Глава 3. Потери и приобретения

Юрий Герасименко
1

 В наше время можно слышать различные мнения о значимости для народов России крутых поворотов в истории государства. Одним из них была Октябрьская революция 1917 года. Для объективного восприятия этих исторических событий, желательно исследовать подлинные документы. Многие из них, утратив гриф секретности, сейчас обнародованы. Это служит подтверждением слов Иисуса Христа: «Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаённого, что не вышло бы наружу» (Мк. 4:22).
 Доступной стала и правда об Октябрьской революции 1917 года, которую сейчас называют Октябрьским государственным переворо-том в России. В различных средствах информации разоблачается вождь этого переворота и его соратники. Документальные свидетель-ства о них, кем и как они финансировались, развеяли миф об их непо-грешимости, не оставляя сомнений в том, чью волю они исполняли. Вследствие государственного переворота в 1917 году народ получил власть, отрицавшую существование Бога и призывавшую к атеизму в течение 70 лет. Такая длительная идеологическая обработка народа привела к великим потрясениям, которые многими до сих пор не вос-принимаются как следствие греха. Этот грех выражался, прежде все-го, в вероотступничестве, в надежде и даже убеждённости многих в том, что можно прожить и без Бога, уповая на свою «мудрость» и фи-зическую закалку. Размышлять о духовном здоровье тогда было не-прилично.
 Возможно, что у вас возникнет желание напомнить мне, что я сам дитя эпохи социализма, пользовался благами, предоставляемыми государством: бесплатное образование, пионерские лагеря, санатор-но-курортное лечение и т. д. Такие блага обошлись очень дорого для народа в итоге длительных политических репрессий. Действительно, в те годы отсутствовали проблемы безработицы, детской беспризор-ности, были низкими показатели уровня преступности и смертности. Но, при этом существовал механизм подавления непокорных и ущем-ления прав и свобод граждан. У меня нет желания давать свою оценку политическим событиям тех лет. Хочется объективно рассмотреть этот этап истории с духовной точки зрения. Тем более что осуждением можно прогневить Бога, ведь это Он допустил наличие такой власти: «Пусть все подчиняются властям, потому что всякая власть от Бога, и все существующие власти поставлены Богом» (Рим. 13:1).
 Есть желание разобраться и понять замысел Бога на всё произо-шедшее в в этот период нашей истории. Чем же является семидесяти-летнее правление советской власти для россиян – потерей или приоб-ретением, благословением Божьим или Его проклятием?
 После моей переоценки моральных ценностей, произошло и пе-реосмысление исторических событий. Теперь у меня есть основания полагать, что Россия могла бы избежать революционных потрясений, в случае осознания каждым своей ответственности перед Богом. Те, кто призывал революционно настроенные массы народа к свержению царя, оказались безбожниками противящимися власти.
 «Бойся сын мой, Господа и царя, с мятежниками не сообщайся» (Пр. 24:21). «Поэтому тот, кто противится власти, противится тому, что повелел Бог, а всякий, кто противится, навлекает на себя Его суд» (Рим. 13:2).
 Значит, всё произошедшее в России в начале двадцатого столе-тия можно считать Божьим обличением: «Если не имеете желания исполнять Мою волю и заповеди, поживите своим умом!».
 Судя же по тому, что революция свершилась, значит, регулярно-го посещения православных храмов, обязательного изучения Слова Божьего в гимназиях и университетах было не достаточно, чтобы осознать необходимость исполнения Библейских заповедей, а не про-сто механически их заучивать, чтобы сдать экзамен и забыть. Через наши беды и страдания Господь напоминает нам, в чём должна выра-жаться наша вера и любовь к Нему: «Но хочешь ли знать, неоснова-тельный человек, что вера без дел мертва» (Иак. 2:20).
 И в тоже время не могло зародиться недовольство властью в народе, если бы народ испытывал должное внимание со стороны вла-стей – «слуг Бога». Этого не отрицал и «вождь революции», оценив-ший прежние добрые поступки некоторых состоятельных россиян так: «Если бы в России было бы больше таких людей, революция бы-ла бы невозможна!». Это было сказано о тех, кто исполнял заповеди Бога, значит, среди властвующих и состоятельных людей было не до-статочно много щедрых меценатов, которые исполняли заповеди Бо-га. «Он сказал им в ответ: у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же» (Лк. 3:11).
 Ненависть, беды и страдания возможны там, где в результате от-рицания Бога отсутствует любовь и уважение. Тот, кто не имеет люб-ви к Богу, не может иметь и любви к ближнему своему. Потому, что «Бог – есть любовь», и Он наделяет человека любовью, но не все её хранят от рождения. «Возлюбленные! Будем любить друг друга, по-тому что любовь от Бога, и всякий любящий рождён от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1 Ин. 4:7-8).
 Отсутствие любви, к которой призывает Бог, стало причиной со-вершения многих злодеяний. Бог позволил 70 лет пребывать у власти тем, кто Его отрицал. Имевшие светское образование, отрицавшие наличие Бога, пришли к власти, манипулируя безграмотным простым народом.
 Они истребляли политически «неблагонадёжных», «врагов наро-да» – дворян, офицеров царской армии, интеллигенцию, духовенство и казачество. Являвшиеся «цветом нации» расстреливались, те, кто был призван прославлять страну своей умственной одарённостью и составлял «золотой фонд» в научных и культурных кругах государст-ва, были вынуждены эмигрировать в другие страны. Одним из призывов к народу был: «Грабь награбленное!» Шквал политических репрессий прокатился по России, и это привело к разобщённости народа.
 Даже сплочённое сословие казаков большевикам удалось раско-лоть на белых и красных, поссорить отца с сыном и брата с братом. Лидеры, водимые дьяволом, искусно использовали духовную безгра-мотность людей и сталкивали их на межрелигиозной почве. Казаки своим свободолюбием представляли угрозу для новой власти даже в составе Красной армии. Вот что об этих событиях на Северном Кав-казе пишет историк В. Шамбаров в своей книге, посвящённой исто-рии всех казачьих войск России: «…А донские полки, перешедшие на сторону красных, загнали в эшелоны и отправили на Восточный фронт. В январе 1919 г. в Москве под председательством Свердлова состоялось совещание начальников политотделов фронтов, на кото-ром были согласованы детали предстоящей акции. А 24 января вышла циркулярная директива Оргбюро ЦК за подписью Свердлова: «…Необходимо, учитывая опыт гражданской войны с казачеством, признать единственно правильным самую беспощадную борьбу со всеми верхами казачества путём поголовного истребления».
 …Но если геноцид на Дону более-менее известен, то надо пом-нить, что на самом деле проводился он во всех казачьих областях, оказавшихся под властью красных. На Тереке он начался ещё раньше, чем на Дону, в 1918 г. Здесь Орджоникидзе натравил на казаков ин-гушей.
 …Большую часть войсковой территории включили в Горскую республику. При этом 11 станиц было решено отдать горцам, 70 тыс. казаков подлежали депортации. Район Владикавказа предназначался для заселения ингушами. Казаков из здешних станиц и хуторов вы-гнали из родных хат и под конвоем повели на север. Но «упростили» проблему, чего с беженцами возиться? По пути красные каратели и «революционные» ингуши набросились на беззащитные колонны, принялись рубить и резать, ударили пулемёты. Дорога на Беслан была завалена трупами. Всего в ходе депортации было уничтожено 35 тыс. казаков, казачек, детей» (52, с. 562, 566, 590).
