Перелистывая страницы памяти...

Алексей Досков
   Окунаясь в прошлое, всегда приятно вспоминать милые сердцу лица, улыбки, поступки и забытые мечты. "А какими мы были?" - часто задают мне повзрослевшие дети. Какими? - Забавными.... И хоть сейчас на большинстве из них стоит печать серьезности, важности и значимости в обществе, глаза остаются прежними. Бесконечные разговоры с сотрудниками, байки и воспоминания дали мне неплохую возможность написать эссе под названием "лицейские легенды", но капитальный ремонт здания скрыл большинство достопримечательностей.

   Сегодня, сейчас, мне хочется вспомнить учеников нашего лицея. Тех, кто по тем или иным причинам запал в душу, заняв нишу в моей памяти. Они все рядом со мной сейчас  стоят и улыбаются. Все те же - вечно молодые и забавные.... Думаю, большинство из них меня не помнят уже, или даже раньше не замечали. Но мне было интересно сканировать их сердца, смотреть и наблюдать чем они дышат, что считают важным, чем интересуются.

   ... Мама у меня работала в лицее с 1993 года, а потому я постоянно приходил к ней, чтобы помогать мыть полы. А так же заменял ее сменщицу, которая постоянно болела - Муравлеву Евгению Павловну. Так забавно.... Многие по сей день считают меня школьником или даже студентом, хоть мне много лет. Ну, сохранился я так хорошо. А потому, когда я приходил в лицей, на меня смотрели как на ровню. Я закончил свою простую школу в 1992 году, а потому был старше всех, с кем столкнула меня жизнь.

   Помню выпуск 1993 года. Миша Абросимов, Артем Зорин и Женя Савченко. Я называл их "мушкетерами", потому что они выделялись из массы учеников верной дружбой и сплоченностью; Максима Севастьянова называли все "нашим пушкиным" за внешнее сходство.

   Перешагну через несколько лет, в течении которых наблюдал за влюбленной парочкой Сергеем, который был сорвиголовой и Аней, впоследствии ставших семьей - Кашины. За робкой и скромной Дашей (Мельниковой), веселой и заводной Ирой Киселевой (Овчинниковой), за размеренной, умной и довольной собой Машей Рахмановой, за экстравагантным, но добрым и общительным Андреем Утешевым, за ослепительно улыбающейся Катей Пименовой...

   И снова скачок во времени. 1997 год. Раздевалка. Толпа девчонок, среди которых двое забавляются, не скрывая чувств друг к другу. Викуля Иванова (Бурматова) пытается зажать обувной полкой к стене хохочущего и раскрасневшегося Глеба Федорова. И оглушительные советы подружек как лучше это сделать заставляют парня немного испугаться. На мгновение в его глазах видно смятение и испуг, но затем хохот все же берет верх, и Глеб сползает на пол под аплодисменты и смех.... "Мальчик, ты к кому-то пришел или учишься здесь?" - спрашивает меня Викуля...
   Проходит важный Миша Шебалов, возле которого всегда девушки. Пробегает мимо с книжкой Лена Липатова, что-то рассуждая о дианетике. Дима Лохов (Скородумов) важно и покровительственно улыбается и о чем-то рассуждает. Володя Южаков выстукивает костяшками пальцев известную реп композицию, рассуждая о бизнесе и росте прибыли. Неформальный Федя Родионцев в серьгах и пирсинге.... Было очень интересно и приятно наблюдать за ними со стороны. Тогда они не обращали на меня внимания. Наверно тоже думали, что "мальчик пришел к кому-то"...

   Помню выпуск 1998 года. Тогда Тюрин Василий Евгеньевич попросил меня помочь ему и его классу - разыграть одного его ученика, позвонив тому на телефон и, изменив голос, что-то сказать (он знал, что я умею изменять голос). Мы находились в учительской. Рядом стоял Костя Еширин, Леня Поплавский и другие ученики. Параллельно с этим мне запомнилась история, когда к моей маме подходил Василий Евгеньевич и тайно просил проверить сочинения его класса, которые он приносил под пиджаком. мама проверяла, отмечала ошибки, они переписывали и получали хорошие отметки. Помню Мочалова из класса Сумбата Багратовича; каким он пользовался уважением и успехом у слабого пола! Помню долговязого Игорька, который во время дежурства ходил по лицею со скрипучим ведром и старался скрипеть им как можно громче, проходя мимо кабинетов.
Любил наблюдать за Женей Передерием, который слушал БГ и всегда философствовал. А иногда доставал трубку и делал вид, что курит, откидываясь в задумчивости на спинку стула. Любил слушать пение Лены Ларионовой (Колтуковой). Впоследствии общался с ней какое-то время, когда она была учителем английского в нашем лицее, пока она этого хотела. Перед глазами встают детские лица. Кому-то симпатизировал, других журил - но время стерло имена и фамилии. Остались в памяти только глаза и улыбки.

