Бледные

Александр Вигер
И в наше серое, вялое и бездейственное время есть люди, подобные Игорю. Пока большая часть его сверстников отлынивает от какой-либо деятельности, он ищет всевозможные способы самореализации. И учёба, и спорт, и работа – всё поддаётся Игорю, а ему мало. Молодой, красивый, крепкий молодой человек в представительном костюме, который немного тесен его атлетической фигуре – как это не похоже на классическое понимание слова «студент». Всегда гладко выбритое лицо, короткие, идеально уложенные русые волосы, широкий, без единой морщинки лоб, крупный нос, пухлые губы и бесхитростные голубые глаза.
У Игоря не было ни минуты свободного времени. Если он не учился, значит, был в спортзале, если не в спортзале, значит, на собрании студенческого совета, где, надо отдать ему должное, отстаивал интересы именно учащихся, а не подстраивался под преподавателей. Если во всех этих видах деятельности всё шло гладко, Игоря можно было встретить подрабатывающим охранником или в шиномонтаже. Даже отдыхал он работая. Во всех компаниях он брал на себя роль организатора и тщательно следил за тем, чтобы всем хватало алкоголя, музыки и еды. Забегавшись, он только в последние десять минут мероприятия позволял себе расслабиться и мог пропустить рюмку-другую.
В момент, с которого начинается наше повествование, Игорь шёл к своей сокурснице Вике. Вика по непонятным причинам пропускала занятия уже несколько месяцев. На звонки она не отвечала, поэтому Игорь решил зайти лично. Он предполагал, что Вика пропускает пары или из-за клубов, или из-за социальных сетей. Возможно, из-за обеих причин в совокупности. Игорь надеялся убедить её в том, что нельзя тратить жизнь на пустые удовольствия – нужно быть полезным обществу. Он не обладал особенным красноречием, но думал, что его собственный вид успешного человека и искренность, с которой он будет говорить, сделают своё дело.
Игорь позвонил в звонок. Дверь ему открыла девушка, которую он вначале не узнал.
Это была чересчур худая, бледная, уставшая и растрепанная тень человека. Она, странно даже подумать, состарилась за несколько месяцев! Чёрные глаза Вики стали впавшими, под ними появились мешки. Нежная девичья кожа огрубела, лоб изрезали длинные тонкие морщины. Губы растрескались, иссохли. В волосах можно было заметить несколько седин.
- Зачем пришёл? – недружелюбно спросила Вика.
- Поговорить о твоей учёбе, - смутившись, ответил Игорь.
- Поговорить? Со мной уже две недели никто не говорил, - не ему, а, скорее, самой себе сказала девушка. – Проходи.
В Викиной квартире Игорь чувствовал себя не своей тарелке. В ней было тесно, грязно, пыльно, душно и темно. Вещи разбросаны где попало, на кухне гора немытой посуды (при чём немытой, по-видимому, ещё с незапамятных времен). Но это не весёлый студенческий беспорядок, а какой-то угнетающий. Была бы воля Игоря, он бы согнал бы сюда своих одногруппников, взял бы веники, тряпки, швабры и устроил бы генеральную уборку. Тем не менее, в чужой монастырь со своим уставом не ходят.
- За бардак не извиняюсь, угощать ничем не буду, - заявила Вика.
Бесцеремонность обидела Игоря, но он не отступал от своего намерения.
- Я вообще-то к тебе не есть пришёл, а про учёбу твою поговорить.
- А что о ней говорить? Меня разве ещё не исключили? – удивилась Вика.
- Если бы ни я, то исключили бы, но я убедил декана дать тебе шанс.
- Как благородно это с твоей стороны, - сказала Вика усмехаясь.
Игорь не разбирался в оттенках чувств и принял благодарность за чистую монету.
- Вика, я не знаю, почему ты забросила учёбу, но мне кажется, что это из-за социальных сетей. У нас на курсе из-за них уже несколько человек вылетели. Понимаешь, компьютер… - начал он свою длинную заготовку о тёмной стороне научно-технического прогресса, но его быстро перебила Вика.
- А где ты видел компьютер в моей квартире? – улыбаясь, спросила она.
Игорь осмотрелся и никакого компьютера не обнаружил.
- В твоей комнате темно. Я открою шторы, - предложил Игорь.
- Не нужно. Свет меня напрягает.
- Ты вампир? – шутливо спросил он.
- Почти.
Игорь задумался и начал говорить о вреде клубов, но и это предположение оказалось ошибочным. Не имея в запасе других вариантов, парень спросил прямо:
- Почему ты не ходишь на пары?
- Я – наркоманка.
Такой поворот событий пригвоздил Игоря. Понятие «наркоман» вызвало у него самые жуткие ассоциации, но не по той причине, что это признак духовного и физического нездоровья, а потому, что бабушки на лавочках возле подъездов говорят вслед таким людям «наркоман!». Именно этот презрительно-охающий возглас старушек непонятно почему больше всего испугал Игоря.
