Говсиевич Е. Р. Библия-1. Ветхий Завет-Полный текс

Евгений Говсиевич
Говсиевич Е.Р.
 
БИБЛИЯ-1. ВЕТХИЙ ЗАВЕТ - ОСНОВНЫЕ ИЗВЛЕЧЕНИЯ
 
СОДЕРЖАНИЕ

№ СОБЫТИЕ

I. История библии
II. Введение в Ветхий Завет
III. Десять казней египетских
IV. Цари Израиля и Иудеи.  Колена Израилевы
V. Пленение иудеев: Ассирия-Македония 722-333 гг. до Р.Х.
VI. Палестина при Маккавеях
VII. Римская империя
VII. Ирод Великий
IX. Религиозные группы: Фарисеи, Саддукеи, Ессеи

I. История Библии

1. Библия состоит из 66 книг: 39 книг содержится в Ветхом Завете (ВЗ) и 27 – в Новом Завете (НЗ).
ВЗ написан на древнееврейском языке.
НЗ написан на древнегреческом языке.
 
2. Библия состоит из:

• Закона – 5 книг;

• Исторических книг –12 книг;

• Книг мудрости – 5 книг;

• Пророческих  книг – 17 книг;

• Евангелий – 5 книг:
- от Матвея;
- от Марка;
- от Луки;
- от Иоанна;
- деяния Апостолов;

• Посланий – 22 книги
               

3. Различные каноны ВЗ:
- раввинистический (еврейская библия) – 24 книги
- септуагинта (древнегреческая библия) – 51 книга
- римо-католический  - 46 книг
- протестансткий – 39 книги
 
4. Срок написания ВЗ:
• первые 5 книг ВЗ написаны Моисеем (1400 г. до Р.Х.)
• последняя книга ВЗ написана Малахией (400 г. до Р.Х.)
• таким образом, ВЗ составлялся 1000 лет
• все авторы (около 30) были евреями: пророками, судьями, царями и др. вождями Израиля
 
5. Срок написания НЗ:

Первая книга НЗ написана до середины I в., а самые поздние ок. 90 г. по Р.Х. Таким образом, НЗ составлялся 50 лет.
               

6. Все авторы (9 человек) были евреями, за исключением Луки (автора Евангелия и Деяний).  Их занятия были различными: рыбаки, врач, сборщик налогов и религиозные учителя.
 
7. Впервые ВЗ был переведен с еврейского языка на греческий в III-II вв. до Р.Х. Иудеи к этому времени расселились по всему средиземноморью и часто говорили по - гречески, а не по - еврейски.
 
8. Несмотря на то, что у книг ВЗ и НЗ разные авторы и период их составления охватывает 1500 лет, собрание отличается поразительным единообразием. Христиане верят, что Бог руководил созданием этой одновременно божественной и человеческой книги.

II. Введение в Ветхий Завет (ВЗ)

1. ВЗ – это история народа Израиля. Он рассказывает о том, как евреи были избраны богом, как они постоянно  восставали против него и как были спасаемы им.

2. ВЗ описывает любовь бога к израильтянам, терпение которое Он проявлял к ним и решения Господа, касавшиеся их.

3. ВЗ – отражает религиозные нормы Израиля.

4. ВЗ – это собрание из 39 книг, принадлежащих многим авторам.

5. Бог создал весь мир, но Завет заключил  только с Израилем.

6. В Завете было отмечено, что партнерство не должно быть равноправным, но обязательства и ответственность накладывались на обе стороны.

7. ВЗ рассказывает о том, как Бог выделил одно семейство род Авраама, который умножился в особый народ – Израиль. Бог избрал этих людей своим любимым народом.

8. К прискорбию израильтяне многократно пренебрегали представленными возможностями.

9. Бог дал избранному народу Землю  Ханаанскую, но он проявлял участие к тому, что происходило во всем мире, включая Египет. Его власть была столь же действенной и в других странах.

10. В Завете с Израилем предусмотрен суд и наказание и возможность покаяния и прощения.