 Все человеческие жертвы, потрясения и лишения, которые дове-лось пережить народам России в XX веке, допустил Бог в назидание всем грядущим поколениям, показав, к чему приводит отречение от Него. Всё произошедшее будет для людей Божьим благословением, если они будут воспринимать допущенное Богом как Его суровый по-учительный урок и сумеют осознать, что властвующих безбожников ждёт один финал: «Кто копает яму, тот упадёт в неё, и кто разрушает ограду, того ужалит змей» (Еккл. 10:8).
 Господь допускает наличие неимущего класса, чтобы испытать повиновение Его заповедям состоятельными людьми, теми, кому Он позволил иметь больше, чтобы делиться со своим ближним. Это мож-но отнести не только к материальной сфере, но и к духовной. Неотъ-емлемой частью духовности является любовь к Богу и к ближнему. Наше благополучие зависит от желания жить в согласии с Богом, яв-ляя Ему свою любовь через послушание, молясь о прощении грехов. «…Кому мало прощается, тот мало любит» (Лк. 7:47).
 Одним из тех, кому Бог простил многое, в том числе и неверие в Него, являюсь я. Свою любовь к Богу и своему ближнему я выражаю тревогой и озабоченностью за людей, которые имеют искажённое представление о христианстве. Любовью, которой Господь наделил меня, я хочу поделиться с другими. Причиной долгого поиска Истины для любого человека может быть наличие многобожия в его вероисповедании. Подобное наблюдается среди многих народов, в том числе и в религии многострадального осетинского народа, считающегося в большинстве своем народом, исповедующим христианство.
 До своего приезда в Осетию и я считал, что осетины все христи-ане, и такое мнение об осетинах имеет большинство россиян. Ранее только дважды мне довелось услышать от людей, которые проживали здесь либо имели общение с осетинами, что в Осетии сохранилось язычество. Это во мне вызывало недоумение и любопытство, так как я смутно представлял себе, в чём может выражаться язычество. Но Богу было угодно, чтобы через осетин я получил исчерпывающие от-веты на свои вопросы, позволившие мне вспомнить о своём прежнем язычестве и увидеть аналогию с «современным язычеством» хри-стиан других регионов России и зарубежья.
 Осетия является «кузницей» великих спортсменов. Мне посчаст-ливилось иметь общение с одним из воспитанников осетинской шко-лы спортивных единоборств ещё в детские годы. Им был мой первый тренер по вольной борьбе и самбо. Удивительной для меня была одна деталь из его воспоминаний об Осетии. Его мать, жительница горного селения, на вопрос «Когда же он родился» отвечала: «Когда картошку сажали!». Поэтому дату рождения в своём паспорте он имел примерную.
 Всё усвоенное за годы тренировок под его руководством позво-лило мне продолжить занятия в секции борьбы «Дзюдо» в период срочной службы, в Центральном спортивном клубе Армии (ЦСКА) в Москве. Высоких результатов в спорте я не достиг, но во время обучения в Белгородской школе милиции по линии ГАИ, преподаватель боевого самбо поручил мне организовать из курсантов школы команду «Дзюдо» и готовить её к первенству Белгородской области. Он же назначил меня капитаном этой команды. На первенстве области по дзюдо соперники у нас были достойные, но наша команда заняла 1-е общекомандное место. В этом я вижу и заслугу моего первого тренера – осетина, который призывал воспитанников «выкладываться» во время тренировок, чтобы достичь хорошего результата на соревнованиях. В те годы вопросы религии и веры меня не интересовали. Поэтому я ошибочно считал, что для человека важнее всего его физическое здоровье, а о наличии у человека духовного здоровья не догадывался.
 Физические упражнения и занятия спортом способствуют веде-нию активного образа жизни, а также отвлекают молодёжь от дурного влияния «улицы», алкоголя, наркотиков и многих неблаговидных поступков. Но только отвлекают, а не дают уверенно-сти в преодолении жизненных невзгод и бед. Физические тренировки и участие в различных спортивных состязаниях вырабатывают в человеке дух состязательности, который ещё называют «бойцовским духом». Это один из методов укрепления духа человеческого, но не более. Свидетельством этому могут быть примеры из жизни великих спортсменов, когда они, не сумев преодолеть различные испытания в своей жизни «сломались». Пытаясь уйти от проблем, они спивались, становились наркоманами, а некоторые заканчивали жизнь самоубийством. Только наличие в человеке Духа Божьего позволяет ему преодолевать жизненные невзгоды и может уберечь от различных искушений. «Упражняй себя в подлинном благочестии. Ибо физические упражнения полезны лишь отчасти, оно же полезно всегда, потому что в нём обещание жизни и нынешней, и будущей» (1 Тим. 4:7-8). «Благочестие – истинное богопочитание; благоговейное признание божественных истин и исполнение их на деле» (10, с. 60).
 Опыт прошлых тренировок позволил мне возобновить занятия в одной из спортивных секций рукопашного боя в Осетии, куда наша семья переехала жить в конце октября 2004 г. Через 40 дней после бесланской трагедии моя жена получила предложение пройти собеседование в Международной организации в г. Владикавказе, в которой она работала ранее, пока их представительство не перевели в Осетию. На три предыдущие подобные предложения в течение трёх лет мы отвечали отказом. На сей раз моя жена после интервью во владикавказском офисе, узнав, что завтра же может приступить к работе, села ко мне в машину, уткнулась головой в мою грудь и начала рыдать. Успокоившись, сказала: «Я не хочу здесь оставаться и работать, давай уедем!». Услышав моё согласие и осознание, что работа сопряжена с риском для жизни при частых выездах в Чеченскую и Ингушскую республики, она поинтересовалась: «А у тебя какое виденье, и что ты чувствуешь?». Я ответил, что при всех недостатках этого предложения у меня ощущение необходимости ос-таться. Но пока ещё не знаю зачем!
 Несмотря на легкомысленность моего заявления, после молитвы мы приняли решение остаться и пожить некоторое время во Влади-кавказе – столице Северной Осетии – Алании.
 Это решение далось нам не просто ещё и потому, что накануне я получил уведомление из Турции от руководства крупной компании об утверждении моей кандидатуры на должность маркетолога в её представительстве, расположенном в нашем краевом центре. При всём моём желании занимать эту должность трагические события в Беслане были для нас знамением свыше и веским аргументом в пользу того, что необходимо отдать предпочтение переезду в г. Владикавказ, отказавшись от желанной работы.
 В Библии приведено много примеров того, что Бог испытывает послушание своих служителей, посылая их туда, где им не очень-то хочется находиться. Примером могут быть библейские повествования о Моисее, которого Бог призвал вывести из Египта народ Израиля: «Моисей сказал Богу: кто я, чтобы мне идти к фараону (царю Египетскому) и вывести из Египта сынов Израилевых?.. Господи! Пошли другого, кого можешь послать» (Исх. 3:11; 4:13).
