Где и что можно прочесть обо мне

Дина Немировская 2
Дина Леонидовна Немировская родилась в России, в Астрахани, 10 мая 1963 года.Образование высшее, педагогическое. После окончания Астраханского государственного университета осталась в нём на преподавательской работе. Обучалась в аспирантуре Саратовского государственного университета. Кандидатская диссертация посвящена индивидуально-авторским окказионализмам и их жанровому своеобразию в современной литературе.

"За всеобъемлющую литературную деятельность, отличающуюся ясностью мысли и поэтической интенсивностью", стала лауреатом многих литературных премий. Публиковалась в ближнем и дальнем зарубежье. С декабря 2007 по апрель 2013 года жила в израильском городе Ашкелон где открыла и вела литературную студию "Вдохновение". С апреля 2013 года живу на истинной Родине, в Астрахани.

Член Союза писателей России с 1996 года,
член Союза русскоязычных писателей с 2012 года,
член Союза журналистов России с 2013 года.

Автор поэтических сборников "Преданная женщина", "Азбука дождя", "Многоточие", "На шестом причале", "Попытка бегства", "Перелётная погода","Творческий отпуск", сборников прозы "Мне без тебя темно" и "Напряжённое равновесие", сборников литературных очерков "На грани веков", "Храните в памяти поэтов","Сквозь призму времени, пространство лиц и улиц".

Печаталась в журналах "Российский колокол", "Волжский перекрёсток", "Фаворский свет", "Север", "Дон", "Край городов", "Отчий край", "Смена", "Крокодил", еженедельниках "И смех, и грех" и "Собеседник", а также в израильских русскоязычных изданиях "Юг", "Хронометр", "Секрет", "Исрагео", в международном сборнике республиканской научно-практической конференции "Созидательный потенциал казахской диаспоры: история и современность" (Казахстан, Алматы).

Лауреат литературных премий имени Клавдии Холодовой, Велимира Хлебникова, Бориса Шаховского, Павла Морозова и Олега Куликова, конкурса на лучшее стихотворение о городе. Создатель и многолетний руководитель народного коллектива «Литературное творческое объединение «Подснежник» для творчески одарённой литературной молодёжи города Астрахани и литературных студий "Лукоморье" и "Ранний рассвет" для детей среднего школьного возраста. В Ашкелоне руководила литературной школой-студией "Вдохновение".
http://ashkeloninfo.com/news/1/2011-02-10-424

С апреля 2013 году постоянно проживает в России, в Астрахани.

ИЗДАННЫЕ КНИГИ (помимо антологий, изданных в Астрахани и в Израиле):

1.  Немировская, Д. Л. сборник стихов «Преданная женщина», 1991, Уприздат типографии Володарского района Астраханской области
2. Немировская, Д. Л. сборник стихов «Азбука дождя», 1995, Астрахань, издательство «Тата», Астрахань
3. Немировская, Д. Л. сборник стихов «Многоточие», 1996, Астрахань, издательство «Хаджи-Тархан», Астрахань
4. Немировская, Д. Л. сборник стихов «На шестом причале», 1998, Астрахань, ISNB № 5-85320-257-Х
5. Немировская, Д. Л. сборник публицистических очерков «На грани веков», 2000, Астрахань, ББК 84 р7-4 Н 503, ISNB  № 5-85320-321-5
6. Немировская, Д. Л. учебное пособие по литературному краеведению для старшеклассников (переиздание сборника публицистических очерков «На грани веков»),  2001, Астрахань ISNB  № 5-85324-329-8
7. Немировская, Д. Л. сборник стихов и прозы «Струны сердца», 2007, Астрахань, 94 (2 Рос-4Астр) (книга в коллективном сборнике: стихи и проза)
8. Немировская, Д. Л. сборник прозы «Мне без тебя темно», 2008, Тель-Авив
9. Немировская, Д. Л. электронный сборник стихов «Перелётная погода», Москва, издательский фонд С.А.Фомичева, 2009
10. Немировская, Д. Л. сборник стихов «Попытка бегства», Ашкелон-Тель-Авив, 2012
11. Немировская, Д. Л. сборник эссе и рассказов «Напряженное равновесие», Ашкелон-Тель-Авив, 2013
12. Немировская, Д. Л. Сборник стихов Нам некогда молчать: Астрахань, Астрахань, 2014 г., ГП АО «Издательско-полиграфический комплекс «Волга» - ISBN 978-5-98066-164-9, ББК 84Р7-4
13.  Немировская Д.Л. Лишь бы не было новой войны: сборник стихотворений/ – Астрахань, 2015 г., ГП АО «Издательско-полиграфический комплекс «Волга» – ISBN 978-5-98066-169-4, ББК 84Р7- 4
14. Немировская Д.Л. Творческий отпуск: сборник стихотворений Калининград, Издательский дом «РОС-ДОАФК», 2015: ISNB 978-5-9907061-5-6, ББК 84 (2 Рос-4 Аст) 6-5я43 Н12 (коллективный сборник "На шести ветрах").
15. Немировская Д.Л. Здесь нераздельны дастархан и хлеб: сборник публицистических очерков, учебное пособие для школьников и студентов гуманитарных программ АГУ. В данное время в вёрстке.