Во время долгого молчания Вика прочитала у парня на лице сомнение. Чтобы не тратить времени на словесное убеждение, она закатала рукава и показала ему свои страшно худые, бледные руки со вспухшими жилами, усеянными красными точками.
Игорь очень любил свои руки и, увидев Викины, представил себе, что его загорелые, мускулистые верхние конечности могут стать такими. От этой мысли ему стало очень неприятно, и парень попросил Вику спрятать руки.
Игорь был в некоторой степени брезгливым человеком и избегал наркоманов, алкоголиков, туберкулезников, цыган и бомжей. На мгновенье брезгливость затуманила его сознанье, и он захотел уйти из этой квартиры и больше никогда не возвращаться. Однако кроме брезгливости в нём возникло страшное любопытство, которое, в конце концов, победило.
- Расскажи свою историю, - попросил Игорь.
Вике понравился его интерес и, несмотря на свою замкнутость, она решила открыться парню. Всё равно уже хуже не будет.
- Ты когда-то думал о бессмысленности жизни?
- Нет.
- Тогда тебе трудней будет понять меня. Но все же, разве ты никогда-никогда не думал о ненужности всего этого?
- Было во время подросткового кризиса, но я пытался отогнать такие мысли делом. В итоге у меня просто не осталось времени на эти глупости.
- Глупости?.. Может быть, ты и прав. Но я с детства занята этими, как ты выразился, глупостями. Я искала истину, но никак не могла её найти. Вначале я ободрялась и продолжала поиски, но однажды мысль о непознаваемости мира повергла меня в бездну отчаянья. И тогда я обрекла себя на одиночество.
Игорю не совсем были понятны слова «повергла», «бездна» и «обрекла». Он впервые увидел девушку, интеллектуально превосходящую его. Из этой части рассказа он уяснил для себя то, что Вике плохо.
- А знаешь ли ты, что такие неустроенные, потерянные в этом мире люди – идеальная мишень для различного сброда? Гопники, сектанты, аферисты и наркодиллеры отыскивают именно одиноких, а не компанейских людей.
В один из серых дней я ехала в маршрутке, и ко мне подошел молодой человек. Его звали Артур. Неожиданно для меня, он не стал приставать, а сказал, что понимает мою печаль. Мы так разговорились, что я пропустила свою остановку.
Не буду утруждать тебя нашими чересчур глубокомысленными беседами, а сразу перейду к главному. Он подвёл меня к мысли, что человеческое сознанье в обыкновенном состоянии не способно познать истину, поэтому сознание нужно изменить… Он говорил о наркотиках.
Всего несколько процентов людей начинают с тяжёлых наркотиков, и я попала в эти проценты. Я начала с героина.
Легко, приятно, но никакой истины я для себя не открыла. Зато в следующий раз, когда я пришла к нему за дозой, он потребовал у меня деньги. И тут я поняла, что попала в петлю, из которой мне уже не выбраться.
Наступило тяжелое молчание. Игорь не мог и не хотел ничего говорить, а Вика уже всё необходимое в этот вечер уже сказала. Парню осталось только попрощаться и пообещать навестить её снова, что он и сделал.
Дома ощущение тяжести накрыло Игоря. Он хотел было засесть за курсовую, но мысли в голове разбегались, словно тараканы, на которых посветили фонариком. Отжимания также не прогнали тяжесть. Пришлось думать.
Игорь размышлял не столько о судьбе Вики и наркомании, а о её внутреннем мире и её мыслях, поставивших девушку в безвыходное положение. Размышлять он, человек действия, не очень умел, но какое-то неприятное ощущение того, что даже он, образцово-показательный парень, живёт неправильно, осталось в нём после этих размышлений. Оказалось, он очень устал. Его завели, как механическую игрушку, и не сказали, что можно остановиться. Все: друзья, родители, преподаватели – используют его. Пока ты даёшь списывать лекции и скидываешься на пиво – ты нужен, а кому сейчас расскажешь про свою усталость?
Люди лучше начинают понимать себя, увидев свою противоположность. Так, полный человек забывает о лишнем весе до тех пор, пока не увидит очень худого. Игорь же начал осознавать свою деятельность и её сомнительную нужность лишь после встречи с бездеятельной Викой. Выходит, только она одна могла бы ему помочь познать себя.
Игорь стал заходить к Вике всё чаще. Теперь он уже сменил свой неуместный костюм на простую повседневную одежду и не смущался беспорядком, царившем в квартире девушки. Во время одной из бесед Вика спросила его:
- А ты знаешь, почему ломка так называется?
Казалось бы, не придумать вопроса проще, но Игорь не знал.
- Это же очевидно. У тебя были переломы?
Игорь рассказал о своём переломе руки, который он получил во время игры в баскетбол.
- Вот. Помнишь то ощущение, когда у тебя ломается кость? А теперь представь себе, что тебе ломают не одну кость, а весь скелет, от черепа до пяток. Такое ощущение продолжается несколько часов и затихает, чтобы вспыхнуть снова. Единственное спасение – доза, с каждым разом всё большая.
- И как ты терпишь эту боль?
