Малефисента и ее бродвейские родственники

Георгий Тишинский
Запасшись парой банок Гиннеса, я отправился на премьеру Малефисенты. Признаться, предубеждения пронзили меня еще в тот день, когда до моего скромного компьютера дошла весточка о выходе такого фильма. "Старая сказка на новый манер". Да ведь Малефисента - младшая сестра Эльфабы из ставшего уже классикой бродвейского мюзикла "Wicked". Действительно, нынешнее движение за социальную реабилитацию женщин в обществе (позвольте-позвольте, ведь РЕ-абилитация намекает на возвращение к чему-то минувшему, уж не о матриархате ли речь?) порождает порой прекрасные опыты искусства. "Wicked" и вправду прекрасный мюзикл, который базируется на книжке, которая, в свою очередь (это не дурная бесконечность, конец уже скоро) является попыткой интерпретации "Волшебника из Страны Оз" Баума. Честно, Баума я читал в возрасте не особо нежном, однако эту лакуну прекрасно заполняли пересказы книжек Баума. Известная всем постсоветским детишкам книжка "Волшебник Изумрудного Города" с многочисленными продолжениями - это и есть подарок А. Волкова моему поколению. Разумеется, в ведьме Бастинде Волкова без труда угадывается злая ведьма Запада Баума.


Бастинда повелевала крылатыми обезьянами, ее боялся Гудвин, потерпевший однажды поражение в войне против нее, а под конец она растеклась от ведра воды, опрокинутого на ведьму главной героиней книги - девочкой-путешественницей Элли. Вот и весь очерк ее жизни. Все это можно увидеть и в Wicked - вот только не под таким углом.

Надо понимать, что мы живем не в древнем консервативном обществе, где женщине нельзя было стать ни священником (Папесса Иоанна и Киево-Печерский Авва Досифей (или Досифея) не в счет), ни королём (Мария Медичи не в счет). Да, женщин ужасающе угнетали, просто ужас какой-то (Богородица, которой до сих пор, согласно статистике, молятся в Италии больше, чем самому Иисусу, не в счет). Наконец-то они могут взять реванш.

И вот довелось Грегори Магвайру узреть призрак фаллоцентризма в образе Баумовской Дороти. Казалось бы - все реверансы сделаны: она и девочка, и главная героиня одновременно. Инициативная, храбрая, волевая, самостоятельно преодолевает все трудности и даже ведет за собой трусливого льва, пустоголовое чучело и бессердечного железного человека (вот они, современные мужчины, во всей красе). Настоящая феминистка.


Однако, как каждый уже давно заметил, в книге все равно недостаточно унизили мужской пол: хотя Гудвин дурак и жулик, хотя он и ненастоящий волшебник, Дороти все же убивает для него Ведьму Запада. Убивает. Женщину. Ради. Фальшивого. Волшебника.

Более чем очевидно, что Дороти - манкурт в стиле "Kinder-Kuche-Kirche". Для настоящей женщины современного типажа мужчина вообще не существует как равный член общества. Тем более как тот, ради кого стоило бы убивать других женщин. Итак, Дороти дискредитировала себя. Взоры наследниц и наследников Александры Коллонтай (или же Эдит Уортон) устремились к Злой Ведьме Запада. Какая трагедия жизни сделала ее злой ведьмой? Почему она живет вдали от всех, ненавидимая цивилизованным обществом Страны Оз? Социальную проблему-таки разрешили благодаря интерпретации этого богатого возможностями образа. Ведьму Запада наделили именем, семьей, интеллектом и критическим мышлением, а также отталкивающей зеленой кожей, отправили ее учиться в университете и даже подарили ей возлюбленного в виде безмозглого Страшилы (чучела).

Так появился мюзикл "Wicked".


Честно признаться, произведение очень даже талантливое и впечатляющее. Можно даже расчувствоваться пару раз, благо затягивающая музыка (чего стоит песня "I'm not that girl") позволяет погрузиться в процесс просмотра настолько "с головой", что уже и не помнишь, что ведь сестра Эльфабы - это, например, ведьма Гингема, а выпущенный на свободу львенок - это будущий трусливый лев и т.д. Однако, речь идет не о достоинствах или недостатках мюзикла, а о генетической его связи с "Малефисентой".


