Привыкли ветры к парусам

Слава Орлов
Привыкли ветры к парусам
Один из самых больших парусников мира - четырех мачтовый барк "Крузенштерн" на Кронштадтском морском завода готовится к новым морским странствиям.
XXX
Казалось он ужа набегался на своем веку по просторам  океанов. Его тридцать один парус  испытал на себе и коварные ветры Атлантики, и ревущие сороковые широты, и загадки Бермудского треугольника. Только за последние восемь лет   после предыдущего ремонта парусник оставил за кормой сто пятьдесят тысяч миль - путь длиной в несколько кругосветных плаваний. Его встречали маяки портов всех континентов, кроме Антарктиды - Венеции, Пирая, Касабланки, Нью-Йорка, Амстердама ...
С 1926, года когда впервые коснулась 114-штрового металлического корпуса барка морская волна, был он  и "грузовиком", и океанографическим судном, и учебным парусником высших морских и средних мореходных училищ. Более шести тысяч курсантов познали нелегкую морскую науку парусника. И вот в мае 1981 года он бросил якоря на рейде Кронштадта, чтобы вскоре подойти к причалу морского завода для обновления.
Низкое зимнее солнце холодно отражалось в иллюминаторе каюты от замерзшей акватории завода. "Приходилось зимовать во льдах?" - спросил я капитана "Крузенштерна"  Геннадия Васильевича Коломенского. "Мы зимуем в море. От зимы парусник уходит в плавание, - ответил капитан. - А сейчас готовим его к новым рейсам". В нашу беседу ненавязчиво вмешивался стук, еле слышный. Оказалось, рядом в штурманской рубке трудились судовые столяры с завода. Работы им хватало. Нужно полностью заменить всю "мебель" судна  в рубках, каютах и  кубриках. "Таких умельцев еще поискать надо, - говорит капитан. - Отлично знают свое ремесло. Нигде, как на Кронштадтском морзаводе, я еще не видел лучше судовых специалистов по дереву".
Николай Михайлович Малышев, с 1945 года столярничает, не один уже парусник, не говоря о других кораблях, ходит по морям с деревянной "начинкой", вышедшей из-под его рук. Алексею Тимофееву всего девятнадцать, Юрий Иванов постарше, все из одной бригады. Заказ ответственный: барк - судно не рядовое и заводчане выполняют свою работу с учетом пожеланий моряков. Ужа готов новый комплект парусов - кронштадтская мастерская сшила "Крузенштерну" из льняной парусины главный его двигатель площадью три с половиной  тысячи квадратных метров. Забота механиков - две машины по восемьсот лошадиных сил, благодаря которым паруснику не страшен штиль. Барк пользуется ими только в исключительных случаях, его стихия - свежий ветер. Шестнадцать узлов развивает судно под парусами, дизеля же "дают" не больше десяти.
Петровский док Кронштадта, построенный еще Петром I, встретил "Крузенштерн" как старого приятеля. Скольким фрегатам, стругам, другим парусникам флота российского он подарил вторую жизнь, никто не подсчитывал. В нем сейчас, в восьмидесятых годах XX века, снова ремонтировалась арматура устройство рулевого механизма, гребные винты, зачищался корпус парусника.  Кронштадтцы три года назад обновили барк "Седов", который в эти дни тшчцит-к-на птщтголл к .Черному морю, чтобы затем с курсантами на борту отправится в очередное учебное плавание. Для "Крузенштерна" доковые работы закончены. Впереди - монтаж дизелей, настил новой палубы.
- После обновления мы должны получить класс регистра,- говорит капитан.  - Наш барк имеет    неограниченный район плавания, поэтому недавно кронштадтцы смонтировали уже современное радио- и навигационное обору¬дование: новую радиолокационную станцию, приборы средней, дальней радионавигации, предстоит оснащение нас и спутниковой радионавигацией.
Представил себе, как старший боцман парусника Эдистон Григорьевич Ковалев скоро будет вновь отдавать команды:  «...Приготовиться к большой приборке...  Палубу драить с песком торцами  и голяками... Подраить медь, резину промелить, палубу скатить и пролопатить!" Как сотни лет назад. Однако это день сегодняшний и вновь в следующем году курсанты и экипаж парусника услышит команду: «Паруса ставить!». И побегут по вантам матросы, хотя штурма и будет определять положение судна при помощи космического спутника.
     Барк - судно учебное. И еще говорят про него - он прокладывает курс мира и дружбы. Громадный интерес вызывает в иностранных портах парусник - небольшая территория Страны Советов. Только в Амстердаме, сказал капитан, за  четыре дня его посетило шестнадцать тысяч человек.
Четырежды за   недавнее десятилетие принимал «Крузенштерн» в международных гонках парусных судов. На очереди -  фестиваль парусного флота мира. В марте следующего года под эгидой международной ассоциации учебных парусных судов состоится "марафон» через Атлантику, приуроченный к 450-летию канадского города Квебека. Получил приглашение и "Крузенштерн". Геннадий Васильевич Коломенский показал канадскую газету с рубрикой "Квебен-84", из которой узнали: готовы принять участие -в броске из Европы в Северную Америку трехмачтовые барки "Горх Фок" (ФРГ)» "Игл" (США), "Симон Боливар" (Венесуэла), "Газела Примера" (США) - парусник постройки 1883 года... Поэтому и спешит капитан с помощью кронштадтцев завершить модернизацию корабля.
Капитан "Крузенштерна" - мастер спорта по парусному спорту. Спортивное состязание не самоцель, поясняет коренной кронштадтец Коломенский, советский парусник несет правду о нашей стране, в портах стоянок курсанты учебных заведений Министерства рыбного хозяйства, становятся гидами-переводчиками, а судно - своеобразной передвижной выставкой, рассказывающей при   помощи фотографий; книг о Советском Союзе, о его миролюбивой политике
... На пароме я покидал Кронштадт, и смотрел как удалялись от меня 12-метровые, "закованные" в леса, мачты парусника имени адмирала Ивана Федоровича Крузенштерна», моряка, ученого, который в чине капитана-лейтенанта командовал кораблем "Надежда" и вместе с капитаном "Невы" Ю.Ф. Дисянским совершил в 1803-1806 годах первое кругосветное плавание среди русских моряков. Вспомнились слова, произнесенные недавно капитаном четырехмачтового барка: «Привыкли ветры к парусам.  Все  верно, также как и то, что  моряки не могут жить без парусов.
1984 г.
Вячеслав ОРЛОВ