Письма старой учительницы. Первая любовь

Виталий Голышев
(Предыдущая:http://www.proza.ru/2014/08/31/1264)


                «ВАШ ВЫПУСК КАК ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ!»



        …Наверно я помню своих учеников потому, что на работу свою смотрела, как на ответственность, а не обязанность. Не из-за денег. Больше можно было заработать шитьём. Я неплохо шила. Один математик… сказал: «Зачем вы работаете в школе? Если бы я умел шить такую красоту, я бы в школе не работал»…
 (Из письма от 25 апреля 2008 г.).

        …А время было необычное, ваш класс необычный. Его долго вспоминали в школе, так как почти всегда, по многим показателям он был впереди. Но к концу пришёл малочисленным, «разношёрстным»: уходили, прибывали, потом объединили два класса… Не помню только, чтобы кого-то  приходилось отчитывать, особо воспитывать. Почти все были читающие. А это главное, что воспитывало…
 (Из письма от 18 ноября 2007 г.).

        …А поездки к (Чёрному) морю! Даже ночные купания по лунным дорожкам моря среди светлячков! …Мы ездили три года подряд (8, 9, 10 классы). Помню, как Ира Г. испугалась, то есть поверила шутке, что семена старых огурцов могут прорастать в желудке. А Вера Яковлевна (1) отчитала меня, что я жарила на примусе яичницу для Фили К. Он где-то прогулял… и, по её мнению, должен был остаться без ужина. Всё это было в 8 классе…

        (2) ...Пересмотрела многие школьные фотографии. Сопоставила с питерской «троицей». Володя  П. (3) узнаваем, хотя, конечно, изменился. Володя М.: узнаю по глазам с умной лукавинкой, а Виталий Голышев не узнаваем…
 (Из письма от 09.11.2006г.).
 
        …Володя З. и в зрелом возрасте узнаваем. Трогательно было смотреть на репетицию мексиканского танца (4) очень старался, но видно было, что ему трудно достаётся танец…

        5 или 6 лет назад Вита М. (когда-то влюблённая в Володю П.) узнала его телефон, звонила, говорила с его дочерью. Потом попросила меня написать небольшое письмо Володе, так как её дочь Лена с подругой ехали знакомиться с Питером.

        Я написала, напомнила некоторые моменты из школьной жизни, о классном часе на тему «Что такое счастье» и сказала, что жить в Ленинграде – это и есть счастье. Попросила помочь Лене, посоветовать, что посмотреть.

        Была встреча в доме Володи П., были воспоминания, был тогда там Вадим Ч. Он даже сказал Володе, что я и в школе больше любила Володю. Считаю, что за мной такое не водилось, но и взрослые люди – большие дети.

        Володя передал Вите и мне по большой коробке конфет с видами Русского музея. Я была тронута его вниманием, но скажу по секрету – мне хотелось получить ответ на моё письмо…

        …3 февраля (2007 г.) в школе была встреча с выпускниками. Был Женя П. с кинокамерой и фотоаппаратом Я, конечно, его не узнала. Видела, ходит мужчина по школе с кинокамерой и всё. Зато он меня узнал. Спасибо! Были Маша Р., Анфиса Б. и Лариса Я.  Лариса принесла фото не то 7, не то 8 класса. Оказалось, что из шести учителей, изображённых на фото, пятерых уже нет в живых. Женя спросил о моих корнях и, узнав, что я из запорожских казаков, наградил комплиментом,… думая, что я ещё работаю. Пока ещё узнаваемая!..
(Из письма от 21 апреля 2007г.).

        …Недавно у меня была необычная встреча. Меня узнала Оля К. На рынке, в магазине. Я её не видела лет тридцать пять. Я всегда благодарю учеников, что узнают меня, так как я их не всегда узнаю. Были дети, а сейчас взрослые, и даже бабушки и дедушки. Оля искренне рада была встрече и настоятельно заставила меня выпить с ней пива. Там мы и поговорили.
(Из письма от 5 августа 2007 г.).

        (5) …Вдруг «лёгкая на помине» позвонила из Москвы Рая М. Говорили с ней долго. Она рассказала о себе и некоторых одноклассниках. Она живёт на два дома: то в Москве, то у свекрови в Подмосковье…  Люба Ч. живёт в Брянске, Лариса К. – в Москве, но ни с кем не общается. Что-то там не ладится, и она это скрывает, то есть ей не до общения. Об Александре В. она думает как о засекреченном военнослужащем…
 (Из письма от 6 декабря 2007 г.).

        …Коротко о наших ребятах-выпускниках. О Валерии С. и Валерии Д. я знаю (6). Отрадно, что общаются между собой Володя З. и Ева К. (7)…  А что с Вадимом Ч.? Ведь он был в Петербурге… Нина К. умерла лет пять назад. Разве Галя З. не говорила на встрече? Они же были очень близкими подругами…
 (Из письма от 20 марта 2008 г.).

        Не хочется верить, что нет Саши В.! Его судьба не даёт мне покоя. Я вспоминаю, анализирую, думаю. Общий вывод – отсутствие воли…  Больно, горько, обидно!..
        (Из письма от 06 февраля 2013 г.).

        …Волнует жизнь наших учеников! Да, в Молдавии сейчас тяжелейшие условия. Но ведь уже всем по 60 лет! Сформировались они как люди давно, каждый, как смог.

