих дней помогать вдове и сыновьям Андрея.
 Каждый из находившихся в числе заложников и штурмовавших школу сотрудников спецназа из групп «Вымпел» и «Альфа» мог оказаться в числе погибших во время беспорядочной стрельбы со стороны отстреливавшихся террористов. Оставшимся в живых заложникам есть повод благодарить Бога за ответы на свои молитвы и за героизм всех тех, кто их спасал. Десять сотрудников спецназа погибли при спасении заложников. Помяни их Господи в Царствии Твоём! «И Ты отдал их в руки врагов их, которые теснили их. Но когда, в тесное для них время, они взывали к Тебе, Ты выслушивал их с небес и, по вели-кому милосердию Твоему, давал им спасителей, и они спасали их от рук врагов их. …Ты не истребил их до конца, и не оставлял их, потому что Ты Бог благий и милостивый» (Неем. 9:27; 31).
 Сейчас многие пребывают в недоумении от пережитого потрясения бесланской трагедии. Детский врач, заведующий реанимационным отделением 9-й городской клинической больницы имени Сперанского г. Москвы, осетин по национальности, Руслан Сергеевич Кцоев осенью 2004 г. спас жизни многим бесланским детям. Он, вы-ражая своё непонимание причин трагедии, высказал предположения о природе террористических актов. В его словах содержится важный призыв ко всем ныне живущим: «Мой народ сильно пострадал. Не пойму до сих пор, почему и за что ему выпало это горькое испытание? …Во-первых, мы должны осознать, что жить так, как мы жили до Беслана, нельзя. Многие из нас забыли о понятиях Чести и Совести, Патриотизма и ответственности за свой народ. Слишком много среди нас развелось взяточников, воров, коррупционеров. На мой взгляд, недостаточно жёстко борются с этими негативными явления-ми силовые структуры. Нужно наводить порядок и в правоохранительных, и в иных органах» (30, с. 227, 230).
 Этими словами доктор Кцоев призывает всех к переосмыслению своих поступков. А для того чтобы иметь смелость объективно их оценить, достаточно читать Библию. Тогда могут появиться ответы на вопросы, задаваемые после трагедии в Беслане: «Куда Бог смотрел?», «Есть ли Он вообще?».
 В книге «Корпункт в Беслане» имеется интервью учительницы литературы, бывшей заложницы, описавшей восприятие её учениками всего произошедшего в 1-й школе: «… Вот она – кульминация урока: «А где Бог?». Это выдохнулось всеми. Но кажется, первой это спросила девочка из третьего ряда. Её реакции я больше всего опасалась. Знала, что у неё погибли мама и сестра. «Где Бог?» – доминантный вопрос для бесланцев» (21, с. 97).
 В этой же книге имеются изречения участников и очевидцев тех событий: «Эльбрус (водитель): Я был здесь. Так вот, по всем признакам это был ад. И полное отсутствие Бога. Проходят дни, и я понимаю, что Он есть и был. Я не могу тебе объяснить, но Он есть для тех, для кого Он существует…
Маирбек (хозяин лавки по изготовлению ключей): Знаешь, мы плохо живём. Уже давно живём плохо. Это может остаться не наказуемым?»
 Вероятно, Маирбек под словами «мы плохо живём» имел ввиду коррупцию и взяточничество, которые поразили наше общество. Эта социальная проказа прогрессирует, если её не лечить. Такой недуг диагностируется Божьими обличениями, если человек еще не умертвил в себе совесть, которой Бог наделил его при рождении. И исцеляется эта «проказа» тоже с Божьей помощью, если Его просить об этом в своих молитвах. «Ибо если сердце наше осуждает нас, то кольми паче Бог, потому что Бог больше сердца нашего и знает всё. Возлюбленные! Если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу. И, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним» (1 Ин. 3: 20-22).
 А может быть, Маирбек подразумевал тот спиртовой бизнес, который процветает в Осетии. В погоне за высокими показателями экономического роста республики в недавнем прошлом здесь было создано около 300 предприятий, выпускавших вино-водочные изделия, сейчас осталось 23 предприятия, выпускающие спиртовую продукцию, это без учёта подпольных цехов. Большое количество заводов, выпускающих алкогольную продукцию, сконцентрировано вокруг Беслана. Не все, имеющие отношение к производству и реализации всего того, что может помутить человеческий разум, осознают, что от их кипучей деятельности уже пострадали многие люди. Разрушенные семьи, осиротевшие дети, лишившиеся своих родителей-алкоголиков, отчаявшиеся матери, не понимающие, как им помочь своим детям вернуться к нормальной жизни – все эти негативные явления нашей действительности обязательно несут печать Божьего возмездия в судьбах тех, кто обогащается на бедах других. «Дети Божьи и дети дьявола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего» (1 Ин. 3: 10).
 Руководители и владельцы этих предприятий посещают церкви, оставляют там щедрые пожертвования, платят большие налоги и утешают себя мыслью о том, что они создали рабочие места. Но их бизнес, нацеленный на личное обогащение, не может быть угодным де-лом для Бога, напрасно они надеются, что не причастны к росту смертности от алкоголизма и детской беспризорности. Из уст самих осетин мне приходилось не раз слышать: «Вот, что мы наделали!Это ведь мы всю Россию залили своей водкой». «И сказал Господь: что ты сделал? Голос крови брата твоего вопиёт ко Мне от земли; И ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей» (Быт. 4:10-11). «Как клетка, наполненная птицами, домы их полны обмана; через это они и возвысились и разбогатели, сделались тучны, жирны, переступили даже всякую меру во зле, не разбирают судебных дел, дел сирот; благоденствуют, и справедливому делу нищих не дают суда. Неужели Я не накажу за это? Говорит Господь; и не отмстит ли душа Моя такому народу, как этот? Изуми-тельное и ужасное совершается в сей земле; пророки пророчествуют ложь, и священники господствуют при посредстве их, и народ Мой любит это. Что же вы будете делать после всего этого?» (Иер. 5:27-31).
 Те, кто достиг определённого успеха в своей карьере, часто приписывают это себе в заслуги, хвалясь силой воли и духа. Таким как они – «сильным духом» – трудно признать, что это позволил им иметь Бог, чтобы испытать их. Они сами себе боги. Поэтому и вершат всё согласно своей мудрости, которая является глупостью перед Богом: «Ибо мудрость мира сего есть безумие перед Богом» (1 Кор. 3:19).
 Падающие же духом – блаженны и тем блаженнее, чем меньше в них остаётся этого духа человеческого, потому что когда не хватает духа человеческого, возникает потребность просить Духа Божия, а просящему, как написано, всегда даётся. Некоторым трудно при-знаться даже самим себе, что при своём материальном благополучии и удачной карьере они нуждаются в Боге. Но в этом признании и в желании постоянно насыщаться духовно скрыто истинное благополучие каждого человека. Сейчас я благодарю Бога за то, что он позволяет мне причислять себя к нищим духом и испытывать жажду насыщения Им. «И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5:2-3).
 Здесь, в Осетии я не раз уже слышал примеры того, какие беды уже постигли некоторых водочных магнатов в подтверждение народных мудростей: «Бог не Мирошка – видит немножко!», «Бог долго ждёт, да больно бьёт!».
