Эффективность Public Relations. Мохаммед Али

Юрий Язовских
Нас повсюду окружают мифы. Часть из них имеет тысячелетние корни (например, что «Библия – главная книга человечества»), а многие «рождаются буквально на наших глазах».  Я не могу сказать, что помню, как происходило рождение мифа «Мохаммед Али – величайший боксер всех времен» -  правильнее сказать, что его рождение практически совпало с моим и в дальнейшем мы росли параллельно: пока я взрослел, миф об Али все рос и увеличивался в размерах, а к концу 20 века превратился в абсолютно непоколебимый постулат общественного сознания не только в США, странах Западной Европы, но и в России. Любой человек, слышавший что-то о профессиональном боксе, наверняка знает о Мохаммеде Али. И пусть он его видел не на ринге, а лишь в образе тяжелобольного человека, который с трудом ходит и не может говорить, вряд ли он не знает о том, что именно Мохаммед и есть самый величайший боксер всех времен.

Любой миф имеет под собой какое-то реальное основание, но при этом каждый миф – это лишь сказка. В данном случае эту сказку начал сочинять сам Али в те времена, когда он только стремился к чемпионскому титулу и был известен под своим настоящим именем Кассиус Клей — имя он сменит только после завоевания титула чемпиона мира в 1964 году. Клей принялся убеждать публику, что он самый великий боксер в мире задолго до того как совершил действительно что-либо заметное на профессиональном ринге. Он так долго и упорно об этом кричал, что, в конце концов, в это поверили и окружающие, но произошло это отнюдь не сразу. В 60-е годы большинство любителей бокса просто ненавидело Кассиуса именно за его, мягко говоря, нескромность. Болельщики еще помнили, когда в ринге царствовал Джо Луис, да и Рокки Марчиано ушел из бокса совсем недавно. Эти боксеры без лишней болтовни валили на пол своих противников (что и должны делать чемпионы) и вели себя как приличные люди, как до боя, так и после него.

В отличие от чемпионов прошлых лет, Али неуважительно относился к своим противникам, оскорблял их, и зачастую производил впечатление не совсем психически здорового клоуна. Современный телезритель наверняка знает кто такой Павел Воля – это хам и пошляк. Так вот задолго до Воли такое амплуа было у Али. Когда чемпион мира по боксу в тяжелом весе ведет себя как базарная торговка, а не мужик, то и отношение к нему будет соответствующее. Его постоянно освистывали – с кем бы он не дрался. Освистывали чемпиона мира в тяжелом весе! Людям не нравился Али  - и такое отношение было вполне понятным. Мало того, что Али вел себя крайне неприлично вне ринга, так он и на ринге не выглядел сильнейшим боксером всех времен и народов. Молодой Али совершенно не был похож на молодого Тайсона, который просто уничтожал большинство своих противников за пару раундов. Он больше танцевал в ринге, чем дрался – понятно, что болельщикам такое не могло понравиться. Если бы Али был таким же зрелищным боксером как Тайсон, то ему простили бы все его заявления, но Али больше походил на братьев Кличко, которые на ринге особо не блистали, зато в средствах массовой информации представали в образе непобедимых чемпионов.   

И вот что самое поразительное. У Али было все, что должно быть у боксера-тяжеловеса и этого всего даже в избытке, в отличие от тех же Кличко, – у него был оптимальный рост и вес, сильный удар с обеих рук, потрясающая техника нанесения ударов, быстрота в передвижении по рингу (он танцевал вокруг соперника как хороший боксер-легковес), и самое главное – быстрота реакции. Никто из современников Али не мог так быстро отреагировать на удар и убрать из под него свою голову, как это делал Мохаммед. Он мог даже не поднимать руки, чтобы отбить удары – от большей части ударов он успевал уклониться. Али действительно «порхал как бабочка, а жалил как оса».  Он мог сильно бить, даже отступая назад! А это дано действительно единицам. И вот такой суперталант появляется в начале 60-х гг. на мировом ринге – и кажется, что с такими данными он должен на голову, а то и две возвышаться над своими противниками. Но ничего подобного не происходит.

Перед тем как выйти биться за мировую корону, Али встретился с крепкими боксерами – Дагом Джонсом и Генри Купером. Если с первым Али провел достаточно равный бой, то второму практически проиграл – Купер его нокаутировал, но Али сначала спас гонг, а потом и тренер, который устроил дополнительный перерыв для замены порванной перчатки своего боксера. Если везет, то во всем - в следующем раунде Купера снял врач из-за рассечения. Так по факту проиграв бой, Али стал победителем на бумаге. При этом, Купер весил почти на 10 килограммов меньше Али и мало напоминал тяжеловеса. По всем показателям Али превосходил Купера и того же Джонса на голову! Но в ринге его теоретическое преимущество почему-то не ощущалось. Не сумев убедительно победить этих боксеров, Али тем ни менее не перестал болтать о себе любимом как величайшем боксере в мире.

