И будьте мне здоровы!

Сербей
 Здоровье, как воздух,  его замечаешь, когда оно заканчивается. Вот живет здоровый человек и не понимает  счастья своего, ворчит, вечно чем-то недоволен. Зато умирает быстро и рано, если не уделяет себе, любимому, достаточно внимания. Примеров тому есть.

 Мой сослуживец Юрий, не обращая внимания на тупую боль в сердце, поехал-таки на охоту, сил побродить  по окрестностям не  хватило, а заяц подошел к самой машине и был убит в упор выстрелом из двустволки.  Дома он не стал откладывать зайца в долгий ящик, разделал его, тепленького на балконе и только после этого прилег на диван и сам сыграл в ящик. Было это  14 лет назад.  Другой, молодой военный пенсионер Володя, после «вчерашнего», да еще в  жаркий день, принялся убирать корни травы на огороде после  вспашки  трактором.  На инсульт  не обратил внимания, привык надеяться на природное здоровье, сел в тенек под  забором и сидел там, пока не умер… Это четыре года назад.

 Другое дело люди, привыкшие сражаться за свое здоровье с детства. Они закаляются, борясь с простудами, бегают трусцой, укрепляя сердце, стараются соблюдать диету. Но все равно приходится обращаться за советом к медикам. Но вот, что удивительно, попав, наконец, на прием к врачу – люди прекращают борьбу и сдаются на милость судьбы.

 За примером далеко ходить не стану.  Приехав очередной раз в Винницу, я обратил внимание на то, что моя районная поликлиника вдруг стала  «диагностическим центром», что в принципе и не плохо.  Но вот однажды, гуляя скалистыми берегами реки Южный  Буг, я перетрудил сустав на ноге, и старая травма, полученная на учениях 35 лет назад, дала о себе знать. Решил посетить центр.

 На двух больших мемориальных досках написано, что этот центр совершенно бесплатно снабдил оборудованием фонд Петра Порошенко, и что новейшие медицинские приборы предоставило правительство Израиля, причем в дар. Но я не так наивен, что бы подумать, что получить доступ ко всему этому бесплатному можно без денег.  Регистратура порадовала своей открытостью: никаких там окошек за перегородкой и строгих дам в халатах с очками на кончике носа, формирующих красноречивый взгляд «поверх очков. Просто стол, за ним симпатичная молодая женщина.

 Спрашиваю, как мне попасть на прием к хирургу?  Милая девушка отвечает, что очень просто, записаться заранее и заплатить в кассу 51 гривну.
- Хорошо, - соглашаюсь я. -  Записывайте. И даю номер телефона.
- По какому вопросу? – спрашивает девушка.
- Нога болит, ходить не могу, старая травма.
- Так это Вам надо к травматологу, а не к хирургу. Сейчас запишу.
- Записывайте, хотя какая разница?
- Э-э-э… Вы знаете, он недавно в отпуск ушел, причем на весь срок.  Так что приходите через месяц, в середине сентября, и я запишу Вас на прием. Да, можно и по телефону…

 Ну, я то знаю, что мне делать. Нужно пройти курс лазеротерапии, походить три месяца в тугой повязке. Так уже было, так будет. Однажды так прихватило, что хотел по этой причине уволиться из армии, но такой болезни, как «не могу ходить от боли» в списке не оказалось. Пришлось искать выход, а вместо пеших передвижений ездить на велосипеде на занятия на полигон. Перепробовал все, помог лазер. Ну и беречься надо.

 Вспомнилось, что произошло в этой же больничке  в 1975 году с моим отцом. Лето выдалось холодным, отец  поработал на сквозняке и образовался у него на животе чирий.  В больнице воспаление  вскрыли, почистили, заклеили пластырем и отпустили домой.

 Через неделю в город пришла июльская жара, а у отца поднялась температура – 38. Он, естественно, в больничку. Но это был выходной день и дежурный врач отправила его в дежурную больницу, где-то на старом городе.  Не зная, как туда добраться,  путая автобусы, таки добрался.  Там сказали, что он «не из ихнего района» и пусть едет в свою больницу и берет направление к ним…

 Назавтра оказалось, что терапевта нет и его отправили уже в третью больницу. На следующий день он приехал туда, температура была уже 39, его осмотрели, сказали, что это грипп и прописали чай с медом и постельный режим плюс витамины.