  Листаю страницы памяти. 1999 год.... Максим Маликов, Андрей Зотов, Миша Лутьянов, Саша Зрячкин, Саша Лебедев, Саша Вольфман, Максим Бабенко, Миша Мирзаянов, Сережа Блюдников, Коля Жилин, миловидная Ириша Трифонова, Лена Кудряшова, любвеобильный Женя Гурвич.... Быстро пролетело время. Я взрослел, возростал и интерес к лицею.

   Именно с выпуском 2000 года я начал общаться более тесно. А именно с легендарным 11-1, все ученики которого - личности как на подбор! Даша Ильковская, Паша Гельбух, Даша Правдина, добрая, улыбчивая, очень хорошая Машенька Воротилова, Валера Кряжимский, робкий Боречка Стрельцин, которому мама каждый день приносила еду (сажала рядом с собой и кормила), джентльмен Максим Цветков (помню как многократно спасал его от директора и администрации, когда он приходил в лицей в "очень приподнятом настроении"), Марина Лелюхина, Стас Врублевский, Машуля Медведева, Серега Вислов, Илюша Бакуткин, всегда серьезная Алиночка Ковальская, Наташа Пылаева, Володя Удалов.... Родной класс во всех отношениях. Он был создан не просто так - в него вошла элита того времени. Таким он и остался - лучшим классом того времени. Я бы даже сказал легендарным. Помню как любил разговаривать с Валерой Кряжимским. Это добродушный молодой человек с серьезными глазами и плутоватой улыбкой мог часами просиживать со мной за бесконечными разговорами. Помню, как однажды он пришел поздно вечером в лицей и, проходя по нему, говорил, что не каждому повезло пройти рядом с хорошим человеком по засыпающему зданию школы...
   А если оглянуться и посмотреть по другим классам, то и там набралось бы достаточное количество хороших ребят, вспоминать которых было бы интересно. Всегда полный идей улыбчивый Дима Супрун, улыбающаяся Оленька Зубкова, сосредоточенный Миша Бурдейный, деловой Сережа Гольдштейн, ярый противник коммунистического строя - хохотун Стас Пронин (помню как он подтрунивал над Галиной Матвеевной, размахивая красным флагом и пародируя Ленина), Леша Тюленев, милая Людочка Колчина, с которой всегда было приятно поговорить, деловой Дима Климов, Леша Куртов, Оленька Аксенова, которая с восторгом похвасталась как-то зайдя в лицей, что "всех сделала" - раньше остальных посмотрев в кинотеатре первую "Матрицу".... Очень хороший и добрый выпуск. Хорошие ребята. Помню как несколько лет назад на встречу выпускников пришел Стас Пронин вместе со своим закадычным другом Гуриным, и с порога меня спросили: "что выбираешь - zip или rar", на что получили мой ответ "arj". В тот же момент радостный Стас воскликнул: "Вот это я понимаю - ФТЛ! - Наша школа!!!". Именно с их выпуска я стал иначе относиться к ученикам - они стали мне интереснее...

   В выпуске 2001 года мне всегда больше всего нравились три закадычных друга: Ланник Леонтий (по прозвищу Лэн), Антон Нехаенко (по прозвищу Неструй) и Андрюша Олейников (по прозвищу Лось). Лэн всегда важничал и философствовал. Любил он, сидя в 8 кабинете за чашечкой кофе, рассуждать о том, что есть у него и его друга Сереги Гольдштейна закон, которому они свято придерживаются - встречаться с девушками только две недели. "Меньше двух недель, - говорил он, сидя нога на ногу - не интересно. - А больше - садятся на шею. А потому - две недели самое то!". Неструй с таинственным видом рассказывал еврейские анекдоты, любил сальные истории и мог размечтаться и уйти в неведомое, рассказывая о самолетах, которые были его страстью. Поблескивая очками, он с видом серьезного проходимца начинал делиться своими замыслами, в которых не "первым делом самолеты, а девушки потом", а все вместе на первом месте, и обе стороны довольны. Как-то недавно он заходил в лицей и удивился, что я еще в нем работаю. На его лице я прочел тень насмешки. Неструй не изменился.... Лось со спокойным видом очень любил хвастаться блинами, которые любил печь и приносил их в лицей, чтобы угостить друзей и любимых учителей в 8 кабинете. Татьяна Валерьевна и Сергей Анатольевич очень любили его блины, которые получались очень тонкими и исключительно вкусными.

