Н. Ващилин. Последний романтик советского кино

Константин Семынин
                В каждой роли смогу я сто жизней прожить,
                Лишь кино может все это мне подарить.
                А. Дементьев – "Каскадёры"


       Материал был опубликован в еженедельнике "Конкретная газета" (Озёрск Челябинской области) № 16 (392) от 28 августа 2014 года на странице 5.
      

       На съёмках художественного фильма «Зачем человеку крылья» герой Льва Дурова должен был подняться в небо на дельтаплане. Известный актёр хотел выполнить этот трюк самостоятельно. Тем не менее, режиссёр ленты решил подстраховаться и пригласил на съёмочную площадку опытных каскадёров. Дабы отговорить Дурова от необдуманного шага, один из трюкачей заметил, что эпизод с дельтапланом чрезвычайно опасен. Однако актёр остался глух к суровому предупреждению, хотя и несколько удивился, что для выполнения трюка, режиссёр пригласил аж трёх дублёров. «По одному на каждый дубль!» – мрачно пошутил каскадёр. Последняя фраза прозвучала убедительнее любых доказательств и очень быстро охладила энтузиазм неугомонного Льва Константиновича! Правда, в этот момент опытный каскадёр как никто понимал, что может произойти, если вдруг трюк не получится...

       Мой хороший знакомый, Николай Ващилин, знает об этом не понаслышке! Личность во многом легендарная – мастер спорта СССР, вице-чемпион СССР по самбо среди юниоров 1967 года, чемпион ЦС ВДСО "Зенит" по дзюдо 1971 года, многократный призёр первенств Ленинграда по самбо и дзюдо, доцент, кандидат педагогических наук... Перечень всевозможных заслуг и регалий можно было бы продолжать и продолжать, но знатокам и любителям кино Николай Николаевич известен, в первую очередь, тем, что в 60-80-е годы являлся одним из лучших каскадёров и постановщиков трюков Советского Союза. Впервые попав в составе бригады спортивной массовки на съёмочную площадку фильма Григория Козинцева «Гамлет» (1964), семнадцатилетний Коля Ващилин навсегда остался верен Великому советскому кинематографу, отдав 35 лет своей последующей жизни служению миру киноиллюзий.

       На счету Николая Ващилина более 70 кинолент и бесценный опыт работы на одной съёмочной площадке с Владимиром Высоцким, Василием Шукшиным, Олегом Борисовым, Владиславом Стржельчиком, Леонидом Марковым, Евгением Леоновым... Это именно он ставил сложнейшие трюки в эпохальных фильмах «Они сражались за Родину» и «Красные колокола» режиссёра Сергея Бондарчука, «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона» и «Ярославна – королева Франции» Игоря Масленникова, «Сибириада» Андрея Кончаловского, «Урга – территория любви» Никиты Михалкова, «Д*Артаньян и три мушкетёра» Георгия Юнгвальд-Хилькевича. Да, и над этим телепроектом работал именно он, хотя многие думают, что трюки в этой картине ставил Владимир Балон.

       – Владимир в «Трёх мушкетёрах» играл роль де Жюссака, а так же помогал мне как постановщику трюков. –  вспоминает Николай Николаевич. – Кроме этого он исполнил несколько фехтовальных сцен под моим руководством. Все драки, конные трюки и падения разрабатывал и ставил я. К тому же я нёс уголовную ответственность за безопасность людей в трюковых сценах. В моём личном архиве сохранился официальный договор с Одесской киностудией и чек из кассы на 800 рублей, выданный мне за работу на этой картине. И это были большие деньги, которые за просто так в советском кино не платили! Съёмку трюковых сцен без моей подписи в журнале не начинали.