Щербаков Ю. Н. Предисловие к неопубликованной книге: размышления о стихах Д. Немировской/Ю. Н. Щербаков//Волга. – 1998. – 24 . – С.4.
Немировская Д. Л.Новые стихи: «Мой Кремль», «Опасение»/Д. Л. Немировская//Эковестник – 1998. - №12-13. – С.5.
Немировская Д. Л. Короткий сон. Возвращение поздней весны: стихи/Д. Л. Немировская //Волга. – 1999. – 6 мая. – С.3.
Немировская Д. Л. Наваждение: стихи/Д. Л. Немировская //Волга. – 1999. – 22 . – С.10.
Немировская Д. Л.Кукла Барби и Барбос: стихотворение/Д. Л. Немировская// город. – 1999. – 1 сент. – С.8.
Молдавская Э. Будем солнечно жить: [о лауреатах премии им. К. Холодовой - Д. Немировской и П. Морозове]/Э. Молдавская//Волга. – 1999. – 17 нояб. – С.3.
Немировская Д. Л. Мамина юность/Д. Л. Немировская//Белый город. – 2000. – 7 марта. – С.5.
Севастьянов О. Астраханские писатели на стыке тысячелетий/О. Севастьянов//Астрах. изв. – 2001. - №6. – С.5. – Рец. на кн.: Немировская, Д. Л. На грани веков: очерки/Д. Л. Немировская. – Астрахань: Астраханское отделение Союза писателей России, 2000. – 280 с.
Немировская Д. Л. Ночное одиночество. Дочкин : стихи/Д. Л. Немировская//Волга. – 2001. – 5 сент. – С.3.
Немировская Д. Л. Стихия творчества: стихотворение/Д. Л. Немировская//Белый город. – 2001. – 7 марта. – С.2.
Литература о жизни и творчестве Д. Л. Немировской.
Борисова, О. Школьники получили пособие по краеведению, его автор – премию им. Хлебникова: [о Д. Л. Немировской и ее книге «На грани веков»]/О. Борисова// Горожанин. – 2002. – 25 . – С.10.
Севастьянов О. М. [«Астрахань» Дины Немировской]/О. М. Севастьянов//
Севастьянов О. М. Я город свой ко всякому ревную: Астрахань в стихах астраханских поэтов: очерки/О. М. Севастьянов. – Астрахань, 2002. – С. 53.

Стихи о недавней войне: http://isrageo.wordpress.com/2012/12/10/muzy/

О созданной в Ашкелоне (Израиль) литературной студии "Вдохновение": http://ashkeloninfo.com/news/1/2011-02-10-424

Песни Константина Куклина на мои стихи: http://music.privet.ru/tags/2530959

Небольшие видео-дополнения:
http://inwriter.ru/news/astrahanskoi-pisatelskoi-... Юбилей СП Астрахани с видеосопровождением.
Фотоальбом астраханских литераторов "И современники, и тени...": http://www.odnoklassniki.ru/video/5968300682

https://www.facebook.com/photo.php?v=102021010063...

http://video.yandex.ru/users/nemirovskaya-dina/vi...

https://www.facebook.com/photo.php?v=102021010063...

РЕН ТВ (мой юбилей) http://www.youtube.com/watch?v=Hs30r18eZMo

Проспект ТВ http://91.210.224.176:5656/news/2013/05/23/yubile... – юбилей у примы

http://youtu.be/V6MXhEIW55A Выступление из встреч "Поэты солнечного края" 22 августа 2013 в институте повышения квалификации и переподготовки учителей

http://www.odnoklassniki.ru/video/3248687754 Декламация стихов Олега Куликова

http://www.youtube.com/channel/UCJNeLZMmm5-srXKXx...