   Любимая ученица Сумбата Багратовича Аня Власова и по сей день, когда бывает в Саратове, всегда заходит в лицей "на огонек" к любимому педагогу, где просиживает не один час за зеленым чаем, апельсиновыми карамельками и сушеной дыней "канталупа", которая была его любимым угощением, о котором все знали. Максим Колганов, серьезный и одновременно любвеобильный Илья Макаров, Шамиль Курамшин, робкий Боречка Векслер, забавный Данила Гайдамакин, веселый Леня Корогодин, милая Танюша Шальнева, знаменитый пианист Дима Козлов, милая Ирочка Ларионова, от которой я в свое время получил не одну "валентинку", добрая Наташа Лихоманова, знаменитый повеса Юра Зиборов, Саша Ченцов, Танюша Гришаева, интеллигентный Женя Усвицкий.... Мне было очень приятно общаться с этими учениками, потому что было в них что-то настоящее. Наполнены они были хоть и не только учебой, но положительное перевешивало в любом случае. Забавный выпуск и искрометный. С улыбкой вспоминаю то время...

   Пришло время вспомнить важный и целеустремленный 2002 год, в котором много ярких и выдающихся личностей, которые запали в душу не только мне, но и всем сотрудникам. Вежливый и взрывоопасный Дима Котельников, деловая Танюша Боголюбова, Саша Вовк и его друг Влад Коротков, Маша Палагина, Тимур Гергия, Маша Ерохина, Леша Устинов, Кирилл Козырев, который не мог прожить день, не съев банан, принесенной мамой, добрый Володя Киселев и его друг Женя Цымбалюк, добродушный Леша Мишенев, Андрей Крюков, Руслан Гусиев, Ирочка Рожнева, с которой очень любил разговаривать и чья статуэтка-сувенир и по сей день украшает мою книжную полку; Саша Кирясов, боевая Марина Харламова, Нина Столбушкина, Юста Ильковская, Дима Дотц, интеллигентный, воспитанный и глубоко порядочный Тимофей Пылаев, Костя Латыпов, которого не раз спасал от грозных очей администрации за чересчур любвеобильность к свободе поведения, добрый Володя Лобачев, серьезная Лена Киселева, улыбчивая Маша Правдина, воспитанный Сережа Давыдов, Саша Борисов, Андрей Кондратьев, Андрей Куприянов.... Все как на подбор. Хороший выпуск, который не забывает свой лицей, всячески ему помогая и поддерживая. А 11-2 и 11-3 классы наиболее активны сейчас в помощи и поддержки администрации лицея и самого ФТЛ.