       Помню, как где-то в самый разгар съёмочного процесса нам предстояло сделать сложнейшую сцену засады на мушкетёров. Надо снимать эпизоды со скачками на лошадях, а герои все пьяные! Затея задействовать в трюковых съёмках актёров в таком состоянии могла закончиться очень печально, и я отказался ставить свою подпись в журнале: не стал брать на себя ответственность! Режиссёру Юнгвальд-Хилькевичу пришлось отменить съёмку, а «мушкетёры» меня за это тихо возненавидели. На работе, правда, это не отразилось! После завершения этапа трюковых съёмок в Одессе расстались хорошо: они мне написали дружеские пожелания на фото, мы выпили шампанского, и я сразу уехал на съёмки «Сибириады» к Андрею Кончаловскому. Это уже потом, много позднее «мушкетёры» стали давать многочисленные интервью и рассказывать, что всем трюковым премудростям их обучил Владимир Балон. А когда на защиту моего имени встал режиссёр фильма Юнгвальд-Хилькевич, сообщивший в одном из интервью, что я был и остаюсь единственным официальным постановщиком-консультантом по трюкам этого фильма, то на него все «мушкетёры» взъелись, назвав предателем Володи Балона.

        – Но почему же тогда вы не стали бороться за своё честное имя, когда создатели фильма оттеснили вас на задний план?

        – Я уже говорил, что сразу после работы на «Трёх мушкетёрах» уехал на другие съёмки. Как-то некогда было отслеживать, кто и что написал там, в титрах фильма... Да, если честно, до поры до времени вокруг телефильма не было какого-то безумного ажиотажа! На мой взгляд, картина получилась довольно проходная: критики её, вообще, разгромили в пух и прах!

        – Получается, что работа над «Д*Артаньяном и тремя мушкетёрами», по большому счёту, не принесла вам творческого удовлетворения? Тогда на каком фильме вам удалось наиболее полно раскрыться с профессиональной точки зрения? Есть у вас в творческой биографии любимый фильм?

        – Конечно, есть! Абсолютную свободу в работе я ощутил на съёмках «Сибириады» Андрея Кончаловского. По большому счёту, там  трюков-то было рублей на 300 (в советское время каскад высшей категории сложности оценивался в 56 рублей. – К.С.), но почти все они оказались очень сложными в своём воплощении!  С высоты прожитых лет, мне кажется, что получилось достойно! Там и актёры без работы не сидели, да и сам я в кадре выполнил горение в тракторе, подменив в опасном эпизоде Никиту Михалкова. А однажды произошёл такой случай – я, подготовив трюк с перепрыгиванием героя Виталия Соломина с сосны на сосну, задрал цену для своих каскадёров до 100 рублей за дубль. Огромные деньги по тем временам! Директор съёмочной группы, Эрик Вайсберг, начал протестовать. Тогда Андрей Кончаловский посадил его с собой в люльку крана и поднял на половину необходимой для съёмок высоты. Этого было вполне достаточно, что бы получить положительный ответ Эрика  по поводу достойной оплаты труда каскадёров.
 
       – А были ли у вас на съёмочной площадке какие-либо форс-мажорные обстоятельства, которые требовали каких-то неординарных решений?

       – Непредвиденные ситуации, конечно же, были, но я горжусь тем, что на моих фильмах, где я был постановщиком трюков, несчастных случаев, а тем более летальных исходов, никогда не случалось! Наверное, в этом как раз и заключается моя главная заслуга как профессионала! Хотя память хранит достаточно много случаев из моей каскадёрской молодости, когда я и мои друзья-трюкачи оказывались на волосок от гибели по вине руководителя нашей группы Александра Массарского. Он нас называл «мальчиками для битья», а режиссёрам направо и налево рассказывал, что его «люди-машины могут выполнить любое задание». Такая реклама нам порой выходила боком. Например, на съёмках эпопеи «Блокада» (1972) Александр Самойлович предложил нам выпрыгнуть из горящих вагонов. На репетиции времени не было, и мы должны были всё сделать с первого дубля. В итоге, что-то пошло не так и вся наша группа энтузиастов-трюкачей – двадцать человек – лишь чудом не сгорела заживо.

