Притча о двух учителях

Иван Озаров
Однажды ученик спросил учителя:

- Как может человек, производящий впечатление неуверенного, к тому же, весь такой хилый, робкий, быть незаурядной, интересной, даже сильной личностью?

Учитель некоторое время молча смотрел на него, потом в указующем жесте протянул руку.

- Посмотри на эту травинку, - произнес он. - Что тебе может сказать ее вид? Она всего лишь одна из травинок, растущих на этом лугу. Так и с человеком. Не смотри на внешность, старайся разглядеть, что у человека внутри. А это особенно не просто с тем, кто больше всех знает. Во-первых, такой человек больше всего подвергаем гонениям, во-вторых, чем больше человек знает, тем больше сомневается.

Они подошли к дереву, часть которого была обожжена, одна большая ветка была переломлена, и само дерево росло не прямо ввысь, а несколько под углом к земной поверхности.

- Видишь это дерево? - сказал учитель. - Так и у людей: ты не знаешь что пришлось вытерпеть тому или иному человеку. Поэтому, опять же, не суди так скоро, будь внимателен.

- Почему ты спросил? - некоторое время спустя спросил учитель.

- В нашем селе появился человек... Выглядит он как нищий. Некоторые говорят, что он просветленный мудрец, но их немного, остальные склонны считать, что это обычный бродяга, который решил вымолить себе на пропитание больше, пуская слухи о своей мудрости. - Учитель пристально взглянул на говорившего.

- В тоне твоего  вопроса я расслышал сомнение, - сказал он. - Ты, верно, бы хотел разглядеть в нем того, кем он является, но боишься, что тебя после этого заклюет большинство?..

Ученик опустил голову.

- Да, учитель.

- С того момента, как ты встретил его, я тебе уже не учитель. Им теперь будет он. Да, пошли, кстати, к нему. Я хочу его увидеть.

Увидев человека, о котором говорил ему ученик, учитель радостно приветствовал его как старого знакомого. И тот также ему несказанно обрадовался, - и разговор повел, и стал держаться совсем не так, как обычно - в осанке и жестах его появилась и твердость, и спокойствие, какая может быть только у почтенного, уважаемого, умного человека.

Когда распросы и прочие детали разговора, сопутствующие встрече после долгой разлуки, были рассказаны и обговорены, старые друзья некоторое время сидели молча, потом принявший у себя нежданного гостя вздохнул и негромко произнес:

- Время, мой друг, ужасная вещь. Ты понимаешь, что я не о старости? Хотя это тоже немаловажно... Таких, как нас, тут очень мало.

Его товарищ понимающе кивнул и также тихо ответил:

- Вот и встретились - два старых прожженных дуба...