Глава 1. Коротко о главном

Юрий Герасименко
Глава I
КОРОТКО О ГЛАВНОМ



1

По предположению автора содержание этой книги может помочь читателю понять причины и предпосылки трагедии, произошедшей в первой школе г. Беслана, 1–3 сентября 2004 г., которая не оставила равнодушным весь цивилизованный мир. Каждый здравомыслящий человек после всего произошедшего не перестаёт сокрушаться и желает понять, как такое могло произойти, кем являются те, кто задумал и воплотил всё это, кто над ними властвует и что ими движет?..
 Необходимо найти ответы на эти вопросы для предотвращения подобных трагедий в дальнейшем, дабы снабдить нужной информацией грядущие поколения. Хочется верить, что у них будут основания отметить самокритичность властных и силовых структур, профессионализм следственных и справедливость судебных органов. Эти качества могли бы помочь в расследовании бесланской трагедии. Кроме этого, потомков будет интересовать, какие же уроки извлекло человечество из всего этого. Осознало ли оно после пережитого потрясения, что необходимо укреплять свои пошатнувшиеся духовные устои, моральные и этические нормы.
 Поиск ответов на поставленные вопросы не может ограничиваться только рамками трагедии, имеющей непосредственное отношение к осетинскому народу. Нынешняя ситуация в нашем неспокойном мире трагична для всех. Судя по падению нравов и низкому уровню духовности общества, мы находимся на грани более серьёзных катастроф.
 Распад Советского Союза как государства способствовал обострению отношений между различными народами этой страны и возникновению межнациональных конфликтов. В многонациональной, «дружной семье» произошёл раскол. Это позволило реакционным кругам некоторых республик Северного Кавказа в конце 80-х – начале 90-х вынашивать планы навязывания своей политики, подталкивающей к территориальному переделу, по их усмотрению. Всё это по-родило социальную напряженность на Кавказе.
 Кавказские республики оказались вовлечёнными в далеко не мирный процесс разделения. Очаги напряженности возникали в основном из-за территориальных притязаний, перерастающих в вооружённые конфликты. Вооружённые столкновения между Грузией и непризнанной Республикой Южная Осетия породили волну беженцев-осетин, проживавших до этого в Грузии, в Северную Осетию. А грузины выезжали из Северной и Южной Осетии в Грузию. Представители многих народов уже отделившихся республик изъявляли желание быть в составе России, не взирая на амбиции своих правителей. Теперь они долго будут вспоминать «добрым словом» тогдашних политических лидеров. Порочная жажда власти побуждает политиков принимать поспешные необдуманные решения, приводящие в дальнейшем к межнациональным конфликтам и столкновениям на межрелигиозной почве.
 Заявление первого президента России – «Все республики могут брать столько суверенитета, сколько смогут проглотить!» – породило новые очаги напряженности не только внутри страны, но и в сопредельных государствах. Провозглашение об отделении Чеченской Республики в 1991 г. разделило на две части бывшую Чечено-Ингушскую республику. Это разделение повлекло за собой территориальный передел.
 В процессе своего отделения Чеченская Республика унаследовала большую часть военных объектов и вооружения, находившихся на её территории в советский период. Наличие военного арсенала вскружило голову новым лидерам Чечни, пожелавшим диктовать свои условия России. Российское же руководство стало исправлять свои политические ошибки силовыми методами, направив туда войска, укомплектованные юными новобранцами. Снобизм и амбициозность политиков привели к затяжному вооружённому конфликту с множеством человеческих жертв.
 Вопрос о принадлежности некоторых спорных территорий решался «на скорую руку» новым руководством России, сосредоточившемся на удержании власти в своих руках любой ценой.
 Период смуты и слабой власти в стране стоил осетинам и ингушам многих жизней в результате недельного вооружённого столкновения между ними и дальнейшей конфронтации. К сожалению, и сейчас эта горечь утраты способствует проявлению взаимного неуважения между ингушами и осетинами, а порой и ненависти друг к другу.
 Проявление ненависти – это последствие нашего неумения смиряться и прощать. Иногда нам кажется, что правильнее затаить обиду и в удобный момент нанести сокрушительный удар своему обидчику. Разве не кроются в этих коварных замыслах, признаки кровной мести? До сих пор этот пережиток прошлых веков ещё имеет место во взаимоотношениях отдельных представителей кавказских народов.
В современном мире подобное явление воспринимается как проявление духовного невежества. Необходимо помнить, что любая вражда, ненависть и нежелание вести поиск к примирению съедают нас изнутри, наносят урон нашему здоровью и не способствуют налаживанию отношений с окружающими. В этом случае велика вероятность того, что бесланская, будённовская, кизлярская и все другие трагедии с захватом заложников могут повториться.
Бесланские события держали в напряжении у экранов телевизоров тех, для кого боль утраты не была чужой болью. Эти люди желали разделить скорбь с теми, кто потерял своих близких, стремились утешить их, кто чем мог: своими молчаливыми объятиями, добрым словом, молитвами, материальной помощью. В этих благородных порывах проявились лучшие качества, заложенные в человеке Богом. Только Ему известно число сердечных приступов и смертей по всему миру от просмотра жутких кадров теленовостей в те страшные дни. Слёзы, лившиеся даже из глаз мужчин, – свидетельство боли за этот жестокий мир, в котором мы все живём. Этот мир забыл своего Творца, призывающего к взаимной любви и смирению…
 Через три месяца после бесланской трагедии, в декабре 2004 г., в Индонезии произошло цунами, а летом 2005 г. серия торнадо в Новом Орлеане в США поглотила часть суши. Эти природные катастрофы унесли сотни тысяч человеческих жизней. Но даже такое число погибших не смогло затмить трагизма обескураживающих и повергающих в шок трёхсот тридцати трёх смертей невинных людей, погибших в Беслане, из которых 186 – дети.
 Общепризнано, что женщины, дети и старики нуждаются в большей психологической и физической защите. И тот, кто направляет оружие против ребёнка, женщины, старца, совершает великий грех и является позором для своего рода. Боевики, желающие заострить внимание мировой общественности на себе и своих требованиях такими методами и такой ценой, не могут иметь оправданий, какими бы возвышенными идеями и мотивами они не прикрывались. Так проявляется безбожие.
 Лидеры исламского духовенства осудили и тех, кто всё это замыслил, и тех, кто воплотил. Наличие духовного невежества объясняется недостатком достойных религиозных лидеров, отсутствием авторитета духовных наставников в глазах молодого поколения и незнанием содержания Священных Книг. Об этих причинах религиозного экстремизма на Северном Кавказе говорил во время своей миротворческой поездки по республикам Северного Кавказа в марте 2007 г. Председатель Совета муфтиев России шейх Равиль Гайнутдин. Находясь в Северной Осетии, он заявил: «Только безграмотный, бездуховный молодой человек попадает в секту. Те, кто творят от имени религии зло и преступления, – враги чистоты проповедуемой исламом идеи братства и единения».
 Христианская религия также призывает к исполнению требований совести и достижению нравственного совершенства. Целью религиозных устремлений в христианстве является святость – единение с Богом.
 Во многом мирное сосуществование народов многоконфессионального Кавказа зависит от здравомыслия священнослужителей раз-личных религий, от их веротерпимости и желания самим являть при-мер того, каким образом необходимо нести людям добро в своём истинном и бескорыстном служении Богу. К сожалению, порой сами священнослужители отвращают людей от веры своим недостойным поведением, а иногда и взаимной враждой. Это свидетельствует о том, что духовные наставники в большей степени подвержены раз-личным искушениям, в отличие от простых верующих. Не каждый из них помнит о своём призвании служить Богу, не все достойно проходят испытания своей веры, устояв перед искушениями и соблазнами. Хотя всем им известно, что от силы и глубины веры просящего у Бога заступничества, зависят ответы на молитвы. Без этой веры, можно стать исполнителем воли искусителя. В прежние времена бытовала поговорка, характеризующая веру таких служителей: «При церквах проживают, а волю дьявольскую совершают».
 Вопрос веры – это, пожалуй, самое сокровенное, что человек со-держит в себе и не всегда и не каждого посвящает в это. В «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля имеется определение понятия «веры»: «Вера – уверенность, убеждение, твёрдое сознание, понятие о чём-либо, особенно о предметах высших, невещественных, духовных; верование; отсутствие всякого сомнения или колебания о бытии и существе Бога; безусловное признание истин, открытых Богом; совокупность учения, принятого народом. Вероисповедание, закон (Божий, церковный, духовный), религия, церковь, духовное братство»(10, с. 108).