И вот настал момент истины – встреча с чемпионом мира Санни Листоном. Санни в начале 60-х гг. боялись так же, как Майка Тайсона во второй половине 80-х гг. Ставки на победу Листона были выше, чем на выигрыш Кассиуса Клея. Тем ни менее, Клей победил чемпиона мира и в первый раз, и в матче-реванше. При этом, эти победы до сих пор вызывают споры среди специалистов и болельщиков. «Странные» - вот как их можно охарактеризовать одним словом. В первом бою Листон отказался выходить на 7 раунд, хотя не был в нокдауне, да и нельзя сказать, что Али устроил ему сильную трепку. Да, Листон почти не мог попасть в соперника, и сам пропускал больше, но какого-то тотального преимущества Кассиуса не было и в помине. Он выигрывал по очкам, но ведь впереди было еще 9 раундов! Сам Листон говорил о своей травме руки как причине отказа от боя, но многие болельщики просто решили, что Листон «слил» этот бой. Второй поединок этих боксеров получился еще более странным, чем первый.  Практически после первого же удара Али, который многие просто не заметили, Листон оказался в нокауте. На записи видно, что удар был, но удар не сильный. Само по себе это вызывает сомнение в чистоте боя, а уж те болельщики, которые смотрели бой вживую, и подавно посчитали бой нечестным. Как бы то ни было, победы Али над Листоном блестящими не назовешь, и в тот момент кроме самого Али никто о его величии не заикался.

Тот факт, что Али был сильнейшим тяжеловесом мира в 1966-1967 гг. не оспаривается, но и никак не свидетельствует о том, что он «величайший». Он был чемпионом мира по боксу в тяжелом весе – вот и все. Его соперниками были крепкие бойцы, но не более того. От отличного боксера, но природного полутяжа Флойда Паттерсона он отбегал весь бой – прямо в стиле младшего Кличко: «главное чтобы мне не попало, а уж я пару раз его достану». Природный тяж Али бегает от полутяжа! – вряд ли такого боя ждали от нового чемпиона болельщики. Да, техника джеба у него была превосходная, что он и продемонстрировал, но эта беготня по рингу никак не тянула на чемпионский бой.

Можно сказать прямо – если бы не американское правительство, то не стать бы Али «величайшим» в массовом сознании. К счастью для Али в 1967 году его призывают в армию. Он отказывается служить, что вряд ли ему можно поставить в вину, - и больше 3 лет не может боксировать, поскольку чиновники ему просто запрещают это делать. Вот тогда - вне ринга и начинает раскручиваться бренд Мохаммеда Али – чем более непопулярна становится война во Вьетнаме, тем более популярен становится Мохаммед Али, который воспринимается как символ пацифизма. Одновременно в Америке набирает силу движение против расовой дискриминации и чернокожий чемпион мира, которого лишили возможности выступать на ринге, становится символом для «черной Америки». 

Когда в 1970 году начинается второй этап карьеры Али на ринге, то отношение к нему кардинально меняется – его уже не освистывают. Он уже популярный общественный деятель, а не просто болтливый боксер. И уже не очень важно, что дела на ринге у Али идут отнюдь не блестяще. Его поклонники находят ему оправдания – ведь он три года не выступал! Он потерял скорость и выносливость, почти перестал «танцевать», стал много пропускать ударов – практически от всех противников. Ему можно посочувствовать за такой перерыв в выступлениях, но разве это причина объявить его «величайшим»? Тот факт, что Али не тренировался и больше интересовался женщинами, чем боксом – чья это вина? Никто не мешал ему поддерживать физическую форму, но он этого не делал.  Тайсон, который, став чемпионом, перестал тренироваться, а потом еще и отсидел в тюрьме 3 года, вернувшись, тоже стал чемпионом мира. Но это не приблизило его к титулу «величайшего». А вот Али все шло в зачет: отлично отбоксировал – он велик, плохо отбоксировал – так он 3 года не тренировался – значит, тем более велик. Вернул титул чемпиона мира после 7-летнего перерыва – ну тогда с ним рядом просто некого поставить!

Али требуется более 4-х лет после возвращения на ринг, чтобы вернуть себе чемпионский пояс. Ни о каком тотальном преимуществе над соперниками речи нет – Али проигрывает в 1971 г. действующему чемпиону мира Джо Фрэзеру, в 73 году терпит поражение от Кена Нортона – сильного, но не выдающегося боксера. Встречаясь с «середняками» типа Юргена Блина или Мака Фостера он не только не выглядит «величайшим» - он кажется таким же «середняком» как и они. Затем Али выигрывает у  Нортона в повторном бою по очкам, но опять же крайне неубедительно. В 74 году побеждает в матче-реванше Джо Фрэзера, но перед этим Фрэзер потерпел сокрушительное поражение нокаутом от нового чемпиона – Джорджа Формэна, и уже не был тем непобедимым Фрэзером как в 71 году. 

