Трава под камнем. 5. Архитектура русской религии

Андрей Пустогаров
Кто написал Киевскую Русь?
и другие истории

Книга 3
Трава под камнем

Глава 5

Архитектура русской религии

«Мастера же были присланы от императора Фредерика Первого…»
В. Татищев, История Российская, ч.2, прим. 483


1. Кирпич - Белый камень: счет 10:0

Добавив  в предыдущей главе несколько аргументов в пользу того, что никаких татаро-монголов, а также их иг и нашествий никогда не существовало, перейдем к тому, что называется «домонгольской архитектурой  Руси». 


«Домонгольскую» архитектуру принято находить  в Киеве, Чернигове,  Полоцке,  Новгороде Великом, Пскове, на Волыни, Галичине и во Владимиро-Суздальской  Руси.    Ну и действительно: если существовала обширная Русь с центром Киев-на- Днепре, так, значит, была у нее и более-менее единая  архитектура. И нетрудно сообразить, почему называют ее  именно «домонгольской». Потому что «послемонгольская» архитектура  регионов, которые якобы входили в Киевскую Русь,  не обнаруживает между собой  сходства.  И эту странность  чрезвычайно удобно объяснять тем, что все с ног на голову поставили дикие орды татаро-монголов.


Но существует ли единство внутри всей этой, якобы домонгольской , архитектуры?  Ответ – нет.  Владимирско-Суздальская  и Московская Русь стоят особняком.  И, пожалуй,  главное здесь – материал, из которого строились храмы (а они-то и дошли до нас): «возникает вопрос – почему пристрастие к белому камню у владимиро-суздальских и московских князей было столь стабильным, несмотря на повсеместное кирпичное строительство в соседних русских землях? Нигде – ни в Киеве, ни в Чернигове, ни в Переяславле Южном, ни в Рязани, ни в Смоленске, ни в Новгороде-Северском, ни в Волыни – ни одного храма не было построено из белого камня или его местных аналогов, везде мы видим только кирпич или «opus mixtum» (смешанная техника), хотя зачастую украшенный белокаменными деталями. В технике «opus mixtum» строили и в Новгороде, и в Пскове»  (С. В. Заграевский,  Юрий Долгорукий и древнерусское белокаменное зодчество, М.: «АЛЕВ-В», 2001, гл. 1, Белый камень и кирпич).


(В скобках заметим, что белокаменное «домонгольское» зодчество приписывают и Галицкому княжеству. Однако, из девяти якобы белокаменных храмов сохранился только один. Да и тот не белокаменный, а известняковый.  Кроме того,   сообщается, что он неоднократно , «возрождался из руин», в частности был «перестроен» в1596 году.  Об анекдотичности  некоторых археологических привязок  современной украинской Галичины к летописной галицко-волынской Руси мы уже  писали в кн.1, гл.2.3 http://proza.ru/2012/06/17/969 ).


 Свой вопрос Заграевский подтверждает расчетом стоимости строительства из белого камня по сравнению со стоимостью строительства из кирпича. Получается, что строительство из белого камня дороже ровно в … 10 раз. Более того,  « белокаменная кладка храмов… в российском климате менее влагоустойчива, чем кирпичная» (Зграевский, гл.4: Предел надежности). Возможно, этим и объясняются многочисленные случаи обрушения русских белокаменных храмов.  Кирпичная технология  позволяла  также  строить храмы большего ,  по сравнению с белокаменными, размера.
Так для чего же князья северо-западной Руси с такой маниакальной настойчивостью строили храмы из белого камня? Может, чтобы они были белыми?  Но так кирпич можно побелить, да и  «белокаменные» храмы  на самом деле желтоватые.


2. Когда появился кирпич?

Ответ на вопрос  прост, хотя, возможно, для тебя, читатель, и окажется неожиданным:
в эпоху строительства русских белокаменных храмов технология строительства зданий из кирпича отсутствовала.  Скорее всего,  по причине   отсутствия технологии  изготовления кирпича, способного выдерживать строительные нагрузки.  Все кирпичные сооружения построены позднее белокаменных.  (Заметим, что это хорошо согласуется с предложенной нами датой постройки Киевской Софии в 17 веке при Петре Могиле. В Киевской Софии использован  плоский кирпич – так называемая плинфа).


Приведем описание современной технологии обжига кирпича-сырца:
«Обжиг заключается в постепенном нагревании сырца до температуры 900—1100°, выдержке при этой температуре в течение некоторого времени и постепенном охлаждении обожженного кирпича. Процесс обжига включает следующие стадии: 1) подсушка, или окур (печь на пару); она ведется при температуре до 120°. При этом из сырца удаляется остаточная влага. Продолжительность подсушки колеблется от 18 до 48 часов; 2) малый огонь (печь на дыму) — из сырца удаляется химически связанная влага (при температуре 600—650°). Такой режим продолжается 30—40 часов; 3) большой огонь (печь на взваре) — глина спекается в черепок при температуре 900—1100°. Продолжительность взвара 30—40 часов; 4) выдержка при максимально достигнутой температуре (печь на закале) в течение 24—36 часов. При этом происходит выравнивание температуры по всему сечению печи и окончательное спекание глины; 5) остывание кирпича до температуры окружающей среды. Продолжительность этой стадии 96—120 часов».


То есть технология непростая. При неправильном обжиге кирпич может потерять форму,  раскрошиться, треснуть, что сделает его непригодным к использованию в  качестве основного материала  при строительстве крупных сооружений.


Но как же кирпичные сооружения Древнего Рима, спросишь ты, читатель? Термы Каракаллы, римский Форум и т.д.?  Все это свидетельствует лишь о времени их постройки. 


Как известно, «в XV веке во всей Европе строители перешли на кирпич» (Заграевский, там же).  Ну, допустим, до 15 века стояли насмерть из эстетических соображений. А потом вдруг все как один осознали, что лучше строить здания  дешевле, крупнее, безопасней. Но как быть со средневековой фортификацией? Тут ведь дело касается уже не эстетических категорий, а жизни и смерти.

Заглянем в книгу современного  французского историка Филиппа Контамина «Война в Средние века» (СПб, Ювента, 2001, 416 с.). Вот что написано о фортификационных сооружениях каролингской эпохи: «Кроме того, и дворцы, которые были административными и общественными центрами владений знати и короля, имели какие-нибудь защитные укрепления. Постройки располагались на территории в 1-1.5 гектара (то есть диаметром  110 -140 м) , окруженной земляным валом и рвом, иногда усиленных сооружением из балок, кольев, плетней» (стр.55). 

Позвольте, а построить кирпичную стену в голову не пришло?   Дров и глины под рукой не было? А, может быть, еще не видели ни одного кирпичного сооружения по причине их полного отсутствия в ту эпоху?  А, возможно, тогда и, вообще,  техники строительства из блоков  не было?  Я лично склоняюсь к последним двум утверждениям.

«В  X-IX вв. появился новый тип укреплений». И какой же?
А вот какой: «С характерным холмом или возвышением в форме усеченного конуса… У основания холма находился ров, на вершине – бревенчатый частокол… Существует следующее классическое описание укрепленного холма во Фландрии: «В обычае у самых богатых и благородных людей округи … возводить, насыпая землю, холм такой высоты, на какую они способны; вырывать вокруг него ров – как можно более широкий и глубокий; укреплять этот холм по границе всей площадки на вершине частоколом из очень тесно пригнанных брусьев  в виде стены…» (стр.56).

Почему же не пришло в голову построить из кирпича нечто вроде донжона, обнесенного кирпичной же стеной, а ля «классический» рыцарский замок?    Ведь в Риме,  как нас уверяют, давно уже стояли кирпичные стены с башнями  императора Аврелиана.  Ответ, по-моему, очевиден. Не были освоены такие технологии. Никто о них и  не слыхивал. А вот как только появились, все  сразу прекратили  холмы насыпать и стали строить кирпичные стены. Да и, вообще, все из кирпича. И так везде, вплоть до появления мощной артиллерии.

 Вот и в России  произошел  «достаточно быстрый переход на кирпич в конце правления Василия II и при Иване III» (Заграевский, там же). Но   «кирпич, ставший с конца XV в. государственным строительным материалом …  в основном применялся на первых порах только в военном зодчестве». В.В. Косточкин , Русское оборонное зодчество конца XIII - начала XVI веков ,"Наука",М.,1962, ТЕХНИКА ПОСТРОЙКИ СТЕН И БАШЕН, 1).   Да, в первое время, при начале производства кирпича, он шел только на самое необходимое – крепостные стены. А потом произошел и полный переход на постройки из кирпича.   Заграевский пишет: «неудивительно, что все домонгольские храмы в Рязани (Успенский, Борисоглебский и Спасский соборы, церковь Ольгова городка) построены исключительно из кирпича, несмотря на близость каменоломен» (там же).   