 На пятый день, уже с температурой под 40 он опять поплелся в свою родную больницу, где ему посоветовали постельный режим и не волноваться, после чего он потерял сознание прямо в кабинете врача.

 Очнулся бедолага через два дня в незнакомой комнате по причине  того, что сильно хотелось курить. Одежда была  в шкафчике, он оделся.  В комнате было две двери, одна из них вела прямо на улицу. Он вышел на крыльцо, закурил с наслаждением, присел, греясь в лучах солнышка.  Тут к нему подошла медсестра и спросила, не видел ли он, куда унесли труп. Тот трупа не видел.  А вокруг все забегали – из реанимации пропал  больной, а трупа в морге, он как раз рядом, нет…

 Потом ему сделали замечание за курение, спросили, что он тут делает, и тут все выяснилось.

 Оказывается, после того, как отец потерял сознание в кабинете врача, его таки обследовали, взяли анализ крови и обнаружили общее заражение крови, сепсис то есть. В процессе лечения практически всю кровь заменили. Больше двух суток он был без сознания, находясь в реанимации, откуда и вышел на улицу покурить, едва держась на ногах. Приехав домой в отпуск, я увидел его, исхудавшего и изможденного.

 Отец, будучи молодым 18-летним  пацаном, успел таки повоевать во Вторую мировую. Когда  от его полка, только что сформированного, в первом же бою с немцами, прорвавшемуся глубоко в оборону противника, осталось в живых только три человека, он всю ночь полз к своим три километра, будучи раненным в ногу, в спину, и дважды в грудь. Там было ясно, где враги и где свои и был выбор, выживать изо всех сил, или  сдаться и ждать помощи. 

 А потом, меньше, чем через полгода, ему пришлось выжить в условиях тяжелейшего  пешего перехода  из  степей Монголии в Манчжурию, когда от дизентерии и просто от голода и слабости  в переходе погибли три четверти личного состава, и дошли они, когда война с Японией уже закончилась. Не сдавался и потом, когда зимой, в степи, в вырытых в земле ямках, они ждали отправки на родину.

 А тут не было видимых врагов, и он не знал с кем и что сражаться, а душу переполнило огромное чувство обиды…

 А вот еще пример.  В феврале 2001 года мать прислала письмо, в котором написала: «Приезжай, надо попрощаться».

 Я как раз в это время уволился из армии по возрасту (армию сокращали и увольняли всех подряд, несмотря на заключенные контракты). Но я уволился сам и контактов не подписывал. И дали мне выходное небольшое пособие.  Купил я себе новый свитер теплый, надел легкую демисезонную куртку и поехал.

 Матери, в ее 73 года поставили диагноз «рак матки» по анализу выделений и предложили лечь на операцию.  А у нее были давние друзья, семья врачей.  И вот, надев самый лучший костюм,  и все имеющееся в наличии золото – цепочку с кулоном, сережки и кольцо, в сопровождении двух врачей, она прибыла в онкологию что на Вишенке, что бы устроиться "по блату" как говорили в советские времена.  Но только видя такую роскошную даму, врач согласился  ее лечить при условии, что она заплатит ему 300 долларов.

 Ко мне мама не обратилась, а из родственников только племянница – пенсионерка, в долг под такой случай никто не дал…

 Прошел месяц и она опять пришла на прием, но без денег. Врач ей сказал, что мол не волнуйтесь за деньги, что надо было раньше, а теперь метастазы уже проросли в кишечник и операция уже бесполезна.  Вот мать и написала мне.

 Прихожу в  регистратуру и говорю, что хочу встретиться с лечащим врачом по поводу выяснения диагноза, его прогнозов, сколько ей жить осталось. Там любезно согласились помочь и, сославшись на занятость, попросили самому сходить за карточкой на третий этаж. 

 Спускаюсь вниз по ступеням, читаю.  Слово cancer    я знаю, но там написано просто по-русски «рак матки» причем первой степени. При этом, как я знаю, заболевание излечимо в 95 процентах случаев путем операции по ее удалению.