 Дай Бог, чтобы подобные примеры позволили принять разумные решения тем, кто сейчас стоит перед выбором, продолжать ли ему жить по-прежнему, либо использовать свой капитал и положение в мирных целях, во славу Бога, а значит и для своего истинного блага. «Не приспосабливайтесь к образу жизни этого мира, но преобразите себя, обновив свой ум, чтобы постичь, чего хочет от вас Бог, что для Него хорошо, угодно и совершенно» (Рим. 12:2).
 Возможно, что со временем руководители государства будут вынуждены взять на себя ответственность за всё, происходящее в сфере производства алкогольной продукции, ведь они ответственны перед Богом за благополучие народа. Тот факт, что в прежние времена государственная монополия на производство и сбыт виноводочных изделий не решали проблему алкоголизма, возможно, позволит осознать правителям, что это осуществимо только с Божьей помощью через духовное возрождение народа и искреннее покаяние в своём безбожии.
 Порочные пристрастия некоторых россиян, для которых алкоголь является идолом, и отсутствие у них чувства меры в употреблении спиртных напитков побуждают окружающих задумываться о причинах этого и последствиях. Ведь не секрет, что в силу наших российских культурных особенностей наличие спиртных напитков на обеденном столе стало признаком гостеприимства. Это «средство для снятия стресса», стимулятор веселости и раскованности является коварным орудием сатаны для тех, кто духовно не окреп, считая, что он «свою меру знает».
 У каждого из нас найдутся примеры из среды близких нам людей, которые погибли, попав в зависимость от алкоголя или наркотиков. Стремление власти пополнить казну за счёт налогов с предприятий, производящих спиртосодержащую продукцию, и с её продаж, не должно затмевать главную ценность – здоровье нации. И личное обогащение тех, кто нелегально кустарным способом производит и распространяет все смертоносные препараты и напитки, обернётся для них бедами, потому что они приводят других к медленному само-убийству.
 Круг моих друзей и родственников сузился из-за того, что некоторые из них, пристрастившись к алкоголю либо к наркотикам, преждевременно ушли из жизни. Они надеялись таким способом убежать от своих страхов, депрессии, желая забыть о своём одиночестве, обиде. Большая часть из них, оправдывая свои слабости, отшучивалась: «Разве можно на этот мир смотреть трезвыми глазами?». С этим изречением можно согласиться, если взирать на мир, не призывая Бога помочь найти объяснения человеческим глупостям и порокам. Только Он может наделить трезвым взглядом на этот мир и позволить понять, как можно помочь тем, кто пропадает в этом мире без Него. Бог избавляет от одиночества и уныния, Он верен и не оставляет человека, даже если тот лишился всего и все покинули его. «Забудет ли женщина грудное дитя своё, чтобы не пожалеть сына чрева своего? Но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя» (Ис. 9:15).
 Некоторым трудно поверить в то, что Бог исцеляет от всевозможных зависимостей и наполняет жизнь смыслом и счастьем, если человек стремится исполнять его заповеди. Примеров исцелений с Божьей помощью много. Это может происходить и в христианских центрах реабилитации от наркомании и алкоголизма, и в православных монастырях. Бог через своих служителей приводит к духовному прозрению немощных и, укрепляя их в вере, позволяет избавиться от власти сатаны и славить Бога за своё исцеление. «Он даёт утомлённому силу, и изнемогающему дарует крепость» (Ис. 40:29).
 Многочисленные примеры исцелений людей с Божьей помощью от духовных недугов и физических зависимостей – упрёк тем, кто производит и распространяет одурманивающие зелья, что они идут против воли Бога. Думая только о своей наживе, они стараются не вспоминать, что исполняют волю тёмных сил и забывают о Божьем возмездии за этот грех: «А для того человека, кто толкает на грех хотя бы одного из этих людей – простых и малых, верящих в Меня, – было бы лучше, если бы мельничный жернов на шею ему повесили и бросили в пучину морскую! Горе миру, здесь неизбежно много такого, что приводит к греху! Но горе тому человеку, кто стал причиной греха!» (Мф. 18:6-7).
 Традиции многих народов призывают хранить такой моральный облик, который уберегает от совершения греха. Правила поведения за столом в прежние времена в Осетии доходчиво описывает осетинский учёный Л. А.Чибиров: «Ничто в человеке так не ценилось, как его ум, воспитанность, такт – качества, которые в осетинской действительности являлись критерием оценки в целом человека. Каждый из сидящих за столом понимал, что эти свои качества он может проявить прежде всего при сохранении ясного ума. Хотя гости нередко сидели за столом по несколько часов подряд, они не позволяли себе напиваться до потери своего лица: отпив глоток, возвращали бокал обратно. Кроме того, каждый имел право на «пропуск» в кругу, то есть мог отказаться от очередного бокала; в таких случаях никто не настаивал, чтобы гость обязательно выпил. Это своё право гость мог использовать время от времени, несколько раз за вечер. Не заставляли пить тех, кто с самого начала заявлял об этом. Одним словом, каждый старался до конца застолья оставаться трезвым. В высшей степени непристойным считалось появиться в общественном месте в нетрезвом виде. Молодежь не пила спиртного вообще… В целом для общества был характерен трезвый образ жизни, отсутствовала тяга к спиртному» (50, с. 62).
 Судя по рассказам пожилых осетин, в прежние времена в Осетии редко встречались на улицах городов и сёл сильно захмелевшие люди, несмотря на то, что праздничные и траурные мероприятия проводились с большим размахом. Сейчас, к сожалению, наличие пьяных людей на улицах уже никого не удивляет. Может, это и является свидетельством того, что любые добрые традиции и законы, не имеющие твёрдой духовной основы, не могут удержать человека от различных соблазнов и совершения греха.
 Во время любого застолья важно всем нам помнить библейские предостережения: «Вино – глумливо, сикера  – буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен» (Пр. 20:1). «И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом» (Еф. 5:18). «Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению, очей твоих; только знай, что за всё это Бог приведёт тебя на суд. И удаляй печаль от сердца твоего, и уклоняй злое от тела твоего, потому что детство и юность – суета. И помни Создателя твоего в дни юности твоей, доколе не пришли тяжелые дни и не наступили годы, о которых ты будешь говорить: «нет мне удовольствия в них»… Выслушай сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом всё для человека; Ибо всякое дело Бог приведёт на суд, и всё тайное, хорошо ли оно, или худо» (Еккл. 11:9-10; 12:13-14).
 В молодёжной среде принято считать, что лучше избегать бесед на духовные темы, якобы они «напрягают», мешают раскрепоститься. Такое мнение часто влечёт за собой разочарования. Особенно опасно так считать в тот период своей жизни, когда тебя окружает множество соблазнов и искушений. Это и желание самоутверждения через неповиновение своим родителям и старшим, и слепое подражание тем лидерам и кумирам, которые вызывают восторг твоих сверстников. Желание быть не таким, как все, в самых худших проявлениях этого. В юношеском возрасте очень многие считают, что повиновение каким либо законам, пусть даже законам Бога, – это утомительное занятие, лишающее свободы, – удел людей преклонного возраста, которые уже помышляют уходить в вечность. Но Бог дал нам Свои заповеди из любви к нам и наша любовь к Богу – лучшее состояние влюблённости, приносящее чувство защищенности и покоя. Когда окружающие видят почитание заповедей младшим поколением, это может изменить к лучшему старшее поколение, воспитанное в атмосфере язычества или атеизма.