 Суть веры христиан заключается в их глубоком осознании Библейского толкования понятия веры: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1).
 Библия – фундаментальная основа христианства. Она является основным источником знаний для христиан. В ней содержатся рекомендации с пояснениями, как можно разумно распорядиться тем отрезком времени, который называется «жизнь». Для этого необходимо жить в согласии со своей совестью, а значит, и с Богом. Библию ещё называют «Книгой книг», возможно, потому, что она вмещает в себя мудрость всех книг мира и тех, которые ещё будут написаны.
 Библия состоит из Ветхого Завета и Нового Завета. Ветхий Завет повествует о сотворении Богом вселенной, Его отношениях с избранным Им еврейским народом и содержит пророчества о пришествии Мессии – Божьего помазанника, Спасителя (евр. Машиах, др.греч. Христос). Новый Завет принято называть Евангелием (греческое слово, евр. «бесора» означающее «Благая, радостная Весть»), в нём рас-сказывается о жизни Иисуса Христа, принявшем искупительную смерть на кресте за грехи всего человечества, Его воскресении и воз-несении к Отцу. Для христиан Библия – это Святое Писание, наполненное Духом Божьим: «Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тим. 3:16). Поэтому, те люди, которые не просто читают Библию, а исследуют это Божье Послание, в большинстве своём обретают твёрдую веру в Бога.
 «Итак, вера приходит, когда Весть услышана, а Весть – когда о Христе проповедуют» (Рим. 10:17).
 В словаре В. И. Даля содержатся толкования, кем является Иисус Христос для христиан, что такое Библия, христианин, христианство, Богоявление: «Иисус Христос – Богочеловек – Бог, принявший тело, образ человека, Бог во плоти; Сын Божий, Бог Сын, Господь, Спаситель, Искупитель. Библия – слово Божие в полноте своей, Святое Писание Ветхого и Нового заветов (Евангелия). Христианин – верующий во Христа, исповедник Евангелия; человек крещёный, над кем совершён обряд крещения. Христианство – состоянье христианина, самая вера и ученье это; совокупность всех христиан. Богоявление – явление Бога на земле человеку» (10, с. 55; 67; 700).
 Из этого следует, что христианин – прежде всего, человек верующий во Христа, исповедник Евангелия, признающий, что Иисус Христос – Бог Сын, наш Спаситель, Агнец Божий, покрывший своей кровью наши грехи и искупивший своей смертью жизни тех, кто верит в Него.
 «Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлён по плоти, но ожив духом…» (1 Петр. 3:18).
 Для того чтобы исповедовать Евангелие – Учение Иисуса Христа и руководствоваться этим в жизни, необходимо знать его содержание. Первые христиане, изучая учение Христа, создавали общины – собрания, которые получили название «церкви» (перевод греческого слова «экклесия» - народное собрание).
 «Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами» (Деян. 11:26).
 Некоторые современники Иисуса Христа называли Его – Иисус из Назарета, «пророк из Назарета», а Его последователей – «назореями».
 «Слово «назорей», продолжило своё существование в еврейском слове «ноцри» – «христианин» (6, с.314).
 Первыми последователями и учениками Иисуса Христа были представители еврейского народа, этому есть подтверждения и в не-библейских источниках, в книгах повествующих о еврейской истории: «Члены общин всех этих небольших церквей чувствовали себя как бы принадлежащими к одной большой общине – христианской церкви. Так назареяне полностью порвали с еврейством и иудаизмом и перестали соблюдать еврейские традиции, принятые среди верных иудаизму евреев» (41, с. 130).
 Известный еврейский историк Иосиф Флавий, родившийся через 37 лет после рождения Иисуса Христа, описывал такие исторические факты того времени: «В это время жил Иисус, мудрый человек, если Его вообще можно назвать человеком. Он совершал невероятные дела и учил народ, который с радостью воспринимал Его истины. К нему примкнуло много евреев и язычников. Он был Христос. И хотя Пилат, по настоянию наших старейшин, приговорил его к крестной смерти, Его бывшие ученики остались верны Ему. Ибо Он явился им живым на третий день, как предсказали ранее об этом, и многих других замечательных делах Иисуса, Божии пророки» (17).
 «Апостольский собор», состоявшийся в Иерусалиме и описанный в Библии (Деян., гл. 15), принял решение официально освободить христиан не-евреев от бремени закона. Им заповедовалось «воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда».
 Убеждённые христиане не подвергают сомнениям то, что Библия – Богодухновенное Слово Божье. Ведь Иисус Христос после своего крещения и сорока суток поста в пустыне отвечал дьяволу на его искушения стихами из Писания – Ветхого Завета:
 «Дьявол, испытывавший Его, подошёл и сказал Ему: Если Ты Сын Бога, скажи, пусть эти камни станут хлебом.
Иисус ответил: В Писании сказано: «Не только хлебом должен жить человек, но и каждым словом, исходящим из Божьих уст» (Мф. 4:3; 4).
 Познавая Библию – ту мудрость, что исходит «из Божьих уст», – христиане обретают надежду, без страха смотреть в будущее. Знание содержания Библии – Слова Божьего – помогает верующим преодолевать искушения, уберегая их от греха.
 «Грех – поступок, противный закону Божию; вина перед Господом» (10, с. 192).
 «Грех – в христианском словоупотреблении нарушение отношений между человеком и Богом, проступок (большей частью сознательный) или противоречие божественному порядку как действием, так и попустительством. …Грех может быть сравнён с заразой, которая переносится на других. Ветхий завет здесь не различает поступок и вызванные им следствия. На это указывает также и то, что в еврейском языке «Грех» («авон») означает как «вину», так и «наказание»…(6, с. 115).
 Ёмкое по содержанию слово в иврите «авон» (грех) в полной мере отражает неизбежность тяжких последствий для человека за грех. «Ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе Господе нашем» (Рим. 6:23).
 Если же основывать свою веру только на своём страхе перед суровым наказанием за свой грех, тогда будет трудно прочувствовать любовь Бога. Тот, кто воспринимает Бога злым и жестоким, сам будет пытаться любить Его по принуждению, а это уже не любовь. Поэтому Бог призывает нас выражать любовь к Нему исполнением Его заповедей, чтобы мы не утратили доверительных отношений с Ним и не подменили любовь раболепным заискиванием. Для этого необходимо обрести радость общения с Богом. В Библии содержатся предостережения и обличения для тех, кто не стремится к единению с Богом. Среди них есть даже те священнослужители, которые вопреки своему призванию не утвердились в познании истины и осознанно грешат: «Иисус сказал: Горе и вам, учителя Закона! Вы взваливаете на людей непосильную ношу, а сами и палец о палец не ударите, чтобы помочь им!
…Горе вам, учителя Закона! Вы присвоили себе ключи от знания и сами не вошли, и тех, кто хочет войти, не впустили» (Лк. 11:46-47; 51-52).
 «Ведь эти лжеапостолы, эти бесчестные якобы «труженики» толь-ко подделываются под апостолов Христа. Диво ли? Сам сатана подделывается под ангела света! Так что же особенного в том, что его слуги подделываются под служителей праведности? Но по делам их будет им и конец!» (2 Кор. 11:14-15).
 «Братья мои! Не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению, ибо все мы много согрешаем» (Иак. 3:1-2).
 На примере многих исторических событий можно видеть, какие тяжкие последствия имеет алчность людей, особенно когда они при-званы быть духовными наставниками и государственными лидерами. Их лукавство проявляется в тщеславии, желании любой ценой увековечить себя великими реформаторами в истории народа, государства. Для этого они готовы жертвовать жизнью многих людей, и при этом на словах «проповедуют» добро. Своим присутствием на различных богослужениях они желают произвести приятное впечатление на окружающих, показаться всем богобоязненными. Но, водимые своей гордыней, они часто оставляют яркий кровавый след в истории своего народа.
 «Главы его судят за подарки и священники его учат за плату и пророки его предвещают за деньги, а между тем опираются на Господа, говоря: «Не среди ли нас Господь! Не постигнет нас беда!» (Мих. 3:11).
 От того, в какой мере лидеры государств будут осознавать свою ответственность перед Богом за принятые законы и их исполнение, зависит благополучие их народа и стабильность в Мире.
 Дай им, Господи, всем духовного здоровья, любви и мудрости постоянно помнить о том, что они будут призваны ответить перед Тобой за всё!
 