11. В ВЗ упоминается 5 договоров:

- Ноев Завет
- Авраамов Завет
- Моисеев (Синайский) завет
- Давидов Завет
- Новый Завет

12. Следует иметь в виду, что Бог всемогущ, но это не избавляет человека от ответственности. Ветхозаветной мысли чужд такой взгляд на Божие всемогущество, который приравнивает значение всех человеческих поступков к нулю.

13. Местонахождение рая (Эдема), куда Бог ввел Адама и Еву. Этот сад был орошаем рекою, которая распадается на рукава (реки): Ганг (Индия), Евфрат и Тигр (Ирак, Мессопотамия), Нил (Египет).

14. Пророки обличали беззакония, произвол и угнетение в отношении низших социальных слоёв, отстаивали ценности добра, истины и справедливости: «…Перестаньте делать зло; научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетённого, защищайте сироту, вступайтесь за вдову» (Исайя). Они призывали к отказу от войн и предсказывали наступление справедливости и процветания, когда народы «перекуют мечи свои на орала, и копья свои – на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Исайя).

III. Десять казней египетских

1. Многие годы потомки Авраама - Иосиф, его братья и отец Иаков и их потомки жили в Египте на положении почетных гостей.

2. По прошествии многих лет, когда об Иосифе, избавившего Египет от бедствия, забыли, египтяне возревновали  к этой общине пришельцев и взяли их в рабство.

3. Иосиф был в Египте в 1700 г. до Р.Х, а исход евреев с Моисеем произошел в 1250 г., т.е. евреи были в Египте 400-450 лет.

4. Бог призвал Моисея, чтобы он избавил из рабства свой народ и вывел его из Египта в землю Обетованную.

5. Но Фараон не разрешил евреям уйти.

6. Тогда Моисей предупредил Фараона о 10 карах, которые постигнут землю Египта. Поскольку египтяне связывали своих богов с силами природы, каждое из бедствий было ударом по власти этих богов.

7. Казни
7.1 Обращение воды Нила в кровь (погибла рыба и т.д.).
7.2 Жабы
Жабы наводнили страну, когда умирали их трупы оскверняют Египет.
7.3 Мошки
Напустили блох.
7.4 Песьи мухи
(Напустили болотных мух, которые вызвали болезни 5и6 наказания).
7.5 Гибель скота
Язва поразила египетский скот, скот израильтян оказался невосприимчивым к заболеванию, что говорит, что Бог провел различие между своим народом и его угнетателями.
7.6 Нарывы
Это была кожная форма сибирской язвы, вызванная укусами мух, которые поедали гниющих жаб.
7.7 Град
Буря уничтожила посевы ячменя и льна, но не затронула землю, заселенную израильтянами.
7.8 Саранча
Объела все растения. Казнь была губительной для хозяйства Египта.
7.9 Тьма
Солнце, представляющее египетского бога Ра, затмилось на три дня.
7.10 Смерть первенцев
Заключительная казнь унесла первородных детей из каждого египетского дома. Но израильских первенцев смерть не коснулась. Это вызвало такой ужас, что фараон наконец-то велел Моисею срочно вывести израильский народ из его земли.

8. Боги Египта оказались бессильны перед Богом  евреев.

9. Бог решил, что все взрослые, ушедшие из Египта должны умереть до прихода на Землю  Обетованную, чтобы рабская психология была полностью искоренена в народе. Поэтому они блуждали по пустыне 40 лет и даже Моисей не вошел в Ханаан. Туда их ввел его преемник - Иисус Навин.

IV. Цари Израиля и Иудеи. Колена Израилевы

1 Самуил учредил монархию, чтобы сохранить единство страны в борьбе с многочисленными врагами. Он был подлинным национальным вождем со времен Иисуса Новина. Он был пророком, священником, судьей и «создателем царей», он помазал на царство сначала Саула, потом Давида.

2. Саул – первый царь Израиля. Не оправдал доверие. Бог отверг его.               

3. Давид – второй царь. Был хорошим воином, поэтом, убил Голиафа пращей, но имел серьезные недостатки в семейной жизни. Главное достижение – раздвинул границы и завоевал Иерусалим, превратил его в столицу.

