Ч. 38 На войне подслушивать полезно

Владимир Врубель
Предыдущая страница  http://www.proza.ru/2014/08/17/1889

Топить беспощадно

Часть 38. На войне подслушивать  полезно

Одним из важнейших военных новшеств, применённых в борьбе с подводными лодками,
оказались шумопеленгаторы, их ещё называли сонары, гидролокаторы, гидрофоны. Это устройство, в котором используются излучаемые и отражённые звуковые волны для обнаружения и определения местоположения объекта под водой, а также для измерения расстояния под водой.

По законам отечественного исторического жанра дальше следовало бы написать, что первый гидролокатор изобрёл какой-нибудь крестьянин или дьячок, ловивший рыбу на берегу пруда, вроде того дьяка, что летал с колокольни и стал первым авиатором, но мне лень копаться в сказках. Проще, оказалось, выяснить, что подтолкнул других изобретателей гидроакустических устройств физик Даниэль Колладен, который работал в лабораториях Ампера и Фурье.

В 1822 году он использовал подводный колокол на Женевском озере для определения скорости распространения звука под водой. Гидрофоны стали активно разрабатываться с 1880-х годов. В 1905 году компания «Submarine Signal Company» установила подводные колокола у плавучих маяков главных гаваней Соединённых Штатов, Великобритании, Канады и Германии.

Каждый колокол посылал свой индивидуальный сигнал, который принимали на океанских лайнерах гидрофоны, разработанные «Submarine Signal Company». Поэтому даже в густом тумане капитан мог быть уверенным, что он не перепутал порт в Канаде с портом в Германии.

Во время первой мировой войны такой сигнал тоже помогал лайнерам в условиях плохой видимости. В 1905 году Льюис Никсон изобрёл первый гидроакустический  аппарат для опознавания айсбергов.  Кстати, этот же самый инженер, изобретатель и предприниматель, построил перед первой мировой войной десять торпедных катеров для России.

Первые успехи подводных лодок в 1914 году заставили умные головы задуматься над обнаружением противника, скрытого толщей воды. Вот тогда и вспомнили о гидрофонах. В Англии осенью 1914 года на экспериментальной станции ВМС в Хокрей стал проводить эксперименты с гидрофонами капитан 1 ранга Райан.

Сначала он работал над гидроакустическим контролем минных полей с береговых станций. К концу войны на побережье Англии было восемнадцать станций контроля минных заграждений. К концу войны Райан разработал буксируемый гидрофон для одиночного корабля.

Первое устройство сонарного типа для обнаружения подводных лодок создал в 1915 году французский физик Поль Ланжевен. Он назвал его «эхолокатором для поиска подводных лодок». В этом устройстве Ланжевен использовал пьезоэлектрические свойства кварца. Но пока занимались освоением промышленных образцов, война уже подошла к концу.

Первые гидроакустические приборы были пассивного типа и очень несовершенны. Ошибка в определении направления могла составить 180 градусов. Другим недостатком было то, что для прослушивания подводной лодки требовалось заглушить свой собственный двигатель и прекратить шумы на корабле.

 Благодаря упорной работе конструкторов и инженеров, удалось избавиться от ошибки при определении направления движения подводной лодки, а, вот, работу двигателя по-прежнему приходилось останавливать.

Тем не менее, в 1918 году во время 255 атак подводных лодок противолодочными кораблями в 54 случаях какую-то роль сыграли гидрофоны. Можно с уверенностью утверждать, что всего две подводные лодки удалось потопить, используя гидроакустические приборы.

Подводная лодка UC-49 под командой обер-лейтенанта Ганса Кюкентала, опытного подводника, награждённого двумя Железными крестами, была обнаружена эсминцем «Опоссум» в подводном положении с помощью гидрофона.

Англичане сбросили глубинные бомбы, и по всплывшим обломкам и масляному пятну на воде поняли, что не напрасно. Погиб весь экипаж UC-49 , тридцать один человек. Это случилось недалеко от мыса Старт Поинт на побережье Англии.

18 сентября 1918 года из Зеебрюгге вышла в поход под командованием обер-лейтенанта Рейнгольда Томсена подводная лодка UB-115. 29-го сентября её обнаружил по масляному пятну британский разведывательный самолёт R-29. Он вызвал противолодочные силы в составе вооружённого траулера и двух эсминцев. Они с помощью гидрофонов установили местонахождение лодки и старательно отбомбили глубинными бомбами это место.

Никто из 39 человек экипажа подводной лодки не спасся. Не так давно англичане обследовали это место. Оказалось, что лодка развалилась на две части, покрытые сейчас мягкими кораллами и лёгкой золой и пеплом от электростанции на берегу. Прочитал об этом и сразу вспомнил слова старинной песни: «…у них прорастают кораллы меж пальцев раскинутых рук».

Продолжение http://www.proza.ru/2014/08/31/2003