 Раньше и я был склонен думать, что тот, кто верит в Бога, является интеллектуально ограниченным человеком со слабым физическим развитием. Но Господь меня обличил, позволив узнать тех христиан, которые за свои научные достижения либо успехи в большом спорте славят Бога. Этому я был свидетелем неоднократно. Например, таких людей Бог явил мне в Осетии во время проведения общественной организацией «Спасательный круг» акции «Нет наркотикам!». Там выступали заслуженные тренеры России, тренирующие сборные команды этой республики по вольной борьбе – братья Тедеевы. Во время этой акции они и их титулованные воспитанники со сцены центрального концертного зала «Октябрь» г. Владикавказа прославляли Иисуса Христа, свидетельствуя о том, какие чудеса исцелений духа и плоти происходили в их жизнях после молитвенных просьб, обращённых к Нему.
 Относительно восприятия великими учёными роли Иисуса Христа для человечества достаточно привести высказывание всемирноизвестного учёного, физика, лауреата Нобелевской премии Альберта Энштейна: «В этом мире есть только одно место, где нет тьмы. Это личность Иисуса Христа. В Нём Бог нам открылся наиболее постижимо!».
 Тем, кому Бог открылся наиболее постижимо, понятны слова из Библии: «Утомляются и юноши и ослабевают, и молодые люди падают, а надеющиеся на Господа обновятся в силе; поднимут крылья, как орлы, потекут, и не устанут, пойдут, и не утомятся» (Ис. 40:30-31).
 Многие подвергают сомнению то, что исполнение законов Бога всегда было благом для человека, или же считают, что звание «раб Божий» для них унизительно. И постепенно становятся рабами греха.
Л. Н. Толстой говорил: «Самый низкий из рабов – раб своих инстинктов!». «Разве вы не знаете, что если вы отдали себя кому-либо в рабство, то вы действительно стали рабами того, кому повинуетесь: вы или рабы греха, что ведет к смерти, или рабы того повиновения, что ведет к примирению с Богом» (Рим. 6:16).
 К счастью, на Кавказе, прежде всего, у горских народов почтение к старшим, как и прежде, находится на более высоком уровне, в отличие от других регионов России. Хотя и на Кавказе уже можно заметить признаки падения нравов в молодёжной среде, которые проявляются в использовании нецензурной лексики в моменты общения на улицах, даже в присутствии девушек, которые и сами порой способны на это, не осознавая, что они при этом утрачивают свою женственность. Либо молодые люди могут вести себя вызывающе шумно, провоцируя старшее поколение на конфликт.
 В их возрасте я тоже сомневался в том, что все поступки имеют последствия. Слава Богу, что Он проявил милость ко мне, и не допустил, чтобы я попал на скамью подсудимых, хотя поводов для этого я давал множество. Видимо, Господь, слыша молитвы моих бабушек и родителей за меня, сжалился над ними и удалил меня из той среды, где я мог погибнуть, позволив 3 года отслужить в Военно-морском флоте. Но и там я на Бога не надеялся, а во всём наивно полагался на себя.
 В советское время срочная служба в армии заслуженно считалась «почётной обязанностью гражданина СССР», как записано было в Конституции страны. Юноши шли служить с желанием, видя возмужавшими и в основном здравомыслящими своих демобилизовавшихся друзей. Для многих армия в те годы стала школой мужества. Прежнюю «дедовщину» можно назвать «детской шалостью» в сравнении с тем, что сейчас наблюдается в Российской армии. Всё это трудно отнести всего лишь к «неуставным отношениям», это плоды безбожия и сатанизма. Есть надежда, что служба не по призыву, а по контракту улучшит атмосферу в армии.
 Нынешняя сексуальная распущенность объясняется пренебрежительным отношением людей к заповедям Бога. «За это и отдал их Бог во власть позорных страстей: их женщины заменили естественные сношения на противоестественные, равно как и мужчины, отвергнув естественные сношения с женщинами, пылают похотью друг на друга: мужчины с мужчинами творят постыдные дела, готовя тем себе возмездие, которое они заслужили, сбившись с пути. И так как они не пожелали постичь Бога, Бог отдал их во власть их развращённого ума, побуждающего делать то, чего делать нельзя; они исполнены всяческого зла, низости, жадности, испорчены до мозга костей; они завидуют, убивают, полны раздоров, коварства, злобы; они клеветники, сплетники, ненавидят Бога, наглы, горды, хвастливы, изобретательны на зло, не подчиняются родителям, неразумны, ненадёжны, бессердечны, безжалостны.
 И они, зная, что поступающие так достойны смерти по Закону Бога, не только творят такое, но и одобряют тех, кто поступает так же» (Рим. 1:26-32).
 Призывники приходят служить в армию из гражданской жизни, следовательно, уже там они получают искаженное представление о методах самоутверждения, замешанных на проявлениях демонизма. Ещё там они могли наблюдать: ложь, несправедливость, жестокость, постепенно приобщаясь к этому. В армии же при попустительстве командования имеются все возможности на практике проявить свои низменные наклонности. Атмосфера в российских армейских подразделениях всегда являлась показателем духовного здоровья нации.
 Однополые интимные отношения среди женщин, и среди муж-чин некоторые называют «однополой любовью». Хотя слово «любовь» в Библии имеет совершенно другой смысл, а подобные плотские пороки названы «содомией», от названия ветхозаветного города Содом. Содом и Гоморра являлись городами грешников, местом про-явления беззакония, поэтому Бог их истребил.
 В некоторых западных странах представители «сексуальных меньшинств» уже обрели государственное признание и право заключать однополые браки. Даже некоторые священники их венчают, забывая, что это является грехом. Непризнание Божьих заповедей приводит к грехопадению, выраженному в гомосексуальных и лесбийских связях, порою перерастающих в физическую зависимость, приносящую различные заболевания, страдания и смерть тем, кто, упорствуя, не просит Бога о своём исцелении. Бог предостерегает человека о расплате за непокорность Ему. «Если кто ляжет с мужчиною, как с женщиною, то оба они сделали мерзость: да будут преданы смерти, кровь их на них» (Лев. 20:13).
 Алкоголизм, наркомания, игромания – это те зависимости, которые видны окружающим, и это позволяет своевременно влиять на то, чтобы вывести человека из состояния рабства греху с Божьей помощью. Гомосексуальные связи пока ещё принято считать постыдной страстью в нашем обществе, их утаивают и не всегда они ярко выражены. Поэтому только Бог знает, когда «сексуальное меньшинство» перерастёт в «сексуальное большинство» из-за таинственности и скрытости проявлений этого греха. Но если люди обратятся к Слову Бога, к Его Слову – Библии, то осознают, к чему Он призывает: «Не ложись с мужчиною, как с женщиною: это мерзость. И ни с каким скотом не ложись, чтоб излить семя и оскверниться от него; и женщина не должна становиться пред скотом для совокупления с ним: это гнусно. … А вы соблюдайте постановления Мои и Законы Мои и не делайте всех этих мерзостей, ни туземец, ни пришлец, живущий между вами» (Лев. 18:22-23; 26).