       А двумя годами позже нас, всё тот же Массарский, и вовсе чуть не повесил по-настоящему. Случилось это во время работы над картиной «Звезда пленительного счастья» Владимира Мотыля. В сцене казни декабристов из-под ног каскадёров выбили помосты, и мы висели над глубокой ямой. В это время киногруппа снимала длинный монолог, который на фоне казнённых мятежников произносил персонаж Олега Янковского. Отчётливо помню, как я истошно заорал и сорвал съёмку, заметив, что мой напарник, Анатолий Ходюшин, не просто захрипел, а начал дёргаться в конвульсиях. Уже потом выяснилось, что парашютная обвязка, в которой мы висели на перекладине, так сильно перетянула ему бедренную артерию, что он просто начал терять сознание от нехватки кислорода в крови. Ещё бы немного, и его просто бы не успели откачать.

       Но калечил Александр Самойлович не только нас, но и вверенных ему актёров. В 1967 году на съёмках «Интервенции» Геннадия Полоки на наших глазах чуть не погиб Володя Высоцкий! Во время прыжка с балкона в эпизоде драки в кабачке «Взятие Дарданелл» он чуть не сломал себе шею. Высоцкий был отличным гимнастом и изъявил желание выполнить все трюки самостоятельно. Массарский с радостью ему это позволил, но не догадался до съёмки проверить рисунок прыжка с кем-нибудь из нас. По команде «мотор!» Высоцкий опёрся рукой о бутафорские перила балкона, и они с треском сломались! Володя, потеряв равновесие, грохнулся на каменный пол с трёхметровой высоты. Слава Богу, что тогда всё обошлось благополучно!

       – А почему вы всё-таки решили уйти из кино?

       – Дело в том, что в начале 90-х годов Александр Иншаков создал «Ассоциацию каскадёров России» и провозгласил себя главным каскадёром страны, став её бессменным президентом. Нам с ним оказалось не по пути. Прогибаться под новые правила я не стал. Так и оказался не у дел. А очень скоро моё имя пропало из всех справочников и титров. Но, наверное, самая главная причина того, что я ушёл из любимой профессии – крушение и гибель Великого советского кинематографа. Ушли Люди-эпохи, не стало настоящих Имён...
 
       Сейчас об этом ушедшем времени я пишу свои воспоминания. Недавно закончил книгу «Мы умирали по воле режиссёров», где рассказал о своих каскадёрских работах в «Белом солнце пустыни», «Острове сокровищ», «Легенде о Тиле», «Стрелах Робин Гуда»...

       Но дело моё живёт! За годы преподавания в ЛГИТМиКе, в качестве руководителя курса трюковой подготовки, я воспитал несколько десятков каскадёров, которые сейчас очень востребованы в новом российском кино! Вдвойне приятно, что два моих выпускника  обрели и мировую признательность: Владимир Орлов и Сергей Головкин в разные годы становились лауреатами  американской премии "Taurus World Stunt Awards" (трюковой "Оскар") в категории "Лучший экшн в иностранном фильме". Последний из них получил этот приз в мае 2014 года за постановку трюков в фильме Фёдора Бондарчука «Сталинград». Так что мне есть чем гордиться! Надеюсь, что и мои именитые ученики-каскадёры нет-нет, да вспоминают  добрым словом своего преподавателя по трюковому ремеслу!

       Вот такое вот было у меня кино! Кино всей моей жизни...


       PS. Отзыв на книгу Николая ВАЩИЛИНА (07.04.1947 - 22.07.2023) "Откровения каскадёра. Мы умирали по воле режиссёров", опубликованный на сайте интернет-магазина "Озон" – читайте по ссылке http://www.proza.ru/2017/02/19/1864



       На фотографиях: постановщик и исполнитель трюков Николай Ващилин на съёмках художественных фильмов "Звезда пленительного счастья" (1974), "Стрелы Робин Гуда" (1975), "Д*Артаньян и три мушкетёра" (1978).