4. Сенокос

Тамара Белова
Сенокос
Мы с детства знаем эту работу. Скота несколько голов. Сена много заготавливали. Мама нас разбудит часа в 4, снарядит еду, воду, косы или грабли на плечо и пошёл. Кто это мы? Да я, предводительница этого отряда и три младших брата: Борис, Пётр и Анатолий. Идём, бредём, спать хочется. Я запеваю:
«Шёл отряд по берегу,
Шёл из далека.
Шел под красным знаменем
Командир полка».
Отряд наш преображался, и бодро уже шагали. Отец слышал наши песни, готовил для нас чай. После чая, всех учил, как правильно пройти прокос, держать косу. Младшему братишке Анатолию папа сделал маленькую косу, Просто обрезал большую. Так он уже в семь лет стал косить. Отец его хвалил:
-Смотрите, как у него ловко получается.
Говорил:
-Коси коса, пока роса. В жару пауты да мошка не дадут косить.
В жару ложились спать. После полудня шли сгребать уже сухое сено. От жажды пили только горячий чай. Пить хочется, но холодную воду отец не разрешал пить:
-Ещё больше будите пить. Потеть будите. Пейте горячий зелёный чай.
Чай отец заваривал по - особому. Это плитка спрессованного китайского зелёного чая. Горячий чай сливали ковшом несколько раз, высоко поднимая ковш: обогащается кислородом. Забелить сливочками или кипячёным молоком. Подсолить, кусочек масла положить. Попьёшь, и жажда не мучает.
Это я рассказала к тому, что школу сенокошения я прошла с раннего детства. Эта наука мне пригодилась в студенческие годы. Приезжали к началу учебного года. Да только занятия не начинались: пришла пора уборки хлебов и сена в колхозах. Студенты и рабочие направлялись на уборку. Удивительно, но были колхозы «миллионеры». Но не все молодые люди с этой наукой были знакомы. Вот так пришлось в одном из колхозов заниматься уборкой сена. Училась я в Агинском педучилище. Студенты главная рабочая сила в уборке урожаев.
Завезли нас в Даурские бескрайние степи. Ох, и не люблю я степи. От солнышка не укроешься, за «кустик» не сбегаешь. Все на виду. «Степь да степь кругом». Колхозников – то один, два, остальные приезжие. Кто с предприятий из городов, с рудников. Деревенские то хоть что - то умеют, а горожане, прямо смех да и только. Как грабли держать, что с ними делать, ничего не умеют. Вот в такую компанию я и попала.
Сенокосилки ходят по этим бескрайним просторам. Трава хорошая, густая. Машины сено гребут в валы. Только остаётся за ними много сена, надо подгребать, зачищать. Да потом в зароды метать. Кто знает, что это такое, знает какая тяжелая работа. На фоне других, я девица крупная, знакома с этой работой. Полезай наверх зарода, помогай принимать сено. Подают много рук, а принимаем мы двое. Надо так уложить, чтобы не оползло и дождями не промочило. Да, нагрузка большая. Дома то эту работу только мужчины выполняют. У нас бывало, что укладываем, укладываем, а оно пойдёт в сторону и сползёт весь зарод.
Как «мочало - начинай сначала». Это теперь сено вручную не гребут, работает техника, сено сгребают в валки. Удобно доставлять и хранить. Да работёнка не для девичьих рук. Так что все болезни позвоночника я уже с детских лет получила.

Фото из интернета. Но очень похоже.


Продолжуhttp://www.proza.ru/2014/08/31/1700