 Интимные отношения между мужчиной и женщиной установлены Богом и призваны служить, прежде всего, для выражения особенно близких отношений между супругами и для продолжения рода. Господь заповедал Адаму и его жене Еве: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте» (Быт. 1:28).
 Отсутствие почтительного отношения старшего поколения к заповедям Бога и непоследовательность, порождают неуважительное отношение к старшим со стороны молодёжи. От них слышится упрёк: «Почему вы – старшие, учите нас делать добро, а сами совершаете противоположные поступки, оправдываясь тем, что «жизнь такая»?». В итоге, старшее поколение утрачивает свой авторитет.
  Молодые люди могут услышать от старших слова оправданий: «Нам известны заповеди Бога, но ведь мы живём в этом мире, а мир живёт совсем по другим законам!». Такие отговорки являются под-тверждением того, что они осознанно идут против воли Бога, приспосабливаясь к миру, погрязшему в грехе. Господь обличал людей в их лицемерии: «Они говорят, что знают Бога; а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу» (Тит. 1:16).
 Порою от родителей дети могут слышать такие рекомендации: «В этом мире необходимо уметь «пользоваться локтями»!; «С волками жить – по-волчьи выть!». При этом большинство из родителей называет себя людьми, почитающими Бога. Родительский пример непоследовательности в словах и поступках может препятствовать их детям приходить к Богу: «Пусть дети приходят ко Мне, не мешайте им! – сказал им Иисус. – царство Небес при-надлежит таким, как они» (Мф. 19:14).
 А мешать детям приходить к Богу может стремление их родите-лей служить «и нашим, и вашим», «Богу и мамоне». Это может раздражать детей и приводить их в уныние. «Родители, не раздражайте детей, не то они станут малодушными» (Кол. 3:21).
 Своё малодушие дети могут пытаться скрыть под дерзким поведением. В них может вселиться страх перспективы уподобиться в дальнейшем лукавящим взрослым, которые только в трудные минуты возлагают надежды на Бога, но поступками в повседневной жизни отрекаются от Него. А страх, как известно, имеет свойство перерастать в агрессию. Но заблуждения старших не могут быть оправданием не-послушания и недостойного поведения младшего поколения. «Дети во всем повинуйтесь родителям, ведь это приятно Господу» (Кол. 3:20).
 Повиновение родителям угодно Богу и Он за это вознаграждает. Христианство, в отличие от язычества, имеет ясные определения, прописанные в Библии. В ней содержатся нормы морали для молодёжи и решение вечной проблемы «отцов и детей». Некоторые осетины считают, что сохранение языческих обычаев и традиций способствует истинному почтению к старшим. Но если традиции замешаны на многобожии, в котором не прописаны нормы морали и поведения, то это мешает человеку осознать, кому именно из множества богов он подотчётен и в чём, и кто с него спросит и воздаст за всё, соделанное им.
 Недостойные поступки старших не должны быть примером для подражания у молодежи. Исполнение заповедей Бога молодым поколением даёт шанс неразумным родителям измениться к лучшему, если они будут видеть почтение своих детей к себе, даже в тех случаях, когда родители своим бунтом против Бога этого якобы и не заслуживают.
 Многие родители считают, что залогом благополучия и успеха в жизни их детей является получение детьми хорошего светского образования, желательно высшего. Ради этого родители порой идут на различные уловки и преступления. Это свидетельствует об отсутствии осознания, что прежде всего их ребёнку необходима духовная основа – вера в Бога, а достойное образование будет значимым подспорьем для его благополучия. Многие из детей могут ясно представлять себе свой дальнейший жизненный путь, предполагающий достижение ими высоких целей, но, к сожалению, места Богу в этих планах часто не находится.
 Однажды, когда я навещал больного в краевом наркологическом диспансере, к нашей беседе присоединился его сосед по палате, за-явивший, что он имеет три высших образования. Он мог перечислить всех богов греческой мифологии и цитировать мудрые высказывания античных героев, греческих философов и мыслителей. Но его учёность и образованность не позволяли ему снизойти до признания Христа как своего Спасителя. На мой вопрос: «Чем ты объясняешь, что в третий раз попал в наркологический диспансер?», он ответил: «Это случайность!». Таким, как он, трудно осознать, что это уже закономерность. «Как пёс возвращается на блевотину свою, так глупый повторяет глупость свою» (Пр. 26:11).
 Во время общения с подобными упрямцами, мне приходят на ум библейские слова: «Отойди от человека глупого, у которого ты не замечаешь разумных уст» (Пр.14:7). «Разум для имеющих его – источ-ник жизни, а учёность глупых – глупость» (Пр. 16:22). «И сказал тогда Иисус: – Отец, Владыка неба и земли! Благодарю Тебя за то, что Ты открыл простым и малым сокрытое от мудрых и разумных! Да, Отец, такова была Твоя благая воля!» (Мф. 11:25-26).
 Господь позволяет пережить человеку различные формы обличений для смирения его гордыни, искреннего покаяния и мольбы о по-мощи. Покорных Ему Он избавляет от различных пороков, зависимостей и соблазнов.
 О коррупции и взяточничестве, которые некоторыми возведены в норму жизни, дети слышат с ранних лет из разговоров старших. Позднее они сами сталкиваются с взяточничеством на всех этапах своего взросления, иногда уже в школе, потом в институте, при трудоустройстве, в общении с чиновниками. Хотя все те, кто их к этому приобщает, – это взрослое поколение в лице несознательных педагогов, врачей, чиновников, представителей власти. Это все те, кто желает иметь, кроме положенного жалования, ещё и незаконный доход. Тот, кто в таких случаях оправдывается дежурной фразой «мне мало платят», ещё не утратил здравомыслия, и в глубине души может предполагать, что это приведёт к нежелательным последствиям. Эти терзания являются Божьим предостережением.
 Сейчас о наличии коррупции и взяточничества в нашем обществе не замалчивается руководством нашей страны. Борьба с этими явлениями – это одно из основных направлений деятельности нашего правительства. Остаётся только молиться о том, чтобы каждый – от бродяги, до президента – помнил о равенстве перед законами Божьими. Его законы извратить взяткой и подкупом невозможно, Он не подкупен.
 Те, которые ради накопления богатства и достижения власти готовы убивать, воровать, мошенничать, находясь в храме и осеняя себя крестным знамением, могут долго молиться, щедро подавать на нужды храма. После этого они считают, что на сегодня они с Богом в расчёте. Теперь можно идти и продолжать делать то, в чём уже покаялись и попросили у Бога прощения, до следующего своего визита в церковь. У Бога же Свой взгляд на это: «Жертва нечестивых – мерзость, особенно когда с лукавством приносят её» (Пр.21:27). «Серебро твоё да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги» (Деян. 8:20). «И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло. Научитесь делать добро; ищите правды; спасайте угнетённого; защищайте сироту; вступайтесь за вдову. Тогда придите и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю; если будут красны, как пурпур, – как волну убелю» (Ис. 1:15-18).
 Ответы Иоанна Крестителя на вопросы тех, кто был подвержен искушениям и желал овладеть чужим имуществом, могут прояснить многое: «Пришли и мытари  креститься и сказали ему: учитель! Что нам делать? Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам. Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем» (Лк. 3:12-14).
«Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому, предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» (1 Тим. 6:10).
 Бог через царя Соломона предостерегал алчных людей: «Корыстолюбивый расстроит дом свой, а ненавидящий подарки будет жить». «Спешит к богатству завистливый человек и не думает, что нищета постигнет его» (Пр. 15:27; 28:22). Под этими словами подразумевается прежде всего нищета духовная, которую можно наблюдать среди представителей любых религий.
 Герой Кавказской войны и выдающийся русский полководец генерал Ермолов А. П. описал впечатления от своего шестимесячного пребывания в исламском государстве – Персии: «Грабительство при-ведено в систему и обращено в необходимость для каждого из управляющих; ибо без денег и подарков ни милости шаха, ни покровительства вельмож, ниже уважения между равными снискать невозможно. Деньги доставляют почести и преимущества, коих персияне ненасытимы. Деньги разрешают преступления, с которыми персияне неразлучны. Вера самая не только не налагает обуздания на страсти, но часто искусным толкованием получает направление, льстящее порокам» (14, с. 294).
 То, что было возмутительным для русского христианина в XIX веке, мы, живущие в XXI веке, наблюдаем сейчас в России и часто смиряемся с этим. Тот же, кто желает обогатиться с помощью взяток, забывает Божьи предостережения: «Даров не принимай; ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых» (Исх. 23:8).
 Разве факты коррупции и взяточничества не могут быть иллюстрацией того, что христиане мы мнимые, извратившие суть христианства одной поговоркой: «На Бога надейся, а сам не плошай!». Многие подразумевают под этим: «Ещё не известно есть Бог или нет, это надо доказать, а ты прежде на себя надейся». В Библии об этом говорится однозначно: «Кто надеется на себя, тот глуп; а кто ходит в мудрости, тот будет цел» (Пр. 28:26).
 Истинно верующий христианин будет толковать эту народную поговорку так: «На Бога прежде всего надейся и сам при этом не плошай, прославляя Его своей верой и делами». «Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой» (Пр. 3:5). «Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле» (1 Ин. 5:19).
 Ещё генерал Ермолов писал относительно первых шагов, сделанных осетинами в направлении христианства: «..Картолинии принадлежит часть осетин, живущих в горах. В недавнем времени начали они принимать христианскую веру. Успехи оной, хотя еще очень ничтожные, но можно надеяться, что, получив более доверенности к правительству, ибо приемлющим крещениям оказывается особое внимание, они переменят зверские свои обычаи и наклонность к воровству…» (14).
Под зверскими обычаями, вероятнее всего, А. П. Ермолов подразумевал обычаи языческие, описанные в книге «Осетинские обычаи», и праздники, которые до сих пор отмечаются осетинами, например: «Хайраджыты ахсав» (ночь чертей). Говорят, когда-то люди и черти жили вместе, но потом между ними завелась вражда. Уастырджи из-гнал чертей, но люди всё равно их боялись и, чтобы расположить к себе, отмечали «ночь чертей».
 …Праздники Бынаты Хицау и Хайраджыты ахсав свидетельствуют, что у каждого жилища и каждой семьи есть свой покровитель и свой черт (хайраджы хай). Принято закалывать козленка, ибо существовало предание, что коз создали черти и поэтому такую жертву им приятнее будет получить, но могли заколоть и барашка, зарезать курицу или петуха – в зависимости от достатка. Хайраджыты ахсав отмечают и в наши дни. Режут обычно курицу или петуха. Приготовленной на этот праздник пищей нельзя угощать посторонних людей, её должны есть только домочадцы, иначе можно вызвать гнев чертей» (34, с. 9–10).
 В этой же книге имеется «Молитва в Хайраджыты Ахсав» (в ночь чертей), которая начинается такими словами:
 «Далимоны , эта ночь – ваша ночь,
 Внемлите же нам своими золотыми ушами.
 Далимоны, изобилие прибавляющие,
 То, что у нас в руках, то, что стоит перед вами –
 Да примется вами за множество
и более ни на что не претендуйте.
 Этой ночью многие восславляют вас,
 И да будем мы в числе тех,
 Чей кувинаг будет вам более угоден…» (34, с. 114).
У христиан принято считать, что чёрт (дьявол) – это враг рода человеческого, следовательно, изобилия он не прибавляет и восхвалять его не за что. Задабривание его означает заискивание перед ним – противником Бога.
 «Чёрт – олицетворение зла, враг рода человеческого; нечистый, некошный, чёрная сила, сатана, диавол, лукавый, луканька, шайтан …»
(10, с. 709).
Глубоким заблуждением является и вера в то, что тёмные силы могут творить добро. Библия ясно повествует о том, что всё существующее и сотворённое было создано Богом через Иисуса Христа: «Через Него всё было сотворено, ничто не было сотворено без Него» (Иоанна 1:3). Падшие ангелы низвержены Богом на землю за предательство и не имеют дара созидания – единственная способность, которой они обладают – это разрушать и губить, поскольку находятся в подчинении дьяволу, который «был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нём истины» (Ин. 8:44).
 Бог призывает человека не бояться дьявола, а противостоять ему, прибегая к Его защите, с помощью молитвы: «Так покоритесь Богу! Воспротивьтесь дьяволу, и он убежит от вас. Приблизьтесь к Богу, и Бог приблизится к вам. Омойте руки грешники, очистите сердца, двоедушные! Скорбите, рыдайте и плачьте!» (Иак. 4:7).
 Свидетельством того, что среди осетин поощрялись воровство и набеги, упоминаемые в записках генерала А. П. Ермолова, может являться описание значимости для них мифологического героя Сауба-рага (чёрного всадника): «Саубараг является покровителем разбойников и воров. Представляют его всегда сидящим на чёрном коне, в чёрных одеждах. С высокой скалы он наблюдает и покровительствует тем, кто отправляется на воровской промысел. … Каждую весну жители селения Быз и других селений Алагирского ущелья устраивали в честь Саубарага общесельский праздник с закалыванием быка, варили пиво, готовили араку, в каждом доме резали барана. Праздник длился целую неделю» (34, С. 25-26).
 Такое ублажение темных сил не могло вызывать восторга у христиан во времена наместника России на Кавказе А. П. Ермолова. В наше время эти явления тоже огорчают, когда осетины, в большинстве своём, называют себя христианами, посещают православные, протестантские, католическую, армянскую церкви и при этом исполняют языческие обряды.
 Мой родственник, долгое время перевозивший строительные материалы в Осетию на большегрузной машине из соседнего региона, спросил меня: «Почему в Осетии при наличии такого радушного гос-теприимства их сотрудники ГАИ обладают такой алчностью, в сравнении с инспекторами соседних республик? Они высмеивают меня, когда я подаю документы для проверки и говорят: «Почин давай! Деньги». Я ответил: «Возможно, в этом проявляется язычество и от-голоски верования в «Саубарага» – покровителя разбойников, воров. Язычники не обременяют себя исполнением заповедей Бога. Поклоняясь многим божествам, эти люди не имеют чёткого представления о заповедях, которыми руководствуются христиане. Поведение же инспекторов ДПС в любом регионе страны может свидетельствовать о том, насколько они осознают свою ответственность перед Богом и почитают Его заповеди. Мне знакомы среди инспекторов ДПС осетины, которые, к счастью, размышляют об этом. Думаю, что такая доходная отрасль для Осетии, как автомобильный туризм и возрождение горных курортов республики, во многом зависят от отзывов об инспекторах ДПС, от того, на чём они будут основывать свою духовность».
