Трудный экзамен

Виктория Белькова
(Из цикла «Чудесное рядом»)

(Фото из интернета)


Публикация рассказа в Православной газете "Благовест"

blago91@mail.ru
 



         Мы часто слышим о том, что Господь рядом, что Он постоянно видит и слышит нас. Но в буквальность этих слов верим с трудом, а чаще не верим. Как такое может быть? И бывает ли вообще? Оказывается, бывает. Только мы не готовы увидеть, услышать, воспринять то невидимое, что внезапно вмешивается в нашу действительность и, вопреки всякой объяснимой логике, меняет, переворачивает, а порой и спасает нашу жизнь. Люди верующие называют произошедшие в их жизни необъяснимые события чудом, а неверующие – случайностью. Каждому своё. Но герои моего рассказа не верят в случайности.


       Наташа в школе училась на пятерки.  Серебряная медаль в бархатной коробочке заняла свое почетное место за стеклянной дверцей шкафа. Можно было бы и за золотую побороться, если бы не одно «но» - бороться за оценки никто в семье Наташу не приучал. Девизом семьи, где воспитывались трое детей, была фраза «Главное, чтобы вы выросли хорошими людьми». Наташа – старшая из детей, училась хорошо, потому что самой так нравилось, к тому же чувствовала, что несет ответственность перед младшими братом и сестрой, которые во всем брали с нее пример.


       Выбирая будущую профессию, руководствовалась принципом: чем я могу помочь людям? Поэтому и специальность выбрала, связанную с  социальной сферой. Поступить на бюджетное место в ВУЗе с первой попытки не получилось. Родители заплатили за первый год обучения. Началась студенческая жизнь. Но Наташа видела, как тяжело родителям, поэтому решила не сдаваться: «Буду каждый год пробовать поступать на «бюджетку»». Сказано – сделано.


       Первый год студенческой жизни у всех непростой. Наташа за этот год повзрослела, выросла, как личность. Решение о первой исповеди и первом Причастии перед повторным поступлением принимала сама.


        Сокурсники после летней сессии разъехались на заслуженные каникулы, а девушка, как и год назад, обложилась книгами и конспектами. Самым трудным был первый экзамен – математика. Подруги звали на пляж, в кафе, но Наташа упорно повторяла синусы, косинусы, площади и объемы.


      Наступил день экзамена. Волновалась не меньше, чем год назад. Но когда стала решать задания – успокоилась, - все было знакомо. И хотя не все задания удалось решить, чувствовала, что достаточное количество баллов для допуска ко второму экзамену, набрала. Позвонила домой на единственный в то время в семье сотовый телефон и, не скрывая волнения, поделилась с мамой хорошей новостью. Но все изменилось утром следующего дня. В списках абитуриентов, допущенных ко второму экзамену, Наташа свою фамилию не нашла.

 
       Родители Наташи хоть и были коренными сельчанами, но профессии себе выбрали далеко не сельские. Александр был профессиональным военным. А Ника, мама Наташи, выбрала редкую профессию конструктора одежды – «закройщик с высшим образованием», как любила она шутить по поводу своего выбора. Закончить в свое время институт Нике помешали семейные обстоятельства. И она, конечно, мечтала, чтобы дети получили достойное образование.

      Тринадцать лет назад Александр с Никой вернулись на родину, поселились  в селе, занялись сельским хозяйством. Учить детей на платной основе для семьи было возможным, но трудновыполнимым делом. Это заставляло семью урезать и так не слишком высокий семейный бюджет. Три года назад Ника уговорила мужа обвенчаться. Но к венчанию допускаются люди, прошедшие церковные таинства. А это значит – первая исповедь и первое Причастие. Венчание состоялось, и с этого замечательного события началось воцерковление семьи.


      Этот факт, изменивший жизнь супругов, не мог не коснуться детей. И если младшая дочь воспринимала изменения в семье органично, то со старшими детьми было труднее. Возникали разногласия, споры, непонимание. Родители надеялись, что дети поймут и примут изменившихся родителей только тогда, когда не увидят в их поведении, словах и делах фальши, лжи. Поэтому Александр и Ника понимали, что нужно время, терпение, любовь, искренность и личный пример, чтобы зародить в любимых детских сердечках любовь к Неведомому Богу, к Тому, с кем они уже слегка соприкоснулись.


       Звонок дочери застал Нику врасплох. Только вчера бодрый голос Наташи вселял уверенность, а сегодня из телефонной трубки слышались всхлипывания:
 
-- Я не понимаю, что произошло! Мне казалось, что я должна была набрать необходимые баллы!

 Ника, как могла, утешала дочь. Что она еще могла сделать? У нее самой слез не было. Тяжелый обруч как будто сдавил шею и грудь. И в голове никаких мыслей. Пустота, чувство сиротства, оставленности… Кем? Богом? Как же так? Ведь столько раз она слышала и читала, что Бог, как воздух, Он рядом, все видит и слышит! Неужели Он не видит, как ей, Нике, сейчас больно?! Тогда все, что она читала и слышала о Нем – это ложь? Не может этого быть! И тут Ника скорее не подумала, а почувствовала, что Богу мало о нас все знать, Ему надо, чтобы мы сами попросили Его в своих нуждах!