 И об Ионе, не желавшем идти в Ниневию для исполнения воли Бога, сказано: «И было слово Господне к Ионе, сыну Амафиину: встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нём, ибо зло-деяния его дошли до Меня. И встал Иона, чтобы бежать в Фарсис от лица Господня» (Иона 1:1-3).
 Также у апостола Павла были сомнения в пользе и целесообразности своего служения, к которому его призывал Бог. Вот, как он сам описывает это: «А когда я вернулся в Иерусалим и молился в Храме, мне было видение, и я увидел Его. Он сказал мне: «Поспеши и покинь Иерусалим немедленно, потому что здесь не примут твоего свидетельства обо Мне». – «Господь! – ответил я, – они знают, что я бросал в тюрьмы и избивал в синагогах верующих в Тебя. И когда пролилась кровь Твоего свидетеля Стефана, я стоял рядом, я был на стороне убийц и стерёг их одежду». И тогда Он сказал мне: «Ступай, Я пошлю тебя далеко, к язычникам» (Деян. 22:17-21).
 Наши сомнения и переживания сможет понять тот, кто в такие ответственные моменты своей жизни усердно молится и, желая по-нять волю Бога, стремится не руководствоваться при этом своими страхами и эмоциями. В таких ситуациях необходимо наблюдать за тем, что происходит в собственной душе и за всем, что происходит вокруг. Ответами на молитвы для нас были такие знаки, как согласие наших матерей некоторое время пожить в нашем доме с нашими детьми, пока мы с женой обоснуемся в Осетии. И подруга жены, находившаяся в загранкомандировке, предложила нам свою квартиру для временного проживания во Владикавказе, и бывшие сослуживцы, на тот момент работавшие и жившие в Осетии, подбадривая, совето-вали переезжать. Кроме всего этого, были и такие знамения от Бога, которые вам могут показаться маловероятными, поэтому я не буду их перечислять.
 Иисус Христос говорил: «Всякий, кто оставит дома, братьев, се-стёр, отца, мать детей или поля ради Меня, получит во сто крат боль-ше и обретёт вечную жизнь» (Мф. 19:29).
 Эти слова я воспринимаю, прежде всего, как призыв к каждому человеку осознать глубокий смысл жертвенности и воскресения Хри-ста на столько, чтобы это событие заняло главенствующее место в его жизни. В нашем же случае Господь позволил это осуществить бук-вально, как и тем миссионерам, с которыми по милости Божьей мы имеем счастье быть знакомыми.
 Мы с женой считаем себя православными христианами. Были крещены, венчались и крестили своих детей по христианским право-славным обрядам в православной церкви. Мы осознаём, что не можем считать себя примерными прихожанами православной церкви, полностью исполняющими церковный уклад по многим причинам. Например, не всегда мы держим пост по православному календарю, далеко не в каждой воскресной литургии мы участвуем, хотя знаем, что это не приветствуется церковным укладом: «Потому-то так строги церковные правила: не участвующий без уважительной причины в трёх воскресных Литургиях отлучается от Церкви, вернее он сам себя таким образом уже отсёк от Тела Христова (Пр.80 Шестого Вселенского Собора)» (51).
 Молитвы наши также не являются заученными из православного молитвослова, за исключением молитвы «Отче наш». Но нашим ос-новным богослужением, благодарением (евхаристией) является то, что в своих молитвах мы славим Господа Бога, благодарим за радости и испытания, просим о прощении и заступничестве не только за себя, но и за всех верующих, и тех, кто еще не нашёл Истину, не познал ис-тинного Бога.
 Наше убеждение в том, что многие желающие могут познать ис-тину и библейскую премудрость с помощью Святого Духа, тоже вхо-дит в противоречие с убеждениями некоторых православных священ-ников. Ведь в православной церкве, как и в римско-католической, принято считать, что толкование библейской истины – прерогатива священнослужителей, и только они уполномочены донести до созна-ния человека, то, что положено ему знать о Боге. Конечно же, легче воспринимать содержание Слова Божьего, когда его толкует зрелый духовный наставник или имеются толкования авторитетных богосло-вов, как это происходило у еврейского народа в ветхозаветное время: «…И левиты поясняли народу закон, между тем как народ стоял на своём месте. И читали из книги, из закона Божия, внятно, и присо-единяли толкование, и народ понимал прочитанное» (Неем. 8:7-8).
 В новозаветное время Иисус Христос пообещал людям, что они после Его смерти и воскресения будут получать свидетельства о Нём непосредственно через Духа Святого: «Когда же придёт Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне» (Ин. 15:26).
 И апостол Павел не отрицал, что научился понимать Евангелие не через человека: «Возвещаю вам, братья, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа» (Гал. 1:11-12).
 Многие имеют подобный опыт своего духовного прозрения – с Божьей помощью – через откровение Иисуса Христа и через Святого Духа.
 К сожалению, не каждый священнослужитель, не взирая на свой духовный сан и духовное образование, совершает поступки, свиде-тельствующие о его искреннем желании посвятить свою жизнь слу-жению Богу. В подтверждение этого в дальнейшем повествовании будут приведены исторические факты и ссылки на источники про-шлых веков. Хотя, наша вера заключается в вере в Иисуса Христа – в Бога, а не в праведность священнослужителей, которые прежде всего являются Его творением… Но не по этой причине я не прикладыва-юсь губами к руке священника, после исповеди и причастия, а чтобы через меня не пришёл соблазн к тем из них, кто духовно слаб и скло-нен переоценивать свою значимость для прихожан. «Горе тому чело-веку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18:7).
 Некоторые служители церкви забывают слова апостола Павла: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и людьми, человек Христос Иисус» (1 Тим. 2:5).
 Когда апостол Иоанн в страхе пал ниц перед ангелом, желая по-клониться ему, посланник Божий решительно отверг это, сказав: «Я – сослужитель тебе; …Богу поклонись!» (Откр. 22:9).
 Иисус Христос, увещевал, говоря о священниках того времени: «Итак, всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают» (Мф. 23:3).
 Десятую часть от всего получаемого по Божьей милости мы с женой оставляем не только в православных храмах, но и в католи-ческих костёлах, протестантских церквях, синагогах и т. д. Но чаще жертвуем тому, кого указывает нам Бог, в основном людям, нуж-дающимся в этом на тот момент. Одна из Божьих заповедей, данных Моисею на горе Синае, гласит: «И всякая десятина на земле из семян земли и из плодов дерева принадлежит Господу: это святыня Господня» (Левит. 27:30). «Так и вы будете возносить возношение Господу из всех десятин ваших…» (Числ. 18:28).
 При всех наших вышеперечисленных «отклонениях» от норм по-ведения православного христианина в исполнении церковного уклада Господь не даёт нам ощущения, что этим мы отсекаем себя от Тела Христова, от Вселенской Христианской Церкви, и мы благодарим Его за это. Эта Церковь по воле Божьей разбросана по всему миру, но яв-ляется одним телом. Господь допустил это, чтобы люди повсеместно имели возможность прозревать и ощущать себя одним целым с Хри-стом. Вот какой аналогией Бог через апостола Павла укрепляет хри-стиан в вере в их единство с Телом Христа: «Возьмём для сравнения человеческое тело – оно одно, а органов в нём много, но при этом все органы, хотя их много, составляют одно тело. Таков и Христос – ведь все мы крещены одним Духом, чтобы стать одним телом: евреи и гре-ки, рабы и свободные. Всем нам было дано испить одного Духа»
(1 Кор. 12:12-13).
