Кто Я?

Регина Канаева
Я –литовцев - поляков  кровинка.
Я – узников бывших  слеза,
Эйшишской* земли  я  былинка,
Убитого деда  глаза.

*Эйшишкес[1] (лит. Ei;i;k;s, «Ейшишки», польск. Еjszyszki) — город в Шальчининкском районе Литовской Республики на границе с Белоруссией, второй по величине город района.
Название (лит. Eisiskis, польск. Ejszyszki, рус. Ейшишки) в памятниках письменности встречается в вариантах на eik- (Eykschissken, 1384; Eyksiskindorfee, 1387; Eyxyszki, 1492) и на ei;- (Ejszyszki, 1400; Ейшышки, 1470). Его происхождение связывают с именем литовского вельможи Эйкшаса, Эйкшиса, Эйшиса (лит. Eik;as, лит. Ei;ys), получившего эту местность во владение в XIV веке.
Этот городок  был районным центром близ которого, всего в пяти километрах, находится хутор Новый двор. В котором родился и жил мой дедушка.
 Стацявичюс Юзеф( Стацевич Осип.

На фото он стоит в первом ряду, рядом с мужчиной в бриджах. Фото сделанно на крыльце горисполкома в города в 1940-1941годов.

Возможно у кого-то тоже есть такое фото, и кто-то узнал, или узнает своих родственников? Было бы интересно написать о этих людях.

Мой дедушка  был председателем аграрного комитета Эйшишского района, а кто рядом стоящие не знаю.

  В первый день оккупации района немцами, вечером 23 июня 1941 года, немцы вывели всю семью во главе с дедушкой за амбар. Собрали сельчан. Дедушку расстреляли,а сыновей его: Антона 19лет отроду и  Станислава- мальчишку шестнадцати лет закрыли в амбаре.  Бабушку - Мотуйзо Зофию: жену и мать отпустили домой.

Могу представить какой была первая ночь без мужа и детей у моей бабушки. Какой она была у мальчишек лишившихся в одночасье отца и не понимавших что будет с ними дальше.

 Дедушку не разрешили хоронить. Неизвестно сколько бы он лежал, на земле, под рядом растущим дубом, если бы не сельчане, которые на третью ночь засыпали его землей, только кисть руки осталась над холмиком как напоминание ктоздесь лежит. У дедушки не было одного пальца на этой руке и все видя руку помнили, что здесь лежит Стацявичюс Юзеф. Правда в следующую ночь и руку засыпали.
 
Дедушки не стало в возрасте 48 лет. Мне не пришлось с ним встретиться.