Неудивительно, если понять, что произошел переход на  технологию строительства из кирпича, и прежняя белокаменная технология сразу же стала практически  никому не нужна. О том, что техника строительства из каменных блоков предшествовала кирпичной, говорит и следующее наблюдение Заграевского:  «там, где в романскую эпоху строили из кирпича, часто имитировали форму камня при помощи кладки различной формы и размеров. Такой архитектурный прием был особенно распространен в поздней романике и ранней готике Северной и Восточной Германии». Ну,  это  как в начале 20 века  первые автомобили делали в форме карет.


3. Эпоха белого камня

Белокаменная техника, конечно, прошла несколько этапов своего развития: от относительно небольших  однокупольных храмов, таких, как Дмитриевский собор во Владимире или Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залеском (площадь 170-180 кв.м) , до  в несколько раз превышающих их по площади   стоящих на подклетях пятикупольных  Христорождественскому собору  в Каргополе  или Благовещенскому собору в Казани (строительство последних датируется  второй половиной 16 века).
Кроме того, изменялся и характер декора: зооантропоморфный декор полностью сменился декором орнаментного типа.
(Под зооантропоморфным декором понимаются рельефные изображения «львов, орлов, грифонов, кентавров, сцен охоты, борьбы зверей», слонов,  а также других звериных и человеческих фигур, в частности «вознесения Александра Македонского», человеческих масок и т.п.). 

Реестр белокаменных зданий Древней Руси содержится в соответствующей работе  С.В. Заграевского ( «Реестр белокаменных зданий Древней Руси», http://www.zagraevsky.com/reestr.htm).
Заграевский включает в свой реестр и здания в смешанной технике, а также имеющие лишь белокаменную облицовку. Всего он насчитывает 54 полностью или частично сохранившихся здания, в том числе 49 на территории Российской Федерации.
Мы приведем перечень тех из них, которые  были полностью построены в белокаменной технике на территории Владимиро-Суздальской и Московской Руси и относятся по преимуществу  к раннему этапу этой техники. 
Помимо собственно белого камня  эти храмы  характеризуются:
-  декором зооантропоморфного или орнаментального типа на внешних стенах,
- нахождением внутри кольцевого вала (либо крепостного сооружения, возникшего, по всей вероятности, на месте вала).

Итак:
Владимир, Успенский собор, декор зооантропоморфного типа,
Владимир, Дмитриевский собор, декор зооантропоморфного типа,
Боголюбово, Церковь Рождества Богородицы, декор зооантропоморфного типа (не сохранилась)
церковь Покрова на Нерли, декор зооантропоморфного типа,
Кидекша, церковь Бориса и Глеба,  декор орнаментного типа,
Суздаль, собор Рождества Богородицы. декор зооантропоморфного типа,
Юрьев-Польский , Георгиевский собор,  декор зооантропоморфного типа.
Переслвль-Залесский, Спасо-Преображенский собор, декор орнаментного тира.
Звенигород, Успенский собор «на Городке»,  декор орнаментного типа,
Звенигород, собор Саввино-Сторожевского монастыря,  декор орнаментного типа
Волоколамск, Воскресенский собор, декор орнаментного типа,
Москва, собор Андроникова монастыря,  декор орнаментного типа.
Сергиев Посад, Троицкий собор, декор орнаментного типа,
Коломна, церковь «на Городище», декор зооантропоморфного типа,
село Городня Тверской области, церковь Рождества, декор орнаментного типа,
Можайск, церковь Иоакима и Анны, декор орнаментного типа (сохранился фрагмент стены).
Можайск,  Старо-Никольский собор  с декором орнаментного типа (сохранился белокаменный подклет)
Дмитров, Собор Успения Божией Матери, (сохранился белокаменный подклет).


Именно наличие этих храмов, существенно отличающихся от того, что было построено после, начиная с 16 века, и есть один из немногих действительных исторических фактов.  Эти храмы  характеризовали определенную историческую эпоху и прекращение их строительства означало ее  окончание. Попробуем разобраться, что же это была за эпоха.



4.  Шпеер на Клязьме

Остановимся на декоре. Именно он позволяет безошибочно связать  ранние русские белокаменные храмы с так называемой европейской романикой.  «Зооантропоморфный скульптурный декор суздальских храмов имеет корни не в местном язычестве, а исключительно в европейской романике. Н.Н.Воронин в связи с этим говорил о мотивах «средневековой книжности»… но теперь мы можем уточнить, что это была именно церковная «книжность», только не православная, а католическая», - пишет Заграевский (гл.5: Скульптурный декор).


Не будем сейчас останавливаться на том, можно ли использовать термины  «католичество» и «православие» по отношению ко  времени строительства соборов, подчеркнем лишь, что речь идет о явном западноевропейском влиянии.


В качестве свидетельства распространенности подобного декора в Западной Европе   Заграевский приводит цитату из  «Апологии Виллелина, аббата св. Теодориха» (1124 г.) Бернара Клервосского : «Что делают смешные чудовища в галереях, перед глазами братьев, занятых чтением?.. Здесь можно увидеть несколько тел с одной головой или несколько голов на одном теле. Здесь можно увидеть четвероногого урода с хвостом как у змеи, там изображена рыба с головой четвероногого. Можно увидеть животное, спереди напоминающее лошадь, а сзади – козу, и рогатое животное, задняя часть которого напоминает лошадь. Короче говоря, со всех сторон такое разнообразие и богатство форм, что забавнее изучать целый день этот пестрый мир скульптур, чем думать о заповедях Божьих».


Декор орнаментного типа русских храмов («аркатура-поребрик-резной вал»)  Заграевский также считает «универсальным», то есть широко распространенным в Западной Европе,  романским  («Начало «русской романики»: Юрий Долгорукий или Андрей Боголюбский? http://www.zagraevsky.com/romanik.htm )
«Многочисленные черты сходства европейского и суздальского скульптурного декора не отрицал практически никто … К чертам сходства, выраженным в скульптурном декоре, тесно примыкает сходство перспективных порталов. В деталях суздальские и европейские порталы могли различаться, но эти различия не выходят за рамки индивидуальности их авторов» (Заграеввский, «Юрий ДолгорукиЙ…», гл.3:Суздальские мастера и романика).

Заметим, что «перспективные», то есть как бы состоящие из вложенных друг в друга арок, порталы присутствуют не только в суздальских, но почти во всех отмеченных нами храмах. Так же, как и «универсальный романский декор».


Заграевский считает, что заимствование  архитектурной техники было осуществлено из Священной Римской империи, то есть из Германии. В подтверждение своей мысли он приводит «прежде всего, конечно, сам факт строительства из камня. Подавляющее большинство романских соборов и замков в сердце Священной Римской империи – Германии – были именно каменными… В Северной Италии романские храмы, как правило, возводились из кирпича...» (там же).   

Заграевский указывает, что  «прямым источником архитектуры Юрия Долгорукого являлся ключевой романский храм – императорский собор в Шпейере (это традиционное написание; более современное – Шпайер) …
– на соборе в Шпейере (как и на множестве других романских храмов Западной Европы, и на суздальских храмах) мы видим аркатуру, поребрики  и резные валы;
– стены шпейерского собора, как и стены храмов Долгорукого, сужаются кверху уступообразно;
– цоколь императорского собора на большей части периметра представляет собой непрофилированный отлив (как в Переславле и Кидекше);
– бутовые фундаменты храма в Шпейере трапециевидны в разрезе и существенно шире стен, как и в Галиче, и в Суздале;
– способ обработки лицевых поверхностей блоков камня в Шпейере идентичен суздальскому (и существенно отличается от галицкого и малопольского);
– в средокрестии императорского собора реализована крестовокупольная схема с крестчатыми столпами;
– в крипте храма в Шпейере встречается специфическая орнаментальная резьба (вал), аналогичная резьбе на Спасо-Преображенском соборе в Переславле-Залесском» («Начало «русской романики»…). А на алтарных полуколоннах собора в Шпеере присутствует и зооантропоморфный  рельеф (там же) - см. рис. в начале текста

Обратимся также к сложенному из известняка романскому порталу собора святого Стефана в Вене - самой старой сохранившейся части собора. Мы легко подыщем соответствие для объемной фигуры льва собора св. Стефана - на портале церкви Покрова на Нерли или на капители колоны Рождественского собора в Суздале.  Маскароны - мужские головы с фасада св. Стефана очень близки к женским головам на внешних стенах того же Рождественского собора в Суздале, а также женским головам на церкви  Покрова на Нерли и на Успенском соборе во Владимире. Как и на портале  собора св. Стефана, грифоны есть на Дмитровском соборе во Владимире, и на храме Покрова на Нерли, и на Георгиевском соборе в Юрьеве-Польском. 