4. Соломон – сын Давида – третий царь. Был самым одаренным царем Израиля. Принес процветание народу. О его мудрости ходили легенды. Наиболее значительным достижением Соломона было строительство Иерусалимского храма, от которого в настоящее время ничего не осталось. Но он вел жизнь далекую от той, которую Бог начертал для царей: нельзя умножать сокровища и число своих жен, унижать подданных и т.д. Все это характерно для Соломона.

5. Израиль и Иудея лежали на важных торговых путях, связывающих Израиль и Ассирию. Это открывало для Израиля огромные возможности экономического роста. Но Ассирия сначала уничтожила Сирию,  а потом и Израиль.

6. После смерти Соломона единое израильское царство раскололось на двое: сын Соломона Ровоам удерживал власть на юге страны над племенами Иуды и Вениамина. Это государство получило название «Царство Иудея». Оно было маленьким,  но достаточно стабильным. Столица – Иерусалим.

7. Государство, образовавшееся в северной части Израиля сохранило название «Израиль» (10 остальных колен израилевых)*). Оно было большим, но политически нестабильным. Столица – Самария.

8. В Израиле идолопоклонство было распространено больше, чем в Иудее, поэтому Бог более милостив к Иудее и Южное царство просуществовало на 100 лет больше, чем Северное.

9. В VIII столетии до Р.Х. в годы правления царей Иеровоама II (с 782 г. до Р.Х.) и ОЗИИ (Азарии) (с 767 г. до Р.Х.) Израиль и Иудея стали сильными и богатыми государствами.

10. Последний Царь Израиля – Осия. В 722 г. до Р.Х. Ассирия захватила Израиль, и существованию государства пришел конец.

11. Иудея осталось одна и оказалась в зависимости от Ассирии. Но во время правления Иосии Ассирийская империя рухнула под ударами вавилонян и мидян. Последний царь –Седекия. В 587 г до Р.Х  - Навуходоносор завоевал Иудею и Иерусалим и Храм были разрушены, а жители Иерусалима были угнаны в Вавилонию.

*)  12 колен Израилевых – произошли от потомков 12 сыновей Иакова. На колено Левия было возложено священство, но при разделении земли Израиля это колено земли не получило. Колено Иосифа разделилось на два полуколена - Ефрема и Манассии. От колена Иуды произошли Давид, Соломон и Иисус Христос. От колена Левия – Моисей. От колена Вениамина – Саул. Деление на колена сохранялись до Вавилонского пленения. После завоевания Израиля ассирийцами бесследно пропали 10 колен Иакова, а их место занял конгломерат под общим названием «самаритяне». Сегодняшние евреи считаются потомками колен Иуды, Вениамина и Левия.

V. Пленение Иудеев: Ассирия – Македония (722-333 гг. до Р.Х.)

1. В 722 г. ассирийцы  разрушили Северное царство (Израиль), переселили народ и подчинили себе Иудею (Южное царство) (посл. царь Осия).

2. В 612 – вавилоняне в союзе с мидянами захватили столицу Ассиири Ниневию, в 605 г. разгромили египтян.

3. В 586 г. Навуходоносор разрушил Иерусалим и Храм  и увел в плен большую часть жителей Иудеи (вавилонское пленение). Так завершило существование Иудейское государство (последний царь – Седекия).

4. В 539 г. Персидский царь Кир овладел всей Вавилонской державой. В 538 г. евреям было позволено вернуться в Иудею, чтобы восстановить Иерусалим, заново выстроить Храм и возродить нацию.

5. Строительство Храма удалось завершить более чем через 20 лет (в 516 г.).

6. При поддержке персидских царей вернулись Ездра и Неемия. К сожалению иудеи в V в до н.э. использовали свои новые возможности не лучше, чем их предшественники. Религия окрепла, но сделалась законнической и сосредоточенной на самой себе. Поэтому пророческое движение, игравшее такую важную роль в жизни Израиля прерывается на четыре века до появления Иоанна Крестителя.

7. Между 513 и 333 г. персы и греки боролись за гегемонию в Передней Азии. Александр Македонский сокрушил все на своем пути и в 333 г.  завоевал Палестину, а Персидская империя перестала существовать.