   Вот подошла очередь и до моего первого любимого выпуска - 2003.... Ребята, я вас помню и люблю! Выпускал газету с любовью ко всем вам..., и храню все выпуски. Ребята..., вы самые дорогие для меня! ВСЕ помню что было. Мишка Новиков... ХАККЕР наш незабвенный. Мечтал взломать компьютерную сеть в 26 кабинете у Пименова. Составлял планы по взлому, прятался в кабинетах от Пименовой Екатерины Анатольевны, чтобы тайно влезть на базовый головной компьютер и скопировать файлы на дискету, отвечающие за пароли. А когда я болел всегда через маму передавал для меня письма, рисунки и пожелания скорого выздоровления. Толя Мандриков по прозвищу Мандрик написал песню "Дискотека у Саввичны дома", оригинал которой я до сих пор храню в домашнем архиве. Замечательный, хороший и добрый человек Артур Арзуманян. Помню бесконечные разборки, драки в туалете под "крышей" физрука, который как и я, уважал ваш выпуск. Братья Игорь и Диман Штейны - потрясающие люди! Столько всего было в гардеробе, когда они в хорошем настроении.... Всегда вас покрывал, о чем ничуть не жалею. Катюша Тарасова - энергичная девушка, активистка класса. Ксения Тураева... - мы с ней не общались никогда, но было приятно наблюдать за милой и доброй девушкой и ее отношением к классу. Саша Горбунов, Наташа Горюнова, Боря Шурыгин, Миша Медведев, Леночка Смирнова, Дима Гуревич - очень любил с ним общаться на любые темы. Умный парень и просто хороший человек. Максим Максимов, Коля Родионцев, Оля Земскова, Аллочка Усова... - не забыть мне эту пару: она и Мишка Новиков. Как он ее на руках таскал, как зажимал в пустых кабинетах во время дискотек, и как фотографировался на гардеробе, оглушительно смеясь. Тогда он называл меня своим лучшим другом. Куда все делось? Рома Леушкин.... Жаль, погиб отличный парень. Он не мог стоять на месте. Постоянно вышагивал по вестибюлю и философствовал. В сердцах говорил, насколько он не любит негров. Но все это всегда звучало по доброму и невинно. Не было в нем националистичности. Просто - "рубаха-парень". Что думал, то и говорил. И джентльмен. Всегда вступался за девушек. Его лучший друг Арсений Палагин.... Говорил высокомерно и вальяжно, жестикулируя и глядя вдаль. Мы мало общались, но он запомнился мне хорошим человеком, украшением своего класса и конечно героем своего времени. Машенька Орлова, Яна Ткаченко... - любвеобильная девушка, энергичная, заводная и чересчур эмоциональная. Могла в сердцах громко воскликнуть, рассмеяться или расплакаться по пустякам. Очень много времени проводила со мной, рассказывая о своих сердечных делах. Машенька Гришина, Юля Кудряшова.... Не забыть мне эту великолепную пару - Юля Кудряшова и Дима Козлов. Сколько было написано стихов про них для газеты! Как собирались обитатели лицея в 10-ом кабинете, чтобы послушать как он играет на пианино для своей возлюбленной. Она ухаживала за ним как за сыночком, одевая и поправляя шарф, надевая шапку и целуя в нос. Но время все расставило по своим местам.... Крутой Виталий Покровский, Рита Ращупкина, Мариночка Глебина по прозвищу "пчела", с которой всегда было интересно общаться. Мы обменивались тетрадками с любимыми стихами и я провожал ее до трамвая, успокаивая, когда у нее что-то не получалось. До сих пор она иногда заскакивает ко мне в лицей, чтобы подарить очередную книжку с добрыми стихами или сказками. Алина Комарова, Андрей Никитин, Сергей Иванов по прозвищу "веник", Паша Изотов, Оля Папшева, Сережа Ковалев, Леша Панкратьев, Миша Аксенов... - веселый, задорный парень, которому "палец в рот не клади". Он всегда знал кому и что ответить, не таясь, не соблюдая дипломатий. Но за все за это его любили и уважали. Мне было всегда легко с ним и свободно. Словно чувствовал его и знал чего ожидать. Всегда приятно знать человека правильно. Вот как раз Миша был открыт для всех ветров. Хороший парень, веселый и с настоящей мужской хваткой. Ваня Старостин, Андрей и Дима Степаненко - хорошие, воспитанные братья, Ваня Вислов - веселый, деловой и вальяжный. Миша Давыдушкин, Олег Баринов, Олег Александров.... Первый любимый выпуск. Это много для меня значит.

   ... Помню такую историю. Сидели мы с Сумбатом Багратовичем на лавочках в вестибюле, а напротив нас какая-то родительница ждала свое чадо. В то время над столиком охранницы из стены высовывался кусок рельса. И вот Сумбат Багратович решил скрасить свое время. "А вы знаете отчего над вашей головой из стены рельс торчит? - спросил он родительницу. - Это от того, что раньше лицей был гораздо выше, нежели сейчас. Оползень сыграл свое дело и наше учебное заведение ушло под землю. А раньше здесь ходили трамваи.... Вот рельсы и остались. Вы аккуратнее сидите там. А-то ненароком может куски трамваев посыпаться. Знаете как это бывает...". Родительница от греха подальше с озабоченным видом пересела в сторону. Я еле сдерживал смех, а Сумбат Багратович уже хохотал...

   2004 год.... В этом выпуске учился мой хороший друг Ваня Орлянский. Интеллигент, добряк и "мистер улыбка". Общение с ним всегда приносило радость. Саша Забродин, Дима Старшов, Леша Щекутеев, Коля Панин, Лена Сиссон, Марина Дроздова, Камаль Каматов, Алена Шубина - замечательный человек! Жора Коршунов, Дима Ермаков, Женя Бросалин - человек с которым мы много разговаривали и обсуждали лицейскую жизнь. Милая Танюша Гусиева, свободолюбивая Анечка Кравцова, Настя Журавлева, милая Тонечка Усикова, Юля и Сергей Свиридовы, Никита Руш, Дашенька Меркулова, Рома Чебаков, Олег Самборский, хороший человек - Володя Кайль, Артемий Струздюмов...