Таким образом трудно спорить с сообщением Татищева об истоках русской белокаменной архитектуры, которые мы привели в качестве эпиграфа к этой главе.

В то же время белокаменные соборы со зоо-антропоморфным декором характерны не только для Германии и Австрии. Один из самых известных соборов Испании - кафедральный собор святой Марии в Толедо. До 1561 года Толедо был резиденцией испанских королей, архиепископ Толедо до сих пор является главой Испанской церкви.
Собор, повторим, сложен из белого камня, а на капителях колонн в галерее, окружающей внутренний двор собора, широко представлены зоо-антропоморфные фигуры. (Об Испании мы подробно поговорим в 4 части нашей книги "Исход или Реформация"). 

5. Белый камень в кольце вала

Мы уже говорили, что белокаменные русские  храмы  стоят в окружении кольцевых  земляных валов. В ряде случаев  строители  валов использовали  особенности  рельефа – холмы, овраги -  например, во Владимире, Суздале, Звенигороде, Волоколамске, Можайске. В Переславле-Залесском, Юрьеве-Польском, Дмитрове валы стоят на равнине и представляют собой  овалы либо почти правильные окружности, общей протяженностью от 1 до 2.5 км.  Современная высота этих валов  - от 7 до 15 метров.

Эти кольцевые валы тоже вовсе не уникальны,  и такие же сооружения сохранились  на территории  всей Западной Европы.  Мы уже писали выше о кольцевых валах, которые относят к каролингской эпохе.  Можно упомянуть и находящееся в 40 км восточнее Вены на берегу Дуная городище Карнунтум,  где внутри  кругового  вала диаметром  около 120 м  археологи  обнаружили предположительно остатки храма.

 
 Обратимся  к балтийскому региону.  На датском острове Зеландия  находится укрепление  Треллеборг,  представляющее собой  вал в форме  правильной окружности.  диаметром в 140 м с высотой валов в 5 метров. Практически идентично Треллеборгу укрепление Фюркат, находящееся на  побережье Ютландского полуострова.    В  Аггерсборге, расположенном в ютландском  Лим-фьорде,   круговой вал имеет в диаметре  240 метром, считается, что высота валов доходила до 4 метров.


Двинемся вдоль Балтийского побережья на восток.  Неподалеку от   Любека, являвшегося столицей Ганзейского торгового союза, находится городище Альт-Любек или Старый Любек.   Оно  было  окружено  земляным круговым  валом диаметром около 100 метров. Как и в случае Владимиро-Суздальской Руси, внутри кругового вала археологами были обнаружены остатки каменного храма.


Сдвинемся еще к востоку вдоль побережья.  На Одере недалеко от моря находится ганзейский город Щецин. На его плане, сделанном в 16  веке, четко видно кольцо улиц, окружающее центральные кварталы  города с  кафедральным собором св. Якова. На  месте этого кольца явно были несохранившиеся валы. 

Движемся еще дальше на восток. В эстонской области Харью  находится укрепление Варбола – круговой вал длиной в 580 м (диаметр около 180 м) высотой до 8 метров.  (Вал этот не земляной –  это насыпь из известкового плитняка.   Плитняк широко распространен в Эстонии, его даже называют «национальным эстонским камнем». Поэтому понятно, почему в Эстонии вместо земляных валов появились валы из плитняка.  Позднее в Эстонии из плитняка стали строить крепостные стены и башни, к примеру, из него построены стены Таллина).
 Из Датской книги земельных налогов (Liber Census Daniae) следует, что в 13 веке  жители Варболы были подданными датского короля. Отметим еще, что Варболу называют торговым центром. 


В таких городах, как Изборск и Псков  укрепления, по мнению археологов, первоначально представляли собой земляные валы, которые впоследствии были заменены стенами. Причем в Изборске на смену земляному валу первоначально  пришел вал из земли и плитняка.


Таким образом,  во Владимиро-Суздальской Руси была воспроизведена  характерная для Европы структура – белокаменный храм внутри кольцевого вала.


6. Граф в переводе - писарь

Зададимся вопросом: какую функцию могли выполнять эта структура?


- Ну как же! – можешь сказать ты, читатель. – Под  защиту валов  стекались в случае нападения врагов окрестные жители.
Мы уже писали, что трудно придумать более глупое поведение. Вместо того, чтобы рассыпаться по окрестным лесам и болотам - набиться внутрь валов, чтобы страдать от голода, жажды, эпидемий и гарантированно погибнуть или попасть в плен в случае взятия города?


- Ну, тогда это резиденция князя с дружиной, которые собирали дань с окрестных земледельцев.
В предыдущей  главе мы писали, что в «доромановские» времена на Руси была распространена подсечно-огневая система земледелия. То есть крестьянин был совершенно не привязан к какому-либо  месту, более того, должен был с места на место переходить, выжигая в лесу участок для поля.
В таких условиях пытаться взять с него дань было бы задачей абсолютно нереальной.


Нет, читатель, только торговля способна была сосредоточить в одном месте – на ярмарке или на перевалочной базе – материальные ценности. Именно почуяв  запах этих ценностей,  стали собираться люди в отряды, банды, дружины – назовите, как хотите, предлагая торговцам «делиться» в обмен на «крышевание». Так начало возникать государство.   Переход из бандитов в депутаты – вовсе не изобретение нашего времени. Нет, это общая модель «государственного строительства».   


Именно поэтому ратуши стоят на рыночных площадях.  Поэтому основные пушечные бастионы замков  (например, Зальцбургского) смотрят именно на лежащий внизу город.  Можно, впрочем, не ходить так далеко за примерами, а вспомнить про Петропавловскую крепость в Петербурге .  Вот что писал о ней  шведский историк  К. Р. Берг, проживший  в Петербурге полгода в 1735-1736 гг.: «крепость аккуратностью исполнения подобна голландским, но эта особенность едва ли способна устрашить врага ... без сомнения, император намеревался использовать эту крепость и против самого Петербурга, если такая необходимость когда-нибудь возникнет»»  (Карл Рейнхольд Берг. Путевые заметки о России // Петербург Анны Иоанновны в иностранных описаниях. СПб. 1997. С. 115).
А вот  англичанин Джон Кук: «... от нее, подобно лондонскому Тауэру, пользы мало, разве только в качестве государственной тюрьмы. Не имею понятия, как она может защитить С.-Петербург, хотя совершенно уверен, что способна за короткое время обратить в прах весь город» (Джон Кук. Путешествия и странствия по Российской империи, Татарии и части Персидского царства // Беспятых Ю.Н. Петербург Анны Иоанновны в иностранных описаниях. СПб. 1997. С. 416).


Показательны и титулы европейской знати: граф и каунт (англ.  Count , отсюда виконт (viscount) – заместитель каунта). Ведь в переводе это просто писарь  и счетчик, то есть, те, что ведут учет и контроль товарных потоков и взымаемой с них дани.
Постепенно   военные и торговые структуры срастались. Показательный пример того -   Ганзейский союз и Немецкий орден. 


7. Храм или фактория?

Так что русские белокаменные церкви в кольце валов – это торговые фактории.   Вот и С.В. Заграевский,  анализируя  частые обрушения русских белокаменных храмов, в качестве причины указывает на «тяжелые барабаны, делавшие храмы «башнеобразными»».   Эти же храмы характеризуются и «окнами-бойницами  и в стенах, и в барабанах» ( «Юрий ДолгорукиЙ…», гл.4).
К таким особенностям храмов, по мнению Заграевского, могла привести «потенциальная необходимость использовать храмы в качестве оборонительных сооружений. Нечто вроде «главной башни замка»… вполне вероятно, что под куполом каждого храма были устроены (или устраивались во время осады) деревянные площадки для лучников, на которые можно было подниматься по приставной лестние. Во всяком случае, в Спасо-Преображенском соборе Переславля, как и во многих других русских храмах XI-XV веков, под куполом есть прямоугольный уступ, на который эти площадки могли опираться. Если бы наличие такого уступа было связано только с конструктивным переходом от постамента к барабану, его бы, скорее всего, в эстетических и акустических целях стремились сделать максимально сглаженным, а не прямоугольным … «мертвая зона» при гипотетической стрельбе из окон барабана составляет всего 15 м»( «Юрий ДолгорукиЙ…»,
гл.4).

(Церкви-крепости, постройку которых относят к 16 веку сохранились до наших дней в Белоруссии.  Это церковь святого Михаила  в Сенковича и  Мурованковская или Маломожейковская  церковь. Вот описание церкви в Сенковичах: "Трёхапсидный храм фланкирован по углам 4 оборонительными башнями. В карнизной части проходит пояс круглых бойниц и арочных машкулей (навесных бойниц) . Витые лестницы внутри башен ведут на чердак, на котором размещался оборонительный ярус церкви").