Своя - среди чужих: http://video.mail.ru/mail/nemirovskayadi/_myvideo...

http://video.mail.ru/mail/nemirovskayadi/5/19.htm...

http://video.mail.ru/mail/nemirovskayadi/5/20.htm...
http://yadi.sk/d/EiezQEn069nS2 Телевизионное интервью на АГТРК (июнь 2013)

видео к юбилею с лиманского мероприятия: http://youtu.be/YirlOj3Cy0Y

http://files.mail.ru/17029A81BE054CD89661C4B09EE9... Немировской «Перелётная погода»

Презентационный«Жизнь-приключение»: Дина Немировская посмотреть можно здесь:
http://www.youtube.com/watch?v=RWmX3fdjnA0

Видео на пушкинском Дне в Морском Саду http://files.mail.ru/AD72B5316075445CAE819873D314...

Верность http://video.mail.ru/mail/nemirovskayadi/_myvideo...

Я могу летать! http://www.odnoklassniki.ru/video/2785675914
"Похожа на дрейфующую льдину" (Льдина Ледовитовна)

http://content.video.mail.ru/mail/nemirovskayadi/...
Видео с вручения литературной премии имени Олега Куликова в Лимане

http://www.odnoklassniki.ru/video/1711540874
Видео с летних литературных чтений 2013 в парке Пушкина: http://www.odnoklassniki.ru/video/1897400970

иhttp://www.odnoklassniki.ru/video/1901988490

В рамках проекта "Литературный перекрёсток": вечер памяти Нинели Мордовиной: http://www.youtube.com/watch?v=J-OxjED2YOY&featur...

http://volgaru.info/kultura/10851-stikhi-tebe-pus...

http://www.qazaq-alemi.kz/more?page_id=37&id=338 (издательство Казахстана о Закире Дакенове)

http://www.qazaq-alemi.kz/more?page_id=37&id=340 (издательство Казахстана о Мажлисе Утежанове)

"Последняя стая" об ушедших литераторах-астраханцах: http://my.mail.ru/video/mail/april461/_myvideo/62... (авторство Станислава Андрианова, музыка и исполнение автора, стихи Мажлиса Утежанова в переводе Юрия Щербакова)

Видеоматериалы РЕН ТВ о юбилейном 50-летии астраханской писательской организации
http://www.odnoklassniki.ru/video/62226211709066-...

АГТРК "ЛОТОС" юбилей астраханской писательской организации от 12 ноября 2013: http://lotosgtrk.ru/news/detail.php?ELEMENT_ID=22...

Публикация в журнале «Российский колокол»: http://ros-kolokol.ru/voina-israel/stihi-o-novoi-...

http://www.youtube.com/watch?v=mG0Ar2DwVMU
Статья о Михаиле Луконине: http://www.volgaru.info/kultura/11726-kaplya-volg...
Песни на музыку Константина Куклина на мои стихи можно услышать здесь: http://www.yapfiles.ru/search/6b5483c5091901ba816...
Видео на мои стихи " и Барбос" смотрите здесь (музыка и исполнение Ка Сандры): http://www.youtube.com/watch?v=fS_H6cVbnEg&featur...
Исполнение стихотворения Клавдии Холодовой: https://www.facebook.com/photo.php?v=102020138190...
День Поэзии 2014 в Астрахани: http://yadi.sk/d/ahtjidi3LGHeM
https://disk.yandex.ru/public/?hash=PI5oLJ4MW8B45...

РАДИОЗАПИСЬ на диске- АГТРК ЛОТОС передача к Дню поэзии 2014, трансляция 25 марта - Интервью Геннадия Петрова с Диной Немировской: http://yadi.sk/d/KdhKC9X5LJHuG

http://kostyakuklin.podfm.ru/my/58
Здесь целиком можно послушать наш с Константином Куклиным аудиодиск "ГОД ПЕГАСА": http://russianshanson.info/?id=1727&album_id=7282

Встреча с читателями в одной из библиотек Астрахани: http://youtu.be/7bZAGZuhpbo (выступление вместе с Мариной Лазаревой и Николаем Загребиным).

Фильм "Дина" эфир 7+ август 2000 - Телевизионная передача, посвящённая творчеству Дины Немировской:http://youtu.be/sVR97vbyIWE

Путеводная звезда. Дина Немировская. Запись ТВ телеканал 7+ Астрахань, 2002:http://youtu.be/OVyMelhsM-I

Презентация учебного пособия Дины Немировской На грани веков - телеканал 7+ 2002 год: https://www.facebook.com/photo.php?v=102031260034...

Телевизионные передачи о первых книгах литстудийцев "Подснежника" (студия Дины Немировской): https://www.facebook.com/photo.php?v=102031337856...
и http://rutube.ru/video/0a4afb3a52c4eca006a6961ace...