8. Греческая культура стала доминировать на территории Восточного Средиземноморья. Все книги Нового Завета написаны на греческом языке. Идеология, философия, традиции греков получили самое широкое распространение. Этот процесс называется эллинизацией.

9. После смерти Александра Македонского в 323 г.  македонская держава распалась и поделена на три государства (Египет – под властью Птоломеев, Сирию – под властью Селевкидов, Македонию  - под властью Антигонидов). Палестина оказалась под властью сначала царей Египта из династии Птоломеев, а с 198 г. – царей Сирии из династии Селевкидов. Правители назывались диадохами.

10. По Флавию:
«Антигон получил в управление Азию, Селевк - Вавилонию, Лисимаху достались земли Геллеспонта, Кассандр получил Македонию, на долю Птоломея выпал Египет».

VI. Палестина при Маккавеях (167-37 гг. до Р.Х.)

1. Первосвященником Иудеи в 198 г. до Р.Х. был Симон II (ессей). Он добился от селевкидских властей важных привилегий для евреев.

2. Селевкидский царь (Сирия) Антиох IV Эпифан  подозревал его в проегипетских (Птоломеи) настроениях, лишил его статуса первосвященника и убил его преемника Онию (171 г.) . Так  потомки Цадока (Саддукеи) лишились первосвященства, которое сохранялось за ними 8 веков.

3. В 168 г. Антиох решил искоренить иудейскую религию. Он разграбил Храм, установил там жертвенник языческому богу, наложил запрет на использование традиционных обрядов.

4. В это время приобретает известность семья Хасмонеев (Маккавеев). Священник Маттафия убил царского чиновника, заставлявшего евреев выполнять приказы Антиоха, и поднял восстание.

5. Огромная империя Селивкидов была ослаблена междоусобицами и евреям удалось добиться полного самоуправления. В 164 г. до Р.Х. они очистили и вновь освятили Храм, с чем связано появление праздника Хануки.

6. Один из 5 его сыновей Иуда Маккавей возглавил восстание, но был убит в битве в 160 г., но борьбу продолжили его братья Ионофан (до 142 г.) и Симон.

7. Но еврейская среда не была однородной. Партия «Хасидим» поддерживала Маккавеев, другие партии проводили политику умеренной эллинизации. Позже появились партии и секты: фарисеи, саддукеи, ессеи.

8. Брат Иуды Ионофан селевкидским царем был назначен первосвященником. Хотя Ионофан принадлежал к священническому роду, но он не был потомком Цадока и такое нарушение вековых традиций вызывало острое недовольство у многих евреев.

9. В рукописях под «нечестивым священником» ессеи подразумевали Ионофана, а под «учителем  праведности» подразумевается смещенный Антиохом Симон II (потомок Цадока), который возглавил секту ессеев.

10. Преемники Симона присвоили себе в дополнение к первосвященническому и царский титул.

11. Империя Селевкидов приходила в упадок. Будущее было за Римом, который с начала II в. до Р.Х. вел активную политику на Ближнем востоке.

12. Иудея обрела полную независимость (142 г.). Хасмонеи расширили границы своего царства, присоединив к нему Иудею на Юге и Галилею на Севере.

13. Со временем Хасмонеи стали жестокими правителями. Александр Яннай (103-76 г. до Р.Х.) боролся против благочистивых фарисеев и распинал их на крестах.

14. Борьба за трон двух братьев - Хасмонеев Гиркана и Аристовула ознаменовала  конец еврейского государства. Междоусобица переросла в гражданскую войну,  в которую вмешались римские войска под командованием Помпея Великого. В 63 г. до Р.Х. Рим установил контроль над Иудеей и стал вводить свои порядки.
В 57 г. до Р.Х. Аристовул поднял бунт и в результате лишился всего, что имел. Антипатр  (отец будущего царя Ирода Великого поддерживал Гиркана и Рим).
В 49 г. до Р.Х. в ходе гражданской войны Антипатр перестал поддерживать Помпея и перешел на строну Цезаря, действуя от имени Гиркана. Победил Цезарь и освободил иудеев от выплат Риму налогов. Лично был награжден и Антипатр. К нему росло недоверие саддукеев. Антипатр назначил правителем Иудеи своего сына Ирода.
Сын Аристовула II Антигон II (Маттафия) последний из Хасмонеев выступал против Антипатра и был причастен к смерти Гиркана.
В 44 г. до Р.Х. был убит Цезарь и в 40 г. до Р.Х.  Антигон установил свое недолгое правление в Иерусалиме.
Свергнутый Царь Ирод заручился поддержкой Рима, был назначен Сенатом царем Иудеев и вернул себе все завоеванное Антигоном.
В 37 г. до Р.Х. Антигон (последний из Хасмонеев) был обезглавлен по приказу  Марка Антония, нового Римского правителя.