Сопоставим с этими фортификационными свойствами  свидетельства о том, что древнерусские храмы являлись местом хранения «казны»: «Что же касается до великокняжеской  казны , заключавшейся обыкновенно в серебряных  и  золотых сосудах, дорогих мехах, дорогих тканях  и   тому  подобных предметах,  то   великий   князь ,  следуя   весьма   древнему   обычаю ,  сохранял   эту   казну   большею   частию   в   слоях   и   подвалах ,  или   подклетах ,  каменных   церквей . Так, из летописей узнаем, что  казна  вел. кн. Ивана Васильевича хранилась прежде в  церкви  Рождества Богородицы  и  св. Лазаря, а  казна  его супруги,  великой  княгини Софьи Фоминичны, под  церковью  Иоанна Предтечи на Бору, у Боровицких ворот {Летописец, содержащий российскую историю от 6714 (1206) лета до 7042 (1534) лета... М., 1784. С. 297; Русский временник. М., 1790. Ч. 2. С. 169.}»
(  И.Е. Забелин. Домашний быт русских царей в XVI и XVII столетиях, кн.1, гл.1).


Еще более явственно это следует из Новгородской летописи: «В л;то 6848 [1340] …  погор; вся стороиа от Федорова ручья  въ Славно и до поля, и церкви каменыи  и древяныи , и домове… въ  церкви  святых 40  мученикь ,  товаръ весь, чии  бы ни былъ, то все разграбиша, …А у святои Богородици в Торгу попъ сгор;; а инии глаголют, убиша и  над товаромъ: понеже церковь вся погор;, и иконы и книгы, сего же ни влас; огнь не  прикоснуся; а товаръ всь  разграбиша».  Из этого отрывка  следует и то, что «поп» был ответственен  за хранившися товар.
«Въ  л;то 6898 . [1390] Тои  же  зимы   згор;  церковь св. Дмитрия на Даньславл; улиц;,  и  весь запасъ церковныи, и товара множество изгор;».


О том, что в церквях хранились товары, а ответственным за хранение являлся священник следует и из новгородских берестяных грамот (тексты даются в переводе на современный русский):
«Челобитье от Семена попу Ивану : Пересмотрел бы ты мое москотье (по-видимому, меха и/или шерстяные ткани),  чтобы моль не попортила.  Я тебе, своему господину,  бью челом о коробке (лубяном сундучке).  А ключ я послал со Степаном.  А помета  горностай». (Зализняк А. А. Древненовгородский диалект, М.: Языки славянской культуры, 2004, с. 662, грамота 413).


А вот из следующей  грамоты  вытекает, что игумен осуществлял руководство хозяйственной деятельностью  своих христиан (крестьян): «Поклон от Парфения игумену Господин, как я порядился,  так и живу. А Василько село разоряет,  вежу свез,  три двери свез.  А что касается [жителей] села, то он всем грозится вызвать [на суд]  в Ладогу.  Господин, позаботься обо всем этом» (там же, с.659, грамота 359).
 Напомним, что первоначальное значение слова «господин»  – повелитель, начальник, владелец, владетель. Можно сравнить со следующей грамотой:  " Господину... [бьют челом]   твои христиане  дубляне. Здесь за нас [Иван (Степан и т. п.)] твой договорился в Порхове с воеводами о [поставке]  трех коробей овса и тем самым нам довел [размер поставок] до...» (там же, с.660, грамота 540).
О том, как христиане становились крестьянами мы еще поговорим на примере освоения русскими Сибири.


Вот еще одна грамота:  «Поклон от Филикса Семену и Юргию.  Надежда на Бога и на вас.  Если будет сколько-нибудь прибыли в весе(?), то вложи в церковь…» (там же, с. 545, грамота 414).
Здесь речь идет именно о прибыли. Поэтому, на мой взгляд, слово «вложи» означает не отдать на сохранение, а пустить в рост.
Тем более, что митрополит Фотий (1408-1431) в послании в Новгород  упрекал священников именно в ростовщичестве:  «А который игумени, или попы, или черньци торговали преже сего или сребро давали в резы, а от сих бы мест у них того не было, лишитеся того, понеже того святии отци не предали и святии апостоли, а святии отци таковых не благословляют, и аз потому же» (ПСРЛ, т.42, Новгородская  Карамзинская летопись, «Дмитрий Буланин», СПб, 2002, с.96).

О торговой практике церкви писал Н.Я. Аристов в книге "Промышленность Древней Руси"(СПб, 1866): "торговые операции производились под покровительством церкви. Духовенство обязано было наблюдать за правильностью мер и весов, которые обыкновенно для образца хранились в церкви...там устроивались особые лари, в которых хранились торговые договоры, записки и книги для укрепления разных сделок... самое устройство церквей приспособлено было к торговым требованиям: так в подвале сохранялся товар, в притворе он взвешивался. Под покровительством церкви купцы соединялись в артели по единству торговых интересов и артель называлась по имени того святого, которому посвящена была церковь" (с.207).


А вот новгородская былина «Садок» ( Новгородские былины, «Наука», М. , 1978, с. 208).  В ней рассказывается как после «ёбедни» в церкви в узком кругу остаются купцы и священники:
Есь устроена в Нове-граде мать божья черковь,
Со всыма она со чудныма иконами,
Со всыма она со попами да со духовныма.
Как на ту же на славу да на великую,
Собиралосе народу да много множество,
Собиралисе купцы гости торговые,
Собиралисе попы отцы духовные,
Кабы был тут Садок, купець богатыя,
Как служили тут ёбедню да воскрэсенскую.
Отходила ле ёбедня да воскрэсенская,
Выходил ле народ да вон на юлицу,
Оставалисе купцы гости торговые,
Оставалисе попы отцы духовные

Садок (Садко) бьется об заклад  с «попом отцом духовныя», что сможет скупить все товары в Новгороде.  В ответ «отец духовныя» организует торговую интервенцию:
Как пошел ле как поп, да он домой пришел,
Он садился ле дома да на ременщат стул,
Он писал ерлыки да скоры грамоты,
Штобы скоро нынь везли товар во Нов-город.
Да скоро нынь везут товар во Нов-город,
Здорожали товары да во Нове-граде..
Садку остается идти в «мать божья церков» и просить денег взаймы:

Как пошел-де Садок в мать божью церков,
А просил ю святитель золотой казны,
Обещалса он построить да мать божью церков
Со всема-де со чудныма со иконами,
Со всема со попами да со духовныма.
У Садка ле казны да вдвое прибыло.

Итак, мы видим торгово-религиозную структуру, которая на территории Руси имеет фактории, состоящие из возведенных  на европейский манер белокаменных храмов внутри кольцевых валов.   

В заключение этого раздела приведем цитату из книги И.М. Кулишера "Очерк истоии русской торговли" (1923)  ( Цит. по Кулишер И.М., История русской торговли и промышленности. - Челябинск, Социум,2003, с.108): "...в ранние эпохи истории торговля всегда совершалась в храмах, как единственном месте, где можно было безопасно проводить товарообмен. В частности, такую роль играли церкви и на Руси. У ганзейцев они служили товарными складами не только в Новгороде, но и в Брюгге, Бергене и других местах".   

 8. Саксонские церкви-крепости в Трансильвании

Мы уже упоминали, что 14 век был веком немецкой торговой экспансии в Польшу.. "Особенностью развития феодальной Польши XIII - XIV веков являлась имевшая место в этот период так называемая немецкая колонизация....духовные и светские феодалы, вслед за королем, стали приглашать немецких колонистов, которые наделялись землей на льготных условиях, а также получали право самоуправления и выборного суда. Сущность немецкой колонизации заключалась в том, что часть польских земель заселялась немцами-колонистами, которые, подобно немцам-колонистам в городах, наделялись целым рядом привилегий" (Ливанцев, К. Е., Государство и право Польши XIII - XIV вв. :Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук /Ленинградский государственный университет им. А. А. Жданова. -Л.,1955. -22 с.). "Переселение богатых немецких купцов в Краков, Вроцлав и некоторые другие города привело к тому, что власть там перешла к немецкой верхушке (патрициату)" (Ливанцев К.Е. История средневекового государства и права. - СПб.: СПбГУ, 2000.гл.6, п.4).

Еще и в 15-16 вв. "в ряде крупных польских городов среди патрициата все еще имелся сильный немецкий элемент В поморских городах последний продолжал даже усиливаться В городах других частей Польши, в условиях общего экономическою подъема, развивался процесс быстрой колонизации городской торгово-ремесленной верхушки"(Всемирная История, т.4.,М.: Издательство социально-экономической литературы, 1958. гл.XVII).