   Еще один мой любимый выпуск - 2005 год....  Это выпуск ярких личностей, с которыми мы долгое время поддерживали хорошие отношения. Но как и все потом растеряли друг друга на просторах земли. Но всякий раз, когда встречаешь в толпе любимые глаза, согревается сердце и хочется броситься навстречу, обнять, улыбнуться, поинтересоваться о делах.... Но потом думаешь - а надо ли им этого? Зачастую, при встрече повзрослевшие дети максимум кивнут в толпе и пройдут мимо. Но люблю все равно. И воспоминания...
Антон Кондрич - веселый парень, с которым всегда было приятно пошутить. Федя Стальмахов - "рубаха-парень". Любитель репа и рассуждений на тему будущего. Мистер улыбка и просто хороший человек. Любвеобильная Наташенька Федина, Леша Кузнецов, Шурик Пылаев, Антон Ткаченко.... Помню, любил снимать его на фото/видео, а он позировал. Искрометный молодой человек, весельчак и любитель шумных компаний. Саша Зобов, братья Максим и Артем Фишер, Рома Воротилов по-прозвищу "Кащей" - любитель "стрелок" и "этажей", Юля Пашкина, Танюша Никанорова, Илья Поляк, Илюшка Биин, Катюша Дарьина, Володя Гусев, Юля Цветкова, Женя Черемных, добряк Володя Демидов, небезызвестный всем Юра Копачевский, над которым любил посмеяться Федя Стальмахов. Антон Чикин, Ирочка Миндлина, Настя Кузьмина, Артем Логинов, милая Наташенька Анджапаридзе, которую я называл "волжанка" за цвет волос и улыбку. Юля Максименко, которую я называл "Юльчонок", Дима Жестилевский, Тимур Жанабеков, Дима Данилов по-прозвищу "Ромео", Анечка Ивлиева, Катюша Русакович, Женя Калужин, Любаша Михайлова, Дима Хайлов, Юля Чайкина, Анечка Малахова, Яна Самойленко, Алла Воронова - сейчас пишет очень хорошие стихи и исключительно эмоционально рисует. Милая Катюша Медведева по-прозвищу "медвежонок", Анечка Шишова, Саша Бачурин, Степа Русанов, Максим Карпеев, Искрометная и улыбчивая Ксюша Неличева, Игнат Мельдин (очень жаль, что его нет больше с нами. Но мне он запомнился своей добротой, отзывчивостью и хорошей улыбкой. В своем блоге накануне гибели он написал: "Я очень сожалею, что ничего в жизни не умею кроме компьютеров..."). Катюша Козлова, Леша Чернавин, Ваня Чуркин - наверно один из самых добрых людей параллели, Андрей Степанов - интеллигент, пишет хорошую музыку. Люблю их выпуск. Приятно встречаться, общаться, вспоминать и улыбаться.... Ходил с Катюшей Медведевой и Анечкой Шишовой через несколько лет после выпуска в суши-бар, где отметили встречу. Приятно, когда помнят, зовут, благодарят.... Ведь я не учитель, а самый обыкновенный вахтер. И такое отношение. Тронуло...

   Забавный выпуск 2006 показался мне простым, четким и при этом добрым. Кирилл Есмуханов, милая Аллочка Новикова, с которой мы хорошо дружим, Светочка Шурыгина, которую я называл "Светлячок", Леночка Погорелова, Юля Иванова, Маша Куликова, крутой Виталий Малкин, Вика Кузнецова, Вероника Митрохина, Даня Гаркавенко, Егор Ермилов, Темур Муминов, Антон Дворак, Ирина Карасева, Володя Кондратьев, Антон Кармишин, Сергей Мурылев, Кирилл Ершов, Арсений Струздюмов, Илья Летунов, Александр Ерошенко, Наташа Макарова, Павел Мартынов - человек без чувства юмора, но все смеялись, когда он начинал говорить...

   Всегда интересно наблюдать за людьми со стороны, когда они не обращают на тебя внимания. Кто-то кого-то зажимает в уголке и пытается поцеловать, другие списывают под лестницей; эти намереваются сбежать с уроков, а вон те нервничают, поскольку должны придти их родители. Кто-то проводит перемены в спортзале, кто-то в буфете, вон группа собралась зайти к Пименову на кофе с печенюшками, а вот эти к Татьяне Валерьевне и Сергею Анатольевичу в восьмой кабинет. У них приятно проводить время, легко и исключительно интересно. И кофе, как говорится попьешь, и музыку послушаешь. "Мы будем сдавать физику только Сумбату! - пересмеиваются девушки. - С ним легче". "А мы к Семычу - с ним веселее", - смеются мальчишки. Раньше было так. Сейчас стремятся попасть к Богову. Преемственность поколений - это нормально. Богов совмещает в себе легкость Сумбата Багратовича и задор Александра Семеновича. Не удивительно, что его многие называют одним из самых лучших физиков лицея.