 Мы молимся о том, чтобы ни в ком из христиан не угасали вера, надежда, любовь и ощущение своей принадлежности к Телу Христа: «Вы все вместе – Тело Христа. Каждый из вас – один из его органов и часть Тела» (1 Кор. 12:27).
 В понимании многих христиан наиболее важное значение в их вере занимает личность Иисуса Христа. Их огорчает, когда значи-мость Христа затмевается системой религиозных обязательств, риту-алами и обрядовостью.
 В Осетии мы намеревались прожить несколько лет. И не предпо-лагали, что уже в первые же месяцы нам будет дано так много узнать о культуре и духовности осетин. Эти познания мы обрели с Божьей помощью через тех, кого Он посылал нам для общения.

2

 Столицей Северной Осетии – Алании является г. Владикавказ, расположенный у самого подножия Главного Кавказского хребта, и основанный весной 1784 г. как крепость. Генерал-поручик П. С. По-тёмкин так докладывал генерал-фельдмаршалу князю Григорию По-тёмкину: «При входе гор предписал я основать крепость на назначен-ном по обозрению моему месте под именем Владикавказ». …Здесь 6 мая 1784 года после торжественного молебствия с водоосвящением при громе русских пушек заложено четвертое, последнее укрепление, названное Владикавказом, в знак нашего владычества над Кавказски-ми горами. Крепость сравнительно была большая, вооружённая 12 орудиями, и по повелению Императрицы Екатерины II в ней воздвиг-нута первая православная церковь» (35, с 15, 17).
 Осетины покорили нас своим добродушием и гостеприимством. Это выражалось даже в их переживаниях, звучавших в вопросе: «Как вам у нас? Нравится?». Подобные вопросы обычно задаёт заботливый хозяин дома своему гостю, желая, чтобы тот ничем не был обижен и не испытывал бы нужды. У нас было много поводов откровенно вы-ражать свой восторг и благодарность. Центр г. Владикавказа радует глаз великолепием старинных архитектурных памятников, с изящны-ми коваными козырьками над парадными подъездами и ограждения-ми балконов – немой упрёк и свидетельство ныне живущим, как доб-ротно и красиво умели строить наши деды и прадеды. Постройки со-ветского периода, к сожалению, такого восторга не вызывают. Все гости Осетии невольно отмечают, что здесь выпекают очень вкусный хлеб, высоким спросом пользуется «Эльхотовский». Кулинары свои-ми изделиями тоже производят впечатление, что к своему делу они относятся с любовью, и ими не утрачены традиции предков. Заметны плоды труда сотрудников коммунальных служб. Это их заслуга в том, что, несмотря на скудное финансирование, каждое утро город чист. Было бы ещё радостнее, если бы некоторые жители города и его гости уважали бы их труд.
 Отовсюду открывается великолепный вид на величественные за-снеженные горные вершины. Горы не позволяют ветрам господство-вать здесь. От бурной реки Терек исходит прохлада в безветренные знойные летние дни. Каждым ранним утром на набережной можно встретить большое количество тех, кто заботится о своём здоровье, совершая пробежки и делая утреннюю гимнастику. В любое время года по центральным улицам неторопливо прогуливаются жители Владикавказа, что напоминает о том, что город не утратил атмосферы курортного города.
 В 20-ти километрах от Владикавказа находится г. Беслан, там нам довелось познакомиться с участниками трагедии – заложниками и теми, кто утратил своих родных и близких в 1-й школе.
 В ноябре 2004 года на бесланском кладбище наше внимание привлекло громкое рыдание женщины над могилой дочери. Подойдя к ней, мы выразили свои соболезнования, познакомившись с ней, узнали, что её зовут Алла. Она пригласила нас к себе в гости. Мы приняли её приглашение и вскоре посетили её дом. Осетия всегда славилась гостеприимством своего народа, в этой семье мы ощутили это в полной мере, познакомившись с мужем Аллы и их славными детьми. Она поведала нам о пережитом, когда вместе с тремя своими детьми оказалась в числе заложников.
 То, что они там испытали, словами выразить невозможно. Боль-шую часть скорби и всё пережитое выражают глаза самих заложни-ков. При взрыве одной из бомб на баскетбольном щите, под которым находилась Алла с детьми, она накрыла собой своего 12 летнего сына Ирбека, и основная часть осколков попала в её тело. Сын тоже был ранен. Средней дочери Диане удалось убежать. А вот старшая дочь Марианна, старшеклассница, скончалась от ранения.
 После всего пережитого эта женщина нам сказала: «Если я раньше в праздники посещала святые для осетин места (святилища), то теперь я этого делать не буду. И если раньше я в Бога не очень то верила, то тем более теперь…».
 Тогда в ней говорили обида и боль невосполнимой утраты. На наши с женой советы молиться и просить у Бога смирения, она отве-чала, что пока к этому не готова, хотя бы до исполнения года с тех страшных событий. Но с Божьей помощью это переосмысление нача-лось раньше.
 Однажды она позвонила нам по телефону и пригласила к себе домой, сказав, что ей есть, о чём нам рассказать. Приехав в Беслан, мы были приятно удивлены, когда увидели её посветлевший взгляд и способность улыбаться. Причиной была её поездка в Голландию, куда она ездила по приглашению одной из протестантских церквей со своими детьми. Там она проводила продолжительные беседы с пастором этой церкви, который владеет русским языком. И Бог через этого человека донёс слова утешения, умиротворившие её.
 После своего возвращения в Беслан она продолжала каждый день посещать могилу своей дочери, скорбеть вместе с другими у мо-гил своих близких. Но теперь она уже говорила, что может объяснить свое прежнее состояние, как проявление жалости к самой себе, что она молится и чувствует ответы на свои молитвы!
 Её муж посетил кладбище в Подмосковье, чтобы почтить память погибших офицеров спецподразделений. Господь позволил этим вои-нам через их мужество явить самую великую любовь к ближнему – пожертвовать своими жизнями ради жизни других! «Нет любви выше той, когда жизнь отдают за друзей» (Ин. 15:13).
 Бог окружил эту семью вниманием родных и близких им людей, среди которых были те, кто сам пострадал от теракта, и те, кого Он позволил им обрести после трагедии. Одним из них оказался москов-ский бизнесмен по имени Станислав, который предложил им свою помощь в скорейшей физической и психологической реабилитации их сына. Они приняли его предложение, позволив своему сыну Ирбеку жить у него дома в Москве. Вот какое повествование имеется о них в одной из книг о трагедии: «Когда Стас был маленький, он попал в аварию, и врачи уже не надеялись его спасти. А потом незнакомый мужчина принёс ему в палату крестик со словами: «Ты выживешь, а крестик отдашь ребёнку». Крестик Стас берёг для сына, а подарил его Ирбеку» (21, с. 142).
 Прошло несколько лет после моего знакомства со Станиславом в доме наших бесланских друзей, а Бог до сих пор позволяет ему принимать активное участие в оказании всевозможной помощи этим людям.