- Эту боль невозможно терпеть. Я кричу, словно в меня вселились бесы. Соседи уже милицию вызывали. Хорошо, мент человеком оказался, подпал под влияние моей красоты и пожалел. Сказал им, что у меня неизлечимая болезнь, и жить мне осталось недолго. Попросил их потерпеть. Почти правду сказал.
- А лечиться от наркозависимости ты не хочешь?
- Нет. Я пропащая. Свою жизнь я посвящала и продолжаю посвящать поискам истины, а в таком случае мне придется жить ради борьбы с наркоманией. Это не мой путь.
 Разговоры с Викой все больше и больше завлекали Игоря. Словно пропасть, которая вначале пугает, а затем манит, девушка, сама не желая этого, загипнотизировала его. После вышеуказанной беседы Игорь заметил, что Вика, действительно, не только умна, но и красива. Красива пугающей, болезненной красотой. Раньше Игорю нравились аппетитные, шаблонные красавицы с пышными формами, но Вика своей бледной, чрезмерно худой притягательностью затмила их.
- Как ты добываешь деньги на наркотики? – спросил однажды Игорь.
- Продаю вещи. Компьютер, о котором ты упоминал в нашей первой беседе, продала. То, что мама высылает на учёбу, трачу на наркоту. А других расходов у меня, собственно, и нет. За внешностью своей я не слежу, несколько кусочков хлеба в день мне вполне хватает…
- Тебе нужны деньги?
- Да.
Игорь отдал ей половину своей стипендии.
Странно, что при всей своей красоте и успешности, Игорь не особо преуспевал в личных делах. Он придерживался железного правила, что пока не встанет на ноги, семью заводить не будет, а какие-то внесемейные отношения казались ему бессмысленными. По его логике выходило, что как только он получит красный диплом, к нему подойдёт женщина в свадебном платье, возьмёт его в мужья, и они заживут спокойной, сытой семейной жизнью. После общения с Викой такие представления он стал считать нелепыми.
- Артур разрушил мою жизнь, - говорила она. – Он поступил, как человек, который вместо того, чтобы спасти утопающего – топит его. Казалось бы, протянул руку, но это только для того, чтоб толкнуть посильнее в воду.
Обидно, что ко мне, когда я так нуждалась в понимании, подошёл не философ, не писатель, не священник, а именно этот проклятый наркоторговец. Спасенье своё я искала не в храме, а в гараже соседнего района. Смешно.
Знаешь, когда он сказал, что за дозу я буду должна деньги, в его лице появилось что-то демоническое.
Игорь пропитался энергией Вики окончательно и уже не мог провести без неё ни дня. Он стал её адептом. Тем более удивило его раздраженное заявление девушки:
- Всё, больше не приходи ко мне!
- Почему?
- Ты меня не понимаешь.
- Как? Я же часами тебя слушаю.
- Слушать и слышать – разные вещи. Ты говоришь одно, а твоё сытое, здоровое тело – совершенно другое. А я бледная и худая. Ты забавляешься моим несчастьем. Вон!
У Игоря не было ни аргументов, ни смелости, чтобы спорить с Викой, и он молча вышел.
Неизвестно сколько прошло времени с момента их последнего разговора. В Викиной квартире часов не было – она их продала – и вообще в таком состоянии Вика не особо нуждалась в хронологических рамках. Ей становилось все тяжелее. Ломки с каждым разом усиливались и по времени, и по боли, а дозы увеличивались. Вика нечеловечески исхудала. Тело ослабло до предела, так что она целыми днями лежала, и сил хватало лишь на то, чтоб дойти к ближайшему наркокурьеру. Даже её мощный ум поддался наркотическому влиянию: провалы в памяти, бессонница, галлюцинации и состояние ступора. Мозговые клетки медленно отмирали.
Вика превратилась в живой труп.
В редкие минуты, когда у неё прояснялось сознание, девушка вспоминала Игоря. Она жалела, что прогнала его. Он хоть и глупый, но слушал её. Теперь её слушают только стены… Кроме возвышенных причин, его ещё и можно послать за наркотиками. Вика чувствовала, что её влияние на него позволяло ей это сделать.
Однажды в её квартире раздался звонок. Тяжело вставая с постели и держась по пути за стены, Вика пошла открывать дверь. На пороге стоял Игорь.
Но это уже совсем не тот Игорь, которого она знала. Никакого признака успешности в его образе не осталось. Он сильно исхудал, и теперь его тело состояло только из костей, кожи и мышц, почти без прослоек мяса, как у каторжников. Волосы растрепались, а глаза блестели не огоньком, а огнём безумия. Игорь стал походить больше не на человека, а на зверя.
- Я убил Артура, - злобно улыбаясь, сказал он.
Вику осчастливило это заявление, и если б она могла, она бы бросилась Игорю на шею. Вместо этого она внимательно рассмотрела его, поцеловала в губы и сказала:
- Теперь мы оба бледные.
Войдя в комнату, Игорь признался Вике:
- Жизнь бессмысленна. Возможно, истину найдём мы только после смерти.

Через три дня в квартире Вики нашли два трупа. Причина смерти – передозировка наркотиками.