Штрихи к портрету. Иван Бунин

Родионов Виталий Константинович
1. Природа

Иван Бунин – певец земной красоты.

Бунин – вдохновенный поэт природы.

Бунин – тонкий мастер пейзажа.

Пейзажная лирика Бунина восхитительна.

Бунинский мир природы – это поэзия солнечных восходов и закатов, звёздных и лунных ночей.

Проза Бунина наполнена лунным светом и романтической таинственностью ночи.

Особенно поэтичен Бунин в описании лунной ночи. Она столь же одухотворённа, как на картинах Архипа Куинджи и в музыке Сергея Рахманинова.

Бунина и Рахманинова восхищает царство лунного света. Бунин – творец музыкальной поэзии, Рахманинов – поэтической музыки.

В романах Ивана Бунина и Михаила Шолохова нередко встречаются удивительно яркие картины природы. Великие писатели имеют своего достойного предшественника в лице поэта-земляка Ивана Никитина.

2. Россия

Иван Бунин с поленовской печалью обрисовывает навсегда ушедшее время «дворянских гнёзд», незабываемую пору юности.

Бунин создаёт вдохновенный гимн России средней полосы. Его задумчивая элегическая лирика не утрачивает трепета чувств, порывов души, стремления к прекрасному, чистому, нежному, относящемуся к образу любимой женщины, к родной природе, к Отечеству. Повсюду мы видим прозрачный летний колорит, мягкий свет, лёгкие тени, зыбкие акварельные краски. Этот мир приятен и дорог. Хочется жить, любить, творить, мысленно возвращаться к счастливым дням прошлого. Да, они миновали. Однако мечты уносят нас в белёсое небо ещё не осуществившихся желаний.

Главная тема элегической прозы Ивана Бунина, взволнованной лирики Сергея Рахманинова, сердечной живописи Валентина Серова – это любовное прощание с Россией, миром благородных порывов, несбывшихся грёз и надежд.

3. Черты стиля

Иван Бунин говорит о «божественной прелести человеческой души». Смысл и назначение литературы писатель видит в том, чтобы раскрыть духовную красоту человека!

Бунин преисполнен всеохватывающей любовью к миру. В нём с детства заложено светлое, радостно-гедонистическое мироощущение Пушкина, Аксакова, Тургенева, Гончарова, Толстого.

Русская классическая литература начинается с любовной поэзии Пушкина, завершается – любовной прозой Бунина: восторг духа уступает место восторгу плоти. Это естественная эволюция прекраснейшего из наших чувств.

Рассказы Бунина отмечены поэтической красотой и яркой образностью. Они пленительны, как живописные полотна Исаака Левитана и Василия Поленова.

Бунин – это лирическая омела, растущая на могучем литературном древе Льва Толстого.

Чехов и Бунин – выдающиеся мастера слова. Разница между ними состоит в том, что Чехова интересует проза жизни, Бунина – поэзия жизни.

К мироощущению Бунина и Куприна близок Скрябин, чьей фортепианной музыке свойственны хрупкая лирика, любовная патетика, экспрессия чувств.

В бунинской прозе больше красоты, нежели идей, больше эмоций, нежели рассуждений. У Бунина отсутствует отрицательно-критический взгляд на мир, характерный для Горького, А.Н. Толстого, Мережковского, Набокова, Булгакова, Замятина.

Несложно заметить, что у Бунина – лирическая проза, у Пруста – лирико-психологическая, у Джойса – психопатологическая. В такой последовательности изменяются писательские стили XX века.

Бунинская проза отличается всеобъемлющей гармонией красоты и правды. Лауреат Нобелевской премии Иван Бунин достойным образом завершает русскую классическую литературу. Но если Пушкин – это восходящая звезда красоты и правды, то Бунин – заходящая звезда правды и красоты.

Творчество Ивана Бунина – это лебединая песнь русской классической литературы.