Мы также уже  писали о Львове (2.5.1), который в 1356 году  был включен в систему Магдебургского права.  Когда в конце 14 века   Львов был построен   "на новом месте", то строили его немецкие каменщики, а большинство населения составляли немецкие колонисты. Относящиеся в 14 веку документы львовского магистрата написаны "на саксонском диалекте" немецкого языка.   На немецком языке  велась и документация магистрата Кракова.

Считается, что в Трансильвании, которая тогда принадлежала Венгерскому королевству,  немецкая колонизация началась еще в 12 веке, когда в туда пришли немецкие рудокопы. Немцы называли Трансильванию Семиградьем ( Siebenb;rgen), по числу основанных ими  городов, среди которых были Германштадт, Кронштадт, Шассбург, Клаузенбург. Так же, как и в Польшу, саксонцы принесли в Трансильванию свое юридическое право и получили самоуправление. . В 1224 году король Венгрии, Далмации, Хорватии, Боснии, Галиции (Галичины) и Лодомерии Андрей даровал саксонцам соответствующие привилегии, в том числе независимую юрисдикцию, право безвоздмездного пользования лесами и водами, беспрепятственного передвижения по государству, беспошлинной торговли (Konrad G;ndisch. Siebenb;rgen und die Siebenb;rger Sachsen, M;nchen, Taschenbuch - 304 Seiten, 1998, 2.3.3).

(Это очень похоже  на привилегии ганзейских купцов на Руси, о которых скажем чуть ниже).

До наших дней дошли около 150-и так называемых церквей-крепостей, построенных саксонцами в Трансильвании с 13 по 16  век. В центре  крепостной стены (часто в центре ряда стен)  в этих крепостях  находится храм, который также несет черты оборонительной архитектуры.  Многие из этих храмов в результате перестройки  теперь кирпичные, но сохранились и белокаменные, к примеру, в Прежмере ( Prejmer, немецкий Tartlau) и в Бертане (Biertan, немецкий Birth;lm).
Храм в Прежмере , кроме того, имеет крестовокупольную  планировку. Про некоторые остальные церкви сообщается, что они сооружены в романском стиле.

Заметим, что крепости в Тартлау и Биртхальме по размерам вполне сопоставимы с  кремлями Звенигорода, Волоколамска или Дмитрова.
На наш взгляд, трансильванские саксонские церкви крепости - это аналоги русских кремлей: кольцевых валов с белокаменными храмами внутри, являющихся свидетельствами ганзейской колонизации Руси.

9. Княжеские усобицы - ненаучная фантастика


Кто же построил  эти  "русские" фактории?

Может быть,  летописные «русские князья»? Но  если вся древняя Киевская Русь в нашей  первой  книге ("Кто написал Киевскую Русь?")   благополучно перекочевала на Дунай, то, очевидно,  куда-то туда же отправилась  и вся пестрая  княжеская рать времен усобиц.


Хотя она-то уж представляется совсем фантастической: если бы эти удельные князья существовали на самом деле, их первой задачей было бы обеспечивать спокойствие и безопасность торговых путей, проходивших по их землям, а не рубить сук, на котором сами сидят, устраивая бесконечные войны с сопредельными территориями.   Нет, подобные клинические идиоты могут существовать только на страницах исторических сочинений. Да и то, главным образом, для того, чтобы  наглядно продемонстрировать читателю, что бывает, когда  в стране каждый сам себе князь.


Для сравнения -  вот описание так называемой скандинавской войны: «Датский король Вальдемар в 1360 г. отобрал у Швеции Шонен (важный пункт ганзейской торговли), захватил о. Готланд и разрушил старый ганзейский город Висбю, закрыл проход ганзейских судов через датские воды в Северное море. Вендские города (германские ганзейские)  начали войну против Вальдемара. Орден (Немецкий) сначала воздержался от вмешательства в нее. Но когда проход по Северному морю стал совершенно невозможен из-за пират¬ства датчан, магистр занял сторону вендских городов, заклю¬чив союз с Голландией и городами, расположенными к югу от Северного и Балтийского морей, против Дании и Норвегии, поддерживавшей датчан. К союзу в конечном счете присоеди-нились и вендские города, и в ноябре 1367 г. был заключен военный союз всех ганзейских городов (Кельнская конвен¬ция). Дания оказалась побежденной. В Штральзунде в 1370 г. участники войны заключили мир, особенно выгодный тем, «кто живет в стране под властью ордена магистра». Ор¬ден значительно усилил влияние на немецкие конторы в Бер-гене, а его купцы стали совладельцами заложенных датчанами в Шо¬нене замков. Товарооборот орденского государства резко уве¬личился, экономика его и денежное обращение окрепли» (Г.В. Кретинин, История Западной России. Калининградская область: история края: учебное пособие для учителей общеобразовательных школ Издательство: Изд-во Российского государственного университета им. И. Канта, 2006 г. , гл. 3 Ганзейская торговля).
 

Все логично: Орден «разрулил» грозивший общему благополучию конфликт, усилив свои позиции. Длившиеся веками  усобицы, повторим, возможны только при  полном идиотизме участников.


(Отметим и следующий пассаж: «Анализируя состояние торговли в орденском государстве, мы невольно вновь наталкиваемся на мысль о несоответствии духовного назначения монашеско-рыцарского товарищества и размаха его коммерческой деятельности в целях извлечения максимальной прибыли и накопления богатств» (там же). 
Считать это «несоответствием» можно только если не понимать, что властные структуры возникают, как надстройка над торговыми и со временем становятся их прямым продолжением). Итак, «русские князья» не могут рассматриваться в качестве создателей   торговых факторий в виду своей полной фантастичности.

- Позвольте, позвольте, - скажешь ты, читатель, - но ведь в книге того же Кулишера  приводятся договоры между "Новгородом и немцами", в которых присутствует слово "князь"...
Что ж, процитируем статью 1 договора, относимого якобы  к концу XII века: "Аще боудеть соуд князю новгородцкому Новегороде или немецкомоу в немяьх , а в том мироу ити гостю домовь без пакости; в кого Бог поставить князя, а с тем мира подтвердить, любо ли земля без мироу станеть" (КулишерЮ с.57).
Но тут же Кулишер пишет, что " никаких князей в ганзейских городах не имелось" (там же). Так может под князем договор понимает нечто другое, чем современные историки?
Мы полагаем, что в данной фразе речь идет не о суде над князем, а о суде, который соовершает князь - суд, собственно, это и есть главная функция этого князя (см. 3.7.3 о судьях-кади). Напомним также и об известном выражении "князь церкви" (см. 3.7.8). Этот князь из договора и был судьей на территоии торговой фактории, центром которой была церковь.   



10.Где русские торговые дворы?


Но, может, быть  эти фактории  были построены   русской церковью  или русскими купцами?  Поверить в это мешают  несколько обстоятельств. 


Принято считать, что торговля Запада с Русью осуществлялась следующим образом:  русские купцы привозили свои товары в Новгород, а дальше уже  их везли на Запад купцы ганзейские, контролировавшие  морскую торговлю.   В Новгороде находился Немецкий торговый двор, внутри которого стояла церковь святого Петра. До нас дошла скра или устав этого торгового двора ( Schlueter W. Die Nowgoroder Schra in sieben Fassungen vom XIII bis XVII. Jahrhundert. Dorpat, 1911. Перевод и примечания И. Э. Клейненберга).


В начале  приведем  несколько статей,  в очередной раз свидетельствующие , что торговая деятельность была переплетена с церковной, а также, что Немецкий двор , как впоследствии и принадлежавшая англичанам Московская торговая компания, пользовался экстерриториальностью, то есть на его территории действовали только ганзейские законы: 

«2.Знать должны все, кто эту грамоту видит и слышит ее чтение, что староста двора и объединенные немецкие купцы (то есть ганзейские – Ганза означает «союз») , которые были в Новгороде, решили на общем собрании,  что нужно соблюдать все церковное право и право двора и все право св. Петра, будь то в мелочах или в крупных делах, как это было  исстари правом и обычаем.

(Вот это «общее собрание» и есть реальное «новгородское вече»).
…..
Далее, кто поместит товар в церковь, так что он касается дверей или  лежит на железе,  за это будет одна марка штрафа…

9. Далее,  бочки, обвитые веревками, полотно и мелкие упаковки нужно помещать под своды…

17. Далее, никто не должен оставлять безмен и гири вне церкви, когда церковь заперта, иначе штраф  одна марка…

19. Далее, когда священник объявляет собрание, ни один самостоятельный купец не имеет права выйти, штраф одна марка…

22. Далее, при выезде  нужно ключи опечатать и передать один епископу новгородскому, другой – игумену св. Юрия.

