Поиск тенью своего источника. Публикация 6

Анатолий Образцов
.....
 Не произошло ничего видимого для меня, но внутренние изменения были огромны. Встреча Странника, книги, Сергей - я четко увидел линию, по которой двигался словно во сне. Сейчас каждый ее участок представлялся мне некой мистической закономерностью, разгадать которую мне предстояло. Окружение, дела, прежние интересы - все отошло на задний план. Меня интересовали только занятия медитацией и книги, которые я купил у Гриши. Не претерпели изменений только отношения с Мэри. После первого занятия я поблагодарил ее за прекрасный совет и сказал, что мне очень интересно то, о чем узнал на встрече. Даже не представлял себе, насколько.
 Понедельник. Вместо отчетов, переговоров, планирований я читал второй том.
 "Легонький воздушный шум есть испущенное из уст слово, но оно часто или смертно уязвляет, или в кураж приводит и оживляет душу... Мир в мире есть то вечность в тлени, то жизнь в смерти, восстание во сне, свет во тьме, во лжи истина, в плаче радость, в отчаянии надежда... как в ничтожной вексельной бумажке скрывается империал, так в тленной и смертной сих книг сени и во мраке образов таится пречистое, пресветлое и живое...". Речь шла о Библии. И обо мне. Жизнь открывала сторону, о существовании которой я и не подозревал. Сковорода говорил о незнакомой мне Книге. Взял с полки красиво украшенную Библию, подаренную мне когда-то. Несколько раз пытался читать ее, но не мог пробраться сквозь непонятные истории Древних Времен. Теперь передо мной была совершенно другая книга. Образы и символы которой вели к глубинам понимания... себя. Она содержала тайну того, что же такое Человек. Его отношения с Богом. Ощутил приятное тепло, разливающееся по телу. Беспричинная радость овладевала мной. Попытался войти в состояние, которое понимал как "медитация". Ощутил дыхание, расслабился, закрыл глаза... Ничего не происходило. Видимо, обстановка мешала войти в это состояние. Решил все бросить и ехать домой. Отдав несколько распоряжений, я удалился из офиса.
 Как только приехал домой, поднялся в кабинет. Закрыл жалюзи. Мягкий свет наполнил комнату. Сел в кресло. Закрыл глаза. Дыхание. Внимание постоянно сбивалось. Мысли о мелких делах, имя старого друга... мысли, мысли, мысли... Я встал и прошелся по кабинету. Нужно расслабиться. Сделал несколько глубоких вдохов. Отлично. Повторил все проделанное в кресле...
 Открыл глаза. Со мной ничего не происходило. Посмотрел на часы. Я спал! Просто проспал два с лишним часа. Раздосадованный такой неудачей, спустился вниз что-то перекусить. Затем я снова читал. До прихода Мэри.
 Во вторник решил не ехать в офис. И в среду тоже. Несмотря на то, что все это время я совершал попытки медитировать, ничего не получалось. Так же успешно я погружался в сон. За это время выспался как никогда. Получалось только читать. И это приносило массу удовольствия. Впитывал каждое слово, умом открывая неизвестный мне ранее мир, который, пока, был недоступен для ощущений. После нескольких неудачных попыток медитации, позвонил в студию Сергея. Девушка сообщила, что могу подъехать.
Сергея встретил в холле. Он жестом пригласил следовать за ним. Мы прошли в небольшое помещение, которое было очень уютным. Он присел на коврик для занятий и я последовал его примеру.
 - Решил приехать, не дожидаясь? - его спокойный голос задавал неспешный темп разговора.
 - Да. После нашей встречи для меня многое изменилось... Мне интересна медитация и я готов уделять этому большую часть своего времени. Но ничего не получается.
 - Мы часто не замечаем происходящих изменений. Пока они не проявятся настолько, что станут очевидными. - Внутренне согласен с ним. Когда все началось? Где та граница, отделяющая меня прежнего от настоящего? - Что именно у тебя не получается?
 - Я пытался медитировать, но проваливаюсь в сон. Хочу сказать, что ничего похожего на то, что испытал в первый раз...
 - Артур, ты пытаешься выполнить определенное упражнение. Причем, последовательность и порядок выполнения, как и само упражнение, создал ты сам. - Кажется, он с полуслова понимает, что хочу сказать. - Вспомни, разве тогда ты выполнял упражнение?
 - Нет.
 - Что же ты делал?
 - Обратил внимание на дыхание... На то, что происходит во мне. - Пытаюсь уловить ускользающую мысль.
