Урок

Александра Румянцева3
   Развлечений в деревне не было никаких.  Часто вечерами молодежь собиралась в Шурином доме. Иногда сидеть было негде. Отец  - отличный рассказчик, балагур и шутник. Это привлекало к нему людей. Но , как позднее поняла взрослая Александра, парни видели в нем погибших отцов. В деревне мужчин  мало. Отец выслушивал ребят, давал советы. помогал ремонтировать кое-что.  Иногда в доме читали вслух. Шурка хорошо читала, и ее с удовольствием слушали, обсуждали прочитанное, спорили до хрипоты. Вот где учились ребята и девчонки отстаивать свое мнение. Это была хорошая школа.  Часто играли в карты. Играли, как правило, трое на трое. Подбирались игроки равные по возрасту. Шуркиных ровесников не было, они дома сидели,  и поиграть ей удавалось нечасто. Над проигравшими подшучивали. Шурка - девочка языкатая, немало шуточек и насмешек отпустила игрокам. Они, казалось, на малявку  никак не реагировали.
   Но сегодня отец посадил  играть вместо себя дочку. Парни  сначала возмущались, но смирились. Как на грех, Шуркина команда осталась в дураках,  ее и заставили сдавать карты.  Девочка старательно перетасовала колоду, раздала карты. Она сама быстро отыгралась, но команда снова осталась в дураках. Не везло этим игрокам, они не могли отыграться. Раздавала карты все время  Александра. Ей это ужасно надоело. Выходило, что она всегда была дурочкой, и из-за нее и страдают остальные.  А ведь это было не так. Девочка всего два раза завалила игру. Она умела играть, память была отменная,  помнила все карты, кто и что потянул. Но раздачу поручали ей. Дочь так ждала, что отец вступится за дочку и дождалась: " Доченька, ты наверное, уж мозоли набила на руках-то. Возьми вон мои голицы, на полатях лежат, высохли уже." Дружный хохот был ответом на эту фразу. Смеялись все: и те, кто играл, и те, кто ждали своей очереди. Смеялись с каким-то упоением. Даже голицы девочке преподнесли. 
  От обиды и унижения. которого она не ждала от отца, дочь разревелась. Но никто ее не утешал, и она снова раздавала карты. После шестнадцатого проигрыша их команда отыгралась. Отец заменил дочь. Она просто смотрела на игру. Когда все ушли, она обратилась к отцу с вопросом, как он мог так ее унизить с голицами. 
  " А ты , когда комментируешь игру, разве не обижаешь ребят своими словами? Обижаешь, еще и как. Они тебе не отвечают, потому что меня стесняются. Вот я и решил тебя проучить.  Будешь знать, как чувствовать себя обиженной и униженной , следить за словами будешь."
  Девочка промолчала. Но потом ,когда ей хотелось что-то сказать проигравшим, блеснуть остроумием, в ушах слышался голос отца, а перед глазами стояли отцовские голицы, и язык сам прятался за зубы.