Вырваться из беличьего колеса

Ангелина Кныш
Когда человек умирает, о нем нередко говорят, что он «упокоился» (успокоился), а то и «отмучился», бедняга. То есть, всему человеческому муравейнику на земле покой только снится.

Что же лежит в основе этого виртуального беличьего колеса, которое, в отличие от животных, постоянно гонит и гонит человека на поиски недостижимой внутренней удовлетворенности? Люди даже успокаивающее объяснение придумали из-за постоянных разочарований в этих своих попытках: главное удовольствие приносит не праздник, а процесс подготовки к нему.

В то же время богословы давно дали ответ на этот вопрос. «В человеке нужно различать душу и дух», – говорит святитель Феофан Затворник. Душа (у животных она тоже имеется) – низшая сила, она предназначена на ведение дел земной жизни. А дух – это сила высшая, вдыхаемая в человека Богом при сотворении. «Дух, – разъясняет святитель Феофан, – содержит чувство Божества: совесть и ничем не удовлетворимость».
 
Большинство людей не понимает, что ПОТРЕБНОСТИ ДУХА МОЖНО УДОВЛЕТВОРИТЬ ЛИШЬ ДУХОВНОЙ (ИСХОДЯЩЕЙ ОТ БОГА) ПИЩЕЙ, и пытается сделать это при помощи погони за призрачными целями мира сего.

Что в итоге получается, святитель Феофан описывает так: «Этого ему (человеку) не удается, и он томится и крушится. Дух у него, как пленник в узах, находится в услужении у варваров – страстей похотных. Сам он (дух) не удовлетворяется и страсти делает не удовлетворяемыми, сообщая им безграничный разлив. Отчего животные потребности у животных все в своей мере; а у человека, когда он предается чувственности, чувственная потребность предела и меры не имеют? ЭТУ БЕЗМЕРНОСТЬ СООБЩАЕТ ИМ ДУХ, попавшийся в плен к ним; а дух сею безмерностью чает затушить свою жажду Бесконечного, по образу Коего создан и в Коем едином благо его».

Что же происходит, когда дух вдруг получает доступ к вожделенной духовной пище, приоритет которой начинает устанавливать для себя человек?

Происходит чудо: человек, приложив определенные усилия и «вкусив» божественной благодати,  охладевает к мирским удовольствиям, воспринимая их как нечто бессмысленное и фальшивое. Более того, его дух мертвой хваткой вцепляется в эту пищу, требуя еще и еще, духовная мощь человека многократно возрастает и усиливается, щедро одаривая его бальзамом чудес и настоящего, непреходящего умиротворения.  «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек», – так говорит об этом явлении Христос (Ин., 4:14).

При этом чувство удовлетворения потребностей духа после долгих бесплодных поисков столь велико, что при угрозе утраты приобретенного счастья человек готов отдать все и даже пойти на муки, как это происходило с христианскими мучениками из «Жития святых» (это вовсе не сборник легенд и сказок, как считают многие!).
 
Когда это все начинаешь понимать и видишь, какие неимоверные усилия прикладывают иные, находящиеся на слуху у всего мира люди, чтобы достичь спокойствия своему мятежному духу путем перекраивания границ своего и без того необъятного государства за счет других стран – становится просто смешно.
 
Помимо того, что афонские старцы уже предсказали этим людям не более двух лет пребывания у власти, из беличьего колеса неудовлетворенности своего духа им не вырваться, это уж точно.