   2007.... Искрометная Машулька Фатьянова, Антон Галишников, Викуля Вахлаева, Денис Райгородский, радушный и неунывающий Дима Иванов, Антон Акулов, милая и хорошая Оксаночка Курышева, Оленька Ежкова по-прозвищу "Ежик" - волшебница с добрыми и красивыми глазами, Витя Рогуленко, Катюшка Клюева, Дима Соколов, Костя Тельтевский, Жора Белоусов, Машуля Герасимова, серьезная и воспитанная Катюша Харламова, Машуля Иванова, Даша Полбицина, музыкальная Катюшка Ломовцева, Юля Кузьмина, Ирочка Леонкина, Петя Рябухо, Артем Хомяков, Ринат Заганшин, Виталий Гербуз, Настюша Бирюкова.... Было интересно с ними работать. Но... страницы истории перелистываются быстрее. И вот не за горами 2008 год, в котором училась милая, забавная и красивая Катюша Петрунина; с ней  мы много времени проводили за разговорами. Я был в курсе всех ее сердечных тайн.... Ваня Фефер - замечательный парень, очень добрый, ранимый, умный и отзывчивый. Рядом с ним всегда всем было очень весело и легко. Саша Калужин, поэтесса София Старцева, Дима Лапшин, Римма Сытник, Маша Горемыко, Лена Боголюбова, Лилия Сабитова, Анечка Кващук, Саша Швецов...

   Очередной любимый выпуск - 2009. Оленька Матросова... - хороший друг на протяжении всех лет. Помню все и никогда не забуду долгих доверительных бесед, улыбок и смеха, прогулок и фотосессий. Оленька, спасибо за все! Андрей Яковлев, Машенька Морозова - чудесница с очаровательными добрыми глазами, Катюшка Быкова - боевая, добрая и честная, Кристинка Кузнецова - очень хороший друг и милая девушка, Даша Маркелова, Наташа Ананьева, Сергей Рогуленко, Володя Костин - был хорошим другом и заботливым молодым человеком. Когда приезжал в гости, всегда заходил в гости. Куда все делось? Ксения Адамович, Настюшка Абахина и Настюшка Щербатых - три "мушкетерши". Помню как дружили, как они приходили в гости, помню все разговоры, храню фотосессии.... Спасибо, девчонки, за все! Игорь Крупнов, Ваня Гераськин, Наташа Арон, Саша Мельников, Анна Панасенко, Олег Жмак, Оля Межуева, Кирилл Трибунский, Сергей Кирюшин, Оля Ильина, Артем Любарский - воспитанный, интеллигентный человек, хороший, добрый, отзывчивый и веселый. Спасибо, Артем, за все твои приходы в гости, за то, что ты такой хороший! Любвеобильный Миша Тарасов, Аня Камышникова, Ксения Демина, Денис Давыдов, Анечка Ширяева, Леша Комаров, Алексей Павлов, Сашенька Митрофанова, Варюша Заднепряк, Ваня Каргин, Леша Цыпленков.... Очень хороший выпуск. Он в сердце навсегда...

   Как-то летом 2010 года я вместе с Володей Костиным (2009), Настюшкой Чугуновой (2011) и Дашулей Сукмановой (2010) отправились гулять в лес на Соколовую гору. Слушали музыку, пели, смеялись и фотографировались. Золотое время! Очень приятно проводить на лоне природы свободное время вместе с теми, кто близок сердцу. Тогда Володя Костин произнес (и его девчонки поддержали), что желает мне таких выпускников, с которыми можно было бы всегда ходить на природу гулять и фотографироваться, свободно разговаривать на любые темы и отдыхать душой. Увы, далеко не со всеми...

   Все ближе последние выпуски. Все чаще можно увидеть молодых, уверенных в себе молодых людей и девушек. 2010.... Находчивый, умный и добрый Леша Кузнецов (великолепный фотограф!), неунывающий Женя Радутинских, Танюшка Сидельникова, Артем Седанов, порядочный, веселый, добрый и настоящий мужик - Жора Мамедов, Валера Парамонова, Маша Лучина, Коля Юрин, Володя Суравский, Ваня Костин, Паша Балдин, улыбчивая Дашуля Сукманова, Елисей Кузьмин, простая, милая и добрая Викуля Барышникова - очень хороший друг и просто понимающая девушка, добрая и улыбчивая Лиза Матыс, Полиночка Ячевская, Олег Ельшов, Рита Ушакова, Катюша Шуршалова, Ириша Камалова и Полиночка Григорьева (из выпуска 2011) - хорошие девчонки. Помню как ходил с ними гулять в лес. Хорошо провели время, играя и фотографируясь. Спасибо, девчонки, за настроение! Витя Садков, Наташенька Прилуцкая по-прозвищу "Эльф", Леша Шкодин, Анечка Гузеева, прекрасная Танюшка Герцун, Саша Овчаров, Леша Ошменский....