68. Далее, любчане (жители Любека)  и готландцы  должны здесь (поочередно) назначать священника на один год.

78. Далее,  староста двора имеет право присуждать как к телесным наказаниям, так и к смертной казни…»

(Отметим еще, что на территории Ганзейских дворов  было не место женщинам, а члены Ганзейского союза принимали целибат, то есть безбрачие.  Об этом мы  поговорим  в следующей главе).   

Но это присказка. Обратим внимание на следующее обстоятельство:
  в скре не упоминаются никакие  присутствующие в Новгороде торговые дворы русских городов,  через которые якобы осуществлялась торговля Ганзы с Русью.  Не упоминаются и никакие другие, кроме ганзейского, торговые уставы.  А ведь если бы в Новгороде существовали русские торговые дворы, у них должны были бы быть свои правила торговли, которые вынуждены были бы учитывать ганзейцы.  Но ничего этого нет.

Напротив, есть статья, свидетельствующая в пользу того, что русских торговых дворов в Новгороде не было: 

«106. …никто не должен приносить русским на дом сукна…»
(Сукно было одним из основных ввозимых товаров, в статье идет речь об образце).

Косвенно это подтверждает и  известный исследователь Новгорода  В.Л. Янин:  « ганзейские   купцы  также  приобретали   новгородские   товары , как правило,  непосредственно  на  усадьбах   русских  партнеров» (Очерки истории средневекового Новгорода, « Языки славянских культур», 2008, Иноземные дворы в Новгороде).


Впрочем, из скры следует, что и получение товара от русских,  также как и передача товара русским (торговля была меновой),  происходило на территории Немецкого двора, например:

«61. Далее, если кто-нибудь получает от русских товар, тот должен требовать, чтобы русские ему полностью отсчитали количество, и не должен уплатить  русским за все, пока русские сперва ему не заплатят полностью…
62. Далее, (за товар), который русский получает от немцев, он несет полную ответственность (с того момента), когда  он вынес его за порог двора.

64. Далее, если кто купит более чем на одну четверть мехов, то должен осматривать меха в своем жилом помещении и нигде иначе…»

Итак, ганзейцы торговали только с индивидуальными покупателями  и на территории своего Двора.

В уже упомянутой книге И.М. Кулишера "Очерк истории русской торговли" говорится о договоре 1269 года Новгорода с немецкими городами, который "дает нам картину того, как совершался транспорт немецких товаров в Новгород... речь идет только о немцах в Новгороде, но ни словом не упоминается о перевозке русских товаров в немецкие города, причем с одной стороны фигурируют немецкие купцы, а с другой - русские лодочники, проводники на порогах,извозчики, в других источниках  и переносчики товаров" (с. 78-80).

Из скры также следует, что ганзейцы не ограничивались Новгородом и Псковом и торговали  и в других русских городах:

«111.  … никто, кто хочет пользоваться правом купцов в Новгороде , не должен  с того момента, когда эта весть дойдет до Фландрии, покупать там сукна , изготовленные по ту сторону реки Лис, или смешанные армантьерские, которые сделаны под видом комминских и вервьеских и им подобных сукон, которые нельзя продавать на крытом рынке в Брюгге,  ни в Дерпте, ни в Пскове, ни в Новгороде и не привозить ни в какие города русским…

74. Далее, если присылают из городов людей для судебного разбирательства и если кто-нибудь в стране (Binnen landes) или вне ее, будет опротестовывать (решение суда), тот платит штраф в десять марок».

О том же пишет и Кулишер, исходя из статей договора 1195 года: "немцы посещают в то время не только Новгород..., но и другие русские города" (с.58).

Итак, для ганзейской торговли с Русью  характерно следующее:
- Ганза  полностью контролировала  выход в Балтийское море и морскую торговлю,
- Ганза торговала  с индивидуальными  русскими продавцами и покупателями,
- Ганза торговала не только в Новгороде и Пскове, но и в других русских городах.
- торговля осуществлялась на  Торговых Дворах, внутри  которых находилась церковь, причем и само здание, и священники принимали активное участие в торговле. 


Ганзейская структура  была явно доминирующей, хотя бы из-за контроля над морской торговлей, без которой теряла смысл вся торговля русская.
Структура эта, как свидетельствует  Новгородская скра, существовала  и в других русских городах. 


И, действительно, не понятно, отчего ганзейские купцы не вышли на Волгу?  Ведь туда из Новгорода ведет речной путь по  Мсте и Тверце. А расстояние между Торжком, который, как считается, основали новгородские купцы,   и стоящей на Волге Тверью –  всего около 60 км.  Их не пустили  в свои земли тверичи? Но почему тогда пустили в свои - новгородцы?


Впрочем, и  у новгородцев Ганза вряд ли спрашивала разрешения.
В цитированной нами Новгородской скре ничего не говорится о каких-либо выплатах со стороны Гвнзы  местным властям.  Вот  и Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона подтверждает: « В Новгороде немецкие  купцы   платили  торговые пошлины, но столь ничтожные, что сами считали свою тамошнюю торговлю беспошлинною и не могли надивиться великодушию русских» («История торговли в России).  Все очень напоминает английскую Московскую компанию, которая тоже ничего не платила.

 
Мы уже упоминали о  Скандинавской войне  Дании « с Ганзой (1367—1370), закончившейся жестоким поражением Дании. По Штральзундскому миру Дания значительно понизила пошлины в пользу ганзейских купцов, попав фактически в политическую зависимость от  Ганзы , под контроль которой перешли Зундские проливы. Без  согласия   Ганзы   датский   король  не мог занять престол. Больших торговых привилегий Ганза  добилась и в Норвегии, внешняя торговля которой оказалась полностью в ее руках.
Таким образом, нависла угроза территориальной целостности и независимости Скандинавских государств. Немецкие феодалы проникали в Скандинавские страны, Ганза устанавливала в них свой контроль» (История средних веков: Учеб. для студентов ист. фак. пед. ин-тов, под редакцией Н.Ф. Колесницкого, М., Просвещение, 1986, гл. 17, Скандинавские страны в XIV—XV вв.).
Напомним, что у Ганзейского союза за спиной стоял входивший в Ганзу Немецкий орден.

Я думаю, что точно такое же контроль, который Ганза установила в конце 14 века в Скандинавии, установила она и на  торговых путях  Руси. Контроль этот, наряду с Псковом и Новгородом,  осуществляли расположенные в междуречье Волги и Оки ганзейские фактории: Тверь, Дмитров, Волоколамск, Звенигород, Москва,  Переславль-Залесский, Юрьев-Польский, Суздаль, Владимир…
Так Тверь (овальной формы земляной вал протяженностью 1600 метров со Спасо-Преображенским белокаменным собором) стояла на пути с Волги в Новгород.  Волоколамск  - на пути  Волга-Ока-Новгород.  Звенигород и Можайск – на пути с Волги-Оки на Смоленск. 



11. "Медь, олово и свинец  - товар, который получают от немцев..."

Причина  доминирования  Ганзы (как впоследствии английской Московской компании, а затем голландцев,  и в целом  колониальной зависимости   России от Запада, о которой мы говорили в предыдущей книге)  вполне очевидна -  отставание России от Западной Европы в металлургии.  Металлургия – основа современной цивилизации. В том числе – основа производства оружия.  Думаю, нет нужды объяснять, что без металла нет оружия.   

Очевидна тут   роль железа. Однако, 15-16 века  получили название «второго  бронзового  века» ( У.Мак-Нил. В погоне за мощью. Технология, вооруженная сила и общество в IX-XX веках. ИД «Территория будущего, М., 2008, с.108-109) .

(В  очередной  раз заметим, что в традиционной истории любая вещь существует с незапамятных времен, периодически чудесно «возрождаясь»: второй бронзовый век, второе закрепощение крестьян и т.д. и т.п. Также нельзя не заметить, что  традиционная история просто напичкана чудесными историями человеческого  недомыслия: «Появление бронзы до сих пор загадочно. Казалось бы, после открытия плавки меди, открытие бронзы было делом небольшого времени: кто-то рано или поздно, сознательно или случайно должен был добавить другую руду, или применить смешанную руду, или … Приходится только удивляться, что эта «легкость» открытия стоила человечеству несколько тысячелетий».  На мой взгляд, достойнее было бы не сомневаться в умственных способностях наших предков,  а признать, что металлургию человечество начало осваивать незадолго до того как « в 968 году у горы Раммельсберг близ Гослара началась добыча меди и серебра – впервые в  «тевтонских землях»  Тогда нам, правда, придется забыть о подавляющем большинстве «очень древних цивилизаций»,  зато чувство удивления перестанет быть главным при чтении исторических сочинений).

