Лидия Григорьевна

Валентина Колбина
    
Иногда жизнь сводит меня с очень интересными людьми. Знакомство с ними я считаю подарком судьбы.               
Познакомились мы с Лидией Григорьевной Дороховой, как ни странно, в больничной палате.  Этим жарким летом мне пришлось ухаживать за мужем, который восстанавливался после перенесённой операции. Лидия Григорьевна поступила немного позднее: её длительное время  беспокоила нога.  Как водится, познакомились, разговорились и уже через полчаса общались так, будто знали друг друга всю жизнь.               

Лида, Лидочка, Лидия Григорьевна! Человек с интересной судьбой. Так уж получилось, что девочка с украинскими корнями родилась и выросла в далёкой Киргизии, куда в 20-е годы прошлого столетия её дед и бабушка   были отправлены на выселение. Трудяг-крестьян с мозолистыми руками посчитали зажиточными. Дорогой дед умер, и  бабушке одной  с тремя детьми на руках пришлось с трудом добираться до места назначения. Со временем обжились,  стали  осваивать местный язык и местные традиции. Дочки вышли замуж. Мать Лиды одного за другим родила четверых детей. Жили бедно, но дружно.               

                Всё бы ничего, а тут вскоре и война началась. Отец ушёл на фронт и пропал без вести, и молодой женщине пришлось одной поднимать малых детей.  Многое испытала.  Её мать, Лидина бабушка, к тому времени уже умерла,  а свекровь не признавала своей, отказывая в помощи даже родным внукам.  Всю работу по дому приходилось делать одной, не всегда получалось заработать даже на буханку чёрного хлеба.  Хорошо, что со временем подросли старшие сыновья. Они-то и стали опорой своей матери.  Младшенькой сестрёнке к тому времени едва год исполнился, Лида была чуть старше. Чтобы хоть чем-то поддержать такую ораву,  свёкор тайком от жены приносил  снохе немного хлеба да сальца.   А потом и вовсе придумал женить своего второго сына на вдове.  Ну и что, что они родственники? Так мать Лиды по второму кругу стала невесткой своей неласковой свекрови.

Плохо жилось детям с неродным отцом. Пил, гулял, руки распускал. Потом  завёл себе любовницу, ушёл из дома. Правда, жизнь его наказала:  родила любовница двух дочек да загуляла и погибла на одном из свиданий. Только спустя время нашли обоих мертвыми в заброшенном месте на дне глубокого колодца. Как они туда провалились  - так и осталось загадкой.  А отчим вернулся в семью.

После окончания школы Лида с подругой поехали в Андижан поступать в медицинское училище. И тут оказалось, что опоздали они. Приём закончен, все уехали на сбор хлопка.  Одни в незнакомом городе брели две молодые девушки в надежде найти место, где можно было бы переждать ночь, а утром вернуться домой.  Но судьба распорядилась по-своему. Седой аксакал, увидев у чайханы бедняжек, предложил им зайти в общежитие швейной фабрики, что находилось через дорогу.  Зашли девчата, встретили там начальника отдела кадров, строгую, суровую на вид женщину с папиросой в зубах,  и..  согласились на её предложение поработать на фабрику ученицами швеи. А что им оставалось делать?
 
Так Лида определилась в жизни на долгие четверть века. И кем только ей не приходилось  работать на фабрике имени Володарского! Начинала ученицей швеи, потом освоила все операции на конвейере, работала мастером.  Шили детскую одежду, школьную форму, получали госзаказы на военное обмундирование. Лида вспоминает, как строго принимали сшитую форму. Одна строчка неправильно выполнена – браковали партию.               

Хваткая,  трудолюбивая молодая швея ловко справлялась со своим заданием и помогала  соседке по конвейеру, когда видела, что та не успевает выполнить свою операцию. Конвейер не должен был простаивать, и Лида брала часть работы на себя.  С улыбкой вспоминает, как работали на сборе хлопка. Ей была привычна эта работа, поэтому полторы нормы выполняла запросто. Увидев, что подружка не справляется, она щедро отсыпала ей свой собранный хлопок. И такая помощь была для Лиды в порядке вещей.

Всю свою трудовую жизнь Лидия Григорьевна была активисткой, передовиком производства. Вела большую общественную работу. Её ценили за честность, порядочность, доброту, способность в любую минуту прийти на помощь. О ней писали очерки, статьи, не раз брали интервью, её портрет украшал не только заводскую, но и городскую доску почёта.  За свой труд   Лидия Григорьевна была удостоена Ордена Трудовой Славы 2 и 3  степени. Проработай ещё полтора года, и была бы она полным кавалером Ордена.  Награждена  эта великая труженица медалью «За доблестный труд». А сколько грамот, благодарностей, знаков отличия у неё!
 