 Некоторые православные христиане, убеждённые в том, что только Православие приносит человеку утешение и приближает его к Богу, могут усомниться в вероятности произошедших изменений в душевном состоянии Аллы, после её общения с зарубежным священ-ником. Они могут сказать: «Ведь к этому причастен протестант, а что хорошего можно ждать от не православного христианина?». Имея та-кие убеждения, можно впасть в искушение, считая, что у Бога есть лицеприятие и христиане Русской Православной церкви находятся ближе к Богу, чем христиане католических и протестантских церквей.
 К этим людям я отношусь с пониманием. В силу культурных традиций я сам был таким ревностным и воинствующим православ-ным, отстаивавшим то, о чём не имел представления, так как не знал содержания Библии, в которой имеются слова апостола Петра о том, что для Бога все народы равны: «Пётр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему» (Деян. 10:34-35).
 В Библии есть примеры того, что Бог избирает для себя служите-лей из любых народов. Примером этого может быть повествование апостола Павла: «Кто Ты, Господи?» – спросил я. – «Я Иисус, которо-го ты гонишь, – ответил Господь. – А теперь поднимись и встань на ноги! Я явился тебе, чтобы сделать тебя Своим служителем и свиде-телем всего того, что ты уже увидел, и того, что Я тебе ещё покажу. Я избрал тебя из еврейского народа и язычников, к которым тебя посылаю, чтобы открыть им глаза, обратить от тьмы к свету и вернуть из под власти сатаны к Богу, чтобы и они через веру в Меня получили прощение грехов и своё место среди Божьего народа» (Деян. 26:15-18).
На древнегреческом языке, на котором писался Новый Завет, сло-во переведённое, как «избирать» имеет также значения: вынимать, извлекать, выбирать. Из этого можно сделать вывод, что Господь из-влекает для себя служителей из любого народа, и они являются наро-дом Божьим.
Значит, не через свою принадлежность к какой либо националь-ности и христианской конфессии, а через веру в Иисуса Христа как своего личного Спасителя можно получить прощение грехов и обре-сти своё место среди Божьего народа.
 Для того, кто, живя на земле, уже является гражданином Божьего Царства, национальность не имеет значения, как для мирского человека; но он может принести больше пользы для народа, среди которого проживает, чем патриот, отрицающий Бога. Потому что христианину надлежит стремиться делать то, что угодно Богу: «Что бы вы ни делали, трудитесь от всей души – как если бы это было для Господа» (Кол. 3:23).
 Христианину надлежит прежде помнить о Божьей любви и не желательных последствиях для себя за неисполнение Его Воли, а уже потом о трудовой дисциплине и карьерном росте.
 Раньше слыша утверждение, что Бог Творец для всех один, я считал, что люди лукавят. Такой вывод я сделал, наблюдая за тем, как православные, католики и протестанты своими взаимными нападками и обвинениями демонстрировали отсутствие веротерпимости и любви. Значит, думал я, – у каждого из них свой бог.
 Мне знакомы некоторые протестанты, которые с недоверием от-носятся к чудодейственности православных икон и святых мощей, к возможности исцелений православными священниками людей от их духовных и физических недугов. В свою очередь, некоторые право-славные священники рекомендовали мне держаться от протестантов и католиков подальше, говоря, что те проповедуют ересь и общение с ними может угасить во мне «дух православия». Видимо, эти люди за-бывали слова Иисуса Христа: «Дух дышит, где хочет …» (Ин. 3:8).
 Позднее мне было дано узнать, что подобные деления и разногласия были и среди первых христиан. Апостол Павел еще в период становления христианской веры проявлял беспокойство и призывал всех христиан к согласию: «Именем Господа нашего Иисуса Христа умоляю вас, братья, будьте все согласны друг с другом. Пусть разногласия не разделяют вас! Пусть сплотит вас единая цель! … Ведь это Бог соединил вас с Христом Иисусом, Которого Он сделал для нас мудростью! Благодаря Ему мы оправданы Богом, посвящены Богу, выкуплены на свободу. Следовательно, как говорится в Писании: «Кто хочет похваляться, пусть похваляется Господом!». …Раз среди вас есть соперничество и раздоры, разве это не значит, что вы плотские и ведёте себя, как люди этого мира? … Полный провал уже одно то, что у вас есть тяжбы друг с другом! Не лучше ли остаться несправедливо обиженным? Не лучше ли остаться обкраденным? А вы и обижаете, и обкрадываете… И кого? Собственных братьев!» ( 1 Кор. 1:10, 30; 3:3; 6:7-8).
 Обижать и обкрадывать своих братьев, желающих соединиться с Иисусом Христом, священнослужители могут тем, что, будучи при-званными служить Богу, они порой проявляют взаимную ненависть, отсутствие любви, а некоторые явно либо тайно ведут греховный об-раз жизни. Когда же «тайное становится явным», то узнавшие об этом приходят к мнению, что лучше быть неверующим, чем таким, как эти «христиане». Слыша ещё в детские годы подобные отзывы о священниках от старшего поколения, я до некоторых пор избегал общения с ними, не желая иметь личных разочарований. Только позднее пришло понимание, что Господь призывает нас верить и поклоняться Ему, а те, кто способен извратить истину своими помыслами и поступками, не могут быть поводом для разочарования в Боге: «Они смотрят на религию как на источник дохода. Да, религия действительно большой доход, но только для людей, умеющих довольствоваться тем, что у них есть. Ведь мы ничего не приносим с собой в мир, ничего и не сможем унести. Если есть пища и одежда, будем довольны этим!» (1 Тим. 6:5-7).
 Это теперь мне дано понимание, что такие служители церкви духовно слабы, а возможно, и не являются верующими – напол-ненными Духом Божьим. За них необходимо молиться. На их от-рицательном примере Бог нам показывает, что нельзя обожествлять и превозносить человека, каким бы духовным саном он не обладал. Слова Иисуса Христа не утратили своей актуальности для священнослужителей, предавшихся пороку. Он, обращаясь к книжникам и фарисеям (священнослужителям народа Израиля) говорил: «Горе вам, учителя Закона и фарисеи! Святоши! Вы как побелённые гробницы: снаружи они кажутся красивыми, а внутри полны мёртвых костей и всяческой мерзости! Так и вы: снаружи вы кажетесь людям праведниками, а внутри полны лицемерия и порока» (Мф. 23:27).
 Бывший глава Католической церкви – Папа Римский Иоанн Па-вел II публично покаялся и попросил прощения перед Богом и всеми народами Земли за грехи католиков, совершённые со времён основа-ния католицизма до наших дней, за притеснения других вер, кресто-вые походы и т. д. Он был первым главой католиков, который посетил еврейскую синагогу и мусульманскую мечеть в Сирии в 2001 г. Он своими поступками подтверждал своё желание примирить христиан всего мира и призывал к миролюбию все религии. Он принял при-глашение от Президента Российской Федерации посетить Россию во время их встречи в Ватикане. Вот только руководство Русской Право-славной церкви мягко отклонило его порыв, сославшись на некоторые неразрешённые проблемы во взаимоотношении церквей. Незадолго до своей смерти Иоанн Павел II посетил многие страны, граничащие с Россией. Но осуществить своё намерение – посетить Россию ему не довелось. Возможно, в этом выразилось Божье обличение для христиан, насколько они готовы прощать. Иисус Христос явил нам пример того, как надо прощать. В момент Своего распятия Он обратился к Своему Отцу с просьбой: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23:34).
