Я русский бы выучил!

Михаил Иванович Лапшин
         Сегодня, по прошествии двух десятилетий после распада великого государства, явственно наблюдается тенденция к сближению по многим азимутам государств, недавно входивших в единую великую страну, бывшую важнейшим структурным и идеологическим элементом мирового сообщества и игравшую в нем важнейшую роль.
        Не анализируя негативные аспекты периода разъединения и последующего за этим распада, отметим то положительное, что позволяет увидеть новые горизонты и вершины восхождения к новому сближению наших стран, в основе которого лежит уважение к целостности и самобытности каждого государства.
        За два десятилетия во всех республиках, входивших в состав СССР и ставших самостоятельными, наблюдается заметное развитие национальных культур, самоидентификации, осознание своего нового места в мировом социуме. Этих  явлений нельзя не видеть. 
        Одновременно с этими, несомненно, положительными явлениями, ширится понимание нашей общности, обусловленной вековой географической близостью и взаимовлиянием культур и духовности. Нарастает процесс осознания нашего общего культурного наследия.
          Объединительные процессы, развивающиеся сегодня и за которыми самое ближайшее будущее, требуют сохранения единой языковой базы, бывшей у нас совсем недавно и требующей развития.
          Именно единая и общая языковая среда, не отрицающая развитие национальных языков и культур,  станет  основой и  фундаментом на новом витке  объединения равноправных самостоятельных государств, входящих в Восточно-Европейскую цивилизацию.
         В современном мире, в котором идет «война всех против всех», отчетливо наблюдается языковое противостояние. Особенно следует отметить расширение применения английского языка в неанглоязычных странах, хотя это происходит, прежде всего,  за счет стремительной информатизации мира.
        Соединенные Штаты Америки всегда понимали важность языковой идентичности, поэтому уже в советский период в их вузах одномоментно проходили обучение 250 тысяч представителей  всех стран мира. К слову сказать, у СССР возможности были скромнее, поэтому в советский учебных и военных заведениях ежегодно обучалось 25 тысяч иностранных студентов. Со многими странами, в которых выпускники советских вузов занимают ключевые посты в руководстве, у нас традиционно хорошие отношения.   
       В этой связи важным является работа по расширению сферы распространения и модернизация русского языка. «Великий и могучий» русский язык, давший миру  шедевры, обогатившие сокровищницу мировой культуры, является необыкновенно гибким и живым языком.
        Борьба с русским языком в некоторых странах ближнего зарубежья  ведет к значительным потерям в экономике этих стран, создает большие трудности в межгосударственных контактах и контактах граждан, связанных зачастую родственными узами, отторгает граждан своих стран от великой культуры, созданной, кстати, представителями многих языков. Их творения, благодаря переводу на русский язык, в свое время стали общим достоянием народов, входивших в состав СССР, получили мировую известность.
           Отказ от русского языка, от его изучения в учебных заведениях означает сужение до минимума культурных знаний мирового уровня. Это значит не знать корифеев русской культуры, внесших неоценимый вклад в мировую культуру, в которой они до сир пор определяют гуманистическое понимание развитие мира. Правительства стран, борющихся с русским языком и русской культурой, обкрадывают свои народы, прежде всего, свою молодежь.
          Не знать всю плеяду русских гениев IХХ и ХХ веков: Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Толстого, Достоевского, Некрасова, Тургенева, Тютчева, Фета,  Маяковского, Есенина, Пастернака, Мандельштама, Ахматову, Цветаеву, Чехова, Горького и многих других, создавших великую  русскую культуру  – значит остаться обделенным  навсегда.
          Не знать ещё совсем недавнюю общую нашу историю, историю Великой войны и общих жертв, принесенных нашими народами на алтарь победы, значительных и масштабных свершениях нашей общей науки, общих достижений в технике, в космонавтике, которые вошли в крупнейшие достижения XX века и которые неотделимы от крупнейших и эпохальных мировых научных свершений, значит не знать свою собственную историю.
          За последние 20 лет, в постсоветский период, большинство молодых россиян или попросту ничего не знают об этом, или убеждены, что все великие открытия и свершения XX века сделаны в Америке или Западной Европе.
          Патриотизм, для формирования  которого, к сожалению, так  мало делается, обязательно требует знаний о своей малой и большой Родине, правдивой исторической памяти, гордости за то, что свершили наши предшественники, бережного и уважительного отношения к тому, что ими сделано. Ведь мы продолжаем великую эстафету, передаваемую из поколения в поколение. 
         На примере недавних и всё ещё развивающихся проблем в российско-украинских отношениях отчетливо видна роль языка. Правительство Януковича пришло к власти при поддержке Юго-Востока Украины, которому была обещано введение русского языка как второго государственного. Правительство не сдержало обещаний и лишилось поддержки русско говорящих регионов Украины, и в итоге потеряло всё.
          Если в начале развития конфликта на Юго-Востоке Украины виделось, что введение русского языка в качестве второго государственного на всей территории Украины, сможет существенно снизить уровень напряженности на Юго-Востоке, перевести в конструктивное русло переговоры по экономическим вопросам, в том числе по цене российского газа, то дальнейшее развитие конфликта создало, практически непреодолимые барьеры. 
           В современном динамичном мире на наших глазах быстро рождаются новые международные экономические и оборонительные объединения. Деятельность Союзного государства развивает созданный Таможенный  союз, в самое ближайшее время появится Единое экономическое пространство, планомерно развивается военное объединение Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Эффективное функционирование созданных структур возможно только на единой  языковой базе,  опираясь на русский язык.
       Не рассматривая всесторонне достоинства применения создаваемыми структурами единого языка, отметим некоторые объективные возможности:
         – упрощение взаимных контактов граждан разных стран, дальнейшее сближение государств  на основе «народной дипломатии». Это особенно важно для молодежи, которая должна продолжить этот процесс, в том числе, за счет новых возможностей получения образования в учебных заведениях разных стран;
         – разработка нормативной документации, обслуживающей различные стороны межгосударственного взаимодействия;
         – эффективное управление создаваемыми войсковыми соединениями, использование и обслуживание стандартизованной военной техники возможно только на едином языке;
         – расширение изучения  русского языка в других государствах позволит привлекать для работы в народно-хозяйственном комплексе России рабочую силу из разных государств. Недаром в странах Прибалтики нарастает интерес у молодежи к изучению русского языка, потому что знание языка помогает найти престижную работу в компаниях, развивающих сотрудничество с Россией.
          Вызовы ХХI века требуют совершенствования русского языка, а  имеющиеся в стране языковые вузы, чья деятельность совершенно незаметна, должны вести эту работу по разумному упрощению правил, если мы не хотим, чтобы наш язык, трудный для многих иностранцев, стал уникальным региональным языком. Право, никакой трагедии и особых потерь для языка не будет, если «стеклянный, оловянный, деревянный» будут писаться с одной буквой «н».
          Те, кто рядится в тогу «защитников» русского языка, не допускающих малейших изменений, на самом деле, являются его недоброжелателями, не заботящимися о его распространении в современном мире.
         Центральную роль в  расширении международной сферы применения русского языка должно играть  государство, прежде всего, предоставляя различного рода предпочтения во всех сферах тем странам, где русский язык является вторым государственным.  Это объективное требование, определяющее тактическую и стратегическую перспективу не только для России, но и для стран ближнего зарубежья, которая, безусловно,  окупится сторицей.
Информационная, культурно-просветительская газета "Диалог. Слово – Дело".
 21 августа 2014 №31(180)