Куда мы идем? Вопросы

Михаил Бородкин
Книга: Размышления в пустынной стране (Отрывок из главы «Мысли в тупике»)
Язык:  Греческий
Автор: Константинос Папаниколау

(на фото: афинский наркоман колется)

За десятки лет моей журналисткой карьеры, все, мои друзья, знакомые и просто растерянные неизвестные мне люди, спрашивали меня только об одном: «Куда мы идем? Почему наше общество так низко пало? Куда приведут нас проблемы молодежи? Что будет со всеми этими наркотиками, развалом и развратом власти, неустроенной экономикой…?»

И всегда, независимо от того, длились ли долго наши дебаты, или прерывались какими-то второстепенными вопросами, мы всегда оказывались в тупике. Нет решения. Кризис глубок, и ни у никого из нас нет сил вмешаться и что-то исправить. «Так или иначе, - говорим мы себе, - все мы в одной лодке. Устроимся сами, и устроим свои семьи, а там глядишь – потихоньку-помаленьку, и завтра будет новый день…».

Но разве все так? Мы действительно беспомощны или просто нам удобно быть равнодушными? Мы и правда бьемся за «светлое завтра» или просто ищем легкую избитую тему, чтобы поболтать и убить время, пока кривая дорожка не выведет нас на что-то более важное, как, например, заработок «умных денег», покупка новой желанной вещицы, или «пристройства» ребенка на теплое местечко, хотя сам ребенок уже третий год к ряду сидит дома без работы, и, разумеется, даже не собирается ее искать, и, опять же – «просто» – хочет устроиться в этой жизни поудобнее, а не торчать в ненавистной конторе с десяти до шести.

Реальность(1) есть следствие наших намерений.

Если за эти годы я бы обсуждал эти проблемы «по-настоящему», с действительно серьезными и умными собеседниками, чисто статистически я должен был бы прийти к одному открытию.

Нет, я не имею ввиду открытие начала всех начал и даже ни абсолютное решение, но кое-что другое, что позволило бы мне дифференцировать проблему, и привело бы меня и моих уважаемых собеседников к качественно иным результатам.

Тот факт, что мы до сих пор не пришли ни к каким объективно адекватным (даже в минимальной степени) решениям говорит о том, что мы ошиблись в части определения болезни. Мы ошиблись с диагнозом.

И не задавайтесь, пожалуйста, риторическим вопросом в духе «разве все перечисленные проблемы могут быть когда-нибудь разрешены?»

Они могут быть разрешены. Просто потому, что мы не можем признавать и принимать науку только тогда, когда нам это удобно, а когда - нет, то отрицать ее или включать «алгоритм страуса».

Статистика, которая, как известно, является одним из направлений математики, уверяет нас, что нет вероятности, чтобы все человечество искало бы веками ответы на свои вопросы, и не нашло бы ни одного здравого решения.

Но вот специалисты-психоаналитики говорят нам, что наши проблемы суть наши производные. Мы знаем об этом, и, тем не менее, размеренно и неумолимо закапываем в нашем подсознании как процесс формирования проблем, так и их, проблем, развитие в отношении нас.

Легко – говорят ученые – мы бы легко поставили правильные диагнозы, если б не боялись столкнуться с условиями, в которых эти проблемы появились, а то так, чего доброго, мы «впадем» в ревизию ценностей, устоев и так тщательно оберегаемого нами «modus vivendi»(2). При всем при этом, несмотря на очевидный тупик, с манией одержимого мы стремимся пройти наш путь до конца.

Где мы «зависли»? Где этот путь к избавлению? Что нас постоянно путает, да так, что мы вынуждены бегать за нашей собственной тенью по кругу, наивно полагая, что жизнь улучшается и счастье не за горами? ..


1. Автор использует слово «apotelesma» (результат), но «реальность», как мне кажется, здесь будет звучать сильнее. 
2. modus vivendi (лат.) – образ жизни


*****************

Об авторе: Константинос Папаниколау является Архимандритом Православной Церкви (Константинопольский Патриархат), и, вместе с тем, много лет трудился на попроще журналистики.

Окончил Афинский Государственный Университет, после чего продолжил учебу в Лондоне. Профессиональный журналист с 1973 г., является членом Союза Журналистов Греции, а также многочисленных международных журналистских объединений и союзов. Несколько лет работал репортером при Европейском Парламенте в Страсбурге, занимал пост генерального директора радиокомпании Antenna F.M. (1991/97), а также является профессором Афинского Университета с 1987 г.

Клирик с 1996 г., на добровольных началах трудился в многочисленных проектах, в том числе, сотрудничает с журналом «Prosvasi» («Доступ»), а также входит в состав комиссии, курирующей вопросы церковных СМИ в Греции.