Данул 1910 года

Виктор Панько
ДАНУЛ 1910 ГОДА
            Вводные пояснения
    Интересуясь на протяжении ряда десятилетий краеведением, особенностями истории, традиций и фольклора в наших местах, я обратил внимание на огромное значение старинных документов и фотографий как самого убедительного средства доказательств того или иного утверждения.
    Конечно, нельзя недооценивать при этом значение устных высказываний и воспоминаний старожилов, но человеческая память способна что-нибудь забывать, что-нибудь перепутывать, а что-нибудь выстраивать в соответствии со своими убеждениями и предубеждениями, что неизбежно приводит к возможностям ошибок в оценках. Что же касается оригиналов или надёжных копий документов и фотографий – их убедительность не может вызывать никаких сомнений в деятельности историка или краеведа.
    В процессе работы над созданием краеведческого музея при Теоретическом лицее села Дану и при написании статей в районную газету и в первое издание  книги «Земляки» я имел счастливую возможность пользоваться документами, любезно предоставленными мне настоятелем Свято-Троицкой церкви села Дану протоиереем Вячеславом (Спижавка), которые в настоящее время хранятся в школьном музее.
    Среди них особого внимания заслуживают сохранившиеся годовые Исповедные Росписи за 1898 и ряд других лет по 1910-й включительно. Их историческая ценность состоит в том, что служители церкви в каждый год переписывали всё население прихода по дворам с указанием состава семей, пола, возраста и социального положения людей. В Исповедных Росписях содержалась и информация об исповедях и причастиях каждого прихожанина. В конце Росписи помещалась сводная статистическая ведомость, всё это заверялось священником и пономарём и поэтому такие Росписи можно относить к категории самых надёжных источников информации исторического и краеведческого характера.
     Будучи руководителем краеведческого кружка Глоденского районного Центра детского творчества при Теоретическом  лицее села Дану я использовал сведения этих Росписей для уточнения и написания членами кружка и другими жителями села своих родословных. При этом за основу я брал две Росписи: за 1910-й и за 1899-й годы. Дело в том, что живая память о тех односельчанах, которые родились в 1910 году и несколько раньше, ещё сохраняется в семьях до сегодняшнего дня. То есть в семьях известны их фамилии и имена. Зная фамилию и имя, мы находили в Росписи за 1910-й год упоминание о возрасте этого человека (от 1-года и выше), фамилию, имя и отчество его отца и матери, имена его братьев и сестёр. Здесь же мы иногда находили и сведения об его дедушке и бабушке. Если же сведений о них в Росписи 1910 года не было, то мы пытались найти их в Росписи 1899 года .то есть 11-ю годами раньше. И нередко находили такую информацию. Все эти поиски давали нам возможность «довести» поиск наших родственников до 1840-50 годов.
      В качестве примера приведу  информацию, касающуюся моих предков, опубликованную  мною в статье «Из моей родословной» в книгах «Записки фольклориста» и «Литературные монологи»