 - Ты ничего не делал, - он сделал акцент на последнем слове, -  просто наблюдал. Так что должно повториться - упражнение или наблюдение?
 - Просто наблюдать. Но я могу пытаться наблюдать в любой ситуации? Для этого не нужны определенные условия?
 - Именно. Начни прямо сейчас. Наблюдай наш разговор. Движения. Все, что может попасть в зону твоего внимания - наблюдай. - Мне удалось уловить окончание этой фразы. Плавный жест руки, как бы вмещающий окружающее. Наполнение. Несколько мгновений нахожусь словно в ступоре. Смотрю в никуда. Мое сознание стало как холодный воздух кристальной чистоты. Мысли послушно текли в направлении моего внимания. Он заметил перемену во мне.
 - Это естественное состояние, и оно не связано ни с каким местом и не зависит от происходящего. К нему не стоит привязываться и пытаться вызвать. Ты наблюдаешь - и происходит нечто.
 Каждое слово втягивалось пустотой моей головы. Склонился в небольшом поклоне. Он слегка улыбнулся и кивнул мне. Я начал подниматься. Эти простые движения вызывали огромное число ощущений. Напряжение мышц, изменение положения рук, спины, дыхание. Сам для себя я стал увлекательным открытием. Сделал несколько шагов.
 - То, что ты засыпаешь - хорошо. Центры тела реагируют на изменения. Здесь нет отвлечений - мысли, ощущения, движения - все это наполнение. Продолжай наблюдать. До встречи.
 Вышел на улицу. Весенний день был необычайно светлым. Этот свет вокруг превращался в некое ощущение радости во мне. Вести машину, смотреть вокруг, слушать - все вызывало удивление и интерес. Как так происходит, что столько вопросов остается без ответа? Я же мог задать их Сергею, почему не сделал этого? В чем заключается работа? Почему все это происходит со мной? Может это как-то связано с попыткой воздействовать на меня? Кому это может быть нужно? Неприятная трезвость остудила мое возвышенное настроение. Серые тона разбавили краски. Крепче сжал руками руль. Обман? Что за мысли. Резкая смена хода рассуждения насторожила меня. Решил наблюдать.
Растение
Уже несколько дней я с трудом заставляю себя делать ранее привычные вещи: ездить в офис, встречаться с кем-либо. Я пребываю в состоянии, которое можно описать как растерянность. Сделал шаг навстречу неизвестному, но так и не попал туда. Только смотрю вдаль океана с берега. Чтобы выслушать человека как следует и, тем более, суметь поддерживать беседу, мне приходится прикладывать усилия. Ощущаю на себе удивленные взгляды работников. Им непривычно наблюдать меня в роли человека, который просто отбывает положенное время на офисе. Безынициативно. Это пространство компании, в создании которого я так активно участвовал, развивалось всегда под моим чутким руководством. Я знал малейшие нюансы, сильные и слабые стороны. Людей, окружающих меня, тщательно подбирал для формирования успешной, современной, творческой команды, направленной на создание продукта высшего качества. Сейчас же я просто наблюдаю, как родившийся однажды совместными усилиями процесс, продолжает свое развитие. Может, стоит поехать куда-нибудь на пару недель?
 Вчера, когда я рано утром взял книгу и направился в сад, со мной произошло удивительное изменение. Я закрыл глаза на несколько минут и прислушался к пению птиц. Неожиданно возникло новое ощущение в голове. Я отчетливо чувствовал, что она расширяется. Веки дрожали. Несколько мгновений я, затаив дыхание, наблюдал это состояние. Пока не появилась Мэри. Я чувствовал, что она с интересом наблюдает за мной. Когда открыл глаза, ощущение расширения прошло. Вечером, сидя в кресле, подобный эффект снова произошел. Только в этот раз было ощущение уменьшения, сжатия тела, в то время как внимание словно увеличивалось в размере и вбирало в себя все больше окружающего пространства.
 Сегодня много раз я чувствовал тепло в точке на лбу. Иногда там было ощущение холодка, иногда слегка уловимое давление. Все это интересовало меня гораздо больше, чем то, что происходило вокруг. Медитация работала, причем, иногда, помимо моей воли. Я с нетерпением ждал выходных, чтобы уединиться дома и продолжать наблюдение за этими необычными изменениями. Все это напоминало приключение. Было действительно интересно. Присутствовало предвкушение открытий. Причем место этих открытий находилось во мне.
 Теплота в точке усилилась, и я закрыл глаза. Уловил постоянный фон шума в ушах. Я смотрю изнутри на свои веки. Они начали дрожать. Тишина. Все остановилось вокруг. Дрожь прекратилась. Воздушная легкость по всему телу. Расслабилась каждая мышца лица. Ощущение, что с меня сняли маску.