        Шок от еще не пережитого события постепенно стал проходить. Мысли стали заполнять свое положенное пространство:

--Нужно что-то делать!А что тут можно сделать? Миллионы детей пробуют поступить в ВУЗы и не поступают. Обычное дело. Не мы первые, не мы последние.

       Ход мыслей казался правильным. Но где-то в глубине души Нике хотелось верить, что еще не все потеряно. Ну что ж, не в этом году, так, может быть, в следующем дочка все-таки поступит? И наступило чувство успокоенности, смиренности – что случилось, то случилось. И именно в этот момент Нику потянуло в Храм. Именно потянуло, захотелось вдохнуть этот пропитанный ладаном воздух, услышать приглушенные шорохи почти бесшумно двигающихся прихожан, увидеть знакомые любимые лики на иконах.

        Ника с младшей дочерью, пятилетней Дашей, в это время находились в райцентре. Дорога домой пролегала мимо единственного в городе храма. Ника с дочкой переступили порог церкви. Службы в этот день не было. Купили свечи, затеплили их у икон. Дашуня была слишком мала, чтобы понимать, что происходит. Но чуткое ее сердечко подсказывало, что  у Наташи неприятности. Даша посмотрела на маму, губы Ники беззвучно шевелились, глаза были устремлены куда-то поверх царских врат. Дочка подергала маму за подол:

– Мама, а как надо молиться?

– Почитай «Богородице Дево, радуйся», попроси Боженьку, чтобы у Наташи все было хорошо.


     Молитву Богородице Дашуня выучила давно, это была ее первая и любимая молитва. Она даже немножечко гордилась этим. Но разве только чуть-чуть. Нахмурив сосредоточенно бровки, Даша зашептала слова молитвы. Сама Ника молилась всеми молитвами, которые помнила наизусть, прибавляя в конце от себя:

 – Господи, Ты Сам все знаешь! Знаешь, как нам тяжело. Но пусть на все будет Твоя воля. Значит, так надо.


        Домой дорога показалась легкой. Будто камень с души свалился. Ника знала, что еще утром дочка забрала документы в приемной комиссии и сейчас едет из областного центра домой на электричке.  Но едва Ника подъехала к дому, навстречу выбежал радостно взволнованный сын:


 – Мама! Сейчас звонили из института, из приемной комиссии. Сказали, что там произошла какая-то ошибка – правильно решенную задачу посчитали как неправильно решенную! Поэтому Наташа набрала нужные баллы, ее допустили ко второму экзамену, и ей срочно завтра с документами нужно приехать в институт!


       Ника слушала и не верила своим ушам. Все казалось неправдоподобным. После оглашения официальных результатов? Разве ТАК бывает? Ника сидела в машине, обхватив руль руками, не в силах выйти. Слезы, накатившие волной, хлынули из глаз, ноги перестали слушаться. Она просто сидела и плакала. В голове стучало:

-- Господь с нами! Он не оставил нас! Он здесь!

И хотя впереди был еще один экзамен, появилась твердая уверенность, что все будет хорошо! Вот теперь все будет хорошо!

      Дашуня не сразу поняла, что произошло, и тихонько потрогала мамину руку:

 – Мама, у Наташи все хорошо?

Ника наконец-то смогла заговорить:

 – Да, доченька, у Наташи все хорошо! – и счастливо улыбнулась дочурке. Малышка изумленно смотрела на маму широко раскрытыми глазами:

 – Боженька помог!

Ника наконец-то смогла выйти из машины, и, вытаскивая сумки с покупками, размышляла о случившемся: «Да, Боженька нам помог! Нам, таким грешным, явил Свою милость! За что явлено нам такое чудо? Для укрепления нашей веры? Да, но в большей степени для укрепления веры наших детей, на глазах которых все произошло. Слава Богу за все!»


      А Наташа, оправившись от пережитых потрясений – сначала негативных, а потом положительных, с большим запасом по баллам сдала второй экзамен и стала студенткой любимого ВУЗа уже на бюджетной основе. Приехав назавтра в приемную комиссию института, Наташа познакомилась с девушкой Татьяной, которая и заметила ошибку экзаменаторов. И настойчиво разыскивала Наталью по телефону, чтобы сообщить ей приятную новость.

     Сделать это в то время было не просто, так как сотовая связь только осваивалась на Сибирских просторах, и качество ее оставляло желать лучшего. Но Татьяна не сдавалась и в течение нескольких часов пыталась дозвониться до Наташи. Ей казалось, что произошла какая-то дикая несправедливость. Сослуживцы отговаривали Татьяну от пустого, как им казалось, занятия. Но Татьяна снова и снова набирала неподдающийся номер, пока на другом конце не услышала долгожданное «Алло!» Экзаменационную карточку счастливой абитуриентки нашли в буквальном смысле в мусорной корзине, куда ее за ненадобностью успели выкинуть.


      Семья Наташи лично не была знакома с Татьяной. Но они верили, что у девушки, которая помогла их дочери, большое сердце и светлая душа. Ведь только люди с ТАКОЙ душой способны на ТАКИЕ поступки. Когда мы просим Бога помочь, Он помогает нам через Ангелов, святых, людей и даже животных. Но помогает нам только в том случае, если это полезно для спасения нашей души. Нужно только попросить. Попросить с верой и надеждой.