VII. Римская империя

В I в. до н.э. быстро расширялась во всех направлениях.
Первый Триумвират: Гай Юлий Цезарь, Гней Помпей, Марк Лициний Красс.
Было достигнуто Соглашение, по которому Помпей получил Испанию, Красс - Сирию, Цезарь – Галлию.
Красс в 71 г. до н.э. подавил восстание Спартака. В 55 г. получил в управление восточные провинции империи, в т.ч. Палестину. В 53 г. взят в плен парфянами и казнен.
Был крупнейшим владельцем недвижимости, создав частную пожарную команду, которая приступала к тушению пожаров лишь после того, как Красс по дешевке приобретал горящий дом.
Помпей. В гражданской войне выступил против Цезаря. Убит в Египте в 48 г. до н.э. Имел большой военный талант.
Цезарь. После победы над Помпеем в 49-48 гг. до н.э. получил в Риме диктаторские полномочия. Убит в 44 г.
С Хасмонеями заключали дружественные договора, считали, что это им выгодно и поддерживали их.
Но к середине I в. до н.э. ситуация изменилась.
Помпей к этому времени завоевал Сирию. С Селевкидами было покончено. Следующий логический шаг - завоевание Иудеи.
Возня, которую затеяли Аристовул и Гиркан (междоусобица за власть между братьями) облегчала эту задачу. Противоборство Гиркана и Аристовула напоминало возню мышей, забывших, что за ними пристально наблюдает кот.
Фарисеи, которые в то время правили в Синедрионе сказали Помпею, что не хотят видеть царями ни Аристовула, ни Гиркана. Братья пытались найти сочувствие Помпея, подкупали его, но были наивными провинциальными князьками и не понимали, что глупо ждать понимания от серого волка, если ты овца.
В 63 г. римская Армия вторглась в Иудею. Гиркан выступил на стороне Помпея. Осада Иерусалима продолжалась 3 мес.
После победы Помпей объявил Иудею подвластной Риму провинцией в составе Сирии. Гиркан за услужливость получил сан первосвященника. После 77 лет независимого существования Иудея вновь лишилась государственного суверенитета.

VIII. Ирод Великий

Самый знаменитый после Соломона иудейский царь. Не был евреем по крови. Его отец Антипатр происходил из идумейского рода, мать - арабка.               

Когда Гиркан I завоевал Идумею, он назначил начальником в этой области Антипу отца Антипатра. Позднее Антипатр стал другом Гиркана II. Сначала поддерживали Помпея, потом Цезаря.               

Ирод, второй сын Антипатра возник на горизонте еврейской истории внезапно и ярко. Он был жесток как ядовитая змея.               

Антипатр назначил своего старшего сына Фасаила начальником Иерусалима, а Ирода отправил в смутную Галилею. Ему было 25 лет. Он сразу же искоренил бандитизм, выловил всех главарей. Он казнил, хотя не имел права казнить без решения Синедриона (который в это время ничего не решал) главного бандита Езекию. Но Гиркан не осмелился осудить Ирода, хотя был председателем в Синедрионе. Ему, под давлением фарисеев пришлось вызвать его на суд, где судьи не решились вынести ему приговор. Через несколько лет Ирод стал царем и казнил всех, кто принимал участие в суде. Ирод всегда поддерживал римлян.               

В 44 г. до н.э. Кассий и Брут совершили убийство Цезаря, а в 42г. Марк Антоний, Октавиан и Лепид, разгромили Кассия и Брута и образовали второй Триумвират. Палестина оказалась под контролем Марка Антония, которому Ирод присягнул на верность. Антоний опирался на идумеев и недовольство народа Иудеи росло. Но вдруг возник сын Аристовула II Антигон Хасмоней. Народ пошел за ним.               