Сюжет фильма таков: няшечка-фея Малефисента живет в своем лесу и горя не знает до тех пор, пока в ее жизни не появляется мальчик-человек по имени Стефан (а зрителю известно из пролога к фильму, что в показанном фентезийном мире люди живут отдельно от природы и воюют с ней - ничего нового нет в этой идее, которая, словно куриная косточка, обсасывается всеми подряд как минимум с эпохи Просвещения). Так вот, человек разбивает сердце фее, отрезает ей крылья и благодаря этому становится королем, а она в ответ возводит вокруг своего леса непроходимые преграды (какой-то уже фрейдизм в ход пошел, причем начиная уже с крыльев) и проклинает королевскую дочь (так в нарратив незатейливо включается сказка о спящей красавице, которая в 16 лет уколола пальчик о веретено из-за проклятия ведьмы, не приглашенной на первые именины малышки). Затем, Малефисента все 16 лет следит за проклятой девочкой, привязывается к ней, показывает ей прекрасный мир природы, в котором она жила до предательства Стефана, и милая чистосердечная принцесса Аврора в конце-концов сближается с ведьмой-феей настолько, что вместе они сбрасывают Стефана с башни и живут долго и счастливо вместе. Стены вокруг леса Малефисенты рушатся, поскольку теперь Аврора станет править обоими мирами - как натуральным, так и социальным. Фея Малефисента снова становится доброй, обретя крылья. Конец.


В контексте сказанного интересен облик Малефисенты: рогатая и крылатая, она выглядит, как настоящая богиня древнего мира - или как демон христианской системы символов. Когда она колдует, руки ведьмы окутывает зеленое пламя - уж не намек ли это (вольный или невольный) на кожу Эльфабы? Разумеется, говорить о феминистических смыслах фильма скучновато, потому что они и так выпирают, как отруби и булавки из мозгов Страшилы, когда он особенно напряженно начинал думать. Стоит заметить всего пару деталей.

Во-первых, нет ни одного положительного персонажа мужского пола (даже превращенный в человека ворон, который мог бы быть таковым, сразу же огорчается по поводу трансформации из птицы в уродливого человека). Что касается прекрасного принца, то им стала сама Малефисента, поцеловавшая спящую Аврору (оказалось, что мужская любовь в принципе пустая штука). Ну и, разумеется, есть еще один выдающийся мужчина: король Стефан. Забавно, что его назвали именем первого христианского мученика. Когда он летел с башни (я тогда уже давно допил Гиннес), в его глазах отразился крах фаллоцентризма. Но это ничего - вместо него взошла заря (Аврора на латыни значит именно это) новой жизни, в жилах которой хотя и течет кровь отца, однако, всем ведь известно, что определяющим для поведения человека является вовсе не происхождение, а исключительно пол.

Таким образом, можно увидеть, как диснеевская ведьма из "Спящей Красавицы", побывав на представлении в Бродвейском театре, решила и себе сделать имидж феминистки и в принципе женщины геройской. Я сам-то не особенно убежденный апологет фаллоцентризма, но ведь какая загвоздка: если так пойдет дальше, придется сказать, что и Лилит - жертва произвола злого иудейского бога и его любимчика Адама. Хотя, это я уже где-то слышал, причем не раз.

Тут проблема вовсе не в том, что женщины по сути своей плохие, а их выставляют хорошими. Очевидно, что женщины как таковые могут совершать как положительные, так и отрицательные поступки. Однако, теперь происходит извращение этого совершенно очевидного тезиса. Теперь женщина может быть рассматриваема объективно только в связи с другими женщинами. Как только в ход вступает лицо мужского пола, сразу же это лицо во всем обвиняется, как источник шовинизма, угнетения, зла и авторитарности.

А в целом - фильм (или, скорее, анимация с вкраплениями то лукавого, то облукавленного лица Анджелины Джоли) понравился. Жаль только, что Гиннеса было слишком мало для того, чтобы полностью вжиться в нарратив. Ведь известно из книги Карла Кереньи "Элевсинские Мистерии", что пиво - изначально культовый напиток религии Великой Матери Деметры. В таком случае, и "Малефисента" - это красивая, насыщенная психологическими и философскими проблемами, дорогостоящая и растянутая на час с лишним реклама пива. Так-то.