    Записи «Исповедной Росписи данной из Кишиневской духовной Консистории в Троицкую церковь села Данула 3–го округа Бельцкого уезда на 1899 год», произведенные священником Александром Павловичем Хереско и псаломщиком Василием Ильичом Курмеем , свидетельствуют о том, что 110 лет назад  в Дануле проживало несколько глав семейств, носивших фамилию Ротарь и отчество Федорович. Это дает нам основания предположить, что все они были братьями. Василию Федоровичу в 1899 году было 61, Георгию Федоровичу – 49, Димитрию Федоровичу – 67, Евфимию Федоровичу – 60, Николаю Федоровичу – 52 года. Отчество и год рождения моего прапрадеда по материнской линии Федора Ротаря мне пока неизвестны…
    У моего прадеда, Георгия Федоровича Ротаря, родившегося в 1850 году, и его жены Марии Стефановны были дети: Параскева, Федор, Михаил и Агафия.
    Михаил Георгиевич Ротарь, мой дед, родился в 1885 году. Его жена, Мария Еремеевна, которую мы называли «бабка Мариоара», была на год моложе. У них было одиннадцать детей. Александр, Евгения, Алексей, Иван, Евдокия –моя мама, 1921 года рождения ,- выжили, а Елизавета, Василиса, Маня, Семен, Василий и Нина умерли в разные годы в детском возрасте....
   Моя родословная по отцовской линии восходит к  Дмитрию Федоровичу Панько,  родившемуся в 1843 году и его жене Анне Ивановне. Их сын, мой прадед, Илья Дмитриевич Панько, родился в 1874 году. У них с женой Александрой Тимофеевной («баба Санда») были дети Елисавета, Иван (мой дед), Николай, Евдокия, Александр, Георгий Ильичи. У Ивана Ильича Панько , 1900 года рождения, с женой Любовью Николаевной Урсу были дети:  Дмитрий, Василий, Петр и Мария, а у моего отца, Дмитрия Ивановича, единственным  ребенком явился я – Панько Виктор Дмитриевич…
    В приведённой выше статье, к сожалению, ничего не упоминается о родословной по линии моей бабушки, матери моего отца, Любови Николаевны Урсу. Теперь  дополняю эти сведения, применяя тот же метод,  анализируя Роспись 1910 года. Моей бабушке Любе в 1910 году было 11 лет, значит, она родилась в 1899 году. Её отцу - Николаю Ивановичу - было тогда 40 лет, матери – Марии Федоровне – 37. У них, кроме Любови, были дети: Василий, Елисавета, Деонисий, Елена и Фёдор,
     Пользуясь этой методикой, многие учащиеся значительно пополнили свои знания о предках, составили родословные древа, собрали к ним фотографии и составили фотоальбомы «Моя родословная». А Никита Колибаба, наиболее глубоко проникший к своим корням, добывший богатую информацию был награжден за активное участие в работе кружка, Грамотой районного Центра детского творчества, его альбом демонстрировался на районной выставке лучших работ детского творчества.
       Всё сказанное выше натолкнуло меня на мысль о том, чтобы подготовить ко второму изданию «Земляков» обзор состояния данульских фамилий (семей) столетней давности, сделав особый упор на Роспись 1910 года, (текст её сохранился лучше и информация, в ней содержащаяся ещё хранится в живой памяти людей, нити поколений ещё не разорваны). Если это не сделать теперь, то через 5-10 лет мало кто будет помнить тех односельчан, кто был рождён 100-150 лет назад, и связь между этими нашими поколениями может быть, если, и не разорвана полностью, то восстановить её будет без такого обзора во много раз труднее. А такой обзор может пригодиться каждому из нас, кто интересуется своими корнями и своими родственными связями.
      
1 НЕКОТОРЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЗА ДВЕНАДЦАТЬ ЛЕТ   (1898-1910)

    Прежде, чем перейти непосредственно к детальному обзору состояния данульских семей 1910 года, остановлюсь на различиях в информации, содержащейся в этих двух Росписях, как в самом учёте населения, так и в отражении фактического состояния дел.
    В 1898 году Роспись подписали священник Александр Павлович Хереско и псаломщик Василий Ильич Курмей.
    В разделе «Дворяне и их семейства» значился Александр Константинович Бузня 45 лет, его жена Мария Павловна 35 лет, сын Павел - 13  и дочь Наталья – 9 лет.
    В разделе «Граждане и их семейства» значились:
   Александр Николаевич Околов 29 лет, жена его Иулиана Николавевна – 27 лет и сыновья – Владимир и Михаил, соответственно, 5 и 3 лет.
   Дмитрий Александрович Пашченко 43 лет, его жена Мария Максимовна 40 лет и их сын Димитрий 4 лет.
   В разделе  «Однодворцы»:
   Григорий Иванович Тиминский 67 лет, его жена Мария Ивановна – 56 лет.
   Были записаны также Василий Григорьевич Тиминский 31 лет с женой Екатериной Ефимовной – 21 лет и сыном Григорием -2 лет. Алексей Григорьевич Тиминский 26 лет с женой Марией Васильевной 22 лет и сыном Симеоном 2 лет.Николай Васильевич Тиминский 32 лет с женой Параскевой Димитриевной 30 лет и детьми – Андреем и Стефаном, соответственно, 11 и 5 лет.
   В разделе «Мещане и их семейства»:
   Андрей Яковлевич Филлатов 63 лет, жена его Пелагия Васильевна 58 лет и их дочь Елена -18 лет.
   Василий Андреевич Филлатов 31 год, жена его Ксения Яковлевна 30 лет, сын её от Прокопия Тиминского Пётр -13 лет и дочь их  Пелагия 2 лет.
   Онисифор Андреевич Филлатов 28 лет, жена его Феодосия Захаровна 20 лет и дочь Мария -2 лет.
   Пётр Васильевич Шептицкий 27 лет, жена его Параскева Силовна 29 лет и их дочери София и Нина, соответственно, 5 и 4 лет.
   Василий Лукьянович Шептицкий 60 лет, жена его Анна Герасимовна 45 лет и дети – Надежда, Павлина и Иван, соответственно, 15, 9 и 7 лет.