 Авторы книги «Мировые религии» – член-корреспондент Академии наук Российской Федерации Я.Н. Щапов, доктор богословия, профессор А. И. Осипов и доктор исторических наук В. И. Корнев доходчиво описали исторический опыт жизни в христианской вере, её значимость и достоинства: «Принятие христианства как бы поднимало человека на более высокий уровень по сравнению с язычеством, оно выделяло человека из природы как венец творения и ставило его над ней, оно предоставляло человеку свободу воли, право выбора поступков в соответствии с его совестью. Он должен был сам для себя решать, поступать ли согласно христианским нормам (божественным заповедям) и иметь чистую совесть, или нарушать их, ожидая за это возмездия, или признать свою вину перед Богом, надеясь на снисхождение. Вся эта борьба шла в его душе, способствуя развитию личности христианина, что для язычника было менее доступно» (39, С.75).
 Сейчас многие из крещёных и считающих себя христианами молятся языческим божествам, идолам, приносят им жертвы у святилищ и думают, что такая форма поклонения, унаследованная от предков, угодна Богу. Но Бог обличает таких верующих через апостола Павла: «Но тогда, не зная Бога, вы служили богам, которые в существе не бо-ги» (Гал. 4:8). «Итак об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого» (1 Кор. 8:4).
 Тот, кто обращается к языческим богам за помощью в своих нуждах, гневит этим своего Отца Небесного. От этого заблуждения предостерегал Христос: «Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? Или что пить? Или во что одеться? Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всём этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам» (Мф. 6:31-33).
Языческие обряды соблюдаются и среди осетин, которые причисляют себя к мусульманам. Вот что об этом написано в учебнике «Религиозные воззрения осетин»: «Более того, по меткому замечанию В. И. Абаева, «христианизация никогда не была полным и крутым разрывом с языческим прошлым. Она была скорее процессом адаптации новых понятий и имён к старому содержанию. Старые боги получили новые христианские наименования, но их природа и связанные с ни-ми культовые празднества и обряды долго ещё оставались прежними и явственно просвечивались сквозь христианскую оболочку». То же самое, пожалуй, в соответствующем преломлении, можно с полным основанием сказать и об исламе в Северной Осетии» (40, С. 66).
 Хотя в исламе принято считать, что: «…многобожие греховнее убиения…» (Коран. Корова, 217). «Первая обязанность, возлагавшаяся на Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, состояла в уведомлении и предупреждении, так как Всевышний сказал: «Встань и увещевай…». Это означало: предупреди людей о том, что их ждёт наказание Аллаха, если не откажутся они от совершения грехов, от своих заблуждений, от поклонения кому бы то ни было, кроме Все-вышнего Аллаха, и от приравнивания Его сущности, Его атрибутов, Его прав и Его дел к чему бы то ни было» (29, с. 141; 27).
 «...И кто надеется встретить своего Господа, пусть творит дело благое и в поклонении Господу своему не присоединяет к Нему никого» (Сура 18, аят 110).
 В Осетии мне не один раз доводилось слышать, что «осетинская религия», исповедующая многобожие, является примером связующего звена между христианством и исламом. В понимании многих осетин исполнение христианами и мусульманами обрядов, унаследованных из языческого прошлого осетин, способствует их взаимопониманию и сближению.
 Но приведённые выше некоторые доктринальные установки ислама отвергают многобожие и призывают мусульман к чистоте вероисповедания.
Христианские доктрины также не содержат в себе призыва к единению с язычеством. Поэтому любой христианин и мусульманин, знающий содержание священных книг своей религии, осознаёт, что Богу Всевышнему многобожие не угодно. Такие верующие будут призывать других не отступать от их символов веры, а исполнять те заповеди, которые прописаны в священных для них книгах.
 Неосведомлённость в вопросах веры в Бога и незнание содержания священных книг являются для человека источником заблуж-дений и бед: «Ибо пред очами Господа пути человека, и Он измеряет все стези его. Беззаконного уловляют собственные беззакония его, и в узах греха своего он содержится; он умирает без наставления, и от множества безумия своего теряется» (Пр. 5:21-23).
 Негативные последствия многобожия могут проявляться и через наше поведение в быту. Ведь демоны, как об этом пишет апостол Па-вел, имеют реальную духовную угрозу для человека. Находясь на службе у сатаны, они действуют через идолов, которым мы поклоняемся. Любой наш так называемый эмоциональный срыв необходимо рассматривать как успешные дьявольские козни. То, что «беззаконно-го уловляют собственные беззакония …и от множества безумия свое-го он теряется», можно заметить, наблюдая за поведением водителей на автодорогах. Автомобиль тоже может являться орудием греха. Агрессивный стиль вождения автомобиля может свидетельствовать о том, что водитель пребывает во власти сатаны.
 Осетинские джигиты всегда славились как лихие конные наездники. Эти навыки им прививались с детства годами сложных упражнений в джигитовке. Умение владеть своим скакуном, быть с ним «одним целым» приносило победу в бою и славу его наезднику.
 С появлением автомобиля появилось и искушение для потомков удалых джигитов. Они унаследовали от своих предков желание про-демонстрировать окружающим достоинства своих «скакунов» и свое мастерство в управлении ими. Но при этом водители забывают, что автомобиль нельзя приравнивать к разумному коню, который, при виде препятствия, не замеченного его наездником, может его преодолеть, обскакать, независимо от воли наездника и этим спасти ему жизнь. Автомобиль – предмет неодушевлённый, творение человеческого разума, а конь – красивое творение Божье, способное сопереживать и любить. При всех своих положительных характеристиках автомобиль не способен обеспечить полную безопасность водителя. Жизни пассажиров и пешеходов во многом зависят от разумного по-ведения водителя за рулём.
 Водители различного транспорта представляют повышенную опасность, когда управляют им в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Такую же опасность представляют духовно об-делённые, не боящиеся Божьего наказания, «лихие наездники», же-лающие произвести на своих пассажиров или прохожих неизгладимое впечатление мощью и скоростными качествами своего транспортного средства. Многим не понятно, кем им «восторгаться», кому «аплодировать», кто сидел в автомобиле, пронёсшемся по центральной улице города. Ясно только то, что его водитель подвергает опасности свою жизнь и жизни других людей.