   Еще один любимый выпуск - 2011. Много фотографий и видеороликов - воспоминаний через край. От общения до совместного проведения праздника Последний звонок в "Хуторке". Милая Настюшка Чугунова, ослепительная Аллочка Егорова, супермозг Павел Кунявский, Ангелина Садохина, Оленька Скачкова, Андрей Власов, Дашенька Юрьева, Леня Петров, милая Кристиночка Лысковцева, Ангелина Сергеева, Женя Яковлев, Кирилл Шнейдерман, Юлия Третьякова, милая, добрая Сашенька Галицына, с которой всегда было уютно и интересно поговорить. Влад Петренко, Настя Евтушенко, Саша Катышев, Игорь Колопков, милая Юля Кубеш, Андрей Власов, Артем Кузяев, Полиночка Рыжкова (очень жаль, что ее больше нет с нами. Но память человеческая не остывает после соприкосновения с душами тех, кто был когда ей близок. Полину не забудут никогда). Боевая, энергичная, заводная и неунывающая Аленка Кургачева, Викуля Стрельцова, Алена Ниткачева, Алена Макушина, Настюшка Щибря, Паша Поваров, Катюша Гусева, Анна Полуконова, Миша Рызванов, Элина Хасаханова, Антон Статник, Максим Соинов...

   Все моложе выпускники, от чего и интересы меняются. Но все равно с ними интересно разговаривать, познавать кто чем дышит, легко узнается и воспитание. Особенно интересно и приятно, когда находишь единомышленников. Вы только послушайте: почти каждый год в параллели учеников находится тот, кому тяжело жить в обществе, над которым издеваются не только ученики, но и учителя. Он в отчаянии режет себе вены, пишет стихи полные мщения или пытается казаться совсем другим человеком, чтобы общество его приняло. Поняв, что ничто не может изменить его судьбу, он идет ко мне. Я не хвастаюсь! Это просто факт. Иногда, если ребенок (через что бы он ни прошел, какой бы жизнью не жил - он все равно для меня ребенок) не видит во мне друга, если ему кажется, что абсолютно все его не понимают, я иду к нему. Неважно под каким предлогом. Понимаете, как только я вижу ребенка, казавшегося гадким утенком для общества, у меня в груди рождается что-то большое и горячее. Мне становится его жаль, и я «беру над ним шефство», если можно так выразиться. Я стараюсь помогать ему, охраняя от нападок детей, стараюсь заинтересовать его чем-либо, лишь бы отвлечь его от плохих мыслей. Если ребенок думает о самоубийстве, ложно думать, что его спасет общество. Именно общество зачастую и толкает его в бездну. Родители кричат на него, угрожая расправой или тем, что заберут его из этого лицея в простую школу, где ему будет еще хуже, не выслушивают его. Тогда ребенок начинает искать помощь у знакомых. И мало кто может остаться уверенным, что это общество не убьет его. Если я вижу, что ребенок на краю, я стараюсь увлечь его, заговорить, рассмешить. Даю ему какое-либо задание, которое необходимо сделать в кратчайшие сроки. Главное, чтобы его покинули нехорошие мысли. Иногда, если я вижу, что у него плохие отметки, я разговариваю с учителями, приводя свои доводы, главная задача у меня – это расшевелить их душу. Но верно говорят, что: не сделаешь добра – не получишь зла. Иногда дети узнают, что я просил за них у учителей и отворачиваются от меня. Почему? Но это их жизнь и их воля. …

   2012... Даша Милецкая, Олег Солдатов, Настюша Корчагина, Денис Бородянский, хороший, добрый, честный, надежный товарищ Антон Скулкин, Никита Колосов, Миша Майоров, Сомат Аристанов, Артем Рамзаев, Глеб Любочко, Галочка Гайворонская, Катюша Бобрышева, Ваня Бабанин, неунывающая Настюшка Семенова, Андрей Анджапаридзе, Катюша Швырева, Витя Раков, Наташа Журавлева, Сережа Бакаев, Андрей Пронин, Сашенька Барышева.... Мне нравился их выпуск. Уверенный и спокойный.