      (ПРИМЕЧАНИЕ: Информация о сословиях  «Дворяне» и «Духовные лица» не требует особых комментариев. Что же касается других сословных разделов Исповедных Росписей, то они нуждаются в некоторых пояснениях.
   В Интернете находим сведения о том, что к «Гражданам» (или «Почётным гражданам») в Х1Х и начале ХХ веков относились те люди, из числа лиц, входивших в состав сословий мещанства или духовенства, которым присваивалось это звание. Все Почётные граждане обладали привилегиями. Они освобождались от подушной подати, рекрутской повинности и телесных наказаний.
      «Однодворцами» до 1866 года называли государственных крестьян из числа   служилых людей. Они обладали определёнными льготами. В частности, они могли владеть крепостными крестьянами, но с правом продажи их тоже  однодворцам.
       В сословие «Мещане» с 1832 года стали записывать всех желающих свободных людей. В середине Х1Х века они освобождались от телесных наказаний, а с 1886 года – от подушной подати. В это сословие обычно входили ремесленники, мелкие торговцы и домовладельцы. В.П).
 
      Что же изменилось, по сравнению с 1898 годом, через 12 лет?
      Если в 1898 году учёт хозяев дворов вёлся по именам (Афанасий, Андрей, Александр, Алексей и т.д.), то в 1910 году – по фамилиям (Адамчук, Бырка, Балабан, Барабаш, Букатарь, Бурунчук и т.д.). Это значительно упрощало поиск фамильных «гнёзд». Раньше, при прежнем порядке учёта, рядом находились все Иваны, то теперь – все Тучаки.
      В 1910 году вместе со священником А.П.Хереско Исповедную Роспись подписывает другой псаломщик – Павел Архипович Полянский. В разделе «Духовные лица и их семейства» к этому времени значились священник Александр Павлович Хереско 44 лет, его жена Елена Георгиевна 42 лет и дети: Всеволод, Нина, Сергей, Владимир, Георгий, Павел и Пётр. Место псаломщика (в 1898 году им был Василий Ильич Курмей) было за Павлом Архиповичем Полянским 27 лет. У него с женой Ларисой Константиновной были дочери Наталья и Варвара, соответственно, 7 и 5 лет. Дворян к тому времени в селе не значилось.
    В разделе «Граждане и их семейства» значились:
    Александр Николаевич Околов 41 лет, жена его Иулиана Николавевна – 39 лет и сыновья – Владимир-17,Василий 12, Пётр 6 и Екатерина -4 лет.
    Дмитрий Александрович Пашченко с семьёй к тому времени в Росписи  уже не числились.
    Из раздела  «Однодворцы» Василий Григорьевич Тиминский с женой Екатериной Ефимовной, Николай Васильевич Тиминский с женой Параскевой Димитриевной и их значительно увеличившиеся за 12 лет семьи  в 1910 году уже значились в разделе «Царане и их семейства», по-видимому, после каких-то реформ, и этот раздел не был предусмотрен.