 История, которую поведал мне знакомый осетин, бывший художественный руководитель осетинского танцевального ансамбля «Алан», некоторое время являвшийся артистом Московского Цирка и руководивший труппой цирковых конных наездников, яркое тому свидетельство. Ему, как и многим артистам, в советские времена приходилось подрабатывать в качестве каскадёра во время съёмок художественных фильмов. Однажды в 1978 г. во время съёмки фильма на Урале он выполнял трюк, в котором должен был падать вместе с ко-нём с 20-метровой скалы в озеро. Ему удалось это сделать только на восьмой раз. Его конь, являясь Божьим творением – разумным существом, 7 дублей подряд резко останавливался у края пропасти. И наездник, уже выдернувший ноги из стремян, чтобы при падении в них не запутаться, летел в холодную воду без коня. А в озере всё это время сидел замерзающий и ворчащий популярный актёр, которому надлежало вынырнуть раньше всадника. На автомобиле такой трюк можно выполнить с первого раза…. От этого осетина – артиста цирка – я не раз слышал резкие высказывания в адрес тех «гонщиков», которые проносились мимо нас в автомобилях по одной из центральных улиц г. Владикавказа во время наших прогулок и продолжительных бесед.
 Как автомобилист и бывший сотрудник ГАИ я с любопытством наблюдаю за поведением водителей и ситуациями, которые они создают на дороге, замечая на автомобилях различные внешние механические повреждения: царапины, вмятины и т. д.
Обычно это свидетельствует о том, что транспортное средство побывало в ДТП (дорожно-транспортном происшествии). При том, что такого транспорта много, статистика по ДТП может быть и низ-кой, ведь не все они регистрируются в ГИБДД. При незначительных повреждениях транспорта, чтобы избежать бумажной волокиты со страховыми компаниями и с сотрудниками ДПС, водители часто договориваются между собой на месте.
 К сожалению, большое количество нарушений правил дорожно-го движения и автокатастроф происходит во всех регионах России. Руководители Краснодарского края даже сформулировали 10 заповедей для православных водителей. На мой взгляд, в Осетии в процентном соотношении количество повреждённого транспорта от его общего числа больше, чем в некоторых других регионах страны. К такому выводу меня привели личные наблюдения за транспортными потоками в городах Москва, Санкт-Петербург, в краевых и областных центрах России, которые мне довелось посетить.
 Каждого нарушителя правил дорожного движения выявить невозможно, кроме того, как известно, с инспектором ДПС можно и «договориться», либо напомнить ему о своём «высоком статусе», о «высокопоставленных покровителях», занимающих сответствующие посты. Вот только Бог неподкупен, и все «покровители» также в Его власти! Поэтому любую аварию на дорогах, любое происшествие в жизни нам необходимо воспринимать, как Божье предупреждение и повод для того, чтобы Его благодарить за вразумления и испытания: «Непрестанно молитесь. За всё благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фесс. 5:17-18).
 Наличие множества святилищ вдоль дорог Осетии, посвящённых герою осетинского нартского эпоса, покровителю путников – Уастырджи, и большое количество автомобилей с внешними повреждениями навели меня на размышления, что и в такой форме может выражаться упрёк Бога людям за их непокорность. Это обличение для тех, кто возносит свои молитвы многим богам, забывая Божий завет поклоняться только Ему. Вопреки этому имеется иное мнение: «… Уастырджи – покровитель мужчин, путников, защитник бедных и обездоленных, наставник молодежи. Осетин, где бы он ни был и что бы с ним ни случилось, обязательно заручится поддержкой Уастырд-жи» (34, с. 54).
Если же к количеству автотранспорта, имеющему повреждения, прибавить тот, у которого эти недостатки уже устранены, то можно понять, остаётся ли Бог в стороне при умышленных нарушениях. Когда водитель проскакивает на запрещающий (красный) сигнал светофора, либо, желая сократить расстояние, едет навстречу транспортному потоку, движущемуся по проезжей части с одно-сторонним движением, это свидетельствует о спешке – неотъемлемой части суеты. А суета – явление не угодное Богу, признак бездуховности и безбожия. «Суета – …всё мирское, земное, временное, скудельное, ничтожное, сравнительно с вечным, загробным; всё вздорное или противное вечному благу в обычаях наших и в роде жизни. …Суетный – напрасный, тщетный, пустой безумный, глумный, глупый, вздорный. Мирской, светский, земной, плотской, вещественный, временный, относящийся до жизни земной и до страстей человека» (10, с. 635).
Суета может поглощать человека настолько, что он забывает о Боге. Некоторые осетинские водители в суете своей предполагают, что они хранимы героем нартского эпоса, покровителем путников богом-посредником Уастырджи, которому они вверяют свои жизни. И, судя по многочисленным вмятинам на автомобилях и жертвам авто-катастроф, Бог часто обличает их, напоминая, что Он – Бог истинный и Ему необходимо молиться, чтобы избавиться от суеты и пребывать в покое.
«Итак, вот что я говорю, вот на чём от имени Господа настаиваю: больше не ведите себя так, как язычники с их суетным умом! Их рас-судок помрачён, они отчуждены от жизни Бога своим упорным неже-ланием познать Бога…» (Еф. 4:17-18).
Осетинский учёный, исследователь осетинских нартских сказаний В. Абаев сделал вывод, что мифологические нарты не дорожили своей жизнью, презирая смерть: «Жажда подвигов и презрение к смерти – неотделимые качества истинного Нарта» (1. С.229).
Лихие осетинские «гонщики», видимо, желают подражать мифологическим нартам в их «жажде подвигов и презрении к смерти». По-этому в Осетии я стараюсь быть особенно внимательным, когда управляю автомобилем. Напряжение спадает, когда я выезжаю за пределы Владикавказа, воспринимая его дороги как зону повышенно-го риска.
 К сожалению, я и себя не отношу к примерным водителям. Навыки вождения автомобиля в «режиме сопровождений», приобретённые за годы службы в ГАИ, до сих пор всё ещё дают о себе знать. Сейчас в своих молитвах я прошу Бога о том, чтобы Он избавил меня от различных искушений, от непроизвольных нарушений правил дорожного движения и от «любви к быстрой езде». И уже есть плоды этих молитв. Слава Богу! «Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? Сказываю вам, что подаст им защиту вскоре» (Лк. 18:7-8).
Прежде чем доверять детям управление автомобилем, необходимо родителям убедить их в том, что лихачество на дороге может иметь для них и окружающих печальные последствия. Для того же, чтобы дети лучше усвоили суть христианской веры, им нужен достойный пример для подражания. Родителям, причисляющим себя к христианам, необходимо самим быть последовательными – осознавая смысл жертвенности и распятия Иисуса Христа, молиться так, как Он заповедал: «Смотрите, не выставляйте напоказ свою набожность, чтобы привлечь внимание людей. Иначе вы не получите награды от своего Небесного Отца. … А ты, когда молишься, уйди в свою комнату, закрой за собой дверь и помолись своему Отцу, который здесь с тобой незримо. И тогда твой Отец, видящий всё, что совершается тайно, вознаградит тебя. Когда молитесь, не бубните, как язычники» (Мф. 6:1, 6-7).
 Тот, кто утверждает, что принадлежит Христу, призван делами своими свидетельствовать о возрождении своего сердца. Тогда у окружающих не будет основания считать его религиозные убеждения следствием лицемерной религиозности.
 Непоследовательность и необязательность – явления, которые можно встретить в поведении представителей любых народов, у каждого из нас найдутся такие примеры. Клятва – это торжественное обещание, при котором человек должен осознавать всю ответственность за сказанное. Но забывая об этом, многие не задумываясь «дают руку на отсечение» и клятвенно обещают: «Я тебе клянусь; клянусь этим хлебом; клянусь своими детьми; матерью клянусь; Богом клянусь!…».