Очерки о моём творчестве: http://www.proza.ru/avtor/pereliotnaya

Ссылка на эфир http://vesen.su/vesensi/dina-nemirovskaya/ Интернет радио "Весень".



ИЗ МОЛОДЫХ - ДА РАНЕНЫХ...

У каждого поэта есть своя "визитная" строчка - не обязательно лучшая, но характерная, определяющая нечто на всю последующую творческую жизнь. Напишутся новые стихи, издадутся другие книги, а Дина Немировская будет помниться прежде всего безоглядным кликом "Возьмите замуж женщину с ребёнком!.." Это стихотворение, как и многие другие, мне нравится целиком. Дина может "проваливаться" иногда, торопиться, подстраиваться под тему, но лгать и притворяться - никогда! Нет надобности! Потому что она настоящий поэт - умный, глубокий, с данной от природы самосохранной интонацией, ясностью зрения, чувством слова. Это редкий , и за поэтическую судьбу Дины можно не беспокоиться.
Мы знакомы давно. В искренней, братской дружбе волгоградских и астраханских поэтов место Немировской было и остаётся определённым, очень достойным, ценным для меня. Открытая, приветливая, немельтешащая - Дина всегда побуждала к ответной доброте, порыву защитить на всякий случай, хотя никто не обижал её и не притеснял. Но такова природа поэтических дружб: и защищать без надобности, и правду-матку резать без оглядки. Вопреки литературоведческим принципам я не склонна затенять авторское "я" понятием "лирическая героиня". В стихах Дины Немировской и видится, и слышится лишь она - живая, страдающая, красивая, часто невезучая, но благородная в помыслах и поступках. Мир её мне ясен и близок до слёз: белокаменная красавица-Астрахань и коммуналка без удобств, готовность любить напропалую и постоянно теряемое счастье, тоска и надежда, обмирание на черте нравственного допуска и всепрощение. Это трудный мир, но более лёгким он никогда не был для российского поэта.
О себе Дина пишет с отчаянной решимостью:
Да, я из тех - из молодых, да раненых...
Заменив идеоматически известное "ранних" на "раненых", находит ту самую точность формулировки, которая говорит о свободе мышления, изобретательности, лёгкой литературной поступи. Резко подводя черту под судьбой поколения, отождествляя себя со всеми, Дина остаётся милосердной к миру, который по сути и есть - все мы.
Стихи её читать интересно, даже захватывающе, потому что она говорит правду и о себе, и о каждом из нас. Именно в этом главная ценность книги.
Мои пятки горят
От погони за счастьем.
Про меня говорят:
"Слишком много огня!"
Успокой же меня!
Отогрей соучастьем!
Дай счастливых ночей
И покорного дня!
Женская тема в поэзии Дины Немировской безусловно доминирующая, самаяне только в эмоциональном плане, но и в творческом. Эти стихи при минимуме изобразительных средств наполнены горячей энергией богатого сердца и светлого ума.
Колокольный звон.
Проснусь с улыбкой.
Милый спит.
Цветные видит сны.
Золотая пойманная
Посулит забвенья и весны.
По ночам всегда темно и больно,
Если вдалеке твоя рука.
Просыпайся! Звоном колокольным
Утро расправляет облака.
Отвернулся. Спит.
С улыбкой кроткой
Потеплей укрою.
Холода!
Нет колоколов.
На сковородку
Капает студёная вода.
Капающей студёной водой на раскалённую сковородку видится мне поэзия Дины Немировской и поэзия вообще в мире не слишком обустроенном для торжества красоты и гармонии. И всё же, всё же... Ледяные капли должны капать на сковородку!
Я поздравляю Дину с новой книгой и поздравляю Астрахань, взрастившую такого поэта. Что же касается "ранености" - выход один: лечить раны любовью, заботой, улучшением не только жилищных условий, но и душевного мироощущения тех, кто по слезинке, по капле, по слову отдаёт себя созиданию тёплого человеческого мира.

ТАТЬЯНА БРЫКСИНА, Волгоград.