        Когда-то, очень давно, я встретила в агентстве Аэрофлота Валерия О., молодого, самостоятельного. Обрадовались взаимно. Он сказал, что здесь недалеко работает Оля К. и предложил мне встретиться с ней. Работала она в ресторане гостиницы «Интурист». Валерий купил шампанское, и мы пошли. Был полдень, людей не было. Оля поставила скромную закуску, посидели, вспомнили.

        Всё нормально, но, по-видимому, этот ресторан и стал началом её падения (8).
 
        Потом Валерий пришёл ко мне через много лет (в 1996 году) и предложил организовать 30-летие окончания школы. Было это перед празднованием Первого мая. На другой день он пришёл и сказал, что знает местонахождение только троих одноклассников. Между делом попросил взаймы 5 леев. Я догадалась, для чего, и сказала, что иду получать пенсию, сейчас нет. Он приходил и на следующий день с товарищем. Меня не было дома, мне  передали соседи…

        …У меня были «родные» классы, те, которые я выпускала, и были те, где я преподавала. Встречаются бывшие ученики и тех, и других классов. Узнают меня, и я их благодарю, так как  я не всех могу узнать, это же не дети. Но почти всегда помню что-то в их характере, в поступках. И что интересно: чем беспокойнее и труднее был ученик (ученица), тем более они мне признательны и благодарны. Бывают даже очень интересные и трогательные случаи.

        Ваш класс «родной», хотя к концу был очень разношёрстный. Но я каждого помню и могу по-своему кратко охарактеризовать. Например, Валерий Д. прибыл к нам в 10 класс. Он скромный, замкнутый, спокойный, «себе на уме»…

        …У многих жизнь не сложилась, как хотели. Но не все отчаиваются, идут в запой…
        (Из письма от 15 декабря 2008 г.).

        …Валерий С. …всегда был несколько замкнут, думаю, что от скромности и воспитания в семье. Семья простая, но читающая, а это много значит… Я помню его до мельчайших подробностей, особенно его стеснительность…
        (Из письма от 21 ноября 2009 г.).

        …О нашем классе. Список 8 класса за 1963 год, помещенный ныне в интернете, в количестве 99 человек – это, конечно же, список трёх классов. Их и было три. А школа новая, только начала работу. Наш завуч часто говорил: «Мы пришли сюда надолго, на большую работу, надо быть сплочёнными». В то же время дух соревнования, конкуренции был сильно развит. И это даже по-своему объединяло, сплачивало.
 
        Три восьмых класса, то есть бывших три седьмых (а «закопёрщиком был ваш – 7 «а») старались сделать как можно больше хороших, интересных дел. Завуч ввёл «рапортички», которые сдавались в конце дня в штаб соревнования. В них указывалось число «пятёрок», «четвёрок», «троек» и «двоек». Две «пятёрки» аннулировали одну «двойку». И все старались, чтобы меньше было «двоек».
 
        Так наш класс и жил: одни убывали, другие прибывали, но «дрожжи» оставались, те же, хотя и ослабевшие. По-видимому, так и были преподнесены в этом компьютерном списке три восьмых класса, как один …

        …Был потом ещё один мой класс, начиная с четвёртого класса, но в восьмом распался, так как построили рядом две школы - № 59 и 5, насильно разделили, разбили класс в угоду смешанных русско-молдавских школ (59 и 5). Осталась русская школа № 18, совсем маленькая по сравнению с новостройками.

        Сейчас в школе директором бывший завуч. Школа занимается в одну смену, никакого всеобуча нет – учатся, кто хочет, а кто не желает, - сидит дома. Бывшая дирекция по своему усмотрению (как говорили) казнила и миловала не только учителей, но и учеников с родителями, ведь школа – лицей. Поэтому и финансы поступают, и порядок легче наводить. Этот год юбилейный (школе – 50 лет), не знаю, как будет отмечать новая дирекция.

        Вообще кадры русских школ не нужны Молдавии, даже молдаван русскоязычных смещают с руководящих должностей, хотя они хорошо говорят по-молдавски. Так, министр просвещения, выпускник нашей школы В.Цвиркун, канул в Лету, заместитель министра здравоохранения, также выпускник нашей школы, М.Дарий смещён и переведён заведующим поликлиникой № 12.
        (Из письма от 22 августа 2011 г.).

(1) – мама нашего «золотого» медалиста Саши В., ездившая с классом на море.
(2) - Перебирая старые школьные фотографии и сравнивая их с высланными мной фото троих одноклассников, включая меня, в зрелом возрасте (в 2004 году, в Питере).
(3) – здесь и далее – мои одноклассники.
(4) – Поражаюсь учительской памяти – ведь это было ещё в 8 классе, в 1963 году, когда наш класс, к школьному вечеру, разучивал мексиканский танец, пригласив для этого профессионального танцора. Мальчишек, желающих участвовать, было мало, многие мужские партии исполняли наши девочки.
(5) - В свой 80-летний Юбилей – 26 ноября 2007 г.
(6) - Я сообщил, что разыскал их по Интернету, на сайте «Одноклассники». Первый живет в Белоруссии, второй – в Германии.
(7) – он – в Канаде, она – в США.
(8) – Оля ушла из жизни в 2011 году от злоупотребления алкоголем.

Продолжение:http://www.proza.ru/2014/09/01/481