 Нынешний Папа Римский Бенедикт XVI во время своего визита в Турцию в ноябре 2006 года посетил православный храм и мусульман-скую мечеть, признав перед тем, что ранее имел неосторожность пуб-лично процитировать резкое высказывание об исламе одного из быв-ших лидеров католицизма и не желал этим оскорбить чувства верую-щих мусульман. Слава Богу, мусульмане имели мудрость оценить его самокритичность. Это свидетельство того, что Господь вразумляет высшие чины христианских конфессий признавать свои ошибки, а тем, кто исповедует ислам, позволяет являть своё умение прощать.
 Любая христианская конфессия и деноминация, настаивающая на своей исключительности и особой приближённости к Богу, будет пристыжена Им же, за самовозвеличивание и сеяние раздора: «Ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя воз-высится» (Лк. 14:11). «Умоляю вас, братья, остерегайтесь производя-щих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научи-лись, и уклоняйтесь от них; ибо такие люди служат не Господу наше-му Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных» (Рим. 16:17-18). «Ваш Господин – Христос, вы служите Ему. А кто причиняет зло, тому в той же мере воздастся злом, Бог беспристрастен» (Кол. 3:24-25).
 Ответ Господа Бога на многолетние молитвы верующих о един-стве между христианами выразился в подписании «Акта канониче-ского общения» между Русской Православной Церковью и Русской Православной Церковью за рубежом, 17 мая 2007 года в Москве. Ра-дует и нынешнее потепление отношений между Русской Православ-ной Церковью и Католической. Слава Богу!
 В России был и такой факт межконфессионального общения, ко-гда в 1993 г. министерство просвещения России, обеспокоенное отсутствием «национальной идеи» и духовным вакуумом, воцарившемся в стране после распада Советского Союза и крушения идолов и идеалов коммунизма, приняло решение воспользоваться проектом под названием «Мост дружбы». Проект был разработан лидерами протестантских церквей США. Одна из основных программ этого проекта предусматривала проведение семинарских библейских занятий с педагогами вузов и других учебных заведений. Многие города России были включены министерством просвещения в этот проект. В наш город тоже была направлена группа из 12 миссионеров, представлявших различные протестантские деноминации. Эта миссионерская деятельность приветствовалась не всеми служителями православных храмов, посещавшими эти семинарские занятия по Библии. Господь обличал их через их рев-ность и страх утраты своих прихожан.
 С этими миссионерами я познакомился, когда мне исполнилось 33 года. Имея некоторый жизненный опыт разочарования в людях, злоупотреблявших моей доверчивостью, я осторожно относился ко всем, кто пытался узнать, что у меня в душе. Честно говоря, я и сам побаивался туда «заглядывать». Видимо, не желал освежать в своей памяти то, что мне хотелось забыть.
По причине страха «утраты веры своих предков» – православной веры – я с большой настороженностью принял предложение руководителя группы протестантских миссионеров заниматься со мной изучением Библии индивидуально. Поэтому я согласился с одним условием, что он не будет в процессе изучения обращать меня в «свою веру» и я останусь православным христианином. Он ответил, что православие, католицизм и протестантизм – являются христианскими конфессиями, и цель его приезда в Россию – разъ-яснять содержание Слова Божьего – Библии тем людям, которых ему пошлёт Бог для того, чтобы они обрели надежду на своё спасение через осознание жертвы Иисуса Христа за их грехи. Ведь Бог не хочет смерти грешника: «…но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» (Иез. 33:11).
 В глубине души у меня была слабая надежда, что это так и есть. Но были и большие сомнения, что на этот раз я смогу что-то понять в Библии, тем более с помощью протестанта. Ведь раньше я не раз пы-тался её читать и с раздражением откладывал в сторону. Не поняв ни-чего из прочитанного в ней, я испытал досаду и пришёл к выводу, что все только делают вид, что это доступно для их понимания.
 На сей раз Господь постепенно снимал пелену с моих глаз, позволяя понимать содержание Библии. Вопросы имеются и до сих пор, и слава Богу за это, потому что процесс познания Бога бесконечен. Но мне дано было осознать главное, что Христос умер за мои грехи и грехи всего мира. «Он есть умилостивление за грехи наши, и не только наши, но и за грехи всего мира» (1 Ин. 2:2). Бог избавил меня от предрассудков по отношению к тем, кого я считал не только идеологическими врагами, но и нехристианами, людьми чуждыми мне по вере. В процессе изучения Библии я внимательно наблюдал за поведением этих американских христианских миссионеров, желая уличить их в том, что они, как и некоторые православные христиане, непоследовательны в словах и поступках. Но, несмотря на молодость большинства из них, они почти не давали мне повода для разочарования. Бог наделил этих молодых людей мудростью, позволяющей им даже при их недовольстве внешней политикой, проводимой руководителями их государства (США), не ругать свою власть, а молиться за её духовное исцеление, чтобы уберечь многих от кровопролития и человеческих жертв.
 Однажды руководитель миссионеров поведал мне и моей жене о его прежней жизни, когда он в юношеском возрасте, имея хорошие физические данные и являясь членом сборных команд своего универ-ситета по бейсболу и баскетболу, всё же пристрастился к алкоголю и наркотикам. Эти увлечения переросли в зависимость, от которой он неоднократно мог погибнуть. Однажды утром, после очередной шум-ной вечеринки, глядя на себя в зеркало, он сказал: «Если я не оста-новлюсь, то умру!». Бог, слыша его мольбы, не один раз давал ему шанс исправиться. Эти чудеса Божьего долготерпения свидетельство-вали о любви Бога, Который позволил ему обрести сокрушённое сердце, избавиться от своих зависимостей, стать убеждённым христи-анином. После его повествования я уже не сомневался в искренности его желания помочь и мне обрести Бога.
 К счастью, мне не довелось попробовать в своей жизни наркоти-ки, но мне известен вкус алкоголя и табака. Употребление их для многих из привычки перерастает в стойкую зависимость. Блуд и пре-любодеяния тоже относятся к пристрастиям, заключающим человека в узы сознательного греха, от которого тоже возможно избавление с Божьей помощью.
 Опыт моего общения с людьми, которые избавились от различ-ных зависимостей с Божьей помощью, помогает мне сейчас понимать причины бед тех, кто пока зависим. Сейчас в Осетии Бог позволяет нам с женой не только знать о различных зависимостях людей, но и быть причастными к исцелению некоторых из них. Мы благодарны Ему за явные ответы на нашу молитвенную просьбу: «Господи, расширь пределы служения нашего!».
 В результате библейских занятий с американским миссионером я остался в своём понимании православным, единожды крещёным христианином. Бог вразумил миссионеров не навязывать мне повторного крещения в зрелом возрасте, к чему часто призывают многие протестанты. Мне довелось прожить 33 года после моего крещения в младенчестве и только тогда по Божьей Воле произошло духовное прозрение.
