В избе

Тамара Цыганок
«Не красна изба углами, а красна пирогами»

В памяти моей, - запечатлена изба бревенчатая деревенская, - гостеприимная, где теплотой души русской веяло -  кладезь добра, родства и любви к ближнему!
А душа-то избы, - печка. Растопишь дровишками и пошло тепло... дух!

По утрам, как только начинали петь первые петухи, растапливали печку и начинали готовить обеды, тесто месить, хлеб и пироги печь.
Тесто месили в кадке. На печку ставили кадку, - для хорошего брожения теста в тепле, - кирпичики прогревались и тёплый дух шёл.
Получались выпечки пышные, румяные, пахучие и ели их, запивая молоком, которое хранилось в глиняных горшочках. Особый вкус молока был, в тех горшочках. Хранились горшочки с молоком, в погребах, - в холодке, чтобы молоко подольше хранилось,  не прокисало (холодильников, на те времена, в деревнях не было).

На завтрак, в печи кашу варили, чуть томили. Аппетитной была, с румяной поджаристой пенкой.

К обеду, в печке уже суп или борщ  готов, на углях пропаренный, впитавший в себя запах той древесины из какой были заготовлены дрова.
Вкусные получались обеды, наваристые.  Все кушанья готовились в чугунах.
Запах душистый манил собой, - поесть, а после обеда, на печку залезть, отогреться душой и книжку прочесть, заодно.

Вечерами длинными зимними, все в избе собирались, гурьбой!
Кто-то в домино, в шашки  играл; кто-то стихи читал.
Младшие – все на печи,- у них, свой дом! Мирно они там шушукались, страшилки рассказывали наперебой и набирались здоровья - кирпичи "дышали" теплом.

Старшие, - матери, бабушки, - шили и вышивали, чуть напевая, о любви, о мире, о чём-то земном. Поодаль, подружки вышивали картины, скатерти, рушники, кто-то "крестиком", а кто-то "гладью"
Позже, вошли в историю изделия эти.

Воскресает в памяти, совсем старенькая бабушка. Она всегда в уголочке сидела, носочки вязала на спицах и как бы между прочим, где надо, своё слово вставляла. Прислушивались к ней, - помогало, - школа для всех была.
Ведь не зря говорят: "Век живи, век учись". Да и младшим учение было, - старших уважай,- когда надо, водицы принеси в избу (водопроводов не было), пол подмети, с хозяйством уберись. А в благодарность, бабушка денежку давала - 5 копеек,- изредка, в кино сходить (пенсия-то у неё, маленькая - 12 рублей, по тем временам). Кино привозили в село один раз в неделю, все с нетерпением ждали того дня.

Когда появилась новинка,- телевизор,- фильмы смотрели, селом, в одном из домов. Помню, два телевизора было, на всё село. В дом набивалось народу полно. Мне всегда везло, - сидела на подоконнике, со старшими, - сестрёнкой и братишкой, -высоко и всё видать. А когда все односельчане расходились по домам, мама говорила:  "Ну, не беда, пол вымоем. Главное, - дружно и хорошо отдохнули".

Радость, смех и веселье были кругом.
А застольные песни какие! Ну-ка, дочь, давай, подхвати, помоги!
И пело село, разливались напевы, песни-души русской: "Вот кто-то с горочки спустился", "Что стоишь качаясь, тонкая рябина", "Клён ты мой опавший", "Ой, ты степь широкая" и многие, многие другие.

К полночи, все расходились домой, думая, каждый о чём-то своём.
Может о том, что тесто подходит, которое в кадке, стоит на печи, чтоб утром, испечь пироги.
И снова, потом, собраться селом, в избе...