Чайки и неожиданная помощь от Вити Кулагина

Лев Ефремов
               
 
       Гуляют отдыхающие по приморской набережной, любуются морем, парящими над волнами птицами. У многих, глядя на чаек, поднимается настроение, на-чинают вспоминать стихи об этих птицах, вспоминают предания о том, что это
летают души погибших в море моряков. И у многих моряков такие же ассоциации
возникают при виде чаек, но не у всех. Для боцманов и матросов морских судов
чайки зачастую становятся врагами, в прямом смысле этого слова. 
       Буровое судно «Виктор Муравленко» после планового гарантийного ремонта
  в Финляндии прибыло в порт Мурманск. Приняли на борт необходимое снабже-ние, пополнили запасы топлива, воды, укомплектовали экипаж. Через некоторое
время встали в Баренцевом море в месте произведения разведочного бурения на
Штокмановском нефте-газовом месторождении. В месте производства буровых
работ глубина моря более 150 метров и суда этого типа оборудованы сложней-шими механизмами, позволяющими стоять в заданной точке и производить буровые работы не отклоняясь от скважины на заданную величину. Для этого служит система ДП (динамического позиционирования). Она состоит из разных электронных систем, это спутниковая система, различные радионавигационные системы,  гидроакустическая система. На дно опускают несколько гидроакусти-ческих датчиков. Судовая электроника принимает сигналы от всех этих приборов, обрабатывает и дает сигнал для работы судовых двигателей. Судно имеет семь гребных винтов, это два носовых подруливающих, два кормовых подруливающих и три основных винта, находящихся в корме в диаметральной плоскости судна. Работу этой техники постоянно контролируют специалисты и в любой момент могут перейти на ручное управление судовыми механизмами.
         Судно из ремонта пришло сияя свежей краской.  Жилая  надстройка, буровая вышка и мачты белоснежные, палубы яркозеленые, корпус судна светлосерый. Все глаз радует. Стоит «В.Муравленко» в море, идет привычная работа по бурению разведочной скважины. Весь экипаж занимается своим делом: буровики работают на буровой, геофизики в лабораториях колдуют, механики следят за механизмами, электронщики за своим заведованием, штурманы и операторы ДП за местоположением судна, матросы занимаются погрузочными работами – подают с палубы и из трюмов на буровую необходимые материалы. Судно стоит практически на одном месте, вокруг море, и как оказалось оно полно рыбы. А раз есть рыба, то тут  полно и всякой морской живности, в том числе бакланов и чаек. Облюбовали птицы планшир на полубаке. На главной палубе и на корме судна всегда есть народ, кипит работа, а на полубаке никого. Сидят чайки на планшире,следят за рыбой, временами ныряют за ней и обратно на планшир, на полубак.Головки птиц направлены в сторону моря, а задки на палубу. Выходит утром боцман на полубак, а там, мать честная … Вся палуба, которая еще недавно радовала глаза блестящей зеленью, покрыта птичьим пометом и во многих местах от этого помета краска уже облезать стала. Такой этот птичий помет едучим оказался. Посоветовался боцман со старпомом, и решили они на этом планшире на высоте сантиметров 15-20 установить стойки и натянуть проволоку, может она помешает чайкам садиться на планшир. Сделали, натянули проволоку – не помогло. Хитрые и наглые птицы садились под проволоку и продолжали делать свое вредное дело. Что еще можно сделать? Отгонять птиц сигналами судового тифона нельзя, работа на судне круглосуточная и, когда одна смена работает, то вторая смена отдыхает. Звук судового тифона не даст уснуть сменившимся работникам. Очередное решение проблемы подсказал капитан:
       - А, вы на полубаке Виктора Кулагина поставьте.
       - Как Кулагина поставить?  - Не поняли моряки.
       - А, вы к нему присмотритесь, тогда и поймете.
       Виктор Кулагин работал на судне инженером по комплектации, т.е. по снабжению. Это был высокий, худощавый парень лет тридцати. Куртка или пиджак на нем был постоянно расстегнут, на голове длинные волосы. При разговоре он энергично начинал размахивать руками и  вертеть головой, при этом волосы и полы пиджака летали вокруг него. Боцман присмотрелся – а, ведь точно. Надо попробовать. К длинному шесту прибили поперечину, одели старый пиджак и специально его не застегнули. На верху шеста прикрепили парик из мочала. Получилось очень на оригинал похоже, а когда установили чучело на полубаке, то всякое сомнение пропало – Кулагин, да и только. Ветер на полубаке постоянно дует, чучело рукавами машет. И самое интересное, капитан оказался прав – птицы меньше стали на планшир садиться. А когда сильный ветер и чучело мало того, что рукавами машет еще и скрипеть начинает.
        Виктор сначала обижался, а потом привык. Понял, что в море при напряженной работе  всякое хоть и небольшое разнообразие благотворно влияет на общее настроение экипажа.