Париж. Площадь Конкорд

Борис Готман
  Boris S. Gotman, Ph.D


  Конкорд по-французски согласие. Что нужно для согласия?

  Если верить отцу  русской революции: "… сначала решительно и определенно размежеваться".

  А примером для него был  опыт  французских  революционеров, использовавших  для   "решительного размежевания"  гильотину и полыньи во льду.

  "Героиня" этого небольшого репортажа, можно сказать, "истинная француженка",  прошла  со своим народом все революционные, контрреволюционные и послереволюционные этапы: рождалась как Площадь Людовика XV, в юности стала Площадью Революции, а повзрослев - после того, как французам надоели кровавые игры,  получила своё нынешнее имя -  Конкорд, или в переводе,  Согласие.

  Первым на месте будущей площади появился сам Людовик XV.

  И лично указал место, где бы его благодарные подданные  хотели  видеть  памятник любимому королю и его коню.

  Памятник  был установлен в центре ещё недостроенной площади, причём в окружении скульптурных изображений четырёх Добродетелей.

  Через пару дней на шее коня обнаружили плакат с отзывами  подданных о новой скульптурной композиции.

  Благодарные парижане почтительно и положительно отозвались  о пьедестале,  коне  и Добродетелях.

  А  о своём короле отозвались не очень хорошо, можно даже сказать, плохо. Да ещё и в стихах.

  Тем временем под руководством автора проекта,  придворного архитектора Анжа Жака Габриэля, ещё целых восемь лет продолжалось строительство  совершенно необычной площади.

  Совершенно необычной в ней было то,  что с трёх сторон площадь должна была быть открытой.  И это в центре плотной  застройки! Тогда, правда, строительная площадка находилось за официальной чертой города.

  Первоначально площадь представляла собой окружённый рвом восьмиугольник, по углам которого стояли восемь аллегорических статуй – символов  главных  городов Франции.

  Зелёный ров вскоре облюбовали парижские дамы лёгкого поведения, чего даже французы  терпеть не захотели и "рабочий полигон" засыпали.

  Не хочу писать о том, что читатель может легко найти в интернете.

  Там же можно найти профессионально сделанные виды площади гораздо лучшего, чем на моих снимках, качества. Мне, как правило, приходилось снимать против солнца и при большом движении транспорта.

  С помощью своих фотографий хочу объяснить замысел архитектора Анжа Жака Габриэля, сына того самого Жака Габриэля, о котором я написал в репортаже "Мост Жака Габриэля и не только..."

  Фоном моего коллажа - иллюстрации служит снимок площади, сделанный при въезде на одноименный  с ней мост Конкорд со стороны бывшего Бурбонского Дворца (ныне – Национальное Собрание).

  Видно, что мост серьёзно загружен – автобусы закрывают вид на два примерно девяностометровых здания   с северной -  единственно застроенной стороны  площади.   

  Левое  здание -  Морское министерство, правое  -  отель де Крийон.  Вы знаете, что в те времена словом отель именовали парижские апартаменты знати.

  Справа от белого  автобуса виден, хотя и плохо, луксорский обелиск Рамзеса II, за ним – указанная выше застройка.

  Выше автобуса я поместил фото, на котором видны  углы Морского министерства и де Крийон.

  Здания разделяет Королевская улица – часть ансамбля Площади, которую завершает Церковь святой Марии Магдалины (Eglise de la Madeleine) - Церковь Мадлен. Её снимок я поместил в самом верху иллюстрации.

  Церковь Мадлен – северная "граница" архитектурного  ансамбля площади Конкорд. От Мадлен уходит и знаменитый бульвар Капуцинок.         

  Переведём взгляд на самый нижний снимок коллажа. На нём я снял южную "границу" площади - бывший Бурбонский Дворец (ныне – Национальное Собрание). Снимок  сделан тоже с моста Конкорд, только в противоположном направлении. Таким образом, и Сена, и мост  – тоже части ансамбля.

  Кстати, при строительстве  моста Конкорд использовались камни разрушенной Бастилии.  Снимок  самого моста, который я сделал с набережной Анатоля Франса, расположен справа от фото Бурбонского дворца.

  А под снимком моста читатель видит остатки одной из башен разрушенной Бастилии.

  Слева вверху виден  тот самый знаменитый  луксорский обелиск Рамзеса II, который я сфотографировал с минимального расстояния, при котором он ещё вмещается в кадр.

  Под снимком обелиска видно начало знаменитой аллеи-бульвара Елисейские Поля.

  Справа площадь граничит с Садом Тюильри, через который можно за несколько минут пройти к Лувру – как раз к новым стеклянным пирамидам входа.

  О площади Конкорд написано много и подробно.  Я хочу добавить, что, по-моему, идея  этой открытой площади пришла к  Анжу Жаку Габриэлю в те  времена, когда он вместе с отцом,   Жаком Габриэлем строил площадь Биржи в Бордо – самую большую площадь Франции. Надеюсь, дойдут руки написать и о ней. Площадь Конкорд – вторая после неё по величине.

  О том, что памятник Людовику XV во время Великой Французской революции был разрушен, вместо него  на площади – теперь уже Революции – была смонтирована гигантская гильотина, на которой в окружении ликующего народа были обезглавлены сначала монарх - король Людовик XVI, затем королева Мария-Антуанетта, а позднее — ярые революционеры  Дантон и Робеспьер  и ещё куча народа, включая  изобретателя, знают все. На иллюстрации к моему репортажу "Вилла баронессы" можно увидеть секретер Марии-Антуанетты, за которым она проплакала ночь перед казнью...

  В дальнейшем король Луи-Филипп  решил воздвигнуть на площади – теперь уже Согласия – нечто нейтральное, не связанное с кровавой историей Франции.

  Пригодился подарок  египетского правителя Мехмета Али французскому правительству -  луксорский обелиск Рамзеса II, который и  был установлен в центре площади Согласия 25 октября 1836 года.

  Если читатель увеличит мой снимок обелиска, он увидит древнеегипетскую роспись на самом обелиске и рисунки, иллюстрирующие доставку 23-метрового 250-тонного столба из Египта во Францию, на его постаменте. Оригинальный постамент с изображенными на нём в полный рост бабуинами признали недостаточно нравственным и отправили в Лувр.

  Подобные обелиски («иглы Клеопатры») установлены ещё в нескольких городах, например, в Лондоне и Нью-Йорке. Позолоченное бронзовое покрытие верха обелиска (взамен украденного более тысячи лет назад) появилось в 1998 году.

  Вот что, как мне кажется, желательно знать перед прогулкой по площади Согласия.

  А в конце этих заметок ещё небольшой исторический экскурс.

  Когда я готовил другой репортаж о Париже, неожиданно наткнулся на очень редкие сейчас фотографии, сделанные  неким Зукком - фотографом профашистского журнала времён оккупации.

  На этих фотографиях мы видим совсем не ту "сражающуюся Францию", к образу которой были приучены с детства.

  На них видим полное взаимопонимание и сотрудничество французов с оккупантами. Не зря нынешние власти французской столицы разрешили выставить их только один раз!

  Об этом напишу в другом репортаже.

  А здесь я разместил на своей иллюстрации только одну из этих фотографий – немецкий солдат и француженка на площади согласия.

  Кстати,  в зданиях Морского министерства и отеля де Крийон располагался штаб гитлеровской армии и жило высшее германское офицерство .

  Но, ещё раз, об этом в другом репортаже.