 Многие протестанты считают, что крещение в младенчестве, практикуемое в православии, является преждевременным крещением, так как младенец не осознаёт всей важности этого таинства; что только в зрелом возрасте приходит понимание, что крещение является внутренним очищением и отпущением грехов, позволяющим изменить свой образ жизни. Но Христос, заповедав Своим ученикам крестить людей во имя Отца, Сына и Святого Духа (Мф. 28:19), не дал указаний, в каком именно возрасте следует совершать крещение.
 Крещение – одно из главных таинств в христианстве, это приоб-щение к лону Церкви Христовой. Когда родители крестят своих детей в младенчестве в Православной церкви во имя Отца, Сына и Святого Духа, они этим являют своё желание, чтобы их ребёнок был посвящён Богу и находился под Его покровительством. В Православии христианское крещение с ритуальным омовением подразумевает, что человек получает Святого Духа, как это произошло с Иисусом Христом в момент Его крещения. И тогда человек запечатлён Божьей печатью, служащей свидетельством и гарантией того, что он будет сохранён во Христе. Вот что об этом повествуется в православной литературе: «По традиции Церкви, младенца следует крестить в восьмой или на сороковой день жизни. Понятно, что в таком возрасте требовать от него веры и покаяния – двух главных условий соединения с Богом – нельзя. Поэтому с древних времён появились «крёстные» – люди, по вере которых крестят младенцев. …Некоторые спрашивают, не лучше ли отложить Крещение до того времени, когда ребёнок сможет сам сознательно сказать, что он верит в Бога? Не лучше. Ведь в Таинстве Крещения ребёнок получает особую Благодать, которая помогает ему в жизни. Он становится членом Церкви…» (42, с. 235).
Свидетели крещения ребёнка (крёстные родители), как принято считать в Православии, ответственны перед Богом за его христиан-ское воспитание. Некоторые родители подбирают для своих детей «крёстных» более обеспеченных материально, но важнее их духовное состояние. Подарки ко дню рождения крестника тоже являются про-явлением любви, однако гораздо больше благополучия ему принесут знаки внимания в форме молитвы за его благополучие.
 Конечно же, после крещения необходимо, чтобы ребёнок возрас-тал в атмосфере христианского вероисповедания. Очень значимы мо-литвы и наставления его родителей и «крёстных родителей». Иначе, в дальнейшей его жизни может возникнуть необходимость духовного пробуждения, веры и покаяния, как это произошло со мной и моей женой.
 Но в Библии имеется и пример того, когда крещёные некоторое время не были наделены Святым Духом. Он сошёл на них через опре-делённое Богом время: «Находившиеся в Иерусалиме апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святаго. Ибо Он не сходил ещё ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святаго» (Деян. 8:14-17). Значит, в подобном со-стоянии могут пребывать и некоторые из тех, кто был крещён в мла-денчестве, когда не мог осознавать всей значимости этого таинства.
 Кроме того, в Библии описаны примеры, когда Святой Дух схо-дил на уверовавших людей до их крещения, например на язычников в Кесарии, к которым по воле Бога обращался апостол Пётр: «Пётр отверз уста и сказал: истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему. Он послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир через Иисуса Христа; Сей есть Господь всех. Вы знаете происходившее по всей Иудее, начиная от Галилеи, после крещения, проповеданного Иоан-ном: как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых дьяволом, потому что Бог был с Ним. …О Нём все пророки свидетельствуют, что вся-кий верующий в Него получит прощение грехов именем Его.
 Когда Пётр ещё продолжал эту речь, Дух Святой сошёл на всех слушавших слово. И верующие из обрезанных, пришедшие с Петром, изумились, что дар Святого Духа излился и на язычников. …Тогда Пётр сказал: Кто может запретить креститься водою тем, которые, как и мы, получили Святого Духа? И велел им креститься во имя Иисуса Христа» (Деян. 10:34-38,43-48).
 «Когда же начал я говорить, сошёл на них Дух святой, как и на нас вначале. Тогда вспомнил я слово Господа, как Он говорил: «Иоанн крестил водою, а вы будете крещены Духом Святым» (Деян. 11:15-16).
 Все эти примеры свидетельствуют о том, что Господь может наделить человека Святым Духом тогда, когда сочтёт нужным это сделать, в любой момент его жизни: до крещения, в момент крещения и в определённое Им время после крещения.
 «Крещение – это не смывание грязи с тела, но обещание, данное чистой совестью Богу, спасающее вас воскресением Иисуса Христа. Взойдя на небо, Он теперь пребывает по правую руку Бога, и Ему по-корились все ангелы, власти и силы» (1 Петр. 3:21-22).
 В любом возрасте по Божьей воле можно осознать важность крещения и суть этих стихов. Ложное убеждение, что кто-то не в своё время был крещён, не может способствовать духовной близости и единению между христианами.
Бог через «чужеземных» миссионеров позволил мне прозреть, осознать смысл моего крещения в период младенчества.
 В чём заключается суть крещения, доходчиво пояснил апостол Пётр: «Когда люди услышали это, у них сжались сердца от горя, и они стали спрашивать Петра и остальных апостолов: – Что же нам де-лать, братья? – Обратитесь к Богу! – ответил Пётр. – И пусть каждый примет крещение во имя Иисуса Христа, чтобы Бог простил вам гре-хи. Тогда вы получите от Бога дар – Его Святой Дух. Ведь Он был обещан вам, и детям вашим, и тем, кто вдали, – всем, кого призывает Господь, наш Бог. И многими другими словами увещевал их Пётр. Он призывал их: – Спасайте себя от кары, которая постигнет это развра-щенное поколение!
Те, кто принял его Весть, крестились. В тот день прибавилось около трех тысяч верующих» (Деян. 2:37-41).
 Все родители радуются, когда их ребёнок делает первый шаг в своей жизни, и чаще это происходит с их помощью. Крещение явля-ется первым важным шагом человека к Богу. Этот шаг Бог может позволить сделать в младенческом возрасте с помощью родителей. Но, за ним необходимо делать следующие шаги в духовной жизни для того, чтобы твёрдо идти по жизни.
 Для каждого христианина важно осознание того, что крещение несёт в себе глубокий смысл – оно способствует пробуждению в нём желания жить в согласии с Богом и побуждает отказаться от прежнего безбожного образа жизни, опереться на руку Отца в трудные минуты своей жизни и благодарить Его за радость сча-стливых событий.
 Многие ошибочно считают, что можно ограничиться актом кре-щения, периодически посещать церковь, носить нательный крестик и это убережёт от бед, позволит устоять перед искушениями сатаны. Бытует мнение, что только регулярным посещением церкви можно задобрить Бога и завоевать Его любовь к себе. Но Он уже явил нам свою любовь отдав Своего Сына Иисуса Христа на истязания и рас-пятие за наши грехи. Поэтому нам нет смысла добиваться Его любви, остаётся только помнить о жертвенности Христа и отвечать взаимной любовью – жить в согласии с Ним, исполняя Его заповеди.
 Иисус Христос предостерегал от «слепого» исполнения челове-ческих ритуалов и традиций, это мешает человеку в полной мере ощутить Божью любовь. Из любви к нам Бог призывает стремиться исполнять Его волю во всех сферах нашей жизни. Для этого надо просить у Него сил и разума для понимания и исполнения Его заповедей и Его воли. Его воля может проявляться и в наших утратах, чтобы научить нас смиряться перед Его волей. Осознавая, что Бог, отвечая на наши молитвы, даёт нам силы смиряться в преодолении утрат и бед, мы через это духовно укрепляемся и возрастаем в вере. Невинные жертвы бесланской трагедии не будут напрасными, если эта утрата наведёт нас на глубокие размышления о смысле нашей жизни и даст нам духовное прозрение.