Там же в Узбекистане встретила Лида свою любовь, свою вторую половину – рабочего парня Володю Дорохова, с которым живут уже шестой десяток лет. Володе пришлась по нраву весёлая, работящая, добрая, отзывчивая  Лида, а она не могла остаться равнодушной к ухаживаниям, словам и поступкам молодого парня. Володя поразил девушку своей простотой, скромностью и обаянием. Поженились молодые, и у них один за другим родились дочь Наташа и сын Саша. До сих пор Лидия Григорьевна ласково называет своих взрослых детей: доча и сынок.

Как уговаривали Лиду остаться на производстве. Жалко было терять такого работника, активиста, передовика, да просто замечательного человека.  Но она перешла на другое место ближе к дому. Новый коллектив молокозавода сразу разглядел в этой скромной женщине  способности организатора, и Лидия Григорьевна 10 лет проработала мастером сметанного цеха.

Возможно,  и остались бы Дороховы в Андижане, но всё перевернули события тех далёких лет. В конце 80-х на территории СССР разгорается ряд межнациональных конфликтов: Алма-Ата, Сухуми, Карабах, Баку, Фергана. В мае 1990 года в узбекском городе Андижане происходит погром евреев и армян. Спустя месяц разразились киргизо-узбекские столкновения (ошская резня).
«Оставайся, Лида-апай, - уговаривали её рабочие. – Никто вашу семью не тронет».  Но Лида видела, что беспорядки, сопровождались массовым насилием, грабежами, убийствами, поджогами и уничтожением имущества.
Семья твёрдо решила: надо уезжать. Тем более, сын с семьёй и дочь уже переехали. Жаль было квартиры, имущества, нажитого своим трудом, но жизнь и здоровье дороже. 

Многим русским семьям пришлось покинуть обжитые места и вернуться в Россию, где их никто не ждал. К счастью, зять Валера, Наташин муж, был родом из Удмуртии, нашего родникового края. Он-то и предложил всем перебраться сюда.  Трудно было решиться на такой переезд после стольких лет жизни  в Средней Азии, где, казалось, всё так удачно складывалось. Но, человек предполагает, а кто-то там наверху располагает. И двинулись все в чужие края, как тогда, почти шесть десятилетий тому назад, ехали в неизвестность Лидины дед и бабушка.

Село Гольяны  приглянулось всем. Расположенное на высоком берегу полноводной  Камы, оно очень живописно и привлекательно.  Природа – чудо! За те двадцать с лишним лет, что живут здесь, в Удмуртии, Дороховы ни разу не пожалели о том, что перебрались  из тёплых мест, где всегда тепло, солнце, цветы, где снимают по два урожая в год, в  этот суровый край с холодными снежными зимами и дождливой осенью.

Удачно получили квартиры. Хоть и в старом доме, но зато свой угол.  Трудолюбивая семья Дороховых начала свою жизнь с того, что принялась за благоустройство быта и территории возле дома. Рядом с домом  был расчищен заброшенный уголок, где  поставили хлевушок. Завели живность. А как без неё?  Большую семью надо было кормить. С согласия местных властей на заброшенном пустыре вскопали и обиходили участок, который засадили овощами. Во дворе разбили цветник.

Казалось бы, бери пример с трудолюбивой семьи и работай. Однако, не всем понравилась деятельная соседка,  и в один прекрасный день Лида с дочерью увидели, что их труды пошли насмарку. Кто-то безжалостно вырвал все посадки вместе с корнями и сложил на грядах.   Погоревала Лида, но не сдалась: не таков характер.  Решила действовать дальше.

Во дворе дома вновь посадила цветы, на участке – овощи..  Жизнь продолжалась..
Шло время. Как-то на семейном совете решили провести воду в свою квартиру. Удивительно, но соседи, увидев такое, попросили провести им тоже. Отчего же не помочь? Помогли, провели. Постепенно все признали в Лиде простую, добрую, отзывчивую женщину. Отношения налаживались.

Прожив в таких условиях несколько лет, большая дружная семья решила: надо строиться. И работа закипела! Были трудности, но Лида привыкла преодолевать их с высоко поднятой головой. Надо!               

Мастера на все руки,  стройку Дороховы вели своими силами.  Нелегко было. Зато теперь дочь Наталья с мужем Валерием живут в большом красивом доме, а на одном подворье с сыном Александром в небольшом уютном домике  -  Лида со своим Володенькой.