«Я ПИШУ СТИХИ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ИХ ЧИТАЛИ»

В нашем университете учится много талантливых студентов. Они отлично учатся и активно занимаются творческой деятельностью. Одной из таких замечательных студенток является юная поэтесса Ирина Трифанова (институт экономики), которая стала дипломантом Пушкинского фестиваля, победителем поэтических конкурсов им. Н. Мордовиной и им. Б. Шаховского. О том, как начиналась поэтическая деятельность Ирины, читайте в интервью.
Корр.: Ирина, скажи, пожалуйста, как давно ты начала писать стихи?
И. Трифанова: Стихи я начала писать с 2002 года. В октябре я ездила на 12-й Всероссийский фестиваль юных математиков в г.Гагры. Там тепло, , , а в Астрахани в это время уже настоящая осень. По возвращению домой мне было так грустно, что я начала писать стихи.
Корр.: У тебя сразу стали получаться такие красивые стихи?
И. Трифанова: Конечно, нет. Я вообще к себе критично отношусь. Примерно года три они были «не очень», но потом моя однокурсница Светлана Виноградова привела меня к Дине Немировской (знаменитая астраханская поэтесса), которая сказала, что сами стихи у меня «хромают», но есть интересные образы, и это большой плюс. Позже я стала заниматься с Диной Леонидовной, ходила в студию, получала азы поэтического искусства.
Корр.: Интересно, умение писать стихи передается по наследству? У тебя в семье кто-нибудь обладает таким талантом?
И. Трифанова: Нет, в семье никто стихи не пишет. Любимый человек увлекается поэзией, но, думаю, к кровному родству это не относится.
Корр.: Ирина, а как ты решилась участвовать в поэтических конкурсах? Откуда ты о них узнала?
И. Трифанова: О том, чтопоэтические конкурсы, я узнала благодаря объявлениям Образовательного медиа-центра АГТУ. Так, например, еще на первом курсе приняла участие в конкурсе им. Б. Шаховского, но, к сожалению, ничего не заняла. На третьем курсе снова участвовала в этом же конкурсе и победила в номинации «Начинающий поэт».
Корр.: Совсем недавно проходил Всероссийский Пушкинский фестиваль искусств «С веком наравне» и ты, как нам известно, стала дипломантом. Расскажи подробнее об этом мероприятии.
И. Трифанова: В этом конкурсе я участвовала уже во второй раз. В первый раз отправила стихи слишком поздно. Не знаю, может они совсем не дошли или я ничего не заняла.
Вторая попытка стала для меня успешной. Я стала дипломантом, и мои стихи напечатают в 12 выпуске сборника фестиваля «Современники». Организатором молодежного фестиваля является РГУ нефти иим. Губкина. Сам фестиваль проходил в Москве.
На Пушкинском фестивале все было на высшем уровне. Программа была яркой и насыщенной. В рамках фестиваля были предусмотрены мастер-классы, посещение Третьяковской галереи, МХАТа им. А. П. Чехова, экскурсии по столице. Финалом всего этого стал Пушкинский бал (проходил в музее Пушкина). Дамы были в платьях-кринолинах, в перчатках, а кавалеры в смокингах. Еще до бала нас учили танцевать кадриль, кокетку, вальс и т.д. Это было незабываемо. И на этом сказка не закончилась. Я приехала в Астрахань и узнала, что подвели итоги литературного конкурса им. Н. Мордовиной. Я победила в номинации «Поэзия» и получила в подарок выпуск сборника моих стихов в 100 экземплярах.
Корр.: Собираешься ли ты в дальнейшем участвовать в каких-нибудь конкурсах? Есть что-то в планах?
И. Трифанова: Конечно же, мне бы очень хотелось еще раз побывать на Пушкинском фестивале. Я постараюсь сделать для этого все возможное. Также хочу принять участие в конкурсе «С Тредиаковским – в 21 век ». В этом году тематика конкурса посвящена Астрахани.подготавливаю стихи.
Корр.: Поэзия – это единственное, чем ты увлекаешься?
И. Трифанова: В школе меня больше привлекала математика, а не литература. Я участвовала в городских олимпиадах и побеждала, поэтому и поступила в институт экономики. И только в университете стала увлекаться чем-то еще помимо математики. На первом курсе танцевала в коллективе «Неон», потом, где-то с третьего курса стала руководителем информационного направления студенческого самоуправления института экономики (ИЭ). Стала главным инициатором газеты института. Сейчас являюсь ее главным редактором и верстальщиком. Практическизанимаюсь научной деятельностью, участвую в различных конференциях. И вот непосредственно сейчас подали заявку на научный губернаторский грант, со дня на день ждем ответа.
Корр.: Ирина, спасибо за такие полные ответы. Желаю тебе удачи. Думаю, у тебя все получится.
С И. Трифановой беседовала Т. Егорова

Copyright © 2005-2008 "Астраханский государственный технический университет"Created by Eugeny Shigaev [ester]
Designed by Cherevichenko Alexander [CheRya]