 Конечно же духовное пробуждение тех, кто осознал знаковость бесланской трагедии, может быть слабым утешением для постра-давших в те трагические дни и для утративших своих близких. Это в полной мере смогут оценить те, которые, потрясённые бесланской трагедией, обретут сокрушённое сердце перед Богом, покаются и бу-дут молиться за благополучие всех ныне живущих.
 Бог пробудил во мне желание славить Его, проявляя любовь и ве-ротерпимость не только ко всем христианам, но и к иудеям, мусульманам, язычникам, буддистам, кришнаитам, атеистам и т. д. Каждый из них – «мой ближний». Христиане призваны Богом осознать то, что однажды было открыто апостолу Петру, иудею по происхождению: «И сказал им: вы знаете, что иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым» (Деян. 10:28).
 Иисус Христос дал нам такой завет: «Вы знаете, что было сказа-но: «Люби ближнего и ненавидь врага!». А Я говорю вам: любите своих врагов, молитесь за тех, кто преследует вас. Только так станете вы сынами своего Небесного Отца, потому что Он велит восходить солнцу и над добрыми, и над злыми и посылает дождь и для праведных, и для грешных. Если будете любить только тех, кто любит вас, за что вас тогда награждать? И если вы приветливы только с друзьями, что особенного вы делаете? Разве язычники поступают не так же? Так будьте совершенны, как совершен ваш Небесный Отец» (Мф. 5:43-48).
 Моя любовь к ближнему может выражаться в проявлении веро-терпимости. Не благодарное дело – навязывать либо насаждать силой свою веру и убеждения другому человеку или народу. У Бога свои уроки и вразумления для каждого из нас. Свою любовь Он может явить нам, проводя нас через различные испытания к прозрению. Скорбные чувства во мне вызывают упорствующие и отрицающие наличие Бога, которые – даже при великих потерях и страданиях – пытаются противостоять Ему.
 Сейчас мне понятно, почему Библия была для меня «закрытой книгой» и почему я не мог познать истины. Ведь Библия, можно сказать, имеет свои «коды» и «грифы секретности» и не постижимо её содержание для тех, кого Бог еще не избрал в число посвящённых в эти «тайны». Конечно, у каждого свой путь к Богу.
 У меня есть пример того, когда 30-летний мужчина духовно про-зрел, всего за одну ночь – читая Библию. Однажды в процессе нашей совместной работы он сказал, что хотел бы иметь у себя дома Биб-лию, я подарил её ему, посоветовав прочитать Евангелие от Иоанна, потому что в нём особенным образом подчёркивается божественность Христа. И был очень удивлён, услышав от него уже утром следующего дня: «Я прочитал Евангелие от Иоанна. И знаешь, что я понял? Что я – великий грешник и всю свою жизнь жил неправильно!».
 Поначалу я усомнился в искренности его слов, ведь до этого мо-мента я считал, что Библия располагает к неторопливому вдумчивому чтению. Да и его на тот момент я плохо знал, а своим добродушным взглядом и уравновешенным характером он производил на меня впечатление покладистого человека. Но сокрушенное состояние его сердца выражали его глаза, и это заста-вило меня поверить, что у него есть основания называть себя великим грешником.
 После его духовного пробуждения, Бог позволил нам стать дру-зьями. Со временем он поведал мне о своём пристрастии к алкоголю, от чего страдали его жена и дети, и о том, сколько неразумных по-ступков ему довелось совершить в жизни, которые не давали ему по-коя. Для меня его озарение было Божьим чудом и свидетельством то-го, что Слово Божье – Библия имеет такую силу, что в одно мгнове-ние может изменить образ мыслей человека, крещённого в младенче-стве в православной церкви, но совершавшего неугодные Богу по-ступки. До знакомства с ним я думал, что духовное прозрение за ко-роткий срок было возможно только для последователей Иисуса Хри-ста, видевших Его до распятия и после воскресения, как это произо-шло с апостолом Павлом. Из личного опыта я думал, что в наше вре-мя это длительный процесс. Но Бог меня обличил через прозрение моего друга, напомнив, что Его милость и чудеса не имеют пределов.
 Те изменения, которые Бог начал производить в жизни моего друга, радовали меня и приводили в недоумение многих, кто знал его прежде. Однажды я услышал от него, что его угнетает то, что, являясь христианином, он никак не может избавиться от курения. Он мог за день выкуривать по 2 пачки сигарет. Господь вразумил сказать ему, что, возможно, он свою слабость пытается преодолеть своими сила-ми, не доверив это в полной мере Богу и что ему не стоит истязать себя бесконечным разочарованием в своей силе воли. Необходимо предоставить действовать Богу и только молиться о том, чтобы Он убрал эту зависимость. Вскоре он с восторгом рассказал мне, что, мо-лясь, легко, без насилия над собой, а только с верой в Божью милость, расстался со своей зависимостью от никотина.
 Этот многовековой способ преодоления своих пороков и слабо-стей и сейчас многим помогает в их исцелении. Через несколько лет я с радостью узнал, что мой друг изъявил желание в свободное от ос-новной работы время оказывать помощь настоятелю поместной пра-вославной церкви в качестве послушника, и во время литургий читает псалтирь в храме. Теперь я молюсь о том, чтобы у него не угасало желание прославлять Бога своей жизнью и служением.
 Библейская мудрость легко воспринимается теми, кто, прежде чем читать Слово Божье, молится и просит Бога о помощи в понима-нии прочитанного. И желательно начинать чтение не с первой стра-ницы книги Ветхого Завета «Бытие», а с Нового Завета, и предпочти-тельнее с Евангелия от Иоанна, в котором повествуется о жизни Иисуса Христа: «И всё это для того, чтобы вселить мужество в ваши сердца, соединив нерушимыми узами любви, пока вы не достигнете той полноты убежденности, которая даётся знанием Божьей тайны, то есть Христа» (Кол. 2:2).
 В послании апостола Павла к Коринфянам (3:14) имеется разъяс-нение причин непризнания иудеями Иисуса Христа как своего Спасителя: «Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остаётся неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом…».
 А это значит, что только после прочтения Нового Завета (Еван-гелия) – письменного повествования об Иисусе Христе – по Божьей воле снимается «покрывало» с разума человека и становится понят-ным содержание Ветхого Завета и его тесная взаимосвязь с Новым. В этом стихе подразумеваются иудеи, почитающие только Ветхий Завет (Танах) но это может быть и подсказкой для многих ищущих истину.
 Возможно, что кто-то последует этим рекомендациям и ему ста-нет понятным прочитанное, тогда это можно расценивать, как волю Бога для снятия «покрывала» с глаз читающего Библию. Конечно же, и при чтении Евангелия будут возникать вопросы, но, продолжив чтение, можно получить и ответы. Постепенно может прийти и пони-мание того, «где же был Бог во время Бесланской трагедии?».