 Было там еще несколько записей, а затем крупно, наискосок карточки  «ОТ ДАЛЬНЕЙШЕГО ЛЕЧЕНИЯ ОТКАЗАЛАСЬ» и подпись якобы больной. Подделывая подпись, они даже не удосужились получить образец.

 От такого у меня волосы на голове зашевелились, стою, адреналин хлынул в кровь, как у настоящего воина.  И тут подходит  ко мне врач в белом халате и говорит, мол, кто это вам дал карточку на руки, ну ка быстро отдайте.  Я ответил, что с этим лечением еще разобраться надо.  Он стал пугать милицией. Я сказал, что пусть вызывают заодно и консула, ибо я иностранец и со мной фокусы с милицией не пройдут. Но тут на меня набросились еще двое в халатах, я смял карточку в кулак, прижал к животу и метался по лестничной площадке, сбрасывая висящих на мне бандерлогов., Навыки, приобретенные в процессе занятий борьбой,  в юности, оказались не забытыми. Но их было больше, и это была  их территория.

 И тут я вспоминаю о науке «киай», а мой голос, закаленный годами проведенных занятий на свежем воздухе, прозвучал в больничных коридорах, как  Иерихонская труба,  враги оказались на полу, нас окружила толпа.  Прибыл главврач больницы и дальнейшая беседа  продолжилась у него в кабинете.  Я предложил обратиться в прокуратуру, а мать отвезти и прооперировать  в Белоруссии.   Главврач больницы предложил альтернативу – он будет лечащим врачом и лично проведет операцию, а я не буду раздувать скандал…

 Операция прошла успешно и мать прожила еще 10 лет.

 Бороться за себя никогда не поздно, надо только проявить бдительность и не надеяться на случай.

 Вот обратный пример. Стоматолог обнаружил у меня кисту в кости челюсти и посоветовал срочно провести операцию в столичной клинике.  Я решил проконсультироваться с  замечательным врачом,  полковником, начальником отделения челюстно-лицевой хирургии,  с  афганским опытом,и с которым мы были в давних приятельских отношениях и я доверял ему как хирургу.

 Итак, я лег в военный госпиталь. Нашему отделению отводился один операционный день  в неделю в кардиологии.  Но в назначенный день мой врач появился  в портупее, с  кобурой на боку, его неожиданно поставили на дежурство, а операция уже назначена.

 Но я же знал, что его зам, подполковник каждое утро начинает с полстакана спирта, что он никудышный врач. Знал и то, что силком меня никто на операционный стол не положит. Но, видимо, из-за семейных неурядиц я несколько перестал бороться за жизнь…

 Примечательно, что перед операцией под общим наркозом мне даже не сделали электрокардиограмму, и когда хирург пожаловался на обилие крови, анестезиолог ввел мне сосудосуживающее средство, а после этого последовала остановка сердца.

 Очнулся я под капельницей через 14 часов после начала операции, в палате.  Голова представляла собой раздутый шар, рот был порван и зашит, язык онемел от пережатия языкодержателем и еще наполовину перерезан поперек, треснуто два ребра, а операция проведена только наполовину.
Речь восстановилась только через два месяца, отравленные почки я лечил еще год, а в медицинской книге было написано, что операция проведена в полном объеме и пациент выписан в хорошем состоянии.

 Да я и не пытался ничего доказывать, сам дурак.  А мой замечательный врач, который меня оперировал, и прожил не долго – умер сам.

 Теперь у меня личный лечащий врач, личный мануальный  терапевт.  Разумеется, все платно, отношения с моими врачами дружеские, я могу и поспорить – пусть мне обоснуют диагноз! Но главное – я им доверяю. 

 Что бы лечиться – нужны деньги, что бы их зарабатывать  - нужно здоровье. А еще нужна голова на плечах, что бы найти хорошего и честного врача, специалиста.  Если захотеть – всегда можно найти такого, а бесплатная медицина  - это мне напоминает сыр в мышеловке…

 Главное не забывать, что война и разруха происходит в наших умах, а жизнь во всех ее отношениях есть борьба за жизнь, что по сути и заложено в нас самой природой, а мы игнорируем это посредством наших  сложных умозаключений.

 И будьте мне здоровы!