Раздел хххiv. боли рождения

Владимир Короткевич
Начало: "Слово двух свидетелей" http://www.proza.ru/2014/07/10/946 

Предыдущая часть: "РАЗДЕЛ  ХХХІІІ. Меч и жало"    http://www.proza.ru/2014/08/27/983 

                Короткевич В.С. (26 ноября 1930 — 25 июля 1984)

                РАЗДЕЛ  ХХХІV. Боли рождения

                (Евангелие от Иуды)
                (перевод с белорусского языка)




                І з'явілася на небе вялікае знаменне — жанчына, адзетая ў сонца;
                пад нагамі яе месяц, і на галаве яе вянец з дваццаці зорак. Яна
                мела ў чэраве і крычала ад боляў і пакут нараджэння.

                Апакаліпсіс, гл. 13, ст. 1, 2

                Перапёлка! Ты не ві гняздзэчка блізка ля дарогі, перапёлка!

                Песня




В том августе целую неделю лили ужасные ледяные дожди, словно стоял октябрь или даже ноябрь. Не было дня, чтобы не выпал на землю град. Перенасыщенная почва не могла больше всасывать ливень, и воды широко разлились полями.

И по этой дороге, которая была даже не грязью, а потоком, шли на север четырнадцать человек. Изнемогали, падали и опять шли. Много дней они голодали. Даже за деньги, которых было мало, по всему югу нельзя было купить и ломтя хлеба. Они тряслись в ознобе, и им негде было не только переночевать, но и обсушиться, поскольку деревни были сожжены.

И все же они шли на север не только потому, что там были целые дома и хлеб. Даже вовсе не потому. Если бы только это — Христос пошел бы в Городню. Просто за ними шли по следам. Видимо, повсюду были разосланы приказы, и уже несколько раз их хотели схватить, и спаслись они только чудом.

Рыскали дорогами разъезды. Проверяли возле ворот. Ночуя в лесу, не раз слышали они собачий лай. И стоило им, было, ткнуться сначала на северо-запад, а потом — на запад — начиналась неистовая облава. Наверное, по какой-то линии были выставлены посты.

Часто слышали они на ночных дорогах шаги, голоса, топот, иногда истошный вопль. Они прятались от всех людей и потому не знали, что не одни они бегут на север.

Бежали толпами. Бежали от холода и грабежей, от бичей и налогов. Бежали, чтобы не умереть. Странствовали целые деревни. Некоторых останавливали и возвращали назад. Но Юрась и его сподвижники не знали этого. Им не было до этого дела. Их бросили в момент, когда больше всего им была нужна помощь. Вера возвела их на высоты, вера и сбросила. Все знали, что Христос — всемогущий.

...Поочередно несли ослабевшую женщину. Стократ на день умирали и оставались живые, и в недоразумении были, когда же родится правда. Что-то около недели бежали они.

И Христос понял в эти дни, что в сеть попадают большие рыбы, а мальки выскакивают из нее. А в сеть жизни, в мережу, поставленную сильными, попадают одни мальки, а для большой рыбы она не существует.

Он тоже был мелкой рыбой. И только косяк таких, как он, мог прорвать бредень, заведенный судьбой. Нельзя бесконечно отступать.

У самой дороги было гнездо перепелки. Лошади и коровы могли растоптать его, пастушки подобрать яички, конюхи разнести достойные сожаления стебли, из каких оно было свито. Но из каждого целого яйца мог вылупиться гнев.

...Их гнали, как мальков на отмели, как перепелов во ржи. Надо было остановиться и хотя бы слабым клювом начать клевать, чтобы не погубить навеки души.

Нельзя более было бежать. Надо было показать зубы, пусть себе ценой жизни.

Продолжение "РАЗДЕЛ  ХХХV. «Прости, мать! Тебе не надо!»" http://www.proza.ru/2014/08/28/1024