Астраханский мир, 23 апреля 2008 года. Статья Ю. Щербакова «Напряжённое равновесие».
Дина Немировская – талантливая астраханская поэтесса и литературовед. Многие строки её стихотворений давно уже живут самостоятельной жизнью, той жизнью, которую Самуил Маршак называл «афористическим счастьем». Вот и для последнего областного поэтического конкурса «С Тредиаковским - в 21 век» мы выбрали звонкие слова Дины: «Ах, Астрахань, мой солнечный причал!». Они стали девизом масштабного творческого состязания.
Немировская всегда охотно писала о работах товарищей по «литературному цеху» Её книга «На грани веков» стала настоящим учебным пособием для тех, кто изучает творчество астраханских писателей. О самой Немировской написано пока немного. Заметки, которые я предлагаю сегодня читателям, станут главой моей новой книги очерков «Ликуя и скорбя», которая готовится сейчас к выходу в издательском доме «Литературная газета».
Конец семидесятых. Литературное объединение. Юная поэтесса читает стихи:
«Джинсовый век…
Он не пахнет цветами,
В нём даже снег –
Весь из джинсовой ткани!»
Сколько же таких девочек с распахнутыми восторженно глазами, в «» по тогдашней моде, прошло через прокуренные редакционные клетушки «Комсомольца Каспия»! Прошли, чтобы с лёгкостью забыть о первых литературных опытах за иными, воистину захватывающими опытами – любовью, трепетным строительством семейного гнёздышка, материнством. Дина Немировская осталась. У неё – единственной из многих – женская судьба не похоронила под , готовкой и выяснением отношений с рыжим «изменщиком коварным» хрупкие поэтические ки. Напротив! Политые горькими слезами разочарований, удобренные золою сгоревших клятв и обещаний, нежные создания эти против ожиданий споро пошли в рост навстречу теплу и свету. От прежней девочки осталась распахнутость, восторженность – ушла…
Тайна и мука своего ремесла открылись Немировской в самом начале творческого пути. В шестнадцать она написала стихотворение «Поэзия», позже включённое в один из поэтических сборников, где сказала о собственном предназначении такими словами:
«Зачем мне это нужно? Я не знаю
Но чувствую: отнимут – и умру».
К первой книге «Преданная женщина» (1991г.) Немировская отнеслась, как к долгожданной возможности высказаться. Критики сожалели, что добрая треть сборника отдана юной Дине Немировской в ущерб зрелой. Можно было и утаить своё несовершенство, свои переходные моменты и представить себя в «чистом» виде. Для начала автору это показалось неправомерным. Выход самостоятельного сборника стал для поэтессы стимулом творческого роста. За «Преданной женщиной» появились «Азбука дождя» и «Многоточие».
В сентябре 1996 года Дина Немировская была принята в Союз писателей России.
О чём пишут стихи лирические поэты? Каждый – о своём. Для Немировской между жизнью и литературой – знак равенства. Автор ставит их в один ряд, они – однородные члены предложения и пишутся через запятую: «Поэзия, овраги, склоны, кочки…».
Если молодые и достаточно благополучные люди пишут пессимистические стихи, то человек несколько более взрослый и отвечающий не только за себя, но и за тех, кто рядом, унынию предаваться не вправе, хотя оснований у него для этого много больше, чем, скажем, у двадцатилетнего угрюмого мизантропа. Главное для поэта – не растерять энергию стиха, и тогда самые унылые чувства, самые тупиковые жизненные ситуации переплавляются в яркие строки, которые сами по себе дают силу жить и автору их, и читателю:
«Как радостно падать в ночную траву,
Вкушать непонятность и таинство мяты –
Что может сравниться с её ароматом?
Вдыхаю травинку – и, значит, живу!»
В это-то, в преобладании радости над какой угодно тоской, собственно, и состоит суть поэзии. Есть такие, особого рода, стихи, которые, будучи однажды прочитанными, уже не могут исчезнуть для вас, раствориться, забыться. Именно про них, должно быть, и сказал Даниил Хармс, что их кинешь в окно, и стекло разобьётся.
Есть такие стихи и у Дины Немировской:
«Бреду домой одна
Походкою некрепкой
По площади, где нет
Полотнищ кумача.
Мне жалко ,
Сжимающего кепку.
Прохладно. Не весна.
Мне жалко .
Простоволос. Вмещён
В немую бронзу крепко.
Его истоки здесь,
У волжских берегов.
Мне жалко Ильича.
