Глава 20

Денис Романюк
Костя доходил до колледжа, в одной из аудиторий которого молодые люди ждали его лекции. Телефонный звонок. Мобильный телефон Константина теперь не переставал звонить и звонить. Если проходило два, или даже один час без телефонного звонка это было уже странно. На этот раз звонил Никита:

- Привет Костя, так что делаем? Ты читал подготовленное ежемесячное издания? – Спросил быстро Никита, он так и остался главным по печатанью, но теперь в общества была своя личная топография, которой и заведовал Никита.

- Да, я читал, в принципе мне нравиться, можно печатать, – сообщил Костя.

- Значит, ничего не изменяем, и в печать, да? -  Переспросил Никита.

- Да, давай таким же тиражом как в прошлый месяц, – распорядился Константин, и попрощался с другом.

Костя вошёл в аудиторию. Молча дошел до учительского стола, который располагался прямо от двери. Поднял глаза, оглянув присутствующих подростков не больше студенческого возраста. Парты были одноместные. Константин сменил свой строгий вид, немного улыбнувшись.

- Здравствуйте, сегодня мы должны начать изучать один из моих любимых предметов, - начал вступительную речь Константин, - это логика.
Кто-то на середине саркастично фыркнул.

- Роман, вы же конечно, знаете что такое логика, не так ли? – Обратился Костя к саркастичному подростку, - прошу поведать это знание и нам. Упомянутый Роман встал, и сбивчиво начал говорить, - ну логика…, это когда человек правильно думает…, типа у него логическое мышления.

- Спасибо, за ваше мнение, садитесь, - поблагодарил Константин Рому за ответ, - действительно логично думать в некоторой степени это означает думать правильно. Но существуют люди, которые считают и по-другому. Такие люди считают, что достичь истинного знания не возможно только посредством логики. О них мы пока говорить не будем. Логика как наука, прежде всего, предназначена для установления истинных утверждений посредством установления законов мышления. Она занимается тем, что облекает наши разнообразные мысли в форму или систему. Причем таких форм, систем или правил, не много, мысли же основываясь на этих правилах безграничные в своем разнообразии.

- Помните, когда мы изучали вводный курс в философию, мы узнали о такой категории как «форма и содержания», - Константин дождался утвердительных кивков со стороны аудитории и продолжил, - так вот,  важно понимать, что логика на отмену от философии занимается формами мыслей, а не их содержанием. Логику интересует, прежде всего, не то, что мы мыслим, а то, как мы мыслим. Давайте это, пожалуй, запишем. – Константин повторил последние два предложения, затем продолжил, - понятно что, форма суждения очень связана с ее содержанием, рассуждать о содержании суждения нельзя без ее правильной формы потому нельзя рассматривать философию без логики. Потому ваш сарказм, Роман, в начале лекции, я считаю не уместным, - Константин улыбнулся, заканчивая вступительную часть.

- Так, теперь немного попишем. Потом разберемся в написанном, если в этом будет необходимость, – проговорил Константин, и начал диктовать следующие слова, - любое рациональное познания, состоит из таких элементов:

1. Понятие – это форма мышления, которая обозначает какой-либо объект или его свойство. Примеры понятий: карандаш, растение, небесное тело, химический элемент, мужество, глупость, тетрадь и т.д. Первый раз определение «понятию» дал известный киник Антисфен, оно звучало так:  «Понятие – это то, что раскрывает, что есть или чем бывает тот или иной предмет»

2. Суждение – это форма мышления, которая состоит из понятий, связанных между собой, и что-либо утверждает или отрицает. Примеры суждений: «Все планеты являются небесными телами», «Некоторые студенты – это двоечники», «Все треугольники не являются квадратами».

3. Умозаключение – это форма мышления, в которой из двух или нескольких исходных суждений (посылок) вытекает новое суждение (вывод).
Константин закончил диктовать, и сообщил аудитории - записанные вами элементы, и будут первыми тремя разделами нашего курса логики, - сделав паузу, он с энтузиазмом продолжил, – Итак «ПОНЯТИЕ». Важно понимать, что понятие определяется содержанием и объемом.

Содержание понятия – это признак, нет, это скорее - признаки понятия.  К примеру, возьмем простое понятия «человек», в это понятие входит только один важный признак, имея который мы можем угадать это понятия, этот признак «наличие сознания». Если мы возьмем понятия «женщина», то придется взять два признака: «наличия разума» и «принадлежность к определенному полу», Можно взять еще больше по содержанию понятия, например «украинская девушка», в распоряжении которого будут целых четыре признака: «наличия разума», «принадлежность к определенному полу» «определенный возраст» и «принадлежность к определенной национальности»

Объем понятия – это количество объектов, которые входят в это понятия. Например, объем понятия «человек» намного больше, чем объем понятия «девушка». А объем понятия девушка больше чем объем понятия «украинская девушка».

Связь между объемом и содержанием понятия - обратно пропорциональная, чем больше объем, тем меньше содержание, и чем больше содержания, тем меньше, соответственно, объем. Например: возьмем понятие «человек» его содержание только один признак «наличия разума», но объем его велик, ведь он включает в себя всех людей на земле. А теперь берем понятия «украинская девушка», содержания этого понятия складывается, как мы уже разбирали, с четырех признаков, но объем будет меньше, так как это понятия включает в себя только людей женского пола, которые живут в Украине и являются еще девушками….

Более часа шла его лекция. В конце он вспомнил несколько интересных логических задач, которые задал аудитории, чем ее немного и оживил. Косте нравилось преподавать, в эти минуты он отдыхал и в то же время отдавался полностью. На своих лекциях он редко думал о чем-то плохом. Когда Костя вышел из аудитории, ему позвонила Элизабет.

- Привет, занят? – Прозвучал вопрос Лизы, после того как Костя взял телефон.

- Та, так…, пока не очень, провел лекцию по логике. Сейчас иду в офис, надо посмотреть какие там новости, – деловитым тоном говорил Магистр.

- Ясно, когда мы соберемся? Я хочу кое-что вам сообщить.

- Давай на следующей неделе, просто сейчас конец месяца. Мы все готовим отчеты. Некогда вырваться, – пожаловался немного Константин, и попрощался с подругой.

Они теперь были в хороших дружеских отношениях. Время от времени они встречались, проводили время. Константин иногда помогал ей в разных вопросах. Лиза, тем не менее, продолжала встречаться с тем же парнем. Костя видел, что ее вроде бы все устраивает, и не хотел ей пока мешать. «Еще придет мое время», думал Костя, успокаивая себя. Он был очень занят, хотя всегда вспоминал о ней, как только его голова освобождалась от других мыслей.