 Открыл глаза. Сделал глубокий вдох. Легкость просто пьянила меня. Каждое движение доставляло удовольствие. Придвинулся ближе к столу и открыл интернет. В Google ввел слово "медитация". Взгляд попал на ссылку на статью в Wiki. Кроме описания понятия здесь было несколько ссылок на различные духовные практики, применяющие медитацию. Интересно больше узнать об этом явлении. Но что-то останавливало меня. Это же чувство присутствовало во время общения с Сергеем. У меня было много вопросов, ум просто требовал знаний о том, что в данный момент интересовало меня. Но все это гасилось непонятным образом. Поразительно, но короткие замечания вполне устраивали меня. Те обрывки фраз, которые остались в памяти после парка содержали, как мне казалось, огромные знания, усвоить которые, я пока не в силах. Я закрыл страницу поиска. Пусть все идет так как идет. Я не искал этих встреч, не искал этих состояний - все это происходило со мной.
Решил прогуляться. Спустился на Крещатик и влился в оживленный поток. Жизнь бурлила здесь. Меня окружали голоса множества людей, их эмоции; ловил на себе различные взгляды: любопытные, суровые, веселые... Сколько красок! Я впитывал окружающее. Мне показалось, что мои глаза стали гораздо шире - так много вмещали они. Аромат кофе. Подошел к кофейне на колесах и заказал эспрессо. В нескольких шагах от меня расположилась группа молодых людей. Один из них достал гитару. Нехитрая мелодия и началась проповедь. Он обращался ко всем и взгляд его был устремлен поверх голов:
 - Братья во Христе! - его сильный голос привлек внимание окружающих. Полилась речь. Слова исходили из твердой почвы веры и убеждений этого человека и оттого имели особую привлекательность для меня. Было интересно видеть реакцию прохожих. Те, кого речь застала врасплох, успели прийти в себя и продолжить свои занятия. Большая часть проходили мимо, даже на секунду не удостоив говорившего своим вниманием. Лишь некоторые останавливались, но ненадолго. Одобрительно кивнув или обронив пару слов, больше для своего спокойствия, они продолжали свой путь. Я пристально смотрел на него. Что ощущает он сейчас? Здесь он, или в другом месте? Простоял так несколько минут. Захотелось присесть, но все лавочки были заняты. Пойду в сторону площади Независимости. Ловко маневрирую в потоке людей. Сколько жизни вокруг. Сколько стремлений, взглядов, ожиданий, мыслей, улыбок... Прямо сейчас! Все это море ощущений можно вдыхать в себя. Как я не замечал всего этого. Вел себя так, будто мной управляла сложная программа. Можно было предсказать мое поведение с точностью до секунды. Встал. Вошел офис. Подошел к лифту. Вел машину, ехал в качестве пассажира, ел, мылся, что-то писал... Все это как "1" и "0" и их всевозможные сочетания. Вездесущая реклама, представления об успешной жизни, товары потребления, технические новшества, другие страны - тебя нужно чем-то наполнить! Ты должен к чему-то стремиться. А если не знаешь, окружающая среда поставит перед тобой бесконечное число целей, на много жизней вперед. Достигай! И это работает. Пока не остаешься наедине с собой и мыслями о смысле, которые упрямо вылезают из-под красивой коробки, в которую лучше не заглядывать. Каждый носит такую с собой, и, пока удается держать ее закрытой, - все в порядке. Прохожий слегка толкнул меня плечом. Но что делать, если многое уже у тебя есть? И ты способен увидеть цену всему этому. Хотя многие и в таком положении не способны остановиться. Горизонт желаний не достижим. Сколько бы ты ни шел к нему.