      (ПРИМЕЧАНИЕ: «Царане – свободные сельские обыватели – составляли в сёлах, подобным Данулу, подавляющее большинство населения. Некоторые размышления позволяют делать вывод о том, что учёт в Росписях однодворцев и ведение этого учёта в отдельном разделе в 1910 году сохранился в церкви долгие годы по традиции, отражая исторические, а не современные факты. Ведь статус «Однодворцев» после 1866 года потерял своё значение. Тем не менее, сведения, Исповедной Росписи ясно подтверждают, что  предки нынешних Тиминских когда-то имели такой статус и пользовались соответствующими привилегиями. В.П.)
 
     В разделе «Мещане и их семейства»:
     Андрею Яковлевичу Филатову в 1910 году было уже 75 лет, Пелагие Васильевне – 70,  их дочь Елена по-видимому вышла замуж..
    У Василия Андреевича Филлатова и  Ксении Яковлевны значились дети Павел, Анна, Агафия, Леонтий и Софья
     Онисифор Андреевич Филлатов  с Феодосией Захаровной растили к тому времени пятерых детей: Марию, Зиновию, Екатерину Ивана и Александра, которому был 1 год.
      Пётр Васильевич Шептицкий, Параскева Силовна,  их дети, а также Василий Лукьянович Шептицкий, Анна Герасимовна и их дети в Росписи 1910 года уже не значились.
         
        2. ДАНУЛЬСКИЕ ЦАРАНЕ 1910 ГОДА
             И ИХ СЕМЕЙСТВА

     Анализируя информацию, содержащуюся в «Исповедной Росписи данной из Кишиневской духовной Консистории в Троицкую церковь села Данула 3–го округа Бельцкого уезда на 1910 год», нужно иметь в виду тот факт, что в 1910 году приход Свято-Троицкой церкви объединял православных жителей сёл Старого Данула, Нового Данула и недавно, в 1909 году, основанного села Каменкуца. Поэтому жители образованного позже,  а именно - в 1914 году, села Николаевка не значатся и не могли значиться.

АДАМЧУК
     Родоначальником данульских Адамчуков, по свидетельствам Исповедных Росписей явился Прокопий Адамчук, следы которого потеряны в глубине веков. Роспись 1898 года зафиксировала в числе прихожан Никиту Прокопиевича Адамчука 51 лет с женой Еленой 48 лет и детьми. В 1910 году они уже не значатся, а числятся их сыновья Тимофей, Иван, Димитрий и Михаил, соответственно, 40, 35,29 и 23 лет с жёнами – Пелагией, Анной, Анастасией и Дарьей. На тот момент все они были бездетными.
Значится в Росписи и брат Никиты – Павел Прокопиевич Адамчук 68 лет с женой Иулитой Николаевной и детьми – Андреем, Григорием и Павлом, соответственно, 24,21 и 19 лет. Их старший сын – Георгий с женой Марией Ефимовной жили отдельно и имели дочерей Евфимию и Наиалью.
 
АМБРОСЕВИЧ
    Такую фамилию носила только одна семья – Михаил Иванович и Пелагия Ивановна имели  детей: Евдокию, Елену, Димитрия и Эмилию, соответственно,11, 7,5 и 3 лет.

БЫРКА
     Пантелеймон Фёдорович Бырка с женой Марией Ильевной имели детей: Симеона, Ольгу, Татьяну и Димитрия, соответственно,10, 5, 3 и 1 лет.

БАЛАБАН
     Фёдор Васильевич  с Феодосией Ивановной имели детей –Марию -9 лет и Михаила -5 лет.

БАРАБАШ
     Алексей Константинович Барабаш с Агафьей Васильевной содержали большую семью: трёх дочерей – Домникию, Татьяну и Евдокию и трёх сыновей – Фёдора, Симеона и Софрония.

(Исследование не окончено)