По её рассказам я представляла и это  уютное жильё,  и большой сад, где в изобилии растёт чёрная и красная смородина, где наливается соком крыжовник, где сочными ароматными ягодами привлекают к себе гряды с клубникой, где  густо разросся вишенник – вишнёвый сад, который весной очаровывает всех бело-розовой кипенью цветов и дурманит неповторимым ароматом.
А урожай! Лида щедро делится всем, что растёт в саду. Лакомятся не только родные и близкие. В больничной палате нам очень кстати пришлись  витамины из этого  сада:  смородина, вишня, малина. А дыни! Ароматные, сочные, сладкие! И полакомились же мы! Спасибо Вам, Лидочка!
 
Первое время Дороховы держали большое хозяйство: свою корову, приплод, свиней, кур.  А как без молока и мяса! Работали все, трудились, не покладая рук. Поэтому  всегда было что поесть и чем других угостить. Сейчас забот поубавилось: здоровье уже не то.  Но к беззаботной жизни Лида не привыкла. Лежит в больнице, а душа-то дома: как там её Володя, как с хозяйством справляется. А хозяйство – поросёнок небольшой да куры, да огород. А цветы?! Это Лидина гордость! Сушь стоит несусветная. Ходят тучки хороводом, где-то погромыхивает, а на землю – ни капли.  Но внучка успокаивает, рапортует: «Бабуль, всё в порядке, огород полила».

Но..  хозяйство хозяйством, а меня больше всего поразила чистая душа Лидии Григорьевны, её доброта, скромность и .. отчаянный оптимизм, неиссякаемый юмор.  Как она старалась помочь женщинам в палате. Кому словом, кому делом. Сама лишний раз не пожалуется на самочувствие, но соседкам и водички принесёт, и лекарство подаст, и доброе слово вовремя скажет. 
 А как мы читали статьи, стихи и рассказы из вестника «ЗОЖ»!  Только выдавалось свободное время, Лида располагалась поудобнее на своей кровати и просила: «Давай, Валя, читай!» По её неравнодушному восприятию чужих судеб было видно, что она – очень чуткий  человек, умеющий переживать и сопереживать. А как она заразительно смеётся! Нашим «сопалатницам» повезло, что рядом оказался такой оптимистически настроенный человек.  Свои боли и проблемы на время отступали.

А с какой гордостью и радостью она говорит о своих детях и внуках! Да что, говорит. Стоит прислушаться,  с какой интонацией она ведёт разговоры с родными. Всё же, какое это чудо – сотовые телефоны! Только и слышно: «Сына, как ты?», «Доча, как дела у тебя?» «Ты, Володюшка, береги себя, днём отдыхай..»    
Так же ласково говорит она  с сестрой Надеждой  и   братом, которые  со своими семьями остались в Средней Азии.  В голосе забота, тревога и волнение..    

У каждого человека  своя жизненная история. История  Лиды была бы не полной, если не рассказать о судьбе её отца, который ушёл на фронт, оставив жену с малыми детьми.  Самому старшему, брату Мише, было восемь лет, а сестрёнка Надя родилась за год до войны. Лиде было всего три года, но она помнит, как трудно приходилось  матери содержать большую семью, как их подкармливал дед, когда тайком от своей жены приносил каравай хлеба, стараясь хоть чем-то поддержать сноху и внуков. Отец пропал без вести. Нелегко было перенести это известие молодой женщине, но она держалась ради детей.

Однажды Лиде рассказали, что два молодых парня, увидев на местном кладбище табличку с фамилией Брюховицкий, сказали, что прошлым летом они путешествовали автостопом по Европе и  в Польше встретили  пожилого мужчину.   Тот,  узнав, что парни прибыли из Узбекистана, рассказал им, что до войны жил в тех краях, и у него была большая семья: родители, братья, жена, четверо детей:  два сына и две дочери.  По каким-то причинам он не мог вернуться домой, завёл в Польше семью и остался жить на чужбине.   
Лида с братом  кинулись искать  парней, но опоздали. Мать одного из них  сказала, что путешественники уехали  в неизвестном направлении и неизвестно насколько.  Так для Лиды и осталось тайной, почему отец не вернулся домой.  А то, что это был именно их отец, Лида не сомневалась... 

Вот  с таким интересным человеком свела меня жизнь. Мы общаемся с Лидией Григорьевной по телефону, советуемся по тем или иным вопросам, радуемся успехам детей и  внуков, вспоминаем свою «больничную эпопею», жалуемся на свои болячки и.. обязательно обмениваемся шутками. А как иначе? На жизнь надо смотреть с долей оптимизма!

Здоровья, тебе Лидочка! Живи долго на радость родным и близким!

2013г.