Возможно, эта кепка –
Единственное, что
Осталось у него».
Стихи Немировской следует читать с готовностью в какой-то момент мысленно улыбнуться, внешне сохраняя, разумеется, серьёзный вид. Это улыбка мысли – то, чего порой так не хватает нашей мудрой поэзии.
«Не чьи-то чуткие объятья,
Не вечер, не блистанье дня,
Не шёпот губ, не шелест платья,
Не музыка, которой ты,
Как никому на свете, предан,
Не разногласье суеты,
Не всполохи ночного бреда –
Нет! Непонятная земля…»
Помимо стойкого исповедального начала в поэзии Немировской налицо социальная точность, чуткость к новым историческим коллизиям, порождённым весьма суровой реальностью. Однако самоирония её автобиографической лирики начисто лишена скепсиса, что не лишает поэтессу возможности вкладывать в новые стихи ту меру страсти, которая превращает их в проникновенные исповеди:
«Астраханские старые дворики
«Новым русским» давно по карману.
Выметают усталые дворники
Лепестки отгоревших романов.
Чернышевского, дальше – Бакинская,
Фиолетова слева, поодаль.
Я брожу по Семнадцатой пристани –
Пристань эту никто не распродал…»
С древней и прекрасной нашей Астраханью читатель встречается на страницах каждого сборника Немировской. Проникнуты нежностью стихи о Кремле, Пречистенской колокольне, о косинских рассветах. Называя Волгу , поэтесса ищет у неё защиты и обращается почти как к матери:
«Мне святее святой чистоты Иордана
Волжский шелест волны.
Я тобой крещена».
Прогулки по Астрахани для автора этих строк – нескончаемоевглубь родной истории и вглубь себя. Всё, что свершается в жизни, освещено Астраханью. Её набережные, переулки, площади, её тополя и ивы, её старые дворики и новые безлично-стандартные кварталы не просто вписаны в биографию Дины Немировской, они есть непременное условие зоркости её .
«На шестом причале» - последняя по времени выхода и лучшая книга Дины Немировской. Именно в ней обрела она то желанное многими, да испытанное единицами состояние,
«Когда легко и не спеша
На шаткой грани беспредела
Соединяется душа
С таким же сумасшедшим телом»
Да, именно так. Настоящий поэт всегда работает на грани срыва, на ужасающей обрывной высоте. Но ведь душа-то крылата! А ещё держит её на самом краю бездны что-то родное, заветное, вечное. У каждого своё.
«А у меня оно –дом,
Дочуркин взгляд,
Прозрачно-удивлённый»
! Поэтесса отпускает душу на волю, а она, как бесприютная птица, с горних высей стремится на грешную землю с земными бедами и радостями, которыми так легко опалить трепетные крылья.
«Чувство внутренней свободы…
ты мой! Какая чушь!
Я, наверно, дуть на воду
Никогда не научусь».
Да никакой это не парадокс, а неисповедимая логика женской души, которая, возрождаясь из праха, ищет в горячем ещё пепле проклятое заветное кольцо! Ибо «что есть любовь, когда не всепрощенье?»
Потому и вьёт она бесстрашно новое гнездо, мечтая, что хоть в этот раз не суждено ему расточиться по свету горьким дымом.
«Я не желаю быть женою Лота,
Мне так охота заглянуть вперёд!»
И пускай в непроглядном далеке примерещатся вдруг неизбежные росстани –
«Тоской разлук мои укутай плечи,
Скорее прогони надежду прочь!
А знаешь, если есть на свете вечность,
То это – ты и я. И наша ночь».
Порою лирическая героиня Немировской на грани впадения в смертный грех – отчаяние. Когда хочется с бабьей слезой в голосе выкрикнуть на весь белый свет: «Возьмите замуж женщину с ребёнком!». Когда, как помоями на коммунальной кухне, хочется обдать в отместку за всю свою нескладную жизнь
«…этих сытых баб,
Которые острей любой рапиры
Сразить уютом собственной квартиры
Стараются того, кто в этом слаб».
Помните давние комсомольские диспуты о «вещизме», о превалировании духовных ценностей над материальными, о том, что неустроенность души гораздо страшнее неустроенности быта? Увы, иные времена – иные нравы…
«И, безразличный к радости и плачу,
Всё чаще дует в душах суховей.
Кого-то время сделало богаче.
Но лишь немногих сделало добрей».
В стихах Немировской бьётся и плачет трепетное женское сердце, не ожесточившееся на смутное наше время и не закалившееся в огне бесконечных жертвенных сожжений. К отчаянию поэтессы и … к счастью для читателя. Ибо сытая, «упакованная», в макияже «от Сары Монзани» душа никогда не исторгла бы:
«Отражаюсь в призрачных витринах.
Взгляды окружающих ловлю.
Не крадите моего мужчину!
Я его действительно люблю».
Для Немировской гражданственность – это искреннее сопереживание того, что происходит с людьми, страной, активное неприятие несправедливости, глупости, всяческой вражды. И – неизбывная любовь к отечеству, которое у нас одно.
«Осень. Октябрь. Октябрьская площадь.
Сонно листва шелестит под ногами.
Сумрачный ветер лениво полощет
В синих чернилах трёхцветное знамя.
Полуневерие. Полусвобода.
Визг. Сквернословие улиц и скверов.
Кто-то по-прежнему
дорого продан.
Кто-то по-старому
дёшево предан».
Всё происходящее вокруг для автора не звук пустой, не равнодушные декорации бесконечных мелодрам, а Родина – единственная, любимая, неповторимая, где –
«…продуманы и пройдены
Все провалы и успехи.
Называют это Родиной.
Как от этого уехать?»
Увы, и здесь боль, и здесь трагическое раздвоение. Только счёт ему ведётся не лепестками несчастной ромашки: «любит – не любит», а по излому, круто разделившему общественную мораль на два полюса: «эта страна – моя страна».
Мятущаяся душа лирической героини Немировской и в этой ипостаси предельно честна, откровенна и трогательно беззащитна:
«Как вам рисуется, друзья?
Хронически великолепно?
Кричу из выжженного склепа:
«На .– я».
Именно в стихах о любви-разлуке заявлена наиболее важная для поэтессы коллизия: невозможность выбрать и в конечном счёте отказ выбирать:
«Нет! Не бывает в жизни дважды родин,
Как не бывает новых матерей!»
Не лукавя и не фарисействуя, восклицает она заветное: «Торжественно тоскую по Израилю!»
Зов крови – всё сильнее и всё неизбывнее.
«Истерической уродиной
Постигаю боль разлук.
Историческую родину
Выбираешь ты, мой друг.
Что надеждами обманными
Докучать земным богам?
Там – Земля Обетованная,
Тут – сомненья да снега».
Лирическая героиня пытается бороться. Но разве совладаешь с родовой мистической силой, через тысячелетия властно зовущей потомков колен Израилевых!
Немировская предельно честна перед собой и читателями, в отчаянии восклицая:
«Но я совсем немного знаю
Про эту сказочную землю,
Про эту странную планету,
Где все похожи на меня
Улыбкой, жестами, походкой.
Не знаю вовсе языка,
Но узнаю своих по взгляду.
Уехать? Там наверняка
Не будешь белою вороной».
Выходит, всё-таки где-то в глубине души таилось это чувство ущербности, обойдённости, отторгнутости? Чтобы понять это до конца, убедиться в собственной правоте либо заблуждении, нужно уехать. Туда, где
«Над покоем Иерусалима
Тихо зажигается рассвет.
Облака молочным спелым дымом
Кружатся над миром столько !»
И Дина уехала…
Какие перемены произойдут с ней в сказочном Ашкелоне, почувствует ли она себя до конца своей на родине пращуров? Станет ли там поэтесса столь же успешной, как другая астраханская репатриантка и тоже член Союза писателей России Галина Подольская? К какому итогу приведёт утрата того «напряжённого равновесия», о котором прежде Немировская не раз говорила в стихах и которое хотела сделать названием своей новой книги? Раздвоенность души остаётся порою до конца жизни. Тем более, жизни поэта.
На днях электронная почта принесла новые стихи Немировской, написанные уже в благословенных левантийских пределах.

СКУЧАЮ Я ПО МАШЕ ИВАНОВОЙ

Здесь нет зимы. Всегда весна. Но снова,
Едва росой умоется трава,
Скучаю я по Маше Ивановой
Из астраханской школы тридцать два.
Всегда цветущий и вовсю зелёный
Шумит пришкольный ашкелонский двор.
Обнявшись, бродят парочки влюблённых
И скачут пацаны через забор.
Я тут всего-то ничего. Недолго.
Здесь тожеярый влажный зной,
Но здесь не знают, как вздыхает Волга
И как мяучат чайки над волной.
С прицелом освоения иврита
Хожу в ульпан я с раннего утра,
Но Иванова Маша не забыта,
Хоть я и талмида, а не мора.
Тоскую по родной своей сторонке,
Где ведала и славу, и успех.
... У ашкелонской чёрненькой девчонки
Такой же звонкий, как у Маши, .
*талмида (иврит) - ученица
*мора (иврит) – учительница
Добавить к этим строкам нечего. Разве только повторить, что воистину пути Господни неисповедимы. Да вспомнить ненароком, что время от времени тихий прежде Ашкелон содрогается от взрывов палестинских ракет. Напряжённое равновесие нарушено…

ЮРИЙ ЩЕРБАКОВ