Ни одной блестящей победы над действительно сильным соперником! И как же сказка, сочиненная Али о «величайшем» боксере в мире, стала действительно мировой легендой? – Все очень просто - в 1974 году Али побеждает Джорджа Формэна. Одна его действительно выдающаяся победа на ринге обернулась блистательной победой Мохаммеда Али на ниве PR – именно она стала решающим аргументом в воцарении мифа о «величайшем» боксере в общественном сознании. Формэн к моменту боя с Али воспринимался как непобедимый молотобоец, перед которым не мог устоять никто, а Али взял, да и победил его! Это как миф о Сталине – «великом полководце». Что бы верующим в Сталина не говорили о его никчемных полководческих способностях (а они у него напрочь отсутствовали), какие бы факты не приводили – они вам ответят: так ведь он победил в Великой Отечественной войне! Не Гитлер победил, а Сталин! – И что тут ответишь – доводы разума бессильны перед машиной пиара. 

Кто смотрел бой Али с Формэном не влюбленными в Али глазами, а как болельщик, тот отметил бы одну важную деталь – Формэн в этом бою был очень плох с самого начала. Бой проходил в Заире, на открытом стадионе, при страшной жаре и физически Формэн был явно не готов к бою. Уже в третьем раунде он выглядел сильно уставшим и что хуже, работал как робот – без всякой выдумки просто тупо молотил по Али с обеих рук. Иногда попадал, а чаще бил по защите. И совсем, повторю еще раз, - совсем не защищался! Такое впечатление, что он был уверен в своей непобедимости. Нет ничего удивительного, что Али его наказал за такое отношение и к бою и к противнику. Тем ни менее, тем, кто видел бой, совершенно очевидно, что «гениальная тактика» Али, который просто стоял у канатов и пытался увернуться от ударов Формэна – это просто тупость. Если ты «величайший» - ты бы победил чемпиона боксируя, а не стоя у канатов, пытаясь измотать соперника и надеясь на удачу. Примерно так же себя Али вел и в проигранном бою с Джо Фрэзером в 71 году – и оказался на полу. Тогда никто не называл тактику Али гениальной. Фрэзер был хорошо готов к бою, и тактика Али себя не оправдала, а Формэн оказался не подготовленным к поединку. Все разговоры о том, что Али вел бой с Формэном «в одну калитку» - это разговоры «постскриптум» когда событие уже состоялось, и результат стал известен.  Не Али победил в этом бою, а Формэн проиграл. Но результат затмил собой все – Али вернулся на вершину боксерского Олимпа и миф «о величайшем боксере всех времен» вместе с этой победой вошел в общественное сознание и со временем только укреплялся. 

Али стал чемпионом в тяжелом весе через 7 лет после потери титула. Незаурядное достижение, но оно меркнет перед тем, что сделал тот же Джордж Формэн. Побитый Али в 74 году, он стал чемпионом мира через 20 лет после потери титула! В 45 лет! Это ли не достижение? Но «величайшим» Формэн не стал. Этот «титул» зарезервировал за собой Али. Формэн стал всеобщим любимцем, таким «мягким и пушистым» дедулей-молотобойцем, который к моменту возвращения на ринг стал священником и очень поумнел после ухода из бокса. От жуткого гориллообразного громилы ничего не осталось. Ничего не осталось и от выдающегося атлета Мохаммеда Али – болезнь Паркинсона превратила его в трясущегося инвалида. Глядя на него, поневоле вспоминается фраза «Бог его наказал». Ведь гордыня – это смертный грех, а именно этому греху Али был подвержен как никто другой.

Али стал инвалидом, но миф о величайшем боксере всех времен и народов живет своей жизнью. Мало кто помнит, когда и с кем боксировал Али, еще меньше людей действительно видели его бои, но при этом все знают, что он величайший… Мохаммед Али стал таким же раскрученным брендом, как в начале 21 века Пэрис Хилтон или доморощенный бренд Ксения Собчак. Практически все россияне знают кто они такие, но вряд ли кто-то толком сможет объяснить - а что же эти девицы совершили такого выдающегося, чтобы их знали абсолютно все? Отличие Али от названных особей в том, что он действительно преуспел в своей основной профессии и стал чемпионом мира по боксу именно на ринге, а затем на этой основе раскрутил свой бренд "величайшего боксера мира".

По правде сказать, Али – действительно величайший, но только в спортивном шоу-бизнесе. И рядом с ним в 20 веке поставить практически некого – лишь Майкл Джордан в конце 90-х стал вровень с Али, а может, и превзошел его. А вот в боксе Али при всех его талантах никак не тянет на роль «величайшего». В 20 веке были чемпионы мира по боксу не менее талантливые, чем Али, которые куда эффективнее реализовали свой талант на ринге (Рой Джонс, Джо Луис, и, отчасти, Рэй Леонард), было много боксеров, которые достигли больших успехов в профессиональном боксе как спортсмены (тот же Джонс, который завоевал титулы в 4 весовых категориях от среднего до тяжелого веса или же Томас Хирнс с Рэем Леонардом, которые были чемпионами в 5 категориях), были боксеры, дольше выступающие на высоком уровне (Хулио Сезар Чавес был чемпионом мира 12 лет, Рой Джонс – 11 лет), и были просто очень зрелищные чемпионы, которые вызывали сумасшедший ажиотаж своими боями, а отнюдь не болтовней (Майк Тайсон, Рэй Леонард, Рэй Робинсон, Роберто Дюран и много-много других).