Деревенские трепачи

Алексей Горшков
от Кота Романа по мотивам народной сказки

В деревне Трепёлки, что стоит под горой, с утра шум да вой, а это невестки дерутся с золовками, кидаются репами да морковками, горшки с кашей швыряют, киселём друг дружку поливают. В деревне той шесть братьев проживали и всех их Агафонами звали. Вот поехали люди землю пахать, а  шесть братьев, ну руками махать. Люди-то думают братья пашут,  да они на лошадей руками машут  И вот ведь случилось, что у них гречиха предобрая уродилась.  Люди вышли в поле жать, а братья в бороздах лежать; до обеда пролежали, после обеда проспали и наставили много хлеба: скирда от скирды, как от Казани до Москвы, а как  молотить  стали, так цельну  горсть гречихи собрали.
 Отец спрашивает сынов на другой год: «Где  нынче гречиху сеять будем?»  Один Агафон предложил засеять огород. А меньшой говорит: «Посеем на печке, потому что земля та порожняя, все равно круглый год гуляет, пущяй отдыхает!» Посеяли они гречиху на печке, а изба у них была большая: на первом венце порог, на другом потолок, окна и двери буравом наверчены, хоть сидеть в избе нельзя, да глядеть гожа.
Отец семейства уж больно заботлив был, рано утром вставал, сынов будил, два окна открывал, чтоб воздух по избе гулял. Мороз-то в избу забрался, на печку прокрался, и всю гречиху сгубил. Ну кто его просил?!  Вот шесть братьев стали горевать: как гречиху с печи собирать? Меньшой говорит: «Надобно гречиху скосить, в омёт* свозить». Братья говорят: «А ом!т метать где?» А он в ответ: «На печном столбе!» Ну, братья большой омет сметали и очень устали.
Была  в дому кошка лыса: почуй она, что в гречихе крыса, бросилась ловить и прямо-таки о печной столб лбом пришлась; омёт упал да в лохань попал. Шесть братьев горевать: как из лохани омёт убирать? На ту пору пришла кобыла сера, омёт из лохани съела; стала вон из избы бежать, да в дверях и завязла. Задние ноги в избе, а передние на улице. Зачала она скакать, избу по улице таскать; а братья сидят да глядят, что будет, знать хотят. ! Кобыла вырвалась, меньшой брат  в гриву ей вцепился, верхом на нее ввалился и поехал в кабак. Всё и было так!
В кабаке Агафон разгулялся да ружьецом целовальника залюбовался. Полтину заплатил да ружье и купил. Поехал в дубовую рощу дичь пострелять, сидит тетерев на дубу, глядь, Агафон взял его на прицел, да только кремень в ружье не уцелел! Коли в город за кремнем ехать, будет  верст пять — далеко; пожалуй, птица улетит, не будет ждать. Пока Агафон так сам собой судил, он  невзначай полушубком за дубовый сук зацепил; кобыла его с испугу рванула, да головой Агафона  об дерево  долбанула! Так и посыпались искры у Агафона из глаз! Одна искра попала на порох ружья как раз, ружье пальнуло и  тетерева долбануло; тетерев упал да на зайца попал; а заяц сгоряча вскочил, да что про Агафона дичины набил! Тут Агафон обозом в Саратов отправился; торговал-продавал, на пятьсот рублей справился! На те деньги жену взял. Девка славной хозяйкой оказалась, ни к чему ни прикасалась. Живёт теперь Агафон без кручины, нет ни дров, ни лучины....

* Омёт — большая куча плотно уложенной соломы