2

Жертвы бесланской трагедии, в моём понимании, являются призывом для всех ныне живущих: «Человек – помни о смерти!». В этом древнем изречении содержится много любви, мудрости и заботы о людях. Тот, кто помнит о смерти – помнит о Боге, который уберегает от неразумных поступков тех, кто уповает на Него.  Нет необходимости разъяснять значение фразы - «Все там будем!» , конечно же в ней речь идёт о смерти.  Но, для тех, кто  под «Там» подразумевает не просто могилу, эти слова имеют более глубокий смысл.
«Ведь всем нам придётся предстать перед Судьёй – Христом, чтобы каждый получил по заслугам за всё, что сделано им за время телесной жизни – и за доброе, и за дурное» (2 Кор. 5:10).
«Малый и великий там равны, и раб свободен от господина своего» (Иов. 3:19).
Человечество всегда было разделено на два противоположных лагеря: на тех, кто надеется на Бога, стараясь исполнять Его заповеди, и тех, кто надеется, что Его нет, поступая по своему разумению.
Но даже тот, кто не верит в существование Бога – тоже стремится понять смысл своего бытия. К этим поискам приводят частые напоминания о том, что срок нашего земного существования ограничен. Особенно остро мы это осознаём, присутствуя на похоронах близких нам людей. В детские годы многим кажется, что с ними этого не произойдёт – вся жизнь впереди, и к тому времени уже изобретут эликсир «вечной молодости» или «бессмертия», который позволит жить вечно. С возрастом приходит понимание, созвучное с тем, что написано в Библии: «Человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него: Дорога цена искупления души их, и не будет того вовек, чтобы остался кто жить навсегда и не увидел могилы. Каждый видит, что и мудрые умирают, равно как и невежды и бессмысленные погибают и оставляют имущество своё другим» (Пс. 48:8-11).
 Взрослея, мы непроизвольно пытаемся отгонять от себя мрачные мысли о смерти одной фразой: «Не надо о «грустном»!», наивно полагая, что такое самовнушение поможет нам пребывать в благостном расположении духа. Но со временем выясняется, что страх нас совсем и не покидал, просто мы пытались от него убежать, но это в очередной раз не удалось.
 Подавляя в себе желание узнать, «так зачем же я был рождён, если мне предстоит однажды умереть?», мы обрекаем себя на постоянное чувство страха перед неизвестностью. Эта больная и тяжёлая тема содержит вопрос «что же меня ждёт после моей смерти?». Ответ давно имеется, он содержится в Библии! Но мы подвергаем этот ответ сомнениям, считая, что в нашу «эпоху технического прогресса» он вступает в некоторые противоречия с научными открытиями и достижениями человечества.
 Так зачем же Бог позволил нам родиться? Неужели для того, чтобы мы всю свою сознательную жизнь пребывали в угнетённом состоянии неопределенности, панического страха перед смертью и гнали бы от себя мысли о «вечном»? Богу угодно, чтобы мы испытывали жажду познания истины и размышляли бы о смысле жизни.
 Информация о таком явлении, как смерть и о дальнейших замыслах Бога, может вооружить и помочь обрести силы противостоять своим слабостям и страхам перед неизвестностью. Это удерживает от неразумных поступков. Объяснить явление, значит – избежать беды, как говорится, «предупреждён – значит вооружён». Объяснение различных явлений в жизни человека и предостережения от бед, содержатся в Библии.
 Чтобы иметь исчерпывающие ответы на жизненно важные вопросы, необходимо признать существование Бога, сотворившего Небо, Землю, нас самих и всё, что нас окружает. Он же имеет и Свой план на жизнь каждого из нас. Истинно верующий человек может испытывать искреннюю радость и умиротворение, признавая, что у него есть Отец Небесный – Бог, любящий его при всех его недостатках. Он желает, чтобы мы были наполнены Его любовью, а значит Им Самим потому, что Бог и есть Любовь: «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши. Возлюбленные! Если так возлюбил нас Бог, то мы должны любить друг друга» (1 Ин. 4:8-11).
 Единородный Сын Божий – Иисус Христос, ещё до Своего распятия описал любовь Божью к нам, повествуя о предначертанной Ему участи Свыше: «Ведь Бог так полюбил мир, что отдал Своего единственного Сына, чтобы тот, кто верит в Него, не погиб, но обрёл вечную жизнь. Ведь Бог послал Сына в мир не для того, чтобы Он мир судил, но для того, чтобы мир через Него был спасён. Тот, кто верит в Него, осуждён не будет, а кто не верит – уже осуждён, потому что он не поверил в имя единственного Сына Божьего. Вот в чём суд состоит: в мир пришёл свет, но люди предпочли свету тьму, потому что злы их дела. Всякий, кто делает зло, свет ненавидит и не идёт к свету, чтобы не стали известны злые его дела. А кто по правде живёт, идёт к свету, чтобы явными стали дела его, во имя Бога свершённые» (Ин. 3:16-21).
 Слова Иисуса Христа о Своём предначертании: «чтобы тот, кто верит в Него, не погиб, но обрёл вечную жизнь», не подразумевают «ре-инкарнацию» – переселение души человека после его физической смерти в животных, деревья, камни и т. д. Такая догма имеется в некоторых восточных религиях. Библия даёт более ясное представление о том, что каждому человеку предстоит только один раз отправиться в последний путь – умереть.
 «Как человеку суждено только однажды умереть, а затем – Суд, так и Христос, однажды принесённый в жертву, чтобы унести грехи множества людей, во второй раз явится не для того, чтобы иметь дело с грехом, но чтобы спасти тех, кто Его дожидается» (Евр. 9:27-28).
 Господь предначертал для верующих в Него награду – их ожидает вечная жизнь. «Говорю вам истинную правду: тот, кто слышит Слово Моё и верит Тому, кто послал Меня, обрёл вечную жизнь. Не предстанет он перед Судом – он уже перешёл от смерти к жизни» (Ин. 5:24).
 Иисус Христос обнадёживал и тех, кто к Его Второму Пришествию уже будет в числе умерших: «Не удивляйтесь тому. Ведь час наступает, когда все, кто в могилах, услышат голос Его и покинут могилы – те, что творили добро, встанут для Жизни, а те, что творили зло – для Суда» (Ин. 5:28-29).
 И апостол Павел вселяет надежду в верующих в Иисуса Христа, как в своего личного Спасителя: «А наше государство – на небесах. Мы оттуда ждём Спасителя – Господа Иисуса Христа. Он преобразит наши слабые смертные тела и уподобит их Своему прославленному телу той силой, что покорит Ему весь мир» (Флп. 3: 20-21).
 Бог воскресит весь человеческий род, но те, кто исполнял волю дьявола, будут воскрешены для осуждения и для второй смерти за свои грехи: «У кого есть уши, пусть услышит то, что говорит Дух Церквам! Победителю не грозит вторая смерть» (Откр. 2:11).
 «Он сказал мне: Я – Альфа и Омега, Начало и Конец. Тому, кто жаждет, Я даром дам напиться воды из источника жизни. Победитель получит от Меня всё это в наследие, Я буду ему Богом, а он будет Мне сыном. А трусам, предателям, подлецам, убийцам, развратникам, колдунам, идолопоклонникам и всем лжецам – им ме-сто в озере, что пылает огнём и серой, а это вторая смерть» (Откр. 21:6-8).
 «Мудрость разумного – знание пути своего, глупость же безрассудных – заблуждение» (Пр. 14:8).