 Прошел по ступеням. Присел на ближайший выступ. А такие как тот парень, что в центре Киева говорит к каждому? Мне удавалось избавляться от неудобных внутренних вопросов активной деятельностью. Постановкой целей и их достижением. А все остальное - бред. Для тех, кто не может реализоваться. У кого больше нет мечты. Но теперь мне ясно представляется это логикой человека, который находится в заключении, но ничего не хочет слушать об этом. "Проклятый остров". Да, целый маскарад ради того, чтобы ты признал свою болезнь. Твой шанс. Но человек цепляется даже за ложь. Она привычна. Даже если уже нестерпима. Ведь правда может быть настолько могущественной и беспощадной, что сотрет твою жалкую личность. Где-то слышал, что мы - заключенные, сидящие на своих же ключах к освобождению. Очень похоже на то. Кого винить, если я хотел быть слепым? Силой меня никто не держал. Наоборот, сам выбирал себе кандалы. От couture. Лучше плакать в Bentley, чем в маршрутке. Но если ты плачешь, тебе будет паршиво где угодно. И все эти внешние достижения не прибавят тебе НИЧЕГО. Как же долго все это жило во мне. Я могу прямо посмотреть на свои иллюзии. Они очевидны. Даже сейчас происходит попытка внутреннего диалога, как будто кто-то возражает мне. Да пошло все... Себе самому я имею право признаться. Поднял голову. Посмотрел на небо. Знаю, оно отражается в моих глазах. Прикоснуться к этой чистоте и безмятежности... Вот она. Здесь.
 Веселый крик маленькой девочки вернул мое внимание. И снова я на площади. Нужно увидеть Мэри. Набрал ее номер.
 - Привет! - как она успевает говорить первой?
 - Хочешь увидеться?
 - Ты уже соскучился? Если - да, скорее заезжай за мной. Потому что я очень соскучилась. - Веселая быстрая речь заставляет меня невольно улыбаться.
 - Лучше ты за мной. Я на Майдане. Пешком.
 - Договорились! - положила трубку. Буду ждать ее. Пытаюсь думать о чем-то, но вместо стройных рассуждений полный беспорядок. Так я просидел около двадцати минут. Она позвонила и попросила подойти к проезжей части. Увидел ее машину. Помахал рукой. Замигал поворот, а затем аварийный сигнал. В моих движениях появилась легкость. Быстро открыл дверь и вскочил в машину. Обнял ее.
 Мы решили проехать к ближайшему кафе. Несколько фраз, обыденных вопросов. Мы просто беззаботно бросали слова в воздух. Ничего серьезного. Детская непосредственность. Это состояние продолжалось, пока я не сделал глоток ароматного зеленого чая.
 - Что-то изменилось во мне. Приоритеты меняются на глазах. - Она подняла удивленный взгляд.
 - О чем ты?
 - Я говорю о своем состоянии. Ты прости, если это как-то задевает тебя...
 - Почему ты говоришь так? - она прикоснулась к моей руке. - Не нужно просить прощения. Все хорошо. Тебя что-то заботит?
 - Теряется интерес ко многим вещам, которые раньше вдохновляли меня. Сейчас я смотрю на них - и вижу, что они пусты. Какие-то дела, цели... По дороге в офис я думаю как мне быстрее освободиться, чтобы было больше времени... заниматься собой.
 - Поэтому ты так расхваливал занятия медитацией? - она слегка прищурилась. - Это теперь для тебя важнее?
 - Да. Я посмотрел под другим углом зрения, и удивился. Не могу описать тебе, что изменилось, потому что сам только наблюдаю за происходящим.
 - Рада, что у тебя появилось увлечение. Не вижу ничего плохого, если теперь это вдохновляет тебя.
 - Ты меня вдохновляешь. - Улыбнулась в ответ.
 - Мог бы мне показать, как медитировать? Мне интересно. С удовольствием составлю тебе кампанию. - Удивительно, как она относится к жизни. Посмотрела пристально, будто прочитав что-то в моем взгляде. - Если хочешь знать мое мнение - я не переживаю за эти перемены. Я доверяю тебе... Но не дам расслабиться! - ее шутливый тон рассмешил меня. - Мне было очень интересно, когда ты создавал кампанию. Делился своими ожиданиями, проблемами, радостями. Потом было ощущение, что ты потерял тот интерес и все чаще видела тебя задумчивым, растерянным. Поэтому я предложила занятия медитацией. Вчера утром я увидела тебя в саду... Ты был умиротворенным. Где-то... Посмотрел на меня очень тепло. Мне захотелось узнать твои ощущения. Теперь ты сам говоришь об этом.
 - Давай уедем на время из страны? Помнишь, я спрашивал тебя о майских праздниках? Можем не ждать их. Я все улажу здесь, проведу несколько встреч... Как ты думаешь?
 - Я - за. Хочу в Париж! - когда Мэри сказала это, у меня уже не было сомнений в выборе места нашего спонтанного отдыха. - Только, если расскажешь о медитации.
 - На самом деле, я почти не знаю ничего толком... Но, я рад, что мы так поговорили. Для меня это очень важно.
 - Твой чай уже остыл!
 Она снова вернула меня. Я был полон энергией. Помощь Мэри была просто осязаемой. Чувствовал ее готовность быть рядом. Доверие.