 Иисус Христос предостерегал от лживых клятв: «А Я говорю вам: не клянись вовсе! Ни небом, ведь оно престол Бога; ни землёй, ведь на ней покоятся ноги Его; ни Иерусалимом, ведь он город Великого Царя; ни головой своей не клянись – ведь не можешь ты даже волос один сделать белым или чёрным. Пусть слово твоё будет «да», если да, и «нет», если нет. А всё, что сверх этого, – от злодея» (Мф. 5:34-37).
 Познание Библейской премудрости позволяет помнить о своей ответственности перед Богом за все обещания и их исполнение. К этим обещаниям могут относиться не только обязательства в коммерческой сфере, в быту, но и при заключении брачного союза. «Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнять» (Еккл. 5:4).
 Отсутствие у супругов основ веры приводит к увеличению количества разводов. Незнание Божьих повелений относительно того, что в любой семье муж является главой, а жена его помощницей, позволяют муссировать эти вопросы в различных телевизионных передачах и на страницах журналов. В этих дебатах принимают участие эмансипированные женщины, феминистки, которые могут называть себя христианками. Хотя их убеждения, что при наличии мужа из жены может получиться достойный глава семьи – бунт против Бога. Многие мужья, устав от единоборств за лидерство со своими жёнами, предпочитают уступить им это место. После этого мужчина может топить свою обиду и позор в алкоголе, периодически избивая жену, в надежде, что такими методами он докажет ей, «кто в доме хозяин», либо искать утешения в общении с женщинами более мудрыми и не стремящимися к главенству над ним. Жёны своей борьбой, а мужья уступками своей роли главы семьи жёнам, искушают этим Бога и нарушают его заповеди: «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог» (1 Кор. 11:3). «Жёны, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всём» (Еф. 5:22-24).
 «Так вот, я хочу, чтобы мужчины везде и всюду воздевали в молитве руки с чистыми помыслами, без гнева и споров. Это касается и женщин. И пусть они одеваются скромно и украшают себя стыдливостью и благоразумием. Не причёсками, золотом, жемчугами и дорогими нарядами, а тем, что подобает женщинам, которые называют се-я почитающими Бога, то есть добрыми делами. Пусть женщина учится молча, в полном послушании. Я не разрешаю женщине учить или руководить мужчиной. Пусть молчит! Ведь первым был создан Адам, а потом уже Ева. И обманут был не Адам, это женщина была обманута и стала нарушительницей! Впрочем, и она будет спасена, рожая детей, если, конечно, будет жить с верой и любовью, свято и разумно» (1 Тим. 2:8-15).
 Эти стихи не дают мужьям повода упиваться своей властью, порабощая своих жён. Они напоминают мужьям, что им глава – Хри-стос, призывающий их быть в своих семьях достойными лидерами, способными брать на себя ответственность за благополучие своих близких. Мужьям, знакомым с содержанием Библии, проще осознать, что не стоит позволять своим жёнам, чтобы они взяли ответствен-ность за семью на себя. Таким «доверием» не возможно проявить лю-бовь к жене и к Богу. Тогда как Библия учит: «Мужья, любите своих жён, как Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё… Так должны мужья любить своих жён, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя… Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть» (Еф. 5:25,28,31)
 Какая женщина сможет назвать свой брак счастливым и полно-ценным, если она, будучи замужем, не в полной мере будет чувствовать себя  «за мужем»? У неё не может быть спокойствия в душе, когда она за всё несёт в своей семье ответственность, даже если её муж добросовестно приносит ей всю зарплату, периодически напоминая этим, что он свою обязанность главы семьи выполнил.
 Совсем другое дело, если в процессе проявления женщиной долгого христианского терпения и молитв за исцеление своего мужа он всё же не желает осознать своей ответственности за благополучие семьи, продолжает пьянствовать, употреблять наркотики, изменять ей, увлекаться азартными играми и т. д.
Бог не желает распада супружеских союзов, об этом говорит Христос: «Итак, их уже не два человека, а одно существо. То, что соединил Бог, пусть человек не разлучает» (Мф. 19:6).
Любую семью стремится разрушить сатана, делающий для этого всё возможное. Поэтому, когда один из супругов упорно противится воле Бога, исполняя волю Его врага, и, пребывая в очередной раз в беспамятном состоянии, совершит неразумные поступки по отношению к своим близким, Господь может в Своём вразумлении пойти на крайние меры по отношению к такому человеку, чтобы он не стал жертвой грехопадения. Это относится и к ситуации, когда жена (или муж), пребывая долгое время в смирении, считает, что имеет право взмолиться и сказать: «Господи! Ты свидетель моего долгого терпения. Дай мне ещё сил, либо позволь нам расстаться!».
 В случае развода женщина будет вынуждена брать на себя ответственность за благополучие своих детей. Жёны тоже способны совершать неразумные поступки – противиться воле Бога и пребывать во власти сатаны. В этих случаях страдают мужья и дети, но, к счастью, такое безбожие встречается реже – материнский инстинкт преобладает. «Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками» (Пр. 14:1).
 К сожалению, зачастую во взаимоотношения молодожёнов вмешиваются из лучших побуждений их родители или родственники. Не ссылаясь на Библейскую мудрость, а полагаясь на свой, не всегда положительный опыт, они могут своими советами нагнетать напряженность в молодой семье. В народе это называется «подлить масла в огонь». «Так же наставляй и пожилых женщин, чтобы они жили жизнью святой и благоговейной, без сплетен, без пристрастия к вину. Пусть учат молодых добру, пусть внушают им любить мужей, любить детей, быть разумными, целомудренными, домовитыми, добрыми, слушаться своих мужей, чтобы не хулилась Божья Весть» (Тит. 2:3-5).
 Любой ребенок, получивший воспитание в семье, где при живом отце главой была женщина и это считалось нормой, помня все негативные последствия такого «матриархата», в дальнейшем может испытывать нежелание создавать свою собственную семью. Либо, создав её, будет строить отношения в семье по образцу той, в которой он получал воспитание, считая, что иначе быть не может. И этот шаблон искажённого и пагубного представления о супружеских отношениях порой передаётся из поколения в поколение как родовое проклятие.
 В Библии, в законе, данном Богом Моисею на горе Синай, со-держится предостережение от идолопоклонства, чтобы родители помнили о последствиях для детей за свои прегрешения: «Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня; и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исх. 20:3-6).
 «Ибо довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, передаваясь нечистотам, похотям (мужеложству, скотоложству, помыслам), пьянству, излишеству в пище и питии и нелепому идолослужению» (1 Петр. 4:3).
 Несмотря на это, люди продолжают упорствовать и, проявляя непокорность Богу, поклоняются идолам, которые не боги: «Соберитесь и придите, приблизьтесь все уцелевшие из народов. Невежды те, которые носят деревянного своего идола и молятся богу, который не спасает. … Я сказал, и приведу это в исполнение; предначертал, и сделаю» (Ис. 45:20; 46:11).
 «О, Господи! Очи Твои не к истине ли обращены? Ты поражаешь их, а они не чувствуют боли; Ты истребляешь их, а они не хотят принять вразумления; лица свои сделали они крепче камня, не хотят обратиться» (Иер. 5:3).