   Последний на данный момент любимый выпуск - 2013, на котором уже не смог погулять. Почему? - вы могли об этом прочесть в первой части моих воспоминаний.
Хороший друг Игорь Акимов, с которым всегда легко и свободно себя чувствуешь, Миша Кобзев - музыкант и просто Человек (с большой буквы). Этим летом мы собирались и ездили отмечать мой день Хранителя лицея в лес на Соколовой горе. Очень хорошо погуляли! Исключительно приятно, когда тебя приглашают куда-то не для красного словца, а потому, что уважают и ценят. Милая Машенька Ларионова. С ней всегда приятно поговорить, поделись и почувствовать поддержку. Спасибо за все, Машенька! Элиночка Кулькова - чуткая, ранимая, добрая и сверхчувствительная девушка. Ариз Алиев, верный и надежный Миша Бубашвили, Леша Махонин, Илья Косырев, милая Дашенька Пушкарская, Никита Саюров, Сережа Филькин, Анечка Орлова, Леша Аверьянов, Катюшка Борисенко, Анечка Дранищева, Вика Цвень, Паша Кузнецов, Ваня Шульга, милая Альбина Алебастрова, надежный Артем Кравчук, Катюша Багаева - с ней всегда было очень интересно. Спасибо, Катюша, за разговоры, понимание и радушие! Чувствительная Даночка Андреева, Луиза Немова, Рене Французов, милая Оксаночка Крамаренко,  Настя Потлова, Данила Куркин, Настя Никулина... - интересная девушка. Сначала называет людей лучшими друзьями, а после выпускного удаляет их из друзей и при встрече не здоровается. Что ж, бывает.... Глеб Рогов, Любаша Горбушко - очень воспитанная, скромная, хорошая девушка. Жаль, не пришлось пообщаться с ней. Влад Смагин, Варя Колесникова, Дима Павлов, Света Развадовская, Василиса Усова - хорошая девушка, Танечка Рузанова...
   
   И последний выпуск - 2014 года. Хороший, воспитанный, улыбчивый, простой парень Костя Кашин, примадонна Алина Кошелева, Надя Музыченко, Антон Лебедев, Саша Лебедев, Денис Калинин, хорошая, верная и милая Лиза Перченко - вечная староста, мистер улыбка - Илья Люкшин, Саша Короновский - неизменный философ, добрый, вежливый и воспитанный молодой человек по-прозвищу "император". Антон Степанян - прекрасный композитор и просто хороший человек. Андрей Малюков. Про него говорят, что он надежный, что никогда не бросит в беде, всегда поддержит. А я видел в нем лицо времени, с которым легко и просто, если с ним по человечески и вежливо, то и он будет играть по твоим правилам. Данила Удалов, Андрей Череваткин, Лиза Макеева, Жора Циркинд, Цыпленкова Лена, Варя Вагарина, Лиза Гаврилкина, Саида Каралиева, Олеся Лысенко, Саша Ефимова, Керим Нуриев, Юра Стифоров, Никита Рогачев, Артем Тирабян, Кирилл Чумачков, Саша Изделеуф, милая и добрая Радмила Золотарева, честный, простой и вежливый Ваня Шляпников, Максим Дворядкин, Максим Шаленков, Володя Медведев, Катюша Урусова... - Очень хорошая девушка. Признаться, всегда не понимал отношения к ней как педагогов, так и учеников. Для меня она всегда будет той, кого я почувствовал, кого понял и не осудил. Когда сердце чувствует тепло, не слушаю никого.... Ярослава Шелкова, Юля Голубева, милая Леночка Булгина, Оленька Косицина - очень хороший человечек, с которой приятно разговаривать и что-либо обсуждать. Вася Лавский, вежливый Леша Филиппов - музыкант всея Руси, Лиза Баско...

   Какими будут будущие дети? Сколько я еще буду нужен лицею и его обитателям, выпускникам и родителям? Это покажет время. А сейчас оно такое, что нельзя на что-то рассчитывать и загадывать. В один момент все может измениться. Но я надеюсь, что вновь воссияет над лицеем слава не тех, кто хорошо учится, а кто вежлив и воспитан, у кого за душой моральные ценности и интересы не в мониторе айпада или телефона. Что вновь будут цениться душа и чувство сознания, что патриотов своей страны станет больше...

   Про лицей можно много рассказывать. Кто знает, быть может пройдет немного времени, и появится материал для третьей части моих воспоминаний.... Но это уже подскажет время. А пока я хочу сказать всем вас, дорогие читатели, что я как раскрытая книга. Но прочесть меня сможет только тот, у кого чистая душа, открытое сердце и кто знает меня. Люди узнаются по поступкам. Я и дальше буду собирать и хранить архив лицея, помогать жить и выживать тем, кому трудно и кто запал ко мне в душу. 

   Я помню все, что было...