Так ли Стар Древний Египет? ч. 25

Татьяна Ульянина-Васта
Богиня Мут. Почитаемая как мутер - Мать.
И что же заключает в себе Суть Мут?

Известно, что изначально Мут - не была олицетворена в собственный образ. Это понималось как одна из характеристик, ипостась Первородного Океана: Наунет - женской Сути океана Нун.

Со временем культ Мут был выделен в отдельное обожествление.

Что могло послужить толчком?

«И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно»  (Быт. 3:22).

Такова согласно Библейской традиции реакция Бога на грехопадение (преступление прямого указания Бога Адаму).

Отец небесный мало сказать опечалился проступком своего творения, Он посчитал необходимым ввести наказание. Первая кара человеку выразилась так:

"в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься." (Быт.3:19)

За проступком последовало наказание: Змей был проклят, лишен крыльев и лап, а также обречён ползать на животе и питаться прахом (Быт. 3:14-15) (подробнее ч. 6 http://www.proza.ru/2014/08/17/1622)

Собственно, как связаны две части одного целого?

Египтяне видят этот образ, как отделение от Предвечного Океана субстанции Мут - Мать. Ибо «богиня-мать», «царица богинь», «владычица (царица) неба», «матерь богов» - это Смерть или Mavt, Mott.

Она описывается как женщина, несущая на голове двойные короны Египта, красную корону Нижнего Египта и белой короной Верхнего Египта, которые символизируют  символизируют объединение Египта. Традиция  поклонения Мут поддерживалась всеми  правителями Египта, подчеркивающими таким образом авторитет и право на власть.

Если вернуться к началу описания, можно вспомнить: красная корона - женская железа матка, белая корона - вилочковая железа.

Имеется ещё одно независимое подтверждение установленной связи.

Древо жизни существовало у вавилонян. Не упоминается древо познания в семитических, в частности ассиро-вавилонских, преданиях, в то время как представление о древе жизни приняло в них несколько иной характер, чем у евреев. В земном вавилонском раю были «вода жизни» и «растение, которое превращало старца в молодого», причем Зиусудра* и его жене вовсе не было запрещено пользоваться живой водою и плодами от этого растения.

Однако другой весьма древний вавилонский миф о герое Адапе** сообщает, что Адапе позволено было созерцать все тайны земли и неба, но ему же было запрещено божественным отцом его Эа вкушать от «пищи жизни» и пить «воду жизни». «Когда ты явишься пред лицо Ану, — говорит Эа своему сыну Адапе, — они поднесут тебе пищу смерти, но ты не ешь; они поднесут тебе воду смерти, но ты не пей». Адапа повинуется, но впоследствии оказывается, что бог Ану предлагал ему пищу жизни и воду жизни, Адапа же, не зная этого, отказался от этих драгоценных даров, вследствие чего человечество лишилось бессмертия.

То есть общая семантика не противоречит Египетскому процессу возникновения "мертвой воды", как одного из свойств "живой". Здесь нет парадокса ибо Нун соединял в себе даульность вещей. Но только с возникновением Мут Наунет разделилась сама в себе.

Мало того, согласно мифам, она сама со временем стала выступать в роли богини-Творца. Как это не странно звучит для "мертвой воды".

«Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную».(Иоанна 4:13-14)

Вспомним еще раз один из эпитетов Мут - "матерь богов".

Она изображается как стервятник, или  женщина на голове с телом грифа, папирус скипетр и знак Анк. Гриф — её иероглиф. Гриф секретности. Сын её от Амона - Хонсу (Бог праведного мщения)  - божество луны - сверхъестественное существо, связываемое с Луной. Он изображался в виде человека с лунным серпом и диском на голове, а также с головой кобчика и с теми же лунными признаками. Его имя означает "путешественник". Отныне именно этот бог отвечает за лунный календарь и воды планеты Земля и женщин Земли.

Постоянный эпитет Мут — «владычица озера Ишру», по имени священного озера при её храме, выстроенном Аменхотепом III к северо-востоку от главного Карнакского храма Амона-Ра и соединенном с ним аллеей сфинксов.

По-русски можно сказать озера с Мутной водой.

Сын Ра - звучал как Са-Ра (Sa-Ra). Так же звучало имя дочери Ра - Са-Ра (Sarra).

Никогда Мут не отождествлялась с Маат.


Примечания.

* Зиусудра с интерпретацией «Жизнь долгих дней» (или «Жизнь далеких дней») — стал наиболее распространённым и принят в научной и научно-популярной литературе до сих пор. В последнее время в ассириологической литературе можно встретить прочтение Зиудсура (zi.ud.s;.r;). В одном из шумерских текстов также встречается написание Зисудда (zi.s;d.da). В истолковании имени «шумерского Ноя» обычно исходят из указаний некоторых шумерских и аккадских текстов на то, что Зиусудра обладал даром бессмертия. Аккадский «перевод» имени Зиусудра — Утнапиштим («Он обрел жизнь») — также поддерживает эту интерпретацию. У. Олбрайт перевёл имя Зиусудду как «Затопленный свет жизни» (The submerged light of life).


**Адапа — в шумеро-аккадской мифологии — первый человек (возможно, прототип библейского Адама), бывший наполовину богом, сыном одного из главных шумерских богов — бога мудрости Энки.  Попутно можно вспомнить известную нам из предыдущего описания древнеегипетскую бога - Шу (Шоу).


на изображении
вверху статую и фреска богини Мут
внизу слева - Статуя царицы Тейе из храма Мут в Карнаке. XVIII дин.
      в центре - боги Амон и Мут
      справа - бог Хонсу (молодой бог и луна)

почитание Богини Мут - руки подняты вверх, локти разведены, ладони соединены - воспроизводится символ - русская буква Л (люде)

почитание богини Маат - руки на уровне сердечной чакры (Анахата) соединены в локтях и разведенными подняты вверх - русская буква V  (ижица)