3

 Слово «религия» происходит от латинского слова «религаре», что означает «связывать», «соединять». Представители многих религий верят в то, что через веру происходит их воссоединение с Богом. Такое соединение подразумевает не только убеждённость в существовании Бога, но уверенность в том, что догматы религии и исполнение заповедей меняют жизнь к лучшему.
 Надеюсь, что читателя не обидят некоторые напоминания об, уже известных ему азах вероисповеданий и откровениях из Библии. Например, что религии, в которых исповедуется один Бог – Всевышний, Творец всего, называются монотеистическими (иудаизм, христианство, ислам). Религии, исповедующие поклонение нескольким богам, божествам, идолам – называются политеистическими.
 Многие люди обращаются к Своду Законов Ветхого Завета Библии в поисках истоков иудаизма, христианства и ислама. Одним из знатоков иудейских законов в I веке н. э. был ученик знаменитого раввина Гамалиила в Иерусалиме – фарисей Савл. Он принимал участие в преследованиях членов первых христианских общин. «А Савл терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу» (Деян. 8:3).
 Однажды ему явился Иисус Христос, давший ему духовное про-зрение и нарёкший его именем – Павел. Павел стал одним из апостолов. Греческое слово «апостол» – означает «посланник». Вот какое повествование о нём имеется в книге «История еврейского народа»: «Павел был евреем из города Тарса, в Малой Азии. В Иерусалим он прибыл чтобы изучать Тору. Он был фанатично верующим, преследовал христиан и пресекал их деятельность всюду, где только мог. Услышав, что среди евреев Дамаска возникла христианская община, он отправился туда, чтобы схватить виновных. Но в пути – так утверждает христианская традиция – перед ним внезапно явился Иисус и упрекнул его в преследовании христиан. После этого потрясения Павел из фанатичного иудея превратился в фанатичного христианина. Вернувшись в Иерусалим, он присоединился к христианской общине и вскоре занял в ней ведущее положение… И языческое общество, и власти ненавидели христиан и преследовали их. Многие приверженцы новой религии были казнены, отданы на растерзание диким зверям» (16, с. 19-20).
 «Павел сделался теперь пылким приверженцем Иисуса Христа и крупнейшим проповедником новой христианской веры среди язычников» (6, с.339).
 Иисус при жизни явил пример Своим ученикам и последователям, как нужно доносить истину больным, изнурённым и духовно не-мощным людям: «И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях. …И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь» (Мф. 9:35; 10:1).
 Апостолы были призваны свидетельствовать о деяниях и воскресении Иисуса Христа из мёртвых, возвещая спасительное послание для человечества. Бог позволил апостолу Павлу использовать познания Ветхого Завета для убеждения иудеев в том, что Иисус и есть тот самый Мессия (Спаситель), пришествия которого они ожидают до сих пор, что они, заблуждаясь и принимая Христа за самозванца, настояли на Его распятии. Вот как Павел проповедовал это в Фессалонике: «Там была еврейская синагога. Павел, как обычно, пришёл к ним и три субботы подряд объяснял и доказывал им на примерах из Писания, что Помазанник Божий должен был, после многих страданий, воскреснуть из мёртвых. «Иисус, которого я вам возвещаю, и есть Помазанник» – говорил он. И некоторые из них поверили и примкнули к Павлу и Силе» (Деян. 17:1-4).
 Остальные евреи из Фессалоник, не приняв его слов за истину, возмутились и начали преследовать его. В отличие от них, в еврейской синагоге в Берее были более благодарные слушатели: «Люди здесь оказались более открытыми, чем в Фессалонике. Они с полной готовностью приняли Весть и целыми днями исследовали Писание, проверяя, верно ли говорит Павел» (Деян. 17:11).

4

 Есть силы тьмы, не желающие и всячески препятствующие тому, чтобы люди духовно прозревали. Этими врагами для человечества являются сатана и его демоны. Искушая Иисуса Христа, сатана желал подчинить Его своей воле, но этого не произошло. В нашем лице он тоже хочет иметь своих раболепных и покорных последователей и это ему часто удаётся сделать. Основная его цель – скрыть от нас истину, убедив в том, что мы обречены всю жизнь чувствовать вину за свои грехи, что нет нам прощения, да и самим не стоит прощать своих обидчиков. Это он внушает нам завышенное самомнение о себе, будто наша эрудиция и уровень образованности не совместимы с размышлениями о Боге.
 «Сатана» – означает «противник» (враг Бога и его народа), и именно так он называется в Ветхом Завете. В Новом Завете сатане даются названия, раскрывающие суть его личности: дьявол (греч. «диаболос»), что означает «обвинитель» (обвинитель народа Божьего, Откр. 12:9-10). Выражения «князь мира сего» и «бог века сего» указывают на сатану как на личность, возглавляющую ту часть представителей человеческого рода, которая ведёт безбожный образ жизни (Ин.12:31; 14:30; 16:11; 2 Кор.4:4)… Иисус сказал, что сатана всегда был убийцей и отцом лжи – т. е. первым лжецом и покровителем всех последующих лжецов и обманщиков (Ин. 8:44)… Сатана, будучи заклятым врагом Христа (Мф. 4:1-11; Лк. 4:13;), ныне является врагом христиан; он всегда стремится отыскать их слабые места, направить их активность в неверном направлении и подорвать в них веру и надежду (Лк. 22:32; 2 Кор. 2:11; 11:3-15; Еф. 6:16). Сатану следует воспринимать серьёзно, поскольку коварство и хитрость делают его опасным, но не вдаваться в крайность и не впадать в ужас перед ним; он поверженный враг. Сатана сильнее нас, но Христос одержал над ним верх (Мф.12-29), и христиане тоже восторжествуют над ним, если противостанут ему, вооружившись теми средствами, которыми снабдил их Христос  (Еф. 6:10-13; Иак. 4:7; 1 Пет. 5:9-10)» (31, с.705).
 Иисус Христос обличал тех, которые, говоря, что их отец – Бог, при этом исполняют волю отца всякой лжи – сатаны: «Будь отцом вашим Бог, вы бы любили Меня, ведь Я от Бога пришёл и к Нему направляюсь, – ответил им Иисус. – Ведь Я пришёл не от себя – Меня послал Он! Почему вы не понимаете Моих слов? Потому что вы не способны их услышать! Ваш отец – дьявол, и вы рады исполнить все отцовские прихоти.
А он всегда был человекоубийцей, и правда ему чужда, ведь в нём нет правды. Он говорит на родном языке, когда лжёт, потому что он лжец и отец лжи…» (Ин. 8:42-44 ).
 Из этого следует, что оправдательное определение – «ложь во благо» – является заблуждением, которое можно отнести к исполнению воли дьявола.
Страхи, внушаемые нам демоническими силами, позволяют им властвовать над нами, порождая панические мысли. Они пользуются нашей неосведомленностью в духовных вопросах. Им угодно, чтобы мы воспринимали все Божьи заповеди как непосильную обузу. По этой причине многие боятся читать Слово Божье – Библию, ссылаясь на то, что её подлинность вызывает сомнение у некоторых «светил» науки. Но через Своё Слово – Библию – Господь позволяет нам по-знать Его характер, осознать наши ошибки и получить ответы на вопросы: «Что нас ждёт после нашей физической смерти?», «Еть ли загробная жизнь?» и т. д.
Для того чтобы отвлечь нас от размышлений на подобные темы, содержать нас в рабстве греха и страхе перед смертью, силы тьмы имеют мощный арсенал разрушительных и одурманивающих заменителей поиска истины: алкоголь, наркотики, сексуальная зависимость (похоть), алчность, азартные игры, властолюбие, жажда славы и другие формы химической, физической и психологической зависимостей.
 При этом используется индивидуальный подход. Ведь у каждого человека найдётся слабое место в его убеждениях, через которое можно поколебать его моральные принципы, чтобы изменить сознание. Например, через чувство зависти, через неумение прощать и способность ненавидеть. Груз непрощения человек может носить в себе долгие годы, а иногда и всю свою жизнь, не осознавая, сколько вреда ему это приносит. Порой можно услышать даже такое: «Я себе этого никогда не прощу!». Тому, кто так утверждает, будет трудно прощать и других. Если человек не нашёл сил простить себя и постоянно корит себя за что-либо, это свидетельствует о том, что он не раскаялся в своём грехе перед Богом. В Библии говорится: «Блажен, кому отпущены беззакония, и чьи грехи покрыты!» (Пс. 31:1). Для каждого важно полное осознание смысла жертвенности Иисуса Христа за наши грехи: «Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлён по плоти, но ожив духом» (1 Петр. 3:18). Для непонимающих этого - страдания, смерть и воскресение Иисуса Христа теряют смысл.
 Люди говорящие в адрес кого-либо: «Этого я ему никогда не прощу!» забывают, что этим совершают грех, в котором воплощено неповиновение Божьей заповеди: «Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте и прощены будете» (Лк. 6:37).
 Сатана желает, чтобы человек носил в себе всю свою жизнь груз непрощения себя или других, не считая себя прощёным – такое бремя изнуряет, вредит душевному, физическому здоровью и приводит к скорой смерти.
 Конечно же, фраза «такое простить невозможно» может подразумевать, что человек не в состоянии найти в себе силы простить. Но этим подтверждается незнание многими того, что с Божьей помощью простить возможно, только необходимо просить Его о том, чтобы Он дал сил простить: «Просите – и Бог вам даст, ищите – и найдёте, стучите – и Он вам отворит» (Мф. 7:7).
 «То, что невозможно для людей, возможно для Бога, – ответил Иисус» (Лк. 18:27).
 Для того чтобы простить своего обидчика, не обязательно дожидаться от него просьбы о прощении, желательно это сделать, как можно быстрее, как это сделал Бог через Иисуса Христа в момент Его распятия на кресте. Он простил всех, кто причастен к Его распятию, то есть нас – тех, кто осознал смысл жертвенности Христа, за чьи грехи Он пострадал.
 Того, кто не намерен прощать, необходимо воспринимать как человека, пребывающего во власти тёмных сил, желающих, чтобы это состояние истребило его самого. Эти силы способны рассорить людей, посеять вражду и ненависть, через несдержанность, нанесение оскорблений, причинение боли. Хорошо, если каждый из нас сможет вовремя распознать в себе отсутствие способности прощать в момент, когда гнев перерастает в ненависть, являющуюся грехом.
 «Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас: Будьте друг к другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как простил вас Бог через Христа» (Ефес. 4:32).
 «Гневаясь, не согрешайте» (Ефес. 4:26). Этот стих о том, что человек, сотворённый Богом по Его образу и подобию, наделён и качеством, которым обладает Бог – гневом. Но Бог способен управлять Своим гневом и сдерживать его, являя нам Своё долготерпение и милость. Мы же, гневаясь, даём волю своим эмоциям и этим грешим. В моменты гнева либо другой своей слабости, необходимо просить Бога о помощи, чтобы Он не позволил нам впасть в искушение и согрешить. Такая просьба называется молитвой.