«Тяжелые ядра и возросший пороховой заряд  требовали увеличения толщины стенок орудия. Ранние большие орудия, изготовленные из сваренных полос кованного железа, были неустойчивы на разрыв… более мощные и надежные пушки, отлитые из бронзы или латуни, сравнительно быстро сменили ранние неуклюжие и ненадежные модели. К середине XVвека поставки меди и олова для изготовления бронзы, а также меди и цинка для изготовления латуни  стали жизненно важными для европейских правителей…даже когда шведы и голландцы развернули в 1620-х международную торговлю железными пушками, предпочтение по-прежнему отдавалось бронзовым и латунным орудиям. Например, только в 1660-х … Франция перешла на орудия из железа. До этого времени… доступ к меди и олову оставался задачей стратегической важности» (там же).


Сравним это с уже цитированной  нами Новгородской скрой:
«100. … никто не должен  давать медь, олово и свинец, никакой товар, который русские получают от немцев, на весах князя…»


То есть Ганза прочно держала в своих руках поставку стратегических товаров. Сообщается, что первые залежи медной руды в России были открыты  только при Иване Грозном  - в Карелии (Олонецкий уезд). В 1634годах на притоке Камы Камгорке  в основанном Строгановыми Пыскоре был построен первый медный завод.


Теперь перейдем в железу. Cчитается, что  процесс производства железа  освоен  человечеством после освоения  производства  меди,  поскольку медь раньше должна была попасть в поле человеческого внимания - она чаще встречается в самородном, то есть металлическом виде и  ее можно выплавить из руды даже в костре. Существует вполне убедительная версия, что открытие процесса выплавки железа из руды произошло при выплавке меди или бронзы. Таким образом, отсутствие разведанных залежей меди на Волге и Русской равнине уже предполагает хронологическое  отставание Руси  от Германии в сфере металлургии.

 Единственным источником железа на Русской  равнине   вплоть до  17 века была  так называемая болотная руда или бурый железняк. Помимо больших трудозатрат по его сбору (напоминавшему труд золотодобытчиков), он требовал последующего процесса обогащения, поскольку был беден железом  и содержал много вредных примесей серы и фосфора. После сбора и обогащения железняка его «варили»  в плавильном горне – домнице.  (Такого рода кустарные производства просуществовали  в некоторых районах Российской империи до середины 19 века).


 В результате получалась крица – губчатая масса с посторонними включениями, из которой после ковки можно было получить лишь мягкое, быстро тупящееся железо, которое было лишь   немногим тверже чистой меди. 

Конечно, тут выходит неувязка со славной боевой историей средневековой Руси – откуда же бралось  хоть какое-то оружие на все эти войны и сражения?  Неужели все было полностью импортированное?
 

Из положения пытаются выйти следующим образом:
«На Руси было также хорошо известно науглероживание (цементация) всей массы железного изделия. Для этого изделие вместе с карбюризатором (древесным углем) закладывали в огнеупорный сосуд, сделанный из глины или кирпичных плиток, нагревали в горне до высокой температуры и выдерживали длительное время.  Таким образом получали углеродистые стали, содержащие не более чем 0,4–08 % углерода».
Однако,  в 1617 год английский король  Яков выдал  лондонским ремесленникам Вильяму Эллиоту и Матис Мейсею патент. на изобретенный ими способ переработки железа при помощи цементации. Остается только предположить, что способ был коварно подсмотрен англичанами у русских мастеров.
 

Чуть выше мы процитировали У.Мак-Нила: «Ранние большие орудия, изготовленные из сваренных полос кованного железа, были неустойчивы на разрыв».  Железо это было кричное.  Но в 15 веке в Вестфалии появились первые домны, выплавлявшие чугун, из которого на следующем этапе  получалась сталь.  Кроме того, в  отличие от домницы, домна могла работать непрерывно, что повышало  производительность процесса  и снижало удельный расход топлива.   В России   же первая домна была построена голландцем Винниусом в 1636 году.  Все мастера на заводах Винниуса были иностранцами.  Свидетельства об отливке первых пушек в России относятся 1647 году.   До этого пушки, в том числе для войны с Польшей, завозились в Россию из Голландии (кн. 2, 8.1).
Таким образом,  во времена ганзейской торговли  Русь полностью зависела от Ганзы в сфере военных и промышленных технологий.  Заметим, что подобная ситуация в 14-15 вв. была и в Англии. Ганзейский двор появился в Лондоне в 1320 году и  к 1422 году относится  первое упоминание о том, что англичане  называли  его Стальным двором.  То есть сама сталь ассоциировалась в тогдашней Англии с Гпнзой. Из земли римского императора (Священной Римской империи) приплыли в Англию представители римского народа и принесли передовые технологии.

Собственно, это преимущество в технологиях и обусловило то, что морскую торговлю на Балтике вели ганзейские, а не русские суда.


Ганзейские  купцы почему-то  проигнорировали опыт древних киевских князей, которые якобы плавали в Константинополь по Черному морю в моноксилах  с высотой борта в 0.5 – 0.7 м. В 13-15 вв. морская торговля в Балтике осуществляется на коггах (от выпуклый, бочкообразный) – судах с высотой борта в 3-5 метров, шириной 5-8 и длиной 15-25 метров. Это  когг и был тем ноу-хау, на котором основывалось могущество Ганзы.

Сопоставим время его появления со сведениями о появлении в 1322 году в германском Аугсбурге  первой лесопилки на базе водяной мельницы. Обшивка когга состояла из досок. Доска является высокотехнологичным изделием, причем использование при ее изготовлении  пилы, а тем более лесопилки,  вместо топора резко увеличивает производительность.
Заметим, что и сама пила является весьма сложным орудием труда, необходимым элементом которого являются допускающие разводку  зубцы. Без разводки зубцов пилу будет заклинивать в древесине.  Таким образом, для изготовления пилы  необходим прочный, гибкий, поддающийся заточке металл. Кроме того, для заточки пилы нужен металлический напильник, который тоже является достаточно сложным изделием.


Поэтому не удивительно, что  первая лесопильное производство  появилась в России при тех же заводах голландца Винниуса  и первоначально распилка велась вручную (П. Г. Любомиров. Из истории лесопильного производства в России в XVII, XVIII и начале XIX вв. // Исторические записки. – М., 1941. – С. 222-249).


Мы видим простую цепочку, объясняющую «проклятый» вопрос – «почему Россия отстает от Западной Европы?» - без привлечения мифический монголо-татарских иг:
отсутствие месторождений железа и меди на Русской равнине – отставание в металлургии – отставание в промышленных и военных технологиях.



12. Сибирь: русские как ганзейцы

Опережающее освоение металлургии и позволило создать западноевропейцам основной инструмент их колониального продвижения: оснащенный пушками морской корабль.

Поэтому и впечатление, которое ганзейские купцы производили на московитов, думаю, было аналогично тому, которое произвело на индейцев майя появление Кортеса, приплывшего на больших кораблях с  огнестрельным оружием и чудесными товарами.


Хотя более близка аналогия с русской колонизацией Сибири.   Конечно, все наслышаны о славном завоевательном походе Ермака, утонувшем в Иртыше аки Чапаев в Яике. Однако,  современные исследователи считают, что присоединение Сибири шло мирным путем. И, действительно, каким образом можно взять ясак (дань) с проживающего в тайге, тундре или степи охотника, если он не захочет его платить? Вот, к примеру: «После объясачивания тунгусов и части бурят Восточного Забайкалья отряды ясачных сборщиков, продолжая «приводить под высокую государеву руку» «иноземцев», вышли к монголам с традиционными для этих целей товарами — бисером, медной и оловянной посудой, изделиями из железа и тканями» ( Бродников А.А. Сбор ясака: зависимость процесса объясачивания от потестарно-политической ситуации в регионе . По материалам Восточной Сибири XVII в. Евразия: культурное наследие древних цивилизаций. Вып. 1. Культурный космос Евразии. Новосибирск, 1999. С. 119 — 123).  Не правда ли, странная дань, которую получают в обмен на товар? А вот еще: «В ясачном сборе русских в Сибири в XVII в. вообще присутствовали элементы торгового обмена, поскольку его обязательно сопровождали «государевы подарки». Ясачным людям выдавали сукно, ткани, котлы, хлеб, водку, дешевые украшения (бисер, одекуй)» (Окладников А.П. История Сибири с древнейших времён до наших дней. Л.: Наука. Ленинградское отделение, 1968 г.  Ч.2 гл.3,Государственное управление в Сибири в 17-18 веках).


«Правительство разрешало торговлю с ясачными людьми только на гостиных дворах и лишь после окончания сбора ясака. На практике эту установку трудно было проводить в жизнь в силу постоянных контактов между ясачными и русскими людьми» (Там же). Напоминает порядки на ганзейском дворе в Новгороде, не правда ли?   