В 40 г. с помощью парфян Антигон захватил Иерусалим.               

Антигон изуродовал своего дядю Гиркана и отравил Фасаила. Ироду удалось бежать из Иерусалима.               

Ирод с помощью римлян в течении трех лет воевал с Антигоном. В конечном счете в 37 г. он захватил Иерусалим. Женился на внучке Аристовула Мариамне, породнившись с Хасмонеями.

Антигон был казнен. Отныне вся Иудея была его, он достиг неограниченной власти и безраздельно правил 33 года.               

Строил колоннады, храмы в Тире, Бейруте, театры в Сидоне и Дамаске. Назвал Кесарию в честь Августа (Гая Юлия Цезаря Октавиана). Построил новый дворец в Иерусалиме, отреставрировал Храм, увеличив его площадь в два раза. При нем границы Иудеи расширились и не уступали Хасмонейскому царству в эпоху расцвета. Народ Ирода не принимал за своего, т.к. он был инородцем и приближал к себе греков. У него было 10 жен и 16 детей. Он истребил многих, в том числе всех Хасмонеев. Клеопатра относилась к нему как к выскочке.

Ирод убил: мужа своей сестры Иосифа; деда жены - Гиркана II; Александру (тещу); Мариамну (жену); двух сыновей от нее - Александра и Аристовула; сына от первой жены – Антипатра и брата жены – Аристовула III.
Октавиан Август сказал, что гораздо лучше быть свиньей иудейского царя, чем его сыном.

В последний год жизни ему сказали, что в Вифлееме родится Иудейский царь (Иисус Христос). Испугавшись, он приказал убить 14 тыс. младенцев. Умер он в муках в 4 г. до н.э.

IX. Религиозные группы: Фарисеи, Саддукеи, Ессеи

Фарисеи - духовные отцы современного иудаизма. Ведущая религиозно - политическая партия в древней Иудеи c конца II века до н.э. Особо тщательно соблюдают законы ритуальной чистоты (в совр. языке - лицемеры).  Отстаивали традиционные еврейские ценности. Верили в загробную жизнь, бессмертие человеческой души, приход Мессии, который спасет человечество.
Саддукеи - вторая влиятельная партия хасмонейского периода. Для них было принципиальным, чтобы первосвященники назначались только из прямых потомков Садока, главного священника  во времена Давида и Соломона. Они отрицали загробную жизнь, более строго толковали законы Моисея, основываясь исключительно на текстах Пятикнижия. К эллинизации относились терпимее фарисеев. Обслуживали интересы иудейской аристократии, которая была восприимчива к греческим соблазнам. Утверждали, что предписания Торы обязательны только для избранных. Простому народу нет нужды исполнять все религиозные законы. Претендовали на особое положение привелигированной греческой Касты.
Ессеи*) – на северо-западе Мертвого моря, в местечке “Кумран”, в 1947 и позднее были найдены раскопки, которые свидетельствуют о том, что в 125-68 гг. до Р.Х. здесь жила аскетическая община еврейской секты ЕССЕЕВ, бежавших из Иерусалима от преследований Синедриона. В пещерах вокруг Кумрана было обнаружено около 400 свитков, которые оказались библиотекой ессеев. Свитки содержали части всех книг Ветхого Завета за исключением книги Есфири и были написаны в период от 200 г. до Р.Х. по 70 г. до Р.Х. Ессеи придерживались имущественной общности. Проповедовали любовь к ближнему, бедность, обязанность раздачи милостыни, осуждали рабство, верили в пришествие помазанника божьего. Ессеи во всех отношениях похожи на первых христиан. Поэтому есть мнение, что ессеи образуют связующее звено между иудаизмом и христианством, отсутствие которого чувствительно ощущается в науке. Считали фарисеев и саддукеев безбожниками, осквернителями всего святого, не признавали ни вольных фарисейских интерпретаций, ни буквального прочтения Торы саддукеями.
 
*) слово ессеи означает “святые”

ФОТО ИЗ ИНТЕРНЕТА