5

 «Молить – просить смиренно; покорно и усердно. … Молитвословить – молиться, приносить Богу молитву», объясняет
В. И. Даль (10, с. 390).
 Молитва является самым важным способом общения с Богом. В ней обычно присутствуют поклонение и хвала Богу, покаянное исповедание грехов с просьбой о прощении и благодарность за всё, что уже получено от Него, за радости и испытания. В молитве могут содержаться различные просьбы о собственном благополучии и ходатайства за других людей. И за благополучие врагов тоже! В этом уже заключается акт прощения и христианского подвига. Прощение – залог духовного, душевного и физического исцеления молящегося. От нашего прощения своих обидчиков зависит, будем ли и мы прощены Богом за наши грехи.
Наше доверие Богу может выражаться в молитвенной просьбе: «Устрой всё так, как Тебе угодно!» или «Да будет Святая Воля Твоя!», при этом в душе должна быть готовность принять эту волю Бога, даже если она не совпадает с нашей. Ведь в Его замыслах для нас содержится то, что находится за пределами наших мечтаний.
 «Ведь ваш Отец знает, что вам нужно, прежде чем вы Его попросите» (Мф. 6:8).
 Молитвами, обращёнными к Богу за себя и других, мы признаём Его главенство над собой и этим прославляем Его. Завершить молитву можно упоминанием Того, Кому она адресована: «Во Имя Отца, Сына и Святого Духа!» либо «Во Имя Иисуса Христа!», либо только словом «Аминь!». «Аминь» – еврейское слово, обозначает «истинно так» и является обычным завершением любой молитвы у христиан. «Аминь» – подобие нашей «подписи» в документе, это слово подтверждает наше согласие с вышесказанным нами, либо того, с кем мы согласны.
 Крылатое изречение, а для кого-то и убеждение «Хочешь жить – умей вертеться!» некоторых побуждает так «вертеться», что они забывают о Боге. Подобные оправдательные лозунги позволяют человеку быть вовлечённым в мирскую суету, и тогда ему некогда размышлять о причинах своих проблем, которые имеют свойство накапливаться и делают жизнь невыносимой. И лишь потом начинают появляться вопросы: «Ну почему же мне так не везёт?», «Да что я, проклятый что ли?», «Может Бог забыл обо мне?».
 Но когда приходит осознание причин всех бед, то меняется и восприятие всего происходящего в жизни. Великий русский писатель Л. Н. Толстой говорил: «Все беды человечества – от отсутствия веры!». Верующий человек, наделяется терпением от Бога, и с пониманием относится к слабостям и недостаткам окружающих. Молитвы за духовное прозрение других, способствуют личному исцелению и восстанавливают душевное равновесие молящегося человека.


6

 Если библейской мудростью руководствоваться в своих помыслах и поступках, то жизнь наполняется смыслом. Примеры этого имеются в истории многих народов, когда они, познавая библейские заповеди, избавлялись от язычества и приходили к пониманию Божьего замысла на сотворение Мира. С принятием христианства у них начиналось процветание.
 Одним из основных этапов истории христианства является принятие христианства римским императором Константином.
 «Константин полагал, что христианство – это та новая сила, которая сможет оживить Римскую империю, к тому времени очень ослабевшую. После своего обращения Константин стал отрицательно относиться к иудаизму и начал стремиться подорвать его влияние. Несмотря на то, что христианство вышло из лона иудаизма, разрыв между обеими религиями всё увеличивался. Христиане уже не считали себя связанными с еврейством. Более того, подавляющее большинство новообращенных христиан происходили не из евреев, а из различных других народов и привносили в христианский культ элементы своих старых языческих религий … В 325 году император Константин созвал Никейский собор, после которого христианство превратилось в официальную религию государства. Вскоре после смерти Константина империя раскололась на две части: восточную – Византийскую империю со столицей в Константинополе – городе, построенном на развалинах древнего Византия, и западную, столицей которой остался Рим. В каждом из государств был свой император и собственная церковная организация. Они сильно разнились в области ритуала, церковной музыки и церковного изобразительного искусства, а также в структуре духовенства. Церковная организация Византии стала известна как греческая православная (ортодоксальная) церковь, а Рима – как римско-католическая» (40, с.149-150; 177).
 «Официальная история Православной Церкви в России начинается с Владимира Святого. Это не значит, что христианства не было до этого на Руси: достаточно вспомнить о значении в русской христианской памяти св. Ольги – «утренней зари, предваряющей солнце», по словам летописца…
Как и Болгария, Русь должна была выбрать между старым и новым Римом и выбрала Византийское Православие. …Во всяком случае, начиная с Ярослава Мудрого, каноническая зависимость русской Церкви от Константинополя не подлежит никакому сомнению. …С этой точки зрения окончательный переход митрополии в русские руки в 1448 году, когда собором русских епископов в митрополиты был избран св. Иона и в Грецию отправлена грамота о фактической независимости Русской Церкви от Константинопольского патриарха…» (37, с. 341-343; 351).

7
 
 В Библии содержится ответ на вопрос: «Что является в человеческой жизни истиной?». Истиной является Иисус Христос, сказавший о Себе: «Я – Путь, Истина и Жизнь. Только через Меня можно прийти к Отцу » (Ин. 14:6).
 От нашего проявления любви к Истине во многом зависит наш внутренний покой. Если наши помыслы и поступки чисты, тогда мы пребываем в покое, и это благотворно сказывается на нашем окружении, семье, друзьях, сотрудниках и т. д. Всё это будет для нас осуществимо, если мы будем любить Истину – Иисуса Христа. Иисус является Мессией – греческая форма еврейского слова «машиах» – «помазанник», на греческий язык это слово было переведено, как «Христос». Он – обещанный Богом Спаситель для людей. Свою любовь к Нему мы можем проявлять через наше желание следовать Его заповедям.
 «Заповедь – повеление, приказание, наказ, нерушимое наставление. Заповедовать – повелевать, предписывать, приказывать, наказывать к непременному, всегдашнему исполнению; завещать какую-либо обязанность, обязывать к чему-либо заклятием; запрещать. (Спаситель заповедал нам любить друг друга)…» (10, с. 266).
«Ведь вот что значит любовь к Богу: это когда мы соблюдаем Его заповеди. А заповеди Его не тяжелы» (1 Ин. 5:3).
 Само слово «ЗАПОВЕДЬ» для меня уже содержит в себе глубокий смысл. В нём можно усмотреть – «ЗАПОмнить» что «ВЕДать», – знать те законы, по которым необходимо жить. Слово «ЗАПОВЕДЬ» можно понимать и как «ЗАкон», о котором необходимо «ПОВЕДать». Иначе говоря, «ЗАПОмнить», что приносит человеку благополучие, чтобы «ПОВЕДать» об этом другим. Иисус Христос заповедовал, что тот, кто будет исполнять Его заповеди, этим будет являть свою любовь к Нему: «Тот, кто любит Меня, Моё слово исполнит. И тогда Мой Отец полюбит его, Мы с Ним вместе придём к нему и поселимся у него. Кто не любит Меня, слов Моих не исполняет. А то слово, что слышите вы, – не Моё, но Отца, который послал Меня» (Ин. 14:23-24).
Как можно понимать слова из этого стиха: «И тогда Мой Отец полюбит его, Мы с Ним вместе придём к нему и поселимся у него»? Как Бог Отец вместе с Иисусом Христом может поселиться у человека? Только пребывая в человеке частью Своей Божественности – Свя-тым Духом!
 В иврите одно из имён Бога «Элохим» наиболее наглядно выражает сущность Триединства Бога – Отца, Сына и Святого Духа, оно является множественным числом слова Бог (ивр. Элоах).
 В Библии не встречается определение «Святая Троица». Этот символ христианской веры был утверждён первоотцами христианской церкви.
 «Учение о Троице было принято на Никейском соборе (Никейский символ веры. 325 г. по Р. Х.), который осудил арианскую ересь, противопоставив ей утверждение, что Иисус и Отец обладают единой «субстанцией» или «сущностью». Различие между Отцом и Сыном существует только внутри Божественного единства, и Сын является Богом в том же смысле, что и Отец. Заявляя, что Отец и Сын «единосущны» и что Сын «рождён», а не сотворён (что соответствует определению «единородный». Ин. 1,14.18; 3,16.18), Никейский символ веры однозначно выразил Божественность Иисуса Христа» (31, с. 1406).
 Даже среди тех, кто причисляет себя к христианам, есть такие, которые пребывают в сомнениях: «Как Бог может быть Триединым? У Него, что, три головы? Как такое возможно?». Не всем и не сразу открывается смысл определения «Святая Троица». Но те, кто верит в Триединство Бога, этим выражают своё осознание Божьей тайны, которая открывается им Святым Духом. Такие христиане не сомневаются в истинности того, что апостол Павел говорит об Иисусе Христе: «…Бог явился во плоти». «И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознёсся во славе» (1 Тим. 3:16).
 «Вера же есть твёрдое убеждение в том, на что мы надеемся, подтверждение того, чего мы не видим» (Евр. 11:1).
 «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святой Дух; и Сии три суть едино» (1 Ин. 5:7).
 В этом стихе Иисус Христос – Сын Бога, назван «Словом». Этому есть объяснение в Библии: «Изначально был Тот, кто называется Словом. Он был с Богом, и Он был Бог. Он изначально был с Богом. Через Него всё было сотворено, ничто не было сотворено без Него» (Ин. 1:1-2).
 «Он был облечён в одежду, обагрённую кровью. Имя Ему: «Слово Божие» (Откр. 19:13).
 Слово Бога стало спасительной плотью для человечества. То Слово, которое всегда пребывало с Творцом, стало нашим избавителем – Иисусом Христом.
 «И Тот, кто называется Словом, стал человеком и жил среди нас. Мы видели Его Божественное величие и силу – Он получил их как единственный Сын у Отца, – воплощение милости и истины. …Бог дал закон через Моисея, а милость и истина явлены через Иисуса Христа» (Ин. 1:14;17).
 Сотворение Богом вселенной подробно описано в первой книге Библии «Бытие». В процессе чтения можно заметить, как замыслы Бога материализовались через Его Слово: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» и т. д. Бог наделил и человека, сотворённого по Его образу и подобию, способностью выражать свои мысли словом. Слово из уст человека может вдохновлять других, а пустословие наносить урон их здоровью и даже убивать.
 «Иной пустослов уязвляет как мечём, а язык мудрых – врачует» (Пр.12:18).
 О Своём единстве с Отцом говорил и Иисус Христос: «Я и Отец – одно» (Ин. 10:30); «Но когда к вам придёт Заступник – от Отца исходящий Дух Истины, которого Я вам пошлю от Отца, – Он и будет Моим свидетелем, потому что вы с первых же дней были со Мною» (Ин. 15:26-27).
 Эти слова имеют очень глубокий смысл и являются одним из свидетельств о триединстве Бога. Оно воплощено в Святой Троице – в Отце, Сыне и Святом Духе. Это одно из самых сложных понятий в христианстве.
 Иисус Христос является неотъемлемой частью Единого Бога. Поэтому после Своего воскресения из мертвых и явления Своим ученикам Он не поправил Фому, назвавшего Его «Господь мой и Бог мой». Иисус не сказал ему, что тот заблуждается, называя Его Богом: «А Фомы, по прозвищу Близнец, одного из двенадцати, не было с ними, когда приходил Иисус.
 – Мы видели Господа! – сказали ему другие ученики.
 – Пока я не увижу на Его руках ран от гвоздей и не вложу в эти раны палец, а в рану на боку руку, не поверю! – ответил он.
 Через неделю Его ученики снова были вместе, и Фома тоже был с ними.
 Дверь была заперта. Иисус вошёл, стал перед ними и сказал:
 – Мир вам! – А потом говорит Фоме: – Давай палец! Вот Мои руки. Давай руку, вложи её в рану на боку! И перестань сомневаться, но верь!
 – Господь мой и Бог мой! – воскликнул Фома.
 – Ты поверил потому, что Меня увидел? Но счастливы те, кто, не видев Меня, поверили! – говорит ему Иисус» (Ин. 20:24-29).
 Апостол Павел в своём письме к христианам Колоссов очень доходчиво разъясняет, как необходимо воспринимать единство Бога Отца и Иисуса Христа, называя Христа «видимым образом невидимо-го Бога»: «С радостью благодарите Отца за то, что Он дал вам право разделить жребий святого Своего народа в Царстве света. Он избавил нас от власти тьмы и переселил в Царство Своего любимого Сына, благодаря которому мы получили свободу – прощение грехов.
 Он – видимый образ невидимого Бога, Первенец, выше всего творения. Потому что через Него было создано всё – и небесное, и земное, и видимое, и невидимое: Престолы Господства, Начала и Власти. Всё было создано через Него и для Него. Он был раньше все-го, в Нём всё обрело единство и строй. Это Он – Глава Тела, то есть Церкви. Он есть Начало, Первенец, первым воскрешённый из мертвых, чтобы первенствовать во всём, потому что Бог пожелал, чтобы в Нём обитала полнота Божества. Он всё примирил с Богом через Себя, через смерть Свою на кресте мир заключив со всем земным и небесным» (Кол. 1:12-20).
 В ветхозаветные времена Бог заповедал народу Израиля приносить в жертву за их грехи жертвенных животных. Этого искупления оказалось не достаточно для осознания человеком своей вины перед Богом. Тогда Бог пообещал послать Спасителя. Им является Иисус Христос – агнцем Божьим без порока, принесённым в жертву за наши грехи. Это о Нём было предсказано пророком Исаией задолго до Его рождения, о чём читаем в Ветхом Завете: «Но Он изъязвлён был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нём, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали как овцы, совратились каждый на свою дорогу; и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно, и не открывал уст Своих; как овца, ведён был Он на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» (Ис. 53:5-7).
 Подтверждением пророчеств Исаии являются слова Иоанна Крестителя: «На следующий день Иоанн видит идущего к нему Иисуса и говорит: Вот Божий Ягнёнок, который унесёт грех мира!» (Ин. 1:29).
 Говоря иначе, Иисус Христос по воле Отца Своего был послан на землю, чтобы стать жертвой за грехи всего человечества, после Своей смерти на кресте Он воскрес и вознёсся на небеса к Своему Отцу. Господь возложил на Него грехи тех, кто в Него уверовал – Он является жертвенным Божьим Ягнёнком. После такой Жертвы мы свободны от необходимости чувствовать на себе груз прежних грехов. Теперь нам остаётся преодолевать искушения с Божьей помощью, что-бы уберечься от прегрешений.
 Иисус Христос выполнил своё обещание – послал нам одного из Святой Троицы – Духа Святого, которого мы не способны видеть, а можем только чувствовать Его пребывание в ком-либо или в самих себе. Этим чувством наделён не каждый, а только тот, кто «рождён свыше». Это понятие доходчиво описано в Евангелие от Иоанна, в диалоге Иисуса Христа с пришедшим к Нему ночью еврейским старейшиной, фарисеем по имени Никодим: «Иисус сказал ему в ответ: – Говорю тебе истинную правду: только тот, кто родится свыше, сможет увидеть Царство Бога! – Как может взрослый человек вновь родиться? – говорит Ему Никодим. – Ведь он же не может вернуться в материнскую утробу и родиться второй раз.
Иисус ответил: – Говорю тебе истинную правду: только тот, кто родится от воды и Духа, сможет войти в Царство Бога! То, что родится от плоти, есть плоть; только от Духа рождается дух. Не удивляйся тому, что тебе Я сказал: «Вам надо родиться свыше». Ветер веет, где хочет. Ты слышишь, как он шумит, но не знаешь, откуда он и куда направляется. Так и с теми, кто родится от Духа» (Ин. 3:5-8).
 Когда Святого Духа унаследовали апостолы в день Пятидесятницы, то апостол Пётр, так объяснил произошедшее: «Это Его, Иисуса, воскресил Бог, чему мы все свидетели. Он, вознесённый по правую руку Бога и получивший от Отца обещанный дар – Его Святой Дух, излил Его на нас. И это вы сейчас видите и слышите. …Так знайте же твердо, весь народ Израиля: и Господом, и Помазанником сделал Бог Иисуса – того самого Иисуса, которого вы распяли» (Деян. 2:32-33; 36).
 Пребывая на Земле в образе Святого Духа, Бог знает обо всех наших помыслах и поступках. Тот, кто желает «родиться свыше» – получить Святого Духа, может просить об этом в своих молитвах Бога во имя Иисуса Христа, Который сказал: «Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него» (Лк. 11: 13).
 «Все, о чём ни попросите, призвав Моё имя, Я исполню, чтобы был прославлен Отец через Сына. Если Меня вы о чём-то попросите, призвав Моё имя, Я исполню. Если Меня вы любите, то исполните то, что Я вам заповедал. И Я Отца попрошу, и Он даст вам другого Заступника, чтобы Он навеки остался с вами. Этот Заступник – Дух Истины, мир Его принять не способен, потому что не видит Его и не знает. Но вы Его знаете, ведь Он теперь с вами и останется в вас»
(Ин. 14:13-17).
 Последними словами из этих стихов – «Он теперь с вами и останется в вас», Иисус Христос обращается к тем, кто уже получил свое «рождение свыше». И как новорожденный ребёнок в первые минуты своей жизни криком заявляет о своём рождении, так и «рождённый свыше» не сможет сдержать в себе порыва, громко заявить об этом радостном событии. Желая, чтобы и другие смогли испытать такие же чувства радости, он благовествует об этом. Свидетельством тому может быть эта книга.

8

 Тем, кому уже посчастливилось познать Истину в своей жизни, будут понятны слова Иисуса Христа: «Если пребудете в слове Моём, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:31-32).
 Христос освобождает своих последователей от рабства греха; ими являются те, кто унаследовал Святого Духа и исповедует Три-единого Бога. Они свободны от различных страхов перед неизвестностью и от дальнейших поисков истины, которую нашли в Нём и могут теперь оставшуюся жизнь посвятить служению этой истине – Богу. Только с Его помощью могут быть преодолимы все человеческие слабости и искушения сатаны.
 Если же человек в своей жизни на первое место ставит не Бога-Творца и Его волю, а Его творение либо «магическую силу природы», то он сам нарушает гармонию взаимоотношений с Богом. Когда ку-мирами и надеждой на спасение от бед являются различные божества, власть, деньги, гадания, предсказания, гороскопы – человек остаётся заключённым в узах греха.
 «Не обращайтесь к вызывающим мёртвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них. Я Господь, Бог ваш» (Левит. 19:31).
 Бог призывает верить в Него, а не в предсказания, гадания и гороскопы, на которые многие имеют слабость полагаться, обрекая этим себя на беды: «Но ныне выслушай это, изнеженная, живущая беспечно, говорящая в сердце своём: «я, и другой подобной мне нет; не буду сидеть вдовою, и не буду знать потери детей». Но внезапно, в один день придёт к тебе то и другое – потеря детей и вдовство; в полной мере придут они на тебя, несмотря на множество чародейств твоих и на великую силу волшебств твоих. Ибо ты надеялась на злодейство твоё, говорила: «никто не видит меня». Мудрость твоя и знание твоё – они сбили тебя с пути; и ты говорила в сердце твоём: «я, и никто кроме меня». И придёт на тебя бедствие; ты не узнаешь, откуда оно поднимется, и нападёт на тебя беда, которой ты не в силах будешь отвратить, и внезапно придёт на тебя пагуба, о которой ты и не думаешь. Оставайся же с твоими волшебствами и с множеством чародейств твоих, которыми ты занималась от юности твоей; может быть пособишь себе; может быть устоишь. Ты утомлена множеством советов твоих; пусть же выступят наблюдатели небес и звездочёты и предвещатели по новолуниям, и спасут тебя от того, что должно приключиться тебе; …Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю всё это. …Горе тому, кто препирается с Создателем своим, черепок из черепков земных!» (Ис. 47:8-13; 45:7,9).
 Иисус Христос призывал Своих последователей открыто славить Его: «Того, кто открыто признает Меня перед людьми, признаю и Я перед Моим Небесным Отцом. А кто откажется от Меня перед людьми, от того и Я откажусь перед Моим Небесным Отцом. Не думайте, что Я пришёл установить мир на земле. Не мир Я принёс, но меч рассекающий. Я пришёл разделить! Разделить сына с отцом, с матерью дочь, со свекровью невестку. И человеку врагами будут его домочадцы. Кто любит отца или мать больше Меня, тот не для Меня! Кто любит сына или дочь больше Меня, тот не для Меня! И кто свой крест не берёт, идя за Мною, тот не для Меня! Кто хочет жизнь свою обрести, тот погубит её. А кто погубит свою жизнь ради Меня, тот её обретёт. Тот, кто вас принимает, принимает Меня, а кто Меня принимает, принимает Того, кто послал Меня» (Мф. 10: 32-40).
 Некоторым эти слова могут показаться излишне категоричными или даже жестокими, но предостережения Бога – это всегда благо для нас и наших близких. Этими словами Иисус Христос напоминает нам о том, что как бы не были дороги нам родные и близкие люди, если они в нашем сознании и сердце будут занимать главенствующее место, вместо Бога, то истинного благополучия для себя и наших близких нам ожидать не стоит.
 Многие люди заблуждаясь ставят на первое место в своей жизни деньги, власть, плотские страсти, всевозможные излишества, считая, что всё это является смыслом их жизни – кумиром. Во всех этих случаях любой, поступающий так, может считать себя язычником, чело-веком, не признающим Единого Бога и поклоняющимся другим богам и идолам, вопреки заповеди Бога: «Не сотвори себе кумира!».
 В словаре В. И. Даля есть истолкование слов «язычество» и «язычник»: «Язычество» – идольство, кумирство, идолопоклонство, обожание природы или истуканов замест Бога. «Язычник» – идолопоклонник, кумирник, обожатель земной природы, болванов, истуканов».
 Автор этой книги ранее являлся язычником и имеет опыт поклонения множеству кумиров и идолов, среди которых были люди, деньги и т. д. Сейчас он благодарит Бога за то, что Он дал ему духовное прозрение и чувство свободы и защищённости свыше, а не от идолов. Потому что сейчас он знает, к Кому обращаться в своих молитвах за помощью для себя, своих родных, друзей. Он осознаёт, что может молиться даже за благополучие всего человечества и знает, Кого ему благодарить за радости и испытания в своей жизни. Это не значит, что он стал безразличен к наличию денежных средств в семейном бюджете. Ведь деньги являются средством коммуникации в нашем грешном мире. Просто сейчас по Божьей воле деньги перестали быть кумиром и предметом поклонения в его жизни.
 Для него и его жены это место в жизни теперь занимает Бог. Они, как награду за своё смирение перед Его волей, воспринимают возможность жить и работать на протяжении почти 4-х лет после бесланской трагедии в столице Осетии – городе Владикавказе, в 20-ти километрах от г. Беслана. Наличие нынешней работы и заработка они воспринимают как проявление заботы Бога об их семье: «А какой наёмник воюет на собственные деньги?... Так и Господь повелел тем, кто возвещает Радостную Весть, от неё получать средства к жизни»
(1 Кор. 9:7; 14).
 Смыслом жизни теперь для них стало желание поведать о Радостной Вести (Евангелие) тем, кого Бог пошлёт им на жизненном пути, чтобы в дальнейшем эти люди могли противостоять злу с Божьей помощью, не изнуряя себя напрасными собственными усилиями.

9

 С того времени, как Осетия стала неотъемлемой частью России, она достойно исполняет те обязательства, которые взяли на себя её мудрые старейшины, изложив их в верительной грамоте, поданной Российской императрице Екатерине II весной 1775 года.
Осетия, при её территориальной незначительности и не высокой численности населения, дала России большое число героев различных войн, одарённых полководцев и военачальников. Представители этого мужественного народа прославили Россию своими ратными, трудовыми подвигами, научными достижениями, успехами в спортивных состязаниях, талантливостью в области культуры и искусства.
Остаётся надеяться, что и нынешнее руководство России не даст повода народу Осетии сомневаться в искренности сострадания, после трагедии в г. Беслане. И, разобравшись самым тщательным образом в её причинах, обобщив выводы различных комиссий, даст объективную оценку действиям властных структур различных уровней. Любой обман и лукавство будут иметь нежелательные последствия для лукавящих.
 «Просто есть другая Комиссия. Выше самой высокой вертикали. Которую не назначить. Не распустить. Которая не подчиняется даже звонкам по вертушке. На ту Комиссию тоже вызовут. В разное время – но всех. И там тоже одни пойдут направо, а другие – налево». Это слова корреспондента Московской редакции «Новая газета», Дмитрия Муратова из книги «Корпункт в Беслане. Свидетельства очевидцев, журналистские расследования» (21, с. 165). Эту книгу невозможно читать без слёз. Судя по высказыванию Муратова, он руководствуется в своей жизни библейскими истинами: «Еще видел я под солнцем: место суда, а там беззаконие; место правды, а там неправда. И сказал я в сердце своём: «праведного и нечестивого будет судить Бог; потому что время для всякой вещи и суд над всяким делом там» (Еккл.3:16-17).
Осознание равенства перед Законом Божьим может помочь некоторым руководителям с большей ответственностью относиться к исполнению своих обязанностей. В Библии есть такие слова: «Пусть все подчиняются властям, потому что всякая власть от Бога, и все существующие власти поставлены Богом. Поэтому тот, кто противится власти, противится тому, что повелел Бог, а всякий, кто противится, навлекает на себя Его суд. Власти страшны не для добрых дел, а для дурных. Хочешь не бояться властей – живи честно, и они тебя похвалят. Они слуги Бога и действуют тебе во благо» (Рим. 13:1-4).
В этом стихе имеется важное Божье предначертание для всех властей и начальствующих, напоминание им о том, что они являются «слугами Бога», а не «слугами народа», как это толковали партийные идеологи в СССР, надеясь уйти от ответственности перед Богом. Властвующим не стоит забывать, что они призваны служить Богу, а Ему можно угодить, если исполнять Его заповеди и любить тех, над кем Бог поставил их властвовать.
«Ведь руководитель на службе у Бога, он Его управляющий и должен быть безупречен. Им не должен быть человек самоуправный, вспыльчивый, пьяница, драчун, любитель наживы. Напротив, это дол-жен быть человек гостеприимный, любящий добро, здравомыслящий, справедливый, благочестивый, умеющий владеть собой, он должен быть привержен истинной Вести, согласной с нашим учением и уметь одних поддержать здравым наставлением, а других – тех, кто ему противится, – обличить» (Тит. 1:7-9).
Бог позволяет обладать властью и тем, кто, не признаёт над собой Его главенства, и, упорствуя, не исполняет Его волю. Эти люди через свои неразумные поступки обрекают себя на беды и страдания. Из этого следует, что даже при наличии своей высокой должности, они бессильны в противостоянии искушениям сатаны, упиваясь властью и принижая других, такие наносят урон себе.
«И вы, господа, относитесь так же к рабам. Оставьте угрозы. Помните, что и у них, и у вас один Господин на небесах, а Он никому не оказывает предпочтения» (Ефес. 6: 9).
При всём осознании необходимости повиновения властям, заповеданным в Библии, прежде всего мы призваны повиноваться Высшей Власти – Богу. Когда начальники народа и старейшины Израиля приказали апостолам не говорить и не учить о имени Иисуса и заключили их в народную темницу, апостолы всё же продолжили это делать. И на упрёк первосвященника, напомнившего им о запрете, они отвечали: «Пётр же и апостолы в ответ сказали: должно повиноваться больше Богу, нежели человекам. Бог отцов наших воскресил Иисуса, Которого вы умертвили, повесив на древе. Его возвысил Бог десницею Своею в Начальника и Спасителя, дабы дать Израилю покаяние и прощение грехов. Свидетели Ему в сём мы и Дух Святой, Которого Бог дал повинующимся Ему» (Деян. 5:29-32).
 Мы заблуждаемся, когда допускаем мысль, что Господь оставляет без внимания того, кто уверен в своей безнаказанности и намеренно грешит. Всем нам уже не раз приходилось слышать вопрос, либо мы сами его задавали: «Как, тот или иной человек может ещё ходить по земле, ведь он уже причинил столько зла другим и сейчас, живя в грехе, процветает? Куда же Бог смотрит?».
В Библии есть ответы и на эти вопросы: «Вы прогневляете Господа словами вашими и говорите: «чем прогневляем мы Его?» Тем, что говорите: «всякий делающий зло, хорош перед очами Господа, и к таким Он благоволит» или «Где Бог правосудия?»… Дерзостны предо Мною слова ваши, говорит Господь. Вы скажете: «что мы говорим против Тебя?». Вы говорите: «тщетно служение Богу, и что пользы, что мы соблюдали постановления Его и ходили в печальной одежде перед лицем Господа Саваофа ? И ныне мы считаем надменных счастливыми: лучше устраивают себя делающие беззакония, и хотя искушают Бога, но остаются целы»; Но боящиеся Бога говорят друг другу: «внимает Господь и слышит это, и пред лицем Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его». И они будут Моими, говорит Господь Саваоф, собственностью Моею в тот день, который Я соделаю, и буду миловать их, как милует человек сына своего, служащего ему. И тогда снова увидите различие между праведником и нечестивым, между служащим Богу и не служащим Ему» (Мал. 2:17; 3:13-18).
«Не ревнуй злодеям, не завидуй делающим беззаконие, ибо они, как трава, скоро будут подкошены и, как зеленеющий злак, увянут. …Не ревнуй успевающему в пути своём, человеку лукавствующему. Перестань гневаться и оставь ярость; не ревнуй до того, чтобы делать зло, ибо делающие зло истребятся, уповающие же на Господа наследуют землю» (Пс. 36:1-2; 8-9).
 Каждому человеку необходимо помнить, что в одно мгновение можно лишиться жизненного благополучия, власти, денег, здоровья и самой жизни. Бесланская трагедия – ещё одно напоминание о том, что Бог вправе давать и забирать.
Не всякое страдание является последствием человеческого греха. Страданиям подвергаются и праведники. Бог допускает это для того, чтобы они могли явить твёрдость и непоколебимость в своей вере. Примером этому может быть то, что довелось испытать благочестивому Иову, история жизни которого описана в Библии. Иов был богатым, мудрым и богобоязненным человеком, но и ему довелось пережить бедствия. В один день усилиями сатаны Иов лишился семерых сыновей, трёх дочерей и всего имущества. Затем сатана покрыл тело Иова проказой. Но Иов смиренно принимал все испытания, осознавая, что на всё Божья воля: «Тогда Иов встал, и разорвал верхнюю одежду свою, остриг голову свою и пал на землю и поклонился. И сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; да будет имя Господне благословенно! Во всем этом не согрешил Иов, и не произнёс ничего неразумного о Боге» (Иов. 1: 20-22).
Такой пример смирения перед Божьей волей мог явить только человек, уверенный в Его любви и надеющийся на Его милость.
Те многочисленные примеры упования на Бога заложниками бесланской трагедии, когда они писали молитвы на клочках бумаги, передавая тем, кто не знал как молиться, и безвинность погибших от рук террористов, не дают повода для сомнений в том, что души их сейчас покоятся на небесах у Бога: «Братья, мы не хотим, чтобы вы оставались в неведении об усопших. Не горюйте о них, как остальные люди, у которых нет надежды. Ведь если мы верим, что Иисус умер и воскрес, то мы так же верим, что Бог приведёт на небеса к Иисусу тех, кто умер с верой в Него» (1 Фес. 4:13-14).
 «И возвратится прах в землю, чем он и был, а дух возвратится к Богу, Который дал его» (Еккл. 12:7).