Отметим, что упоминаемый в качестве дани ясак был чисто символическим:
«в середине XVII в. в уездах Западной Сибири ясак составлял в среднем от 2 до 11 соболей с ясачной души в год. Русские промысловики в этот же период добывали по 15–20 сороков соболей на человека» (Конев А. Ю. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ «НОВОКРЕЩЕНЫХ ИНОВЕРЦЕВ» СИБИРИ. XVII–XVIII ВЕКА.  Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2006. Том 5, выпуск 3: Археология и этнография (приложение 1)



Остановимся на  роли церкви:
«Особые функции сибирской церковной администрации в сфере светского управления колонизируемым краем были подтверждены в дошедшем до нас царском «Наказе» от 8 февраля 1625 г. второму тобольскому архиепископу - Макарию. Ему, в частности, предписывалось «о государевых и всяких думных делах» с тобольскими воеводами «советовати и мысль своя им во всякия дела давати»…  Тот же «Наказ» как и другие документы, свидетельствует о немалых прерогативах Церкви при осуществлении ею «печалования» о сибирских аборигенах. Заботясь об увеличении поступления ценной пушнины от аборигенов, Москва строго предписывала ненасильственные методы при их обращении миссионерами в христианство…
…церкви и часовни практически сразу же строились при возникновении новых острогов и городов…
Как и на Русском Севере, сибирский храм традиционно являлся важным центром не только духовной, но и светской общественной жизни. В трапезных церквей часто проходили общие собрания («сходы») членов общины, там хранилась «мирская коробка» содержавшая казну общины и ее архив, в том числе и важные государственные акты. По давней традиции там же можно было положить «явку» - жалобу, извет для дальнейшего рассмотрения ее местными властями (а если жаловались на них, то и московской комиссией). Церковная казна нередко выдавала беспроцентные ссуды общинникам. В городах этот обычай стимулировал торговое, купеческое предпринимательство. (Н. Н.Покровский . Русская Православная Церковь в освоении Сибири. Электронный журнал «Сибирская Заимка» №6, 2001: http://zaimka.ru/religion/pokrovsky1.shtml)


Что касается коренного населения Сибири, то ситуация весьма напоминает колонизацию Пруссии Немецким орденом, о которой мы писали во второй главе этой книги  «Пруссы и другие сарацины»:  абориген получал возможность доступа к образованию и продвижению по карьерной лестнице, приняв православие и став членом церковного прихода:
«В XVII в. крещение по православному обряду для аборигена имело следствием преодоление «иноземческого» и «ясачного» статуса и переход в иной социальный разряд, обычно – в число служилых…Важно отметить, что переход в православие позволял выйти из личной зависимости от прежних хозяев-иноверцев, что было актуально, прежде всего, для так называемых «захребетных татар», находившихся на положении дворовых людей у своих более состоятельных и знатных соплеменников….Таким образом, новокрещеные из числа сибирских аборигенов в XVII столетии резко отличались по социально-правовому статусу от своих «ясашных» соплеменников-иноверцев. Последние оставались на положении «иноземцев», платящих дань-ясак, сосуществовавших в единых политических границах с остальной частью русского общества, но имевших с ним мало общего в социокультурном и правовом отношении» (Конев…)


Особо отметим:
«Новокрещеный мог быть также поселен в монастыре. Обычай отдавать крестившихся аборигенов в монастыри для научения их истинам христианской религии, по сведениям П. Н. Буцинского, был заведен в Сибири архиепископом Киприаном (Старорусенковым) (ум. 1626 г.) (Конев…)


Можно охарактеризовать русскую колонизацию Сибири следующим образом: по сибирским рекам  на стругах с огнестрельным оружием двигались русские купцы. На берегах рек ставились  фактории: остроги с церквями, осуществлявшие торговлю с местным населением. Происходило обращение местного населения в христианство  и знакомство их с культурными достижениями пришельцев.

Точно так же, на наш взгляд, осуществлялась  несколько ранее и деятельность ганзейской компании в самой России. Отсюда и латинская терминология в православной вере, и немецкая архитектура русских храмов . Христианство на Русь принесла Ганза.   


13.  Святой купец Прокопий Любекский

Отозвалась эта миссионерско-торговая  деятельность Ганзы в житии святого православной церкви Прокопия Любекского или Устюжского:
«Блаженный и вечно поминаемый Прокопий, как о нем искони сказывают некоторые из жителей Великого Новгорода, родом был из западных стран, латинского языка, из немецких земель (Любека).  …Когда достиг он совершеннолетия, снарядили из его отечества корабль с имуществом, и отбыл он из дома и родной земли... прибыл он на корабле, груженном очень большим богатством, в Великий Новгород с остальными своими спутниками-латинянами…».
Далее следует анекдотическое объяснение причины перехода Прокопия в «истинную христианскую православную веру»:  он увидел «множество прекрасных церквей, поклонение святым иконам, слышит великий звон и святое пение и чтение святых книг, множество монастырей, построенных около Новгорода и весьма обилующих монашеским чином». То есть немец Прокопий прозрел, увидев построенные по германским образцам храмы и  услышав звон привезенных из Германии колоколов. 
«Потом начал ходить по городу и монастырям, искать себе учителя, мудрого и разумного, истинного наставника в вере Христовой» - то есть по ганзейским факториям. О роли монастырей мы подробнее поговорим в следующей главе.
Далее Прокопий «отправился из Великого Новгорода в путешествие в восточные страны. И проходил блаженный многие города, и села, и страны, и непроходимые леса, и топи, и болота непроходимые, и все это с радостью терпел святой Христа ради, желая отыскать прежде потерянное небесное отечество».    Вероятнее, что терпел он  все это  ради открытия новых торговых путей, попутно  знакомя местных жителей со своей верой.
«И дошел блаженный Прокопий до Великого и славного града Устюга и вошел в него …  и пожелал блаженный Прокопий тут жительствовать».  Таким образом  Прокопий вышел к началу Северной Двины,  то есть проложил дорогу из Балтики к началу пути по Северной Двине в Белое море.
За этот  подвиг первопроходца, вероятно, и вошел в историю.
А вот житие еще одного православного святого Исидора Ростовского:
«Блаженный Исидор родился в Германии, в окрестностях, вероятно Бреннабора (или Браннибора, ныне — Бранденбург) в богатой славянской семье католическо¬го вероисповедания и, как говорит предание, был родственником Великого Маги¬стра Немецкого ордена». Точно так же, как и Прокопий, Исидор отправился «в долгое странствование через многие города и страны… Переходя, таким образом, из града в град, достиг, на-конец, славного Ростова». То есть опять перемещение от фактории к фактории. Показательно также чудо, совершенное святым Исидором: «Однажды блаженный Исидор спас от неминуемой гибели ростовского купца, бро¬шенного в бушующее море по жребию его попутчиками. Корабль был застигнут внезапной бурей, и плывшие на нем, подобно спутникам пророка Ионы, решили через жребий узнать, по чьим грехам им угрожает опасность, и бросить виновного в море. Оказавшись на небольшой доске в штормовых волнах, купец почти потерял надежду на спасение, когда внезапно его взору предстал блаженный Исидор, шедший по воде, как по суше. Чудесным образом блаженный Исидор вернул на корабль купца». Купец помог купцу.


14. Юродивый от Георгий-победоносец?

На полях отметим еще одно обстоятельство: и Прокопий, и Исидор считаются юродивыми. Принято возводить этимологию слова юродивый через «юрод»  к слову «урод» и приписывать юродивым хождение в лохмотьях и безумное на внешний взгляд поведение. Однако, в житиях и Прокопия, и Исидора нет никаких объяснений для перехода в это состояние ранее  более чем благополучных людей.  Кроме того, трудно представить, что оба святых путешествовали от города к городу по бездорожью и в одиночку. В те времена предпочитали перемещаться на судах по рекам. Вряд ли кто-то бы взял в свою компанию безумца в лохмотьях.
Мне представляется более вероятной происхождения слова «юродивый»  от святого Юрия – так на Руси называли Григория-победоносца, чей культ был широко распространен в Европе – от Англии до Грузии.
Вспомним церковь Георгия-победоносца на Торгу в Новгороде,   Юрьев  монастырь рядом с Новгородом с собором святого Георгия (именно в один из этих храмов,согласно 22-му параграфу Новгородской скры, надо было сдать  ключ от Немецкого двора при выезде купцов)   ,  собор св. Георгия в Старой Ладоге,  город  Юрьев-Польский с Георгиевским собором, находящийся  неподалеку от Ростова, до которого добрался Исидор.
Прокопий и Исидор могли быть